Голосование на выборах и референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.
Принцип тайного голосования означает, что никто, кроме самого избирателя (участника референдума) не имеет права знать о содержании его персонального волеизъявления и никто не вправе оказывать давление на волеизъявление избирателя (участника референдума). В международном праве этот принцип закреплен в статье 21 Всеобщей декларации прав человека; пункте 7.4 Документа Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ, в настоящее время Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе – ОБСЕ, государствами-участниками которой являются 56 государств); статье 5 Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств.
Законодательную основу принципа тайного голосования составляют, в частности статья 81 Конституции Российской Федерации, закрепляющая этот принцип применительно к выборам Президента Российской Федерации, статьи 2 и 30 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации», статья 1 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации», статья 1 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», статья 23 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Реализация данного принципа требует создания ряда законодательных и организационных мер и процедур, которые должны исключить какой-либо контроль за процессом голосования и обеспечить свободу волеизъявления гражданина на выборах и референдуме. В международной практике этому служит, например, переход на голосование с помощью электронных средств голосования. То большое значение, которое федеральный законодатель придает принципу сохранения тайны волеизъявления избирателя (участника референдума) можно проиллюстрировать на примере комментируемого Федерального закона и Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации». Так, в подпункте «г» пункта 10 статьи 30 комментируемого Федерального закона и в подпункте 4 пункта 7 статьи 36 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» записано, что наблюдатель не вправе совершать действия, нарушающие тайну голосования. Пункт 2 статьи 61 комментируемого Федерального закона и пункта 2 статьи 69 указанного Федерального конституционного закона требуют, чтобы в помещении для голосования был зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, либо должны быть пригодные для тайного голосования комнаты.
Пункт 2 статьи 65 комментируемого Федерального закона и пункт 12 статьи 73 Федерального конституционного закона требуют, чтобы при проведении досрочного голосования участковая комиссия обеспечивала тайну голосования, исключала возможность искажения волеизъявления избирателя (участника референдума). В статье 64 комментируемого Федерального закона и в статье 74 Федерального конституционного закона закреплен ряд гарантий соблюдения принципа тайны голосования при голосовании на выборах и референдуме:
а) каждый гражданин, имеющий право на участие в выборах (референдуме), голосует лично, голосование за других лиц не допускается;
б) заполнение бюллетеня для голосования на выборах (референдуме) производится в кабине, специально оборудованном месте или комнате для тайного голосования, в которых не допускается присутствие кого бы то ни было, за исключением этого гражданина;
в) если гражданин не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня для голосования на референдуме или заполнить бюллетень, он вправе воспользоваться помощью другого лица, за исключением членов комиссий по проведению референдума, зарегистрированных кандидатов, членов инициативной группы по проведению референдума, уполномоченных представителей избирательных объединений, уполномоченных представителей по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума, инициативной агитационной группы, доверенных лиц кандидатов (избирательного объединения), и наблюдателей, включая международных наблюдателей, т.е. лиц, которые могут повлиять на волеизъявление участника референдума в тех или иных интересах;
г) в соответствующей графе списка избирателей (участников референдума) указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающее помощь избирателю (участнику референдума). Таким образом, оказавшее такую помощь лицо перестает быть анонимным и тем самым существенно уменьшается вероятность оказания им давления на волеизъявление избирателя (участника референдума), или искажения его воли.
Статья 66 комментируемого Федерального закона и статья 75 Федерального конституционного закона устанавливают, что организация голосования гражданина, который по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не может прибыть на избирательный участок, участок референдума, происходила с соблюдением требований, предусмотренных соответственно статьями 64 и 74 и должна исключать возможность искажения волеизъявления избирателей (участника референдума).
На усиление гарантий тайны голосования направлено и положение пункта 13 статьи 64 комментируемого Федерального закона, запрещающее заинтересованным в результатах голосования физическим и юридическим лицам (зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, доверенным лицам зарегистрированных кандидатов, членам и уполномоченным представителям инициативной группы по проведению референдума, а также организациям, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления или органов контроля которых являются указанные лица и организации, иным физическим или юридическим лицам, действующим по просьбе или по поручению указанных лиц и организаций) предпринимать любые действия, направленные на обеспечение доставки избирателей (участников референдума) в помещения соответствующих комиссий для участия в голосовании.
Кроме того, статья 65, регулирующая порядок досрочного голосования, вводит дополнительные гарантии соблюдения принципа тайного голосования. Новая редакция этой статьи ограничивает право осуществлять досрочное голосование и допускает его только при проведении референдума субъекта Российской Федерации, а также выборов в органы местного самоуправления и местного референдума. В случае досрочного голосования соответствующая комиссия обязана обеспечить тайну голосования, исключив возможность искажение волеизъявления воли избирателя (участника референдума). Для этого заполненный проголосовавшим досрочно избирателем (участником референдума) бюллетень им самим вкладывается в конверт и заклеивается. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов соответственно ТИК, ОИК или ИКМО или участковой комиссии как с правом решающего голоса, так и с правом совещательного голоса и наблюдателей (по их желанию), которые заверяются печатью соответствующей комиссии, а также подписью проголосовавшего досрочно избирателя (участника референдума). В день голосования председатель участковой комиссии в присутствии членов соответствующей комиссии, наблюдателей и иных указанных в законе лиц предъявляет для визуального ознакомления названные конверты. Только после этого он с соблюдением тайны волеизъявления избирателя (участника референдума) опускает избирательный бюллетень, бюллетень для голосования на референдуме в стационарный ящик для голосования либо в техническое средство подсчета голосов в случае его использования.
Дополнительными гарантиями реализации принципа тайного голосования и средствами защиты граждан от воздействия «грязных» избирательных технологий служат и положения пунктов 2 и 7 статьи 65 комментируемого Федерального закона, а именно: а) избиратель (участник референдума), голосующий досрочно, подает в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума заявление, в котором указывает причину досрочного голосования. Данное заявление приобщается к списку досрочно проголосовавших избирателей (участников референдума); б) в случае если число досрочно проголосовавших в помещениях ТИК, ОИК, ИКМО и участковой комиссии избирателей (участников референдума) будет составлять более одного процента от числа избирателей (участников референдума), внесенных в список избирателей (участников референдума) на избирательном участке, участке референдума (но не менее 10 избирателей, участников референдума), на оборотной стороне бюллетеней, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших избирателей (участников референдума), непосредственно после извлечения бюллетеней из конвертов проставляется печать участковой комиссии; в) участковая комиссия по требованию любого члена комиссии, наблюдателя обязана произвести отдельный подсчет указанных выше бюллетеней, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших избирателей (участников референдума).
В соответствии со статьей 66 комментируемого Федерального закона организация голосования вне помещения для голосования для избирателей (участников референдума), которые не могут самостоятельно по уважительным причинам прибыть в помещение для голосования, должна исключать возможность искажения их волеизъявления. Так, голосование вне помещения для голосования проводится только в день голосования (за исключением предусмотренных законом случаев возможного досрочного голосования в отдаленных и труднодоступных местностях, на судах и полярных станциях) и только на основании письменного заявления или устного обращения, которое должно подтверждаться письменным заявлением избирателя (участника референдума) по прибытии к нему членов участковой комиссии. Голосование вне помещения для голосования должны проводить не менее двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса. Комментируемый Федеральный закон предусмотрел и ряд других мер по обеспечению тайны голосования.
Не является нарушением принципа тайного голосования опросы избирателей (участников референдума) о том, как они собираются голосовать или как проголосовали, если такие опросы проводятся с соблюдением одного из важнейших принципов эмпирического исследования – принципа анонимности, добровольности участия и ответов респондентов (избирателей, участников референдума).
За нарушение тайны голосования установлена уголовная ответственность – в частности, наказание в виде исправительных работ на срок до одного года, а если это соединено с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения, либо совершено лицом с использованием своего служебного положения, либо совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой – лишение свободы на срок до пяти лет (статья 141 УК РФ).