Развернутая беседа, работа с тестом.

Задание:

1) Изучить литературу по указанной выше теме;

2) Принять участие в обсуждении вопросов темы;

3) Решить тест.

Тема 2. Истоки и развитие русской государственности. VI - XVI вв. (8 часов)

Занятие 1. Древняя Русь в VI - XIII вв. (2 часа)

Контрольные вопросы:

1) Проблема этногенеза восточных славян, их хозяйственная деятельность, общественный строй, религия и отношения с другими этносами;

2) Особенности политического и социально-экономического строя Киевской Руси;

3) Политическая дезинтеграция русских земель. Сравнительный анализ экономических моделей развития основных центров государственности;

4) Внешнеполитическое положение Древней Руси в IX-XIII вв.;

5) Дискуссионные вопросы в отечественной историографии по истории Древней Руси.

Работа с текстом, тестом, структурно-логической таблицей и картой.

Задания:

1) Изучить по теме «Восточные славяне» текст с ошибками, исправить и дать правильные ответы.

2) Ответить на вопросы теста по теме «Древнерусское государство», выявить и исправить неверные ответы.

3) Заполнить структурно-логическую таблицу «Альтернативы общественного развития Древней Руси в эпоху раздробленности».

4) Работа с картой по внешней политике Древней Руси.

5) Подготовить сообщения по спорным проблемам истории Древней Руси.

Занятие 2. Московское государство в XIV- начале XVI вв. (2 часа)

Контрольные вопросы:

1) Предпосылки и особенности процесса государственной централизации русских земель;

2) Начало объединения русских земель вокруг Москвы;

3) Возникновение единого Российского государства. Иван Ш и Василий Ш;

4) Основные черты экономического и социально-политического устройства Руси в период объединения земель;

5) Историческое значение образования единого Российского государства.

Развернутая беседа.

Задания:

1) Подготовиться к дискуссии о причинах возвышения Москвы;

2) Обсудить проблему альтернатив развития русской государственности;

3) Дать политическую характеристику Ивану Калите и Ивану Ш;

4) Раскрыть вопрос о возникновении крепостного права в России (сообщение).

5) Сделать выводы об историческом значении объединения русских земель.

Занятие 3-4. Московское государство в XVI в. Альтернативы развития. (4 часа)

Контрольные вопросы:

1) Московское государство в первой половине XVI в. Основные тенденции политического и социально-экономического развития. Василий III и Елена Глинская.

2) Реформы Избранной рады как средство движения по европейскому пути развития и их результаты.

3) Политика опричнины – поворот к азиатской альтернативе развития страны и ее последствия.

4) Оценки личности и правления Ивана Грозного в исторической литературе: аргументы за и против.

Задания:

1) Изучить имеющиеся источники и историческую литературу по теме дебатов;

2) Посмотреть документальные и художественные фильмы, посвященные Ивану IV.

3) Познакомиться с произведениями дореволюционных историков по данной проблеме.

Подготовиться к презентации и полемике по дискуссионным вопросам темы.

Групповые презентации.

Тема 3. Россия в XVII в. Начало перехода к новому времени (2 часа)

Контрольные вопросы:

1) «Смутное время» конца XVI- начала XVII в.;

2) Эволюция политической системы в XVII в.

3) Новые явления в сфере экономики.

4) «Бунташный» XVII век в истории России.

Развернутая беседа, работа с таблицами, тестом, заслушивание сообщений.

Задания:

1) Подготовить и выступить с сообщением о понятии «Смута» и трактовке ее причин в исторической литературе;

3) Обсудить проблему: «Альтернативы развития страны в годы Смутного времени»;

4) Провести сравнительный анализ признаков сословно-представительной и абсолютной монархии в государственном строе России XVII в.

5) Рассказать о модернизационных процессах в экономике России XVII в.

6) Заполнить хронологическую таблицу «Социальные конфликты XVII в.»;

7) Заслушать сообщение «Русская культура на пороге новой эпохи».

Тема 4. Российская империя в XVIII в. (4 часа)

Контрольные вопросы:

1) Состояние Российского государства на рубеже XVII-XVIII вв.;

2) Реформы Петра I: содержание и результаты;

3) Расцвет или стагнация страны во второй четверти XVIII в.;

4) Изменения в России при Екатерине Великой:

5) Итоги развития Российской империи в XVIII в.

Коллоквиум по теме «Эволюция Российской империи в XVIII в.».

Задания:

1) Изучить источники и литературу по теме коллоквиума.

2) Принять участие на практическом занятии в обсуждении проблем эволюции Российского государства в XVIII в..

Тема 5. Россия на путях модернизации общества в XIX в. (2 часа)

Контрольные вопросы:

1) Реформы и контрреформы в политической системе XIX в.;

2) Крестьянский вопрос: достижения и противоречия;

3) Промышленный переворот в Европе и России: общее и особенное

Работа с тестом, таблицей.

Задания:

1) После обсуждения решить тест по проблеме «Реформы и контрреформы в политической системе XIX в.»;

2) Заполнить структурно-логическую таблицу «Отмена крепостного права в России» с разделами: хронологические вехи освобождения крестьян, содержание указов по отмене крепостного права, результаты;

3) Дать сравнительный анализ промышленного переворота в Европе и России (сообщение).

Тема 6. Альтернативы российским реформам «сверху» в XIX в. (2 часа)

Контрольные вопросы:

1) Верховная власть и общественные силы как составляющие исторического процесса. Проблема их взаимоотношений;

2) Теоретические основы российского консерватизма;

3) Формирование либеральной альтернативы и его особенности;

4) Радикальная иделогия: становление и развитие.

Конференция

Задания:

1) Подготовить сообщение по теме «Консерватизм в поисках политического и социального идеала»;

2) Сделать доклад по теме «Особенности становления российского либерализма»;

3) Выступить с сообщением по теме «Теория общинного социализма в трудах А.И. Герцена и Н.Г.Чернышевского»;

4) Подготовить выступление по теме «Пионеры марксизма в России».

Тема 7. Россия на рубеже XIX – XX вв. (2 часа)

Контрольные вопросы:

1) Особенности социальной структуры российского общества на рубеже XIX-XX вв.;

3) Экономическая модернизация России в конце XIX – начале XX вв.;

4) Русская деревня в начале XX века;

5) Эволюция государственной власти на рубеже XIX-XX вв.;

Наши рекомендации