Развернутая беседа, работа с тестом.
Задание:
1) Изучить литературу по указанной выше теме;
2) Принять участие в обсуждении вопросов темы;
3) Решить тест.
Тема 2. Истоки и развитие русской государственности. VI - XVI вв. (8 часов)
Занятие 1. Древняя Русь в VI - XIII вв. (2 часа)
Контрольные вопросы:
1) Проблема этногенеза восточных славян, их хозяйственная деятельность, общественный строй, религия и отношения с другими этносами;
2) Особенности политического и социально-экономического строя Киевской Руси;
3) Политическая дезинтеграция русских земель. Сравнительный анализ экономических моделей развития основных центров государственности;
4) Внешнеполитическое положение Древней Руси в IX-XIII вв.;
5) Дискуссионные вопросы в отечественной историографии по истории Древней Руси.
Работа с текстом, тестом, структурно-логической таблицей и картой.
Задания:
1) Изучить по теме «Восточные славяне» текст с ошибками, исправить и дать правильные ответы.
2) Ответить на вопросы теста по теме «Древнерусское государство», выявить и исправить неверные ответы.
3) Заполнить структурно-логическую таблицу «Альтернативы общественного развития Древней Руси в эпоху раздробленности».
4) Работа с картой по внешней политике Древней Руси.
5) Подготовить сообщения по спорным проблемам истории Древней Руси.
Занятие 2. Московское государство в XIV- начале XVI вв. (2 часа)
Контрольные вопросы:
1) Предпосылки и особенности процесса государственной централизации русских земель;
2) Начало объединения русских земель вокруг Москвы;
3) Возникновение единого Российского государства. Иван Ш и Василий Ш;
4) Основные черты экономического и социально-политического устройства Руси в период объединения земель;
5) Историческое значение образования единого Российского государства.
Развернутая беседа.
Задания:
1) Подготовиться к дискуссии о причинах возвышения Москвы;
2) Обсудить проблему альтернатив развития русской государственности;
3) Дать политическую характеристику Ивану Калите и Ивану Ш;
4) Раскрыть вопрос о возникновении крепостного права в России (сообщение).
5) Сделать выводы об историческом значении объединения русских земель.
Занятие 3-4. Московское государство в XVI в. Альтернативы развития. (4 часа)
Контрольные вопросы:
1) Московское государство в первой половине XVI в. Основные тенденции политического и социально-экономического развития. Василий III и Елена Глинская.
2) Реформы Избранной рады как средство движения по европейскому пути развития и их результаты.
3) Политика опричнины – поворот к азиатской альтернативе развития страны и ее последствия.
4) Оценки личности и правления Ивана Грозного в исторической литературе: аргументы за и против.
Задания:
1) Изучить имеющиеся источники и историческую литературу по теме дебатов;
2) Посмотреть документальные и художественные фильмы, посвященные Ивану IV.
3) Познакомиться с произведениями дореволюционных историков по данной проблеме.
Подготовиться к презентации и полемике по дискуссионным вопросам темы.
Групповые презентации.
Тема 3. Россия в XVII в. Начало перехода к новому времени (2 часа)
Контрольные вопросы:
1) «Смутное время» конца XVI- начала XVII в.;
2) Эволюция политической системы в XVII в.
3) Новые явления в сфере экономики.
4) «Бунташный» XVII век в истории России.
Развернутая беседа, работа с таблицами, тестом, заслушивание сообщений.
Задания:
1) Подготовить и выступить с сообщением о понятии «Смута» и трактовке ее причин в исторической литературе;
3) Обсудить проблему: «Альтернативы развития страны в годы Смутного времени»;
4) Провести сравнительный анализ признаков сословно-представительной и абсолютной монархии в государственном строе России XVII в.
5) Рассказать о модернизационных процессах в экономике России XVII в.
6) Заполнить хронологическую таблицу «Социальные конфликты XVII в.»;
7) Заслушать сообщение «Русская культура на пороге новой эпохи».
Тема 4. Российская империя в XVIII в. (4 часа)
Контрольные вопросы:
1) Состояние Российского государства на рубеже XVII-XVIII вв.;
2) Реформы Петра I: содержание и результаты;
3) Расцвет или стагнация страны во второй четверти XVIII в.;
4) Изменения в России при Екатерине Великой:
5) Итоги развития Российской империи в XVIII в.
Коллоквиум по теме «Эволюция Российской империи в XVIII в.».
Задания:
1) Изучить источники и литературу по теме коллоквиума.
2) Принять участие на практическом занятии в обсуждении проблем эволюции Российского государства в XVIII в..
Тема 5. Россия на путях модернизации общества в XIX в. (2 часа)
Контрольные вопросы:
1) Реформы и контрреформы в политической системе XIX в.;
2) Крестьянский вопрос: достижения и противоречия;
3) Промышленный переворот в Европе и России: общее и особенное
Работа с тестом, таблицей.
Задания:
1) После обсуждения решить тест по проблеме «Реформы и контрреформы в политической системе XIX в.»;
2) Заполнить структурно-логическую таблицу «Отмена крепостного права в России» с разделами: хронологические вехи освобождения крестьян, содержание указов по отмене крепостного права, результаты;
3) Дать сравнительный анализ промышленного переворота в Европе и России (сообщение).
Тема 6. Альтернативы российским реформам «сверху» в XIX в. (2 часа)
Контрольные вопросы:
1) Верховная власть и общественные силы как составляющие исторического процесса. Проблема их взаимоотношений;
2) Теоретические основы российского консерватизма;
3) Формирование либеральной альтернативы и его особенности;
4) Радикальная иделогия: становление и развитие.
Конференция
Задания:
1) Подготовить сообщение по теме «Консерватизм в поисках политического и социального идеала»;
2) Сделать доклад по теме «Особенности становления российского либерализма»;
3) Выступить с сообщением по теме «Теория общинного социализма в трудах А.И. Герцена и Н.Г.Чернышевского»;
4) Подготовить выступление по теме «Пионеры марксизма в России».
Тема 7. Россия на рубеже XIX – XX вв. (2 часа)
Контрольные вопросы:
1) Особенности социальной структуры российского общества на рубеже XIX-XX вв.;
3) Экономическая модернизация России в конце XIX – начале XX вв.;
4) Русская деревня в начале XX века;
5) Эволюция государственной власти на рубеже XIX-XX вв.;