Промышленный переворот и формирование индустриального общества в России.
Промышленный переворот – система технологических, соц.-полит. и экон. изменений, обеспечивающих переход от ручного труда к машинному. Предпосылки: 1.Накопление капитала, благодаря мануфактурному производству. 2.Наличие рынка рабочей силы. 3.Политика протекционизма. 4.Спрос на товары промышленного производства. 1-я индустриальная держава-Англия. Причины лидерства: 1.Благоприятные политические условия. 2. Наличие экон. предпосылок. Раньше всех стало свободное частное предпринимательство. 3.Наличие система ленд-лордизма. 4.Колониальная экспансия. 5.Специфика соц.-психологического склада ранней англ. буржуазии (скупость, расчетливость).В текстильной отрасли-механическая прялка, паровой двигатель.15 сент.1830г. – 1-я в мире железная дорога.В России 30-40-е гг. 19в. до бурж. революции бур-х реформ. В хлопчатобумажной отрасли. След. Свекло-сахарная и писчее-бумажная. Если в 1851 в России делали 19тыс. машин, то в 1860-99тыс. Соц.последствия пром.переворота: 1.Центр общественной жизни перемещается в город из деревни. 2.Растет число городов и рост населения. В результате пром. Революции сложилось индустриальное общество. Это об-во с преобладанием промышленности, городов и городского населения, бурным экон. ростом, существенными сдвигами в науке и технике, четким классовым делением, господствующей идеей либерализма, способностью к саморазвитию и саморегуляции.
18.Новые попытки реформирования России в 1-й четверти XIXв.Новый виток реформаторской деятельности Александра 1 связан с именем М. М. Сперанского (1772-1839). Выходец из семьи сельского священника, Сп. благодаря личным качествам и поразительной работоспособности сделал головокружительную карьеру и к исходу 1807 г. стал одним из ближайших советников императора. В конце 1808 г. император поручил ему составить общий план государственных преобразований. В начале октября 1809 г. проект реформ, названный Сп. “Ведение к Уложению государственных законов был закончен. Основополагающие идеи преобразований были сформул. и определены самим А I. В противном случае Сп. никогда бы не решился на составление столь широкомасштабного и смелого проекта. Реализация проекта Сп. ограничивала самодержавную власть, значит. продвигала Россию по пути превращения крепостнической монархии в буржуазную. При разработке главных направлений реформ Сп. опирался на существовавшую европейскую конституционную традицию, в частности, на англ. и фр. опыт. Проект развивал и конкретизировал основные идеи политического преобразования, обсуждавшихся А I с членами Негласного комитета. Приоритет в преобразованиях Сп. отдавал политической сфере – реформе государственного устройства. Решение крестьянского вопроса относил на будущее.Экономические планы Сперанского.Присоединение России к континентальной блокаде привело к катастроф. последствиям для ее экономики. Доходы казны уже в 1808 г. знач. сокр.. Правительство приняло реш. начать печатание бумажных денег, не обеспеченных золотым запасом страны, в результате чего уже в 1809 г. курс бумажного рубля упал до 35 копеек. В этих условиях А I поручил Сп. разработать проект оздоровления экономики.Такой план, напр. на спасение страны от экономической катастрофы, был подготовлен Спер. уже к открытию первого заседания Госсовета 1 января 1810 г. он включал в себя: прекращение выпуска не обеспеченных ценностями ассигнаций; объявление выпущенных ранее бумажных денег государственным долгом и их постеп. выкуп у населения с целью уничтожения; резкое сокращение государственных расходов (в том числе и на образование); введение нового спец. налога на помещичьи и удельные имения, направляемого затем на погашение гос. долга; проведение внутр. займа под залог и частичную продажу гос. имуществ; введение чрезвычайного дополнительного налога на 1 год, который уплачивался крепостными и составлял 50 копеек на душу; открытие русских портов для торговых судов под нейтральным флагом, чьи бы товары они не привозили (скрытый отказ от континентальной блокады); введение нового таможенного тарифа, облагавшего огромными пошлинами ввоз в Россию импортных товаров; запрет на ввоз предметов роскоши. В реальной жизни проект в полной мере воплощен не был. Налог, предназначенный на погашение долга, тратился на другие цели. Выпуск ассигнаций время от времени возобновлялся. Четкой системы взимания новых налогов не было.
19.Место России в мировом сообществе к середине XIX в. Причины ее отставания. 3 группы стран: страны 1-го эшалона (буржуазные), 2-го (предпосылки к обр-нию бур-зии), 3-го (средневековые, Азия, Африка, латинская Америка). В 1872г. Соловьев такой тип назвал запаздывающим. Причина – неправильный путь развития до петра1. Причины: наличие крепостного права; природно-климатический фактор; разные стартовые позиции; особенности присоединения новых земель к России; низкий уровень образования; противоречия между образованными и безграмотными; наличие устаревшей формы правления(абсолютная монархия); политические партии формировались позже; военно-техническое отставание; взятии брали.
20.Отмена крепостного права в России и реформы 60-70-х гг. XIX в., их сущность и характер.Земская реформа 1864 г. К крестьянской реформе Россия подошла с крайне отсталым и запущенным местным (земским, как тогда говорили) хозяйством. Мед. помощь в деревне практически отсутствовала. Эпидемии уносили тысячи жизней. Крестьяне не знали элементарных правил гигиены. Народное образование никак не могло выйти из зачаточного состояния. Отдельные помещики, содержавшие для своих крестьян школы, закрыли их сразу же после отмены крепостного права. О проселочных дорогах никто не заботился. Между тем государственная казна была истощена, и правительство не могло своими силами поднять местное хозяйство. Поэтому было решено пойти навстречу либеральной общественности, которая ходатайствовала о введении местного самоуправления. 1 января 1864 г. был утвержден закон о земском самоуправлении, Оно учреждалось для руководства хоз. делами: строительством и содержанием местных дорог, школ, больниц, богаделен, для организации продовольственной помощи населению в неурожайные годы, для агрономической помощи и сбора статистических сведений. Распоряд-ми органами земства были губернские и уездные земские собрания, а исполнительными — уездные и губернские земские управы. Для выполнения своих задач земства получили право облагать население особым сбором. Выборы земских органов проводились раз в три года. В каждом уезде для выборов гласных уездного земского собрания созд. три избир. съезда. В первом съезде участвовали землевладельцы, независимо от сословия, имевшие не менее 200—800 дес. земли (земельный ценз по разным уездам был неодинаков). Второй съезд включал в себя городских собственников с определенным имущественным цензом. На третий, крестьянский, съезд съезжались выборные от волостных сходов. Каждый из съездов избирал определенное число гласных. Уездные земские собрания избирали гласных губернского земства. Как правило, в земских собраниях преобладали дворяне. Несмотря на конфликты с либер. помещиками, самодержавие считало поместное дворянство своей основной опорой. Поэтому земство не было введено в Сибири и в Архангельской губернии, где не было помещиков. Не ввели земство и в Области Войска Донского, в Астраханской и Оренбургской губерниях, где существовало казачье самоуправление. Земства сыграли большую положительную роль в улучшении жизни русской деревни, в развитии просвещения. Вскоре после их создания Россия покрылась сетью земских школ и больниц. С появлением земства стало меняться соотношение сил в русской провинции. Прежде все дела в уездах вершили правительственные чиновники вкупе с помещиками. Теперь же, когда развернулась сеть школ, больниц и статистических бюро, появился “третий элемент”, как стали называть земских врачей, учителей, агрономов, статистиков. Многие представители сельской интеллигенции показали высокие образцы служения народу. Им доверяли крестьяне, к их советам прислушивались управы. Правительственные чиновники с тревогой следили за ростом влияния “третьего элемента”. Городская реформа 1870 г. В 1870 г. по типу Земской была проведена городская ре-форма7'0на заменила прежние сословные думы, созданные в соответствии с “Жалованной грамотой городам” 1785 г., всесословными выборными городскими учреждениями — городскими думами и городскими управами. Правом выбора в городскую думу пользовались лица, достигшие 25 лет и платившие городские налоги. Все избиратели, в соответствии с величиной уплачиваемых в пользу города сборов, делились на три курии. Первую курию составляла небольшая группа наиболее крупных владельцев недвижимой собственности, промышленных и торговых предприятий, которые платили в городскую казну 1/3 всех налогов. Во вторую курию входили более мелкие налогоплательщики, вносившие еще 1/3 городских сборов. Третья курия состояла из всех остальных налогоплательщиков. При этом каждая курия избирала равное число гласных в городскую думу, что обеспечивало преобладание в ней представителей крупной финансовой и торгово-промышленной буржуазии. Городское общественное самоуправление ведало решением хоз. вопросов: благоустройством города, развитием местной торговли и пром-ти, здравоохранения и народного образования, содержанием полиции, тюрем и т.д. Деят-ть городского самоуправления контролировалась государством. Избранный городской думой городской голова утверждался губернатором или министром внутренних дел. Эти же чиновники могли наложить запрет на любое решение думы. Для контроля, за деятельностью городского самоуправления в каждой губернии создавался специальный орган — губернское по городским делам присутствие. Тем не менее, при всей своей ограниченности, городская реформа была шагом вперед по сравнению с дореформенной организацией городского управления времен Ек II. Она, как и земская реформа способствовала приобщению широких, слоев населения к решению вопросов управления что служило предпосылкой для формирования в России гражданского общ-ва и правового государства. Судебная реформа 1864 г. Наиболее последовательным преобразованием А II была судебная реформа, проведенная на основе новых судебных уставов, принятых в ноябре 1864г. В соответствии с ней новый суд строился на принципах буржуазного права: формальном равенстве всех сословий перед законом; гласности суда; независимости судей; состязательности обвинения и защиты; выборности некоторых судебных органов.По новым судебным уставам были созданы две системы судов — мировые и общие. Мировые суды рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела. Они создавались в городах и уездах. Мировые судьи осуществляли правосудие единолично. Они выбирались уездными земскими собраниями, а в столицах - городскими думами. Для судей устанавливался высокий образовательный и имущественный ценз - не ниже среднего образования и владения недвижимостью на сумму не менее 15 тысяч рублей или 400 десятинами земли. При этом судьи получали довольно высокую заработную плату - от 2200 до 9000 рублей в год, Система общих судов включала окружные суды и судебные палаты Окружной суд назначался императором по представлению министра юстиции и рассматривал сложные уголовные и гражданские дела, Рассмотрение уголовных дел происходило с участием 12-ти присяжных заседателей. Присяжным мог быть подданный России в возрасте от 25 до 70 лет с безупречной личной характеристикой, проживавший в данной местности не менее двух лет. Устанавливался также довольно значительный имущественный ценз - владение недвижимым имуществом на сумму не менее 2 тысяч рублей. Списки присяжных утв. губернатором. Апелляционной инстанцией для окружного суда была судебная палата. Причем, апелляция по поводу приговора, вынесенного судом присяжных, не допускалась. Судебная палата рассматривала дела о должностных преступлениях, совершенных лицами, имевшими чин выше титулярного советника (т.е. с VIII класса табели о рангах). Такие дела приравнивались к гос. преступлениям и слушались с участием сословных представителей. Высшей судебной инстанцией являлся Сенат.Реформа устанавливала гласность судебных процессов, которые стали проводиться открыто, на них допускалась публика, газеты печатали отчеты о судах, представлявших общественный интерес. Принцип состязательности сторон обеспечивался присутствием на судебном разбирательстве прокурора - представителя обвинения и адвоката, защищавшего интересы обвиняемого. В русском обществе возник необычайный интерес к адвокатской деятельности. И хотя новая судебная система еще сохраняла ряд феодальных пережитков (существование особого волостного суда для крестьян, суды для духовенства, военных и высших чиновников), тем не менее, она была самой передовой. Крестьянская реформа 1861 (основные черты и итоги).19 февраля 1861 царским манифестом было отменено крепостное право. Крестьяне стали лично свободны. Они перестали быть собственностью помещика. Крестьяне теперь могли от своего имени покупать землю, дома, заключать сделки, открывать торговые и промышленные предприятия. Правда, надельная земля находилась в коллективной собственности общины. Наделы не могли быть проданы, и крестьяне тем самым были прикреплены к определённому месту проживания. Крестьянская реформа оставила в неприкосновенности традиционный уклад жизни деревни. Это было выгодно для государства, ибо сельское общество отвечало за сбор налогов. Самодержавие видело в сельском сходе, вечевых формах самоуправления, круговой поруке, вере крестьян в царя одну из основ своей власти. Сохранение норм обычного права в деревне тормозило буржуазное развитие, противопоставляло деревню городской России, оставляло плацдарм сил традиционализма, крайне опасный для будущего страны. Одновременно были сделаны значительные уступки дворянству. “Положение” 19 февраля признавало права помещика на все его земли. Крестьяне наделялись усадебной и полевой землей по местным нормам за повинности и выкуп. При этом лучшие земли и участки, необходимые для ведения сельского хозяйства (тропы прогона скота, водопои и т.д.), помещики имели возможность оставлять себе. Эти “отрезки”крестьяне затем вынуждены были арендовать, внося выкупную плату или отрабатывая долг. При общем крестьянском малоземелье (3-4 десятины на душу при потребности 6-7) система отрезков создавала предпосылки для кабальной эксплуатации крестьянства. Правда, земельные споры мог разрешить мировой посредник, избиравшийся как помещиками, так и крестьянами. В 1863 основные положения крестьянской реформы были распространены на “удельных” крестьян, а в 1866 – на крестьян государственных; последние должны были вносить выкупные платежи за свои земельные наделы в казну. Земельное обеспечение крестьян удельных и государственных было значительно лучше, чем у бывших помещичьих крестьян. Историческое значение освобождения крестьян Реформа учитывала интересы помещиков гораздо более, чем крестьян, и обладала очень коротким “ресурсом времени” - не то что на “500 лет”, а, пожалуй, не более чем на 20. Затем должна была встать необходимость новых реформ в том же направлении. И все же она имела огромное историческое значение. Она открыла перед Россией новые перспективы, создав возможность для широкого развития рыночных отношений. Велико и нравственное значение этой реформы, покончив с крепостным рабством. Его отмена проложила дорогу другим важнейшим преобразованиям, которые должны были ввести в стране современные формы самоуправления и суда, подтолкнуть развитие просвещения. Теперь, когда все россияне стали свободными, по-новому встал вопрос о конституции. Её введение стало ближайшей целью на пути к правовому государству. В крестьянской реформе проявилась ограниченность возможностей самодержавия в проведении либеральных преобразований. Преследуя цели укрепления собственной власти, опираясь на традиционные элементы общества, государство неизбежно смешивало элементы либеральной и попечительной политики. Это усилило непоследовательность реформ, но вело к достижению искомого правительством результата.
21.Особенности социально-экономического развития после отмены крепостного права.Развитие промышленности после отмены крепостного права Основная цель всех масштабных преобразований 1860-1870-х гг. заключалась в обеспечении условий для ускоренного обновления промышленности и путей сообщения, для роста городов и подъема культурного уровня народа. Самодержавие, иначе говоря, вступило на путь модернизации тех отраслей, отставание в развитии которых стало особенно опасным в эпоху бурного индустриального развития Запада. В известной мере ожидания реформаторов оправдались: вскоре после отмены крепостного права в стране начался промышленный подъем, благодаря которому Россия сохранила за собой роль великой державы. Целенаправленная экономическая политика правительства, дешевые рабочие руки и богатство сырьевых ресурсов стали важными условиями промышленного подъема пореформенных десятилетий. Однако подъем не был равномерным. Более того, в первые годы после отмены крепостного права промышленность испытывала спад. Падение производства произошло на ряде предприятий горнодобывающей, металлургической и суконной промышленности. Объяснялось это явление тем, что данные отрасли базировались на крепостном труде. Работные люди там не получали заработную плату, а отбывали повинности, продукция же шла не на рынок, а на обеспечение государственного заказа. Отмена крепостного права привела к быстрому упадку таких производств. Принудительный труд больше использовать было нельзя, а на перестройку требовалось время. Железнодорожное строительство стало мощным ускорителем экономического развития. Сами железные дороги были крупнейшими потребителями промышленной продукции. Необходимо было строить машиностроительные и металлургические заводы, развивать энергетическую базу, готовить кадры инженеров, техников и рабочих. В свою очередь современные пути сообщения обеспечивали быстрый рост внутреннего рынка. В пореформенную эпоху происходили важные изменения в структуре русской промышленности. В 1860-1870-е гг. основную массу товарной продукции продолжала давать текстильная промышленность, а ткачи являлись самым крупным отрядом рабочего класса. Продолжали быстро расти хлопчатобумажные фабрики. Основными районами сосредоточения текстильной промышленности являлись Центральный (Москва, Иваново, Орехово-Зуево), Петербургский и Прибалтийский. В 1870-е гг. текстильная промышленность давала свыше 50 % стоимости всей промышленной продукции страны. Но в последующие годы стала быстро повышаться роль тяжелой индустрии, энергетики и добывающих отраслей. К концу XIX выплавка чугуна выросла почти в 5 раз по сравнению с 1860 г., добыча каменного угля - более чем в 30 раз, добыча нефти - почти в 100 раз. Сложились и быстро росли новые промышленные районы, в которых большую роль играл иностранный капитал. В тяжелой индустрии стремительно возрастала роль Южного промышленного района (Донбасс, Криворожский рудный бассейн), ставшего к концу века главной базой российской металлургии и оттеснившего с этой позиции старые заводы Урала. Успешно развивался Бакинский нефтедобывающий район. Крупные машиностроительные предприятия возникли в Петербурге, Сормове, Луганске, Коломне и в ряде других промышленных городов. Происходили крупные сдвиги в структуре и размещении населения. Доля городского населения за сорок пореформенных лет выросла более чем в два раза и составила к концу столетия почти 18 %. Ускоренными темпами шел процесс формирования буржуазии и рабочего класса. К началу XX в. на промышленных предприятиях и на транспорте трудилось около 2 млн постоянных рабочих. Отличительной особенностью промышленного развития России являлась высокая концентрация производства. Свыше половины всех рабочих было занято на крупных предприятиях с численностью более 500 человек. По темпам роста ряда ключевых отраслей промышленности Россия занимала на рубеже XIX - XX вв. одно из первых мест мире. Однако развитие промышленности шло крайне неравномерно. Правительство поддерживало быстрый рост только избранных отраслей , имевших стратегическое значение. Многие крупные производства действовали в особо льготных условиях и практически были ограждены от конкуренции. Действуя под покровительством самодержавия, русские предприниматели так и не прошли через стадию свободной рыночной конъюнктуры. Российская экономика еще только готовилась стать капиталистической. Крупные производства появлялись благодаря щедрой помощи власти, а не в результате естественного отбора среднего и малого бизнеса. Высокая концентрация производства свидетельствовала не о силе, а о скоротечности развития русской промышленности, об отсутствии у нее прочного экономического фундамента. В России сохранялось еще много мелких кустарных промыслов с примитивной технической оснащенностью. Развитие промышленности шло непропорционально. Нормальному ее росту мешал и низкий жизненный уровень народа. Все это создавало почву для развития серьезных экономических и социальных кризисов. Сельское хозяйство продолжало играть решающую роль в экономической жизни страны. Хотя успехи промышленного развития становились заметны, свыше 75 % населения и в начале XX в. были заняты в аграрном секторе экономики, а доля сельского населения по-прежнему превышала 80 % . Между тем положение в сельском хозяйстве было крайне противоречивым. Статистика показывала, что после отмены крепостного права общие объемы сельскохозяйственного производства заметно возросли. В конце 1890-х гг. сборы хлеба и картофеля выросли по сравнению с 1860-ми гг. почти в два раза. Но и население страны выросло тоже почти в два раза. Кроме того, развивалось сельское хозяйство неравномерно. Относительно быстрым был прогресс на недавно заселенных плодородных землях Северного Причерноморья, Кубани и Ставрополья, а также в Сибири. Зато в центральных губерниях Европейской России положение многих крестьянских и помещичьих хозяйств оказалось очень трудным. После отмены крепостного права помещики сохранили за собой около 91 млн дес. земли. К 1905 г. в их собственности осталось 53 млн дес. Огромные массивы земель дворяне были вынуждены продать из-за материальных затруднений. Доходность многих помещичьих хозяйств оказалось низкой. Вести рациональное хозяйство помещики не умели и не могли. Цены на сельскохозяйственную продукцию были очень низкими и часто не покрывали затрат помещиков на ведение хозяйства. Объяснялось такое положение экономической политикой правительства, которое проявляло заботу о росте промышленности и транспорта, но делало это за счет сельского хозяйства. Хозяева промышленности могли устанавливать выгодные для себя цены, в то же время никаких капиталовложений в аграрный сектор правительство не делало. «Не доедим, а вывезем», - откровенно заявлял И. А. Вышнеградский, имея в виду желание увеличить импорт западных машин и технологий. Кроме того, помещики сталкивались с ограниченностью спроса на их продукцию, ведь большинство крестьянского населения стремилось обеспечить себя само. Размеры крестьянского землевладения во второй половине XIX в. выросли: если в 1861 г. оно составляло около 109 млн дес., то к 1905 г. наделы крестьян в сумме достигли около 145 млн дес. В отличие от помещиков крестьяне землю не продавали, а покупали. Но общие цифры скрывали тревожную картину быстрого измельчения душевых крестьянских наделов. Из-за быстрого роста крестьянского населения средний душевой надел сократился с 4,8 дес. до 2,6 дес. В русской деревне стала обостряться проблема относительной избыточности крестьянского населения. Произошло это потому, что плотность населения в общинах возросла почти в два раза, а свободных земельных ресурсов в распоряжении крестьян не было. Несмотря на быстрый рост, города и железные дороги не могли обеспечить работой и жизненными ресурсами огромные массы крестьянского населения. К началу XX в. все сильнее стали проявляться опасные для властей стороны общинных отношений. Во время отмены крепостного права правительство решило сохранить крестьянскую общину с ее уравнительными периодическими переделами земли и мирскими сходами. Местной и центральной администрации было удобно свя зать крестьян круговой порукой и коллективной ответственностью за несение многочисленных повинностей и за поддержание общественного порядка. Передававшаяся крестьянам земля оставалась в общей собственности всей деревни, что, по мнению правительства, должно было предотвратить чрезмерную пролетаризацию сельского населения. Однако при общинных переделах земли и неизбежной чересполосице нельзя было рассчитывать на подъем культуры землепользования. Поэтому сокращение душевых наделов при неизменно низких урожая вело к неизбежному обеднению больших масс крестьянства. В деревне нарастало острое недовольство, все чаще сопровождавшееся погромами и грабежами помещичьего имущества и открытым сопротивлением властям. При этом общинная солидарность крестьянства стала сильной угрозой режиму. Недовольство крестьянства было тем более справедливым, что оскудение деревни происходило на фоне несомненного прогресса городской промышленности. В начале 1890-х гг. темпы железнодорожного строительства превысили громадную цифру в 2 тыс. км в год, и в то же время (1891-1892) вся передовая общественность с горечью воспринимала известия о голоде среди крестьянского населения 22 губерний Европейской России. Упадок помещичьих хозяйств и оскудение больших масс крестьянства привели к крайнему обострению аграрного вопроса. Все большее число крестьян стремилось решить его путем конфискации и всеобщего передела частных земель. В правительстве, в свою очередь, нарастало стремление разрешить проблему посредством рациональной перестройки аграрных отношений, сокращения избыточности сельского населения и подъема культуры русского крестьянства. Вокруг аграрного вопроса разгоралась все более острая общественно-политическая борьба.
22.Общественно-политическое развитие России во второй половине XIX в.Консервативное, либеральное и революционно-демократическое течение. В общественном и идейном движении России XIX в. обычно выделяют три основных направления: консервативное, либеральное и революционное. Консервативное, или охранительное, направление стремилось сохранить существующий строй и его “незыблемые основы”, которыми в первой половине века являлись, прежде всего, самодержавие и крепостное право. Представители либерального направления проповедовали необходимость преобразований, которые они предлагали провести умеренным (эволюционным) путем, т.е. путем реформ и просвещения. Революционеры же хотели резкого коренного изменения существующего строя. Их целью была революция – качественный скачок, насильственное преобразование основ общественного устройства. Охранительное направление. Неудача преобразований А I и угроза революционных потрясений после восстания декабристов вызвали нарастание консервативных настроений в русском обществе. Правительство осознавало, что идеям и программам декабристов надо противопоставить свою идеологию. Эту задачу попытался решить крупный государственный деятель николаевской эпохи, министр народного просвещения граф С.С. Уваров, выдвинувший новую правительственную концепцию, ставшую выражением охранительного направления, - “теорию официальной народности”. Уваров хотел совместить охранительную политику и строгую дисциплину николаевского царствования с развитием просвещения и культуры. Ориентиром должны были служить три взаимосвязанных начала – “православие, самодержавие, народность”. Эта формула подчеркивала священный характер самодержавия и уделяла особое внимание православной церкви, которая издавна поддерживала царскую власть и воспитывала народ в духе терпения и смирения. По Уваровской теории, именно самодержавная власть отражала чаяния простого народа. Уваров подчеркивал принципиальное отличие исторического пути России от Европы. Рупором правительственной идеологии стали популярные журналисты Булгарин и Греч, издававшие газету “Северная пчела”.Либеральное направление. Резкой реакцией на правительственную идеологию стало выступление П.Я.Чаадаева. В 1829-1831гг. он написал цикл “Философических писем”, первое из которых было опубликовано в 1836г. в журнале “Телескоп”. В нем Чаадаев высказал мысли, диаметрально противоположные официальным. России нечем гордиться перед Западом, полагал Чаадаев. Напротив, она не внесла никакого вклада в мировую культуру, осталась непричастной к важнейшим процессам в истории человечества. “Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, - писал мыслитель, - у нас нет традиций ни того, ни другого…”. Причиной того, что Россия как бы “выпала” из мирового исторического процесса, Чаадаев считал отрыв России от Европы и в особенности православное миросозерцание, уделявшее главное внимание потусторонним сферам и мало заботилось о преобразовании земной жизни. За свое выступление Чаадаев по повелению царя был объявлен сумасшедшим и посажен под домашний арест.Поражение декабристов показало: прежде, чем браться за коренное переустройство России, необходимо понять, что она собой представляет – каково ее место в мировой истории, какие силы направляют ее развитие. Центрами идейной жизни в 1830-1840 гг. становятся не тайные общества, а светские салоны, журналы, университетские кафедры. Труды французских просветителей теряют былую популярность. Русское общество обращается к работам немецкий философов (Гегеля), которые стремились вскрыть глубинные закономерности исторического процесса, рассматривали человечество как организм, развивающийся под воздействием внутренне присущих ему факторов. К концу 30-х гг. в русском обществе сложились течения западников и славянофилов. Западничество представляли историки Грановский, Кудрявцев, Соловьев, юристы Чичерин, Кавелин, литераторы Боткин, Корш и др. Западники исходили из мысли о единстве исторических путей России и Европы. Поэтому в России со временем должны утвердиться европейские порядки. Они были сторонниками конституционной монархии, политических свобод – свободы слова, совести и др., выступали за отмену крепостного права и развитие предпринимательства. Главным орудием европеизаторских преобразований в России западники считали государство и высоко оценивали преобразования Петра I. Иных взглядов придерживались славянофилы – Хомяков, Киреевские, братья К.С. и И.С. Аксаковы. По своему положению это были богатые помещики, представители старых дворянских родов. Они считали, что у каждого народа своя судьба и что Россия развивается по пути, отличному от европейского. Славянофилы были решительными противниками крепостного права, критиковали деспотизм и бюрократизм самодержавия Николая I. Они считали, что в основе русской жизни лежали общинное начало и принцип согласия, “соборности” (в отличие от европейских порядков, основанных на противоборстве индивидуалистических начал и формальной законности). Одобряли православную религию, ставящую общее выше частного, призывающая прежде всего к духовному совершенствованию, а не к преобразованию внешнего мира. Скептически оценивали реформы Петра I, но не отрицали их исторической закономерности и высоких побуждений императора. Западников и славянофилов сближали защита прав личности, общественной свободы, протест против деспотизма и бюрократизма, крепостничества, неприятие революции.Революционно-социалистические течения. От западнического крыла постепенно отделялось особое направление, представителями которого были Герцен, Огарев, Белинский. Они пришли к отрицанию уклада современной им Европы: предоставляя гражданам формальные политические свободы, этот уклад не спасал тысячи людей от нищеты. Спасение они видели в социализме – справедливом общественном строе, в котором отсутствуют частная собственность и эксплуатация человека человеком. Крупным событием общественной и идейной жизни стало письмо Белинского к Гоголю (1847), резко обличавшее предложенный писателем путь религиозно-нравственного совершенствования в рамках существующих порядков. По мнению Белинского, России нужны были “права и законы, сообразные не с учением церкви, а со здравым смыслом и справедливостью, строгое, по возможности, их исполнение”. Русские радикалы пришли к выводу, что первой достигнет социалистического будущего не Европа, слишком глубоко погрязшая в буржуазной стихии, а Россия, которой буржуазные отношения пока чужды. Основы “русского социализма” были разработаны Герценом, который в 1847 г. эмигрировал на Запад. Согласно его концепции, опорой нового общественного строя должна была стать крестьянская община. Социализм Герцена называли утопическим (научными считались марксистские взгляды, рассматривающие социализм как закономерный плод развития капиталистической экономики). Русские радикалы склонялись к революционным методам освободительной борьбы. Также существовали различные революционные кружки: кружок В.М. Буташевича-Петрашевского – чиновника министерства иностранных дел, Кирилло-Мефодиевское общество (Украина). 1 января 1864 г. был утвержден закон о земском самоуправлении, Оно учреждалось для руководства хоз. делами: строительством и содержанием местных дорог, школ, больниц, богаделен, для организации продовольственной помощи населению в неурожайные годы, для агрономической помощи и сбора статистических сведений. Распоряд-ми органами земства были губернские и уездные земские собрания, а исполнительными — уездные и губернские земские управы. Для выполнения своих задач земства получили право облагать население особым сбором. Выборы земских органов проводились раз в три года. В каждом уезде для выборов гласных уездного земского собрания созд. три избир. съезда. В первом съезде участвовали землевладельцы, независимо от сословия, имевшие не менее 200—800 дес. земли (земельный ценз по разным уездам был неодинаков). Второй съезд включал в себя городских собственников с определенным имущественным цензом. На третий, крестьянский, съезд съезжались выборные от волостных сходов. Каждый из съездов избирал определенное число гласных. Уездные земские собрания избирали гласных губернского земства. Как правило, в земских собраниях преобладали дворяне. Несмотря на конфликты с либер. помещиками, самодержавие считало поместное дворянство своей основной опорой. Поэтому земство не было введено в Сибири и в Архангельской губернии, где не было помещиков. Не ввели земство и в Области Войска Донского, в Астраханской и Оренбургской губерниях, где существовало казачье самоуправление.Земства сыграли большую положительную роль в улучшении жизни русской деревни, в развитии просвещения. Вскоре после их создания Россия покрылась сетью земских школ и больниц.С появлением земства стало меняться соотношение сил в русской провинции. Прежде все дела в уездах вершили правительственные чиновники вкупе с помещиками. Теперь же, когда развернулась сеть школ, больниц и статистических бюро, появился “третий элемент”, как стали называть земских врачей, учителей, агрономов, статистиков. Многие представители сельской интеллигенции показали высокие образцы служения народу. Им доверяли крестьяне, к их советам прислушивались управы. Правительственные чиновники с тревогой следили за ростом влияния “третьего элемента”.
23.Реформы Столыпина, их сущность и реализация.В ноябре 1906 был издан указ, дававший возможность каждому крестьянину требовать выделения и закрепления в личную собственность земельного надела в вытекающим отсюда правом продавать его, закладывать и т.д. Столыпин не хотел наступления той реакции, которая сейчас связывается с его именем. Он сделал все, что мог для подавления революции. Но после ее окончания он рассчитывал на длительный период эволюционного развития. Под руководством Столыпина была составлена программа реформ, включавшая в себя переустройство местного самоуправления и