История - это наука, которая изучает прошлое во всей совокупности конкретных фактов, стремясь выявить причины и следствия происходивших событий, понять и оценить ход исторического процесса.

Изучение прошлого возможно по трем направлениям: история событий, история людей и история идей.Предмет истории может подразделяться по ряду параметров:

1. По времени изучения. В исторической науке утвердилось деление истории на древнюю, средних веков, новую и новейшую.

2. По изучаемым регионам и территориям: история Европы, история Азии, история России, история Москвы и т. п.

3. По тематическим признакам: история политическая, экономическая, военная, культуры, науки, история какой-либо научной проблемы (интеллигенции, Великой Отечественной войны, религии и т. п.).

При всех вариантах изучения истории она обладает некоторыми общими чертами и закономерностями. История лишена возможности эксперимента. Отсюда вытекает деление исторической науки на две основные части: факты и их объяснение, толкование.

Исторические факты можно разделить на три группы:

1. Общепризнанные, абсолютные факты.

2. Предполагаемые, гипотетические факты.

3. Ложные, не существовавшие факты.

Еще более сложным является толкование фактов. Одни и те же факты даже историки-профессионалы могут оценить по-разному. Позиция ученого, читателя зависит от его "дискурса". Но историки-профессионалы, при всем различии их концептуальных подходов, рассматривают исторический процесс как результат сложного, противоречивого взаимодействия различных национальных, социальных (общественных), политических, религиозных групп населения с их особыми интересами, а также отдельных так называемых «исторических личностей».Таким образом, исторический процесс формируется под воздействием объективных и субъективных факторов.

Элемент случайности присутствует в тех или иных событиях, но он не является определяющим для исторического развития в целом. Вместе с тем это означает наличие проблемы "альтернативности истории".

За многие века существования истории как предмета сформировались определенные принципы изучения прошлого: необходимость оценивать факты в их совокупности, строго определять степень их подлинности, анализировать факты в процессе их развития. Все это, вместе взятое, называется историзмом мышления.

2. Вспомогательные исторические дисциплины

История как наука имеет широкий круг вспомогательных дисциплин: археологию (изучение истории главным образом по предметам и сооружениям прошлого путем раскопок), археографию (собирание, описание и издание рукописных, печатных и других документальных памятников), генеалогию (изучение родственных связей отдельных лиц, семей), геральдику (изучение гербов, правил их составления и описания), краеведение (изучение истории какого-либо населенного пункта или района), нумизматику (изучение истории монет и бумажных денежных знаков), эпиграфику (изучение надписей на камне и различных изделиях) и многие другие. Особо важны историография (историческая дисциплина, изучающая развитие исторических знаний и самой исторической науки) и источниковедение (дисциплина, разрабатывающая теорию, методику и технику изучения исторических источников).

Под историческими источниками принято понимать совокупность объектов, отражающих исторический процесс и свидетельствующих о прошлом человеческого общества. Среди основных групп источников можно выделить вещественные, лингвистические, изобразительные, звуковые, письменные. Основным центром хранения источников являются архивы.

Внутри любого архива хранимые материалы делятся на фонды, описи и дела. Вещественные источники, как правило, хранятся в фондах музеев. Письменные источники можно разделить на документы официальные, частных лиц (письма, записные книжки, дневники), мемуары, опубликованные и неопубликованные исследования. Нередко работа с источником начинается с установления его авторства, времени и места его возникновения. Такая работа называется атрибуцией и основывается на документах, анализе стиля, графической экспертизе, физических и химических исследованиях.

Даже в случае установления подлинности текста его содержание подлежит критическому анализу. Документ обычно отражает позицию отдельного человека, группы людей, определенной политической, экономической, бюрократической структуры. Поэтому он может содержать приписки, ложные данные. Работая с документами, исследователь обязан ответить на ряд вопросов; кто готовил этот документ? для кого он его готовил? с какой целью? насколько эти сведения соответствуют всему кругу источников?

Историк не может обойтись без трудов своих предшественников и современников. Приближение к истине возможно только совместными усилиями.

Наши рекомендации