Раннее антирабовладельческое движение.

АНТИРАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В США

В СЕРЕДИНЕ XIX ВЕКА

Выполнила: Целик Елена Сергеевна,

ИФ, гр. 6024

Проверил: Фёдоров С. Г.

Курган, 2008

План:

Введение.

Назревание кризиса плантационной рабовладельческой системы южных штатов.

Раннее антирабовладельческое движение.

Возникновение и развитие аболиционистского движения.

Противостояние фермеров и плантаторов.

Борьба рабов за свободу. Антирабовладельческие взгляды Джона Брауна.

Заключение.

Список литературы.

Введение.

Антирабовладельческие настроения существовали со времен возникновения рабства – с того времени, как в английские колонии в Америке в 1619 году были ввезены первые негры-рабы. Они значительно усилились в период подъема национально-освободительной борьбы в 60-70-х годах ХVIII столетия. Движение за завоевание национальной независимости против Англии было движением революционным, буржуазно-демократическим, направленным также к осуществлению и внутренних демократических преобразований, в частности к ликвидации рабства негров, к созданию капиталистических отношений вместо института рабства.

Настроения против рабства были более радикальными в северных колониях, где отсутствовала плантационная система и рабство не имело экономических корней. Но антирабовладельческие настроения были распространены и на юге; они стимулировались кризисом плантационного хозяйства, связанным с падением цен на табак на мировом рынке.

«Отцы-основатели», как называют руководителей революционного национально-освободительного движения американских колоний против Англии, рассматривали рабство как зло, навязанное колонистам политикой метрополии. Антирабовладельческие настроения получили широкое распространение в революционной публицистике 60-70 годов ХVIII века.

Среди руководителей национально-освободительного движения северных колоний активными поборниками свободы для негров были Бенджамин Франклин, Джон и Сэмюэль Адамсы, Джозеф Уоррен и другие.

К числу противников рабства в южных колониях относились Вашингтон, Джефферсон, Патрик Генри, Мадисон, Монро и другие – сами являвшиеся рабовладельцами, убежденными в том, что рабство является не только моральными политическим злом, но также и экономически неэффективной системой труда.

Назревание кризиса плантационной рабовладельческой системы южных штатов.

Энгельс с иронией отмечал, что рабство в США опиралось не столько на насилие, сколько на английскую хлопчатобумажную промышленность.

В конце ХVIII века в Сша ввозили хлопок из Вест-Индии для немногочисленных мануфактур и домашней промышленности, где он применялся виде небольшой примеси ко льнуи шерсти. Для хлопководческих плантаций хлопок с длинным волокном был ввезен в США на Си-Айлендс, у побережья Южной Каролины, с Багамских островов. Но расширение посевов этого высшего сорта хлопка упиралось в трудности очистки волокна от семян ручным способом. С 1796 года после изобретения Эли Уитни в 1793 году хлопкоочистительной машины хлопок сорта Си-Айлендс стал производиться для экспорта. Главным потребителем производимого неграми-рабами хлопка была английская промышленность, в огромной степени увеличившая масштабы производства в результате промышленного переворота. Табачные плантации на Юге стали заменяться хлопковыми. К 1800 году производство хлопка увеличилось в 100 раз.

Коренная особенность плантационного хозяйства заключалась в том, что, будучи капиталистическим по своим целям (производство для мирового рынка), он не являлось капиталистическим по своим производственным отношениям. Построенное на рабстве плантационное хозяйство исключало свободный наемный труд. Оно основывалось на докапиталистической форме эксплуатации – внеэкономическом принуждении.

Своеобразным экономическим законом плантационного хозяйства было то, что оно могло развиваться, быть прибыльным и увеличивать продукцию лишь непрерывно расширяя свою территорию. Монокультурная система исключала севооборот, который естественным путем восстанавливает плодородие почвы, быстро истощала земли. Удобрение почвы в старых хозяйствах обходилось дороже, чем приобретение новых земель.

Вместе с расширением занимаемой плантациями территории росло и число обрабатывающих плантации невольников. Ко времени первого ценза 1790 года негров-рабов было на юге 677.897, в 1850 г. – 3.638.808 и в 1860 г. – 3.953.760 человек. Негры-рабы составляли к 1860 году около трети всего населения Юга. В отдельных местах негры-рабы превосходили по численности белое население; 57% всего населения они составляли в южно-атлантическом штате Южная Каролина и только 1.5% в таком пограничном со свободными штате, как Делавэр.

В 20-х годах XIX века хлопок производился в прибрежных южно-атлантических штатах, а также в расположенных между Аллеганскими горами и рекой Миссисипи. В 50-х годах плантации занимали уже всю южную часть долины реки Миссисипи и захваченного у Мексики Техаса. «Хлопковый пояс» составлял 1000 миль с востока на запад и от 200 до 700 миль с юга на север. На хлопковых плантациях применялся труд ¾ всего числа рабов. Капитал на плантациях вкладывался не в само производство, а в приобретение земли и рабов.

После запрещения в 1808 году ввоза рабов из Африки широко развернулась работорговля между штатами Юга. Но это не могло удовлетворить спрос, и нелегальный ввоз рабов из Африки продолжался, достигая в 50-х годах 50-55 тыс. человек в год.

О моральном уровне рабовладельцев, как и о технике удержания рабов в неволе, дают представление статуты южных штатов. Эти кодексы запрещали рабу под угрозой плетей иметь собаку, ружье, присутствовать на похоронах, появляться на больших дорогах, собираться в количестве более двух человек и т.п. Кодексы разрешали убить раба, если он поднимет руку, защищаясь от незаслуженного удара.

Рабы, лишенные всех человеческих прав, низведенные до положения рабочего скота, не были заинтересованы в повышении производительности своего труда. По мнению одного из авторов, Юг в конце концов потерпел поражение потому, что рабовладельческая система не была в состоянии развивать промышленность.

Монокультура хлопка препятствовала всестороннему развитию экономики, разработке богатых природных ресурсов американского Юга. Старейший из рабовладельческих штатов – Виргиния – был богат залежами угля и железной руды. Но виргинские плантаторы сделали главным своим занятием разведение и торговлю рабами для других рабовладельческих штатов «Нижнего Юга». Большинство рабочих на угольных шахтах были рабами. На шахтах работали также белые, но они занимали главным образом административные должности.

Назревание кризиса рабовладельческой системы хозяйства на Юге шло по двум линиям:

1). Плантационное хозяйство давало высокую прибыль только на новых неистощенных землях; отсюда проистекала экспансионистская политика рабовладельцев, вступавшая в конфликт с промышленно-фермерским Севером из-за свободных территорий Запада.

2). Плантационная рабовладельческая система исключала применение машин, удобрения, ирригации и других мероприятий технического прогресса. Монокультура плантационного хозяйства препятствовала созданию своей промышленности, накоплению капиталов, строительству торгового флота, развитию экономических ресурсов Юга. В результате одностороннего развития экономики Юг зависел от Севера также и в обеспечении своего населения продовольствием.

Рабство, писал Хелбер, сделало невозможным на Юге прогресс и процветание, разрушило торговлю, явилось причиной ужасающей нищеты и невежества подавляющего большинства народа. Рабство лишало его всего и возвысило незначительное меньшинство, высокомерное и тираническое. Рабство, писал Олмстед, поработило не только самого раба, но и белого человека.

Раннее антирабовладельческое движение.

Первое антирабовладельческое общество было основано в апреле 1775 года в Филадельфии под названием Пенсильванское общество поощрения отмены рабства, помощи свободным неграм, незаконно содержимым в неволе, и улучшения положения африканской расы. Создателями этого общества были Б. Франклин, Б. Раш и Т. Пейн.

Антирабовладельческие общества были основаны в Делавэре (1789 г.), в Мэриленде (в 1790 г.), в Род-Айленде и Коннектикуте (в 1791 г.), в Виргинии, в Нью-Джерси (в 1792 г.). В каждом из штатов создавались в большом числе местные общества.

В противовес антирабовладельческим обществам стали появляться в это время общества содействия постепенному освобождению и колонизации негров в Африку. Основателями такого общества в Вашингтоне явились представители рабовладельческих штатов. Независимо от намерений части его членов, искренне желавших облегчения участи рабов, объективно общество действовало в интересах не уничтожения рабства, а его упрочнения путем удаления наиболее активной части негритянского населения – свободных негров. Постепенно программы колонизации стали придерживаться законодательные собрания рабовладельческих штатов, конгресс и государственные деятели.

В 1818 -1820 годах рабство впервые предстало как серьезная проблема, как угроза национальному единству. После ожесточенных дебатов в конгрессе и за его пределами был принят Миссурийский Компромисс, по которому Миссури вступал в Союз как рабовладельческий штат, одновременно с запрещением рабства севернее 36 минут 30 секунд северной широты.

Миссурийский компромисс 1820 года вызывал возмущение противников рабства. Предпринятая вскоре попытка самих рабов начать революционную Борьбу не увенчалась успехом. Потерпел поражение обширный заговор с целью поднять восстание рабов в Чарлстоне (Южная Каролина) в 1822 году под руководством свободного негра Денмарка Визея. Заговор был выдан властям одним из рабов. Визей и 35 других его участников были повешены, 37 высланы за пределы страны. Затем наступил кризис в деятельности антирабовладельческих обществ на Юге, где ВТО время находилось подавляющее большинство этих организаций (в 1826 году из 95 обществ 77 были в старых рабовладельческих штатах – Виргинии, Северной Каролине, Кентукки).

В деятельности антирабовладельческих обществ того времени усиливались религиозно-этические мотивы. Они уделяли много времени молитве, толкованию Библии, занимались рассуждениями о противоречии между учением Христа о «всеобщем братстве» и превращением человека в товар в условиях рабства.

В борьбе против движения за освобождение рабов появилась реакционная литература. В 1826 году публицист Эдвард Браун в «Заметках о происхождении и необходимости рабства» писал, что оно всегда было необходимой ступенью в переходе от варварства к цивилизации.

Антирабовладельческое движение на юге в этой обстановке вовсе изжило себя. Всякая оппозиция новоявленной апологии рабства стала жестоко преследоваться. Инакомыслящим не оставалось ничего другого, как перебираться на Север.

Наши рекомендации