Заслушивание сообщений, работа с тестом.
Задания:
1) Изучить литературу по данному периоду советской истории;
2) Подготовить сообщения;
3) Выступить с сообщениями на практическом занятии;
4) Заполнить тест.
Тема 3. Россия на современном этапе. (2 часа)
Контрольные вопросы:
1.Экономическое развитие и решение социальных вопросов.
2.Эволюция политической системы.
3.Внешняя политика в условиях мировой глобализации.
Развернутая беседа
Задания:
1) Ознакомиться с источниками и литературой по теме;
2) Принять участие в обсуждении современных проблем российского общества на практическом занятии.
Методические указания по написанию рефератов для очной формы обучения и контрольных работ для заочной формы обучения
Текст реферата (контрольной работы) является условием допуска к экзамену.
Работа над рефератом (контрольной работой) включает в себя выбор темы, отбор и изучение литературы, составление плана, написание реферата (контрольной работы), его оформление и защиту (для студентов-заочников).
Примерные темы реферата (контрольной работы) можно сужать до конкретных вопросов или предлагать свои инициативные темы с учетом личных интересов, согласовав их с преподавателем. Поощряются рефераты (контрольные работы), анализирующие дискуссионные статьи из исторических журналов «Вопросы истории», «Отечественная история», «Российская история», «Новая и новейшая история».
После выбора темы, ее утверждения преподавателем, отбора и освоения литературы следует работа над конспектами. Она предполагает расположение материала в смысловой направленности, его анализ, оценки, приведение собственных суждений, выявление связи с современностью. План включает введение, основную часть (2-3 главы), заключение, литературу. Для студентов-заочников обязательной частью контрольной работы является набор приложений из терминов, дат и анализа документа (или исторического портрета) по изучаемой теме.
Во введении отмечаются актуальность темы, ее изученность в литературе, задачи исследования (1-2 страницы); в основной части (10-15 страниц) излагаются главные идеи, приводятся собственные суждения, выявляется связь с современностью. В заключении делаются выводы исследования (1-2 страницы). Общий объем реферата (контрольной работы) должен составлять около 15-20 страниц печатного текста форматом А4.
Требования к реферату (контрольной работе):
1. Соответствие содержания теме, смысловая связь введения, основной части и заключения.
2. Полнота раскрытия темы согласно задачам, поставленным во введении.
3. Обоснованность выбора темы во введении, собственной позиции в основной части и выводов в заключении.
4. Логичность плана, последовательность и ясность в изложении.
5. Приведение списка литературы в конце реферата (контрольной работы).
6. Аккуратность во внешнем оформлении.
Для студентов-заочников темы контрольных работ и, относящиеся к ним термины, даты, личности, объединены в блоки по историческим периодам. Студент выбирает самостоятельно одну из тем и раскрывает в соответствие с вышеуказанными требованиями. В разделе «приложения» он размещает и поясняет исторические термины, даты, анализ документа (или исторический портрет).
При анализе документа студент отвечает на вопросы:
- время написания;
- автор документа;
- причины его появления;
- основные идеи;
- историческую значимость документа.
Для самостоятельного подбора письменного источника можно воспользоваться любыми хрестоматиями и сборниками документов по истории России. В том числе имеющиеся в фонде РГППУ- Хрестоматия по истории России: учебное пособие./ А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева Т.А.Сивохина – Любое издание.
Характеристика политического деятеля дается согласно предлагаемому следующему плану:
- формирование идеалов и характер личности, для чего кратко сообщаются сведения о жизненном пути;
- свойства личности и степень их соответствия историческим задачам, которые она решала;
- жизненные принципы и мотивы поведения;
- способы действия и средства для достижения цели;
- результаты деятельности.
В случае выбора реферата (контрольной работы) в форме анализа дискуссионной статьи необходимо обратить внимание на постановку проблемы автором, аргументацию его позиции, полемику с научными оппонентами, собственный обоснованный взгляд по исследуемому вопросу.