Виды информационной борьбы, характер воздействия и угроз. 2 страница


определенную систему» (Бестужев-Лада И.В. Поисковое социальное прогнозирование: перспек­тивные проблемы общества. М., 1984. С. 56). Такая задача в основном была решена несколько позже.

В России в настоящее время в научной и специальной литературе широкое распространение получила точка зрения, впервые в общем плане сформулированная И.Т. Фроловым и В.В. Загладиным, согласно которой все глобальные проблемы в зависимости от степени их остроты и первоочередности решения, а также от того, какие причинно-следственные отношения существуют между ними в реальной жизни, делятся на три большие группы.

Первую группу составляют такие проблемы, которые характеризуются наибольшей общностью и актуальностью. Они проистекают из отношений между различными государствами, а также «основными социальными общностями человечества» (социально-экономическими системами, союзами и входящими в них странами), и потому их называют «интерсоциальными». Здесь выделяются две особо значимые для всего мира проблемы: устранение войны из жизни общества и обеспечение справедливого мира; установление нового международного экономического порядка.

Во вторую группу объединены проблемы, связанные с системой «человек – общество». Это демографическая проблема, вопросы здравоохранения, образования, международного терроризма и др.

Наконец, третью группу составляют проблемы, которые возникают в результате взаимодействия общества и природы. Проблемы такого характера возникали уже на заре человеческой истории, но постепенное нарастание масштабов промышленного производства во всем мире к середине XX в. достигло таких размеров, что экстенсивный рост для многих видов производства стал невозможен в силу ограниченных размеров нашей планеты и исчерпаемости запасов полезных ископаемых. В результате этих, казалось бы, чисто количественных изменений появились качественно новые, не существовавшие раньше в глобальном масштабе проблемы. Среди них: обеспечение людей энергией, топливом, пресной водой, сырьевыми ресурсами и т.п. Сюда же относятся и всевозможные экологические проблемы, а также освоение Мирового океана и космического пространства.

Деление всех глобальных проблем на три большие группы является важным в методологическом отношении, так как дает возможность разделить все проблемы на «чисто» социальные (они составляют первую и вторую группы) и связанные с отношением общества и природы (третья группа). Таким образом создается хорошая предпосылка для выделения собственно экологических проблем и для исследования их зависимости от социальных и политических факторов. Следует отметить, что по причине недостаточной разработанности вопросов взаимодействия общества и природы в настоящее время широко распространившиеся термины «экология», «глобальная экология», «социальная экология», «экология человека», «экологические проблемы» и т.п. не получили достаточно четкой, однозначной интерпретации. В итоге нередко происходит терминологическая путаница, подмена понятий, что существенно затрудняет решение как теоретических, так и практических задач охраны окружающей среды и рационального природопользования. Так, нередко понятия «экологические проблемы» и «проблемы взаимодействия общества и природы» употребляются как синонимы, что на самом деле не одно и то же.

Приведенная классификация позволяет в третьей группе глобальных проблем (»общество – природа») выделить особую подгруппу проблем, обусловленных отношением общества с окружающей средой. Это, собственно, и есть экологические проблемы, которые связаны, прежде всего, с антропогенными изменениями биосферы и загрязнением окружающей среды (атмосферы, гидро­сферы, литосферы и частично космического пространства), сохранением генофонда и т.п. А целый ряд проблем, вытекающих из взаимодействия общества и природы, когда человек осваивает ее богатства (энергетическая, сырьевая, освоение космического пространства или Мирового океана и др.), хотя и имеют отношение к экологии, тем не менее являются самостоятельными, а не экологическими проблемами.

Чтобы подчеркнуть специфику «новых глобальных объектов природы» и обратить внимание на своеобразие решения проблем, возникающих в этих сферах, в данной группе выделяется еще одна подгруппа, включающая в себя освоение космического пространства и Мирового океана.

Обращаясь к той или иной классификации глобальных проблем, важно иметь в виду неизбежную условность и схематичность любой классификации. Так, например, в приведенной схеме некоторые из указанных проблем не могут быть однозначно отнесены к какой-то одной из рассматриваемых групп в силу многочисленных и разноплановых причин, лежащих в основе их возникновения и обострения. В частности, продовольственная проблема в международном масштабе не сводится только к производству продуктов питания (это лишь технико-экономический аспект проблемы), но

также включает в себя и процесс распределения и потребления, т.е. социально-политические аспекты, имеющие место, как на международном, так и на национальном уровнях. Как подтверждают исследования Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), в мире в принципе достаточно пищи для всех, но распределена она неравномерно. Отсюда продовольственная проблема, сохраняя свою актуальность в общечеловеческом масштабе, в зависимости от конкретных условий будет выступать или: а) как проблема взаимодействия общества и природы, если дело касается производства продуктов питания; или б) как «интерсоциальная» – имеется в виду межгосударственное распределение продовольствия посредством торговли, оказания помощи и т.п.; или в) как проблема системы «человек – общество», что связано с распределением, перераспре­делением и потреблением продовольствия в рамках отдельных государств. Отмеченные особенности продовольственной проблемы дают основание расположить ее по «вертикальному срезу», т.е. как органически включенную во все три основные группы. Также и некоторые другие проблемы, связанные с научно-техническим прогрессом или обеспечением и защитой неотъемлемых прав человека, следует отнести не только к системе «человек – общество» (где имеет место их конкретное проявление), но и к группе «интерсоциальных проблем», ибо они в значительной мере проявляются как составная и важнейшая часть международных отношений.

Другая сложная задача, которая возникает при классификации глобальных проблем, состоит в том, что по сути своей они весьма мобильны и динамичны, а потому наибольшая сложность заключается в построении иерархии этих проблем, в установлении шкалы приоритетов по актуальности и срочности их решения. Для каждой отдельной страны, для различных регионов, а также и для мира в целом характерен свой реестр проблем, требующих первостепенного решения, что обусловлено как социально-экономическими причинами, так и естественными условиями (географическое положение, обеспеченность всевозможными ресурсами и т.п.). Поэтому уста­новление шкалы приоритетов в каждом отдельном случае определяется конкретными условиями, потребностями практики или изначальными целями и задачами исследования. Так, например, на национальном, локальном или частном уровне в неотложном, первоочередном решении могут нуждаться экологические проблемы, которые при определенных условиях получат соответствующее решение. При этом достижение позитивных результатов возможно и без учета зависимости экологических проблем от проблемы первой и третьей групп. Однако принципиальное преодоление и прежде всего теоретическое решение этих противоречий обязательно предполагает учет сложной соподчиненности их не только внутри своей группы, но и с проблемами других групп. Ни одна конкретная наука не в состоянии выполнить эту задачу. Такое решение может обеспечить лишь междисциплинарный подход.

Россия в мировом сообществе

Концепция национальной безопасности Российской Федерации дает характеристику положению России в мировом сообществе.

Положение в мире характеризуется динамичной трансформацией системы международных отношений. После окончания эры биполярной конфронтации возобладали две взаимоисключающие тенденции.

Первая тенденция проявляется в укреплении экономических и политических позиций значи­тельного числа государств и их интеграционных объединений, в совершенствовании механизмов многостороннего управления международными процессами. При этом все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические и информационные факторы. Россия будет способствовать формированию идеологии становления многополярного мира на этой основе.

Вторая тенденция проявляется через попытки создания структуры международных отношений, основанной на доминировании в международном сообществе развитых западных стран при лидерстве США и рассчитанной на односторонние, прежде всего военно-силовые, решения ключевых проблем мировой политики в обход основополагающих норм международного права.

Формирование международных отношений сопровождается конкуренцией, а также стремлением ряда государств усилить свое влияние на мировую политику, в том числе путем создания оружия массового уничтожения. Значение военно-силовых аспектов в международных отношениях продолжает оставаться существенным.

Россия является одной из крупнейших стран мира с многовековой историей и богатыми культурными традициями. Несмотря на сложную международную обстановку и трудности внут-

реннего характера, она в силу значительного экономического, научно-технического и военного потенциала, уникального стратегического положения на Евразийском континенте объективно продолжает играть важную роль в мировых процессах.

В перспективе – более широкая интеграция Российской Федерации в мировую экономику, расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами. Объективно сохраняется общность интересов России и интересов других государств по многим проблемам международной безопасности, включая противодействие распространению оружия массового уничтожения, предотвращение и урегулирование региональных конфликтов, борьбу с международным терроризмом и наркобизнесом, решение острых экологических проблем глобального характера, в том числе проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности.

Вместе с тем активизируются усилия ряда государств, направленные на ослабление позиций России в политической, экономической, военной и других областях. Попытки игнорировать интересы России при решении крупных проблем международных отношений, включая конфликтные ситуации, способны подорвать международную безопасность и стабильность, затормозить происходящие позитивные изменения в международных отношениях.

Во многих странах, в том числе в Российской Федерации, резко обострилась проблема терроризма, имеющего транснациональный характер и угрожающего стабильности в мире, что обусловливает необходимость объединения усилий всего международного сообщества, повышения эффективности имеющихся форм и методов борьбы с этой угрозой, принятия безотлагательных мер по ее нейтрализации.

Национальные интересы России

Согласно Концепции национальной безопасности Российской Федерации, национальные интересы России – это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции в том числе во взаимодействии с действующими на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации общественными организациями.

Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.

Интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России. Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и террито­риальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтому национальные интересы России в этой сфере являются ключевыми.

Во внутриполитической сфере национальные интересы России состоят в сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти, в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка и в завершении процесса становления демократического общества, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий – социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.

Национальные интересы России в социальной сфере заключаются в обеспечении высокого уровня жизни народа.

Национальные интересы в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

Национальные интересы России в международной сфере заключаются в обеспечении суверенитета, упрочении позиций России как великой державы – одного из влиятельных центров многополярного мира, в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами – участниками Содружества Независимых Государств

и традиционными партнерами России, в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов.

Национальные интересы России в информационной сфере заключаются в соблюдении консти­туционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею, в развитии современных телекоммуникационных технологий, в защите государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа.

Национальные интересы России в военной сфере заключаются в защите ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства.

Национальные интересы России в пограничной сфере заключаются в создании политических, правовых, организационных и других условий для обеспечения надежной охраны государственной границы Российской Федерации, в соблюдении установленных законодательством Российской Федерации порядка и правил осуществления экономической и иных видов деятельности в пограничном пространстве Российской Федерации.

Национальные интересы России в экологической сфере заключаются в сохранении и оздоровлении окружающей среды.

Важнейшими составляющими национальных интересов России являются защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе международного, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время – от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Вопросы и задания

1. Существует множество различных принципов классификации и подходов к делению глобальных проблем на группы. От чего зависит отнесение той или иной проблемы к какой-то конкретной группе?

2. Когда и где были предприняты первые попытки осуществить систематизацию глобальных проблем?

3. В России в настоящее время в научной и специальной литературе широкое распространение получила точка зрения, согласно которой все глобальные проблемы в зависимости от степени их остроты и перво­очередности решения, а также от того, какие причинно-следственные отношения существуют между ними в реальной жизни, делятся на три большие группы. Кто впервые в общем плане сформулировал данную концепцию?

4. Что есть совокупность экологических, демографических, экономических, технологических, культурных и других острейших проблем, стоящих перед мировой цивилизацией в начале XXI в.

5. Современный западный мир фактически перешел к новому этапу своего развития. Какое название получил этот этап?

6. Данный термин выражает прежде всего экономическое содержание деятельности современной циви­лизации, которое связано со становлением новой глобальной экономики, развивающейся прежде всего как экономика технологий на основе знаний и как виртуальная, информационная экономика финансового капитала. Назовите понятие.

7. Почему продовольственная проблема сохраняет свою актуальность сегодня? Поясните.

8. Какая идея определяла развитие человечества на протяжении последних веков?

9. В чем заключается наибольшая сложность, которая возникает при классификации глобальных проблем?

10. Сегодня все больше укрепляется представление о формировании глобальной «геоэкономики». Такой подход как раз отражает тенденцию, связанную с преимущественным формированием глобального экономического единства мира. Что вкладывается в содержание данного понятия?

Тема 3. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Законодательство РФ о безопасности

В соответствии с Законом РФ от 5 марта 1992 г. N¹2446-1 «О безопасности» безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. При этом жизненно важные интересы – совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. Угроза безопасности – совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Безопасность обеспечивается и достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер политического, экономического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Основными принципами обеспечения безопасности являются:

• законность;

• соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства;

• взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности;

• интеграция с международными системами безопасности. К основным объектам безопасности относятся:

• личность – ее права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности;

• государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних

источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.

Действующее законодательство предусматривает многие виды безопасности. Так, Конституция РФ содержит правовые основания для выделения общественной безопасности и государственной безопасности. Многие федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ называют и регулируют правовые основания, условия и порядок государственной организации обеспечения различных видов безопасности: промышленной безопасности, безопасности гидро­технических сооружений, пожарной безопасности, безопасности дорожного движения, эконо­мической безопасности и многих других видов безопасности, среди которых следует выделить главный интегрированный вид безопасности – национальную безопасность, важнейшими составными частями и взаимосвязанными элементами которой являются экономическая и информационная безопасность, поскольку экономические и информационные процессы сопровождают и опосредуют все сферы и отрасли государственного управления в широком и узком, собственно организационном смысле. В соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации (СЗ РФ. 2000. N¹2. Ст. 170), представляющей собой систему взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности, под национальной безопасностью в Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации. Согласно этой Концепции, национальные интересы России – это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах.

Система безопасности РФ

Согласно Закону РФ «О безопасности» систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.

Основными функциями системы безопасности являются:

• выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;

• создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;

• управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;

• осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;

• участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Россией.

Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент РФ, который:

• возглавляет Совет Безопасности РФ;

• контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности;

• принимает оперативные решения по обеспечению безопасности на основе и в соответствии с действующими законами.

Правительство РФ в пределах определенной законом компетенции обеспечивает руководство государственными органами обеспечения безопасности, организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности подведомственными ему по соответ­ствующим вопросам федеральными органами исполнительной власти.

Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти на основе действующего законодательства и в пределах своей компетенции обеспечивают реализацию федеральных программ защиты жизненно важных интересов объектов безопасности, на основе и в соответствии с законом разрабатывают внутриведомственные нормативные правовые акты по обеспечению безопасности.

Конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ в области обеспечения безопасности, является Совет Безопасности РФ. Аппарат Совета Безопасности во главе с Секретарем Совета Безопасности является самостоятельным подразделением Администрации Президента РФ на правах управления Президента РФ и осуществляет организационно-техническое и информационно-аналитическое обеспечение деятельности Совета Безопасности по реализации его полномочий в области безопасности личности, общества и государства. Основными рабочими органами Совета Безопасности являются его межведомственные комиссии.

По Закону РФ «О безопасности» силы обеспечения безопасности включают в себя: Вооруженные силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны, пограничные войска, внутренние войска и т.д.

В общегосударственной организации системы охраны и защиты безопасности личности, общества и государства определяющая роль принадлежит общегосударственным организационно-правовым средствам обеспечения различных видов безопасности личности, общества и государства. К ним относятся:

1) особые правовые режимы жизнедеятельности населения территорий и объектов (режимы чрезвычайного положения, военного положения, режим закрытых административно-территориальных образований);

2) определенный государственный порядок и правила реализации некоторых особо значимых и потенциально небезопасных для общества и государства прав и свобод граждан (правила охраны государственной и служебной тайны, государственный порядок гражданского оборота оружия и боеприпасов к нему, государственное регулирование въезда в страну и выезда из страны граждан, паспортная система и регистрационный учет по месту пребывания и месту жительства граждан, установленный порядок организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, государственная регистрационная и лицензионная системы и т.д.);

3) специальные предметно-функциональные виды государственной и негосударственной деятельности (оперативно-розыскная деятельность, частная детективная и охранная деятельность).

Все эти общегосударственные организационно-правовые средства обеспечения безопасности личности, общества и государства служат общему делу комплексного системного обеспечения охраны и защиты всех видов безопасности, учитываются и, так или иначе, используются всеми субъектами любых конкретных отраслей и сфер обеспечения безопасности личности, общества и государства.

«Концепция национальной безопасности РФ» о правовом обеспечении

национальной безопасности

Согласно Концепции национальной безопасности Российской Федерации существуют следующие угрозы национальной безопасности в правовой сфере.

Единое правовое пространство страны размывается вследствие несоблюдения принципа приоритета норм Конституции Российской Федерации над иными правовыми нормами, федеральных правовых норм над нормами субъектов Российской Федерации, недостаточной отлаженности государственного управления на различных уровнях.

Угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности, приобретает особую остроту. Серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно-нравственного потенциала общества являются основными факторами, способствующими росту преступности, особенно ее организованных форм, а также коррупции.

Последствия этих просчетов проявляются в ослаблении правового контроля за ситуацией в стране, в сращивании отдельных элементов исполнительной и законодательной власти с криминальными структурами, проникновении их в сферу управления банковским бизнесом, крупными произ­водствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями. В связи с этим борьба с организованной преступностью и коррупцией имеет не только правовой, но и политический характер.

Масштабы терроризма и организованной преступности возрастают вследствие зачастую сопровождающегося конфликтами изменения форм собственности, обострения борьбы за власть на основе групповых и этнонационалистических интересов. Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности по предупреждению терроризма и организованной преступности, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров увеличивают степень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации характеризует основные методы и средства обеспечения национальной безопасности в правовой сфере.

Укрепление российской государственности, совершенствование федеративных отношений и местного самоуправления должны способствовать обеспечению национальной безопасности Российской Федерации. Необходим комплексный подход к решению правовых, экономических, социальных и этнополитических проблем при сбалансированном соблюдении интересов Российской Федерации и ее субъектов.

Осуществление конституционного принципа народовластия требует обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия всех органов государственной власти, жесткой вертикали исполнительной власти и единства судебной системы России. Это обеспечивается конституционным принципом разделения властей, установлением более четкого функционального распределения полномочий между государственными институтами, укреплением федеративного устройства России путем совершенствования ее отношений с субъектами Российской Федерации в рамках их конституционного статуса.

Основными направлениями защиты конституционного строя в России являются:

• обеспечение приоритета федерального законодательства и совершенствование на этой основе законодательства субъектов Российской Федерации;

• разработка организационных и правовых механизмов защиты государственной целостности, обеспечение единства правового пространства и национальных интересов России;

Наши рекомендации