Тема 10. Реформы «сверху» и кризис советской системы. 1953-1984 гг

Осложнение международной обстановки, распад антигитлеровской коалиции. Начало холодной войны. Трудности послевоенного переустройства, восстановление народного хозяйства и ликвидация атомной монополии США.Ужесточение политического режима и идеологического контроля. Новый виток массовых репрессий. Создание социалистического лагеря. Ускоренное развитие отраслей военно-промышленного комплекса. Корейская война 1950 – 1953 гг. Советский Союз.Первое послесталинское десятилетие. Реформаторские поиски в советском руководстве. Попытка обновления «государственного социализма». Экономическая и социальная политика Н.С. Хрущева. «Оттепель» в духовной сфере. Изменения в теории и практике советской внешней политики. Значение XX и XXII съездов КПСС. Усиление конфронтации двух мировых систем. Карибский кризис (1962). Смена власти и политического курса в 1964 г. «Мягкая модель» сталинизма. Предпосылки и пределы экономических реформ 1965 г. Власть и общество в 1964 – 1984 гг. Кризис господствующей идеологии. Причины политики ограничений и запретов в культурной жизни СССР. Диссидентское движение: предпосылки, сущность, квалификация, основные этапы развития. Стагнация и предкризисные явления в конце 1970-х – начале 1980-х гг. Власть и общество в первой половине 1980-х гг.

Тема 11. Россия на современном этапе

Системный кризис социализма в СССР в середине 1980-х годов. Необходимость политических и социально-экономических преобразований. Приход к власти нового политического руководства во главе с М. Горбачевым.

Курс на ускорение развития страны и противоречивость его реализации. Политика перестройки и крах сталинской модели социализма. Трудности и противоречия в осуществлении перестройки.

«Новое мышление» во внешней политике. Отказ от конфронтации в международных отношениях. Окончание холодной войны. Крушение социализма в странах Восточной и Юго-Восточной Европы. Воссоединение Германии. Отказ СССР от поддержки марксистских режимов в странах «третьего мира». Вывод войск из Афганистана.

Национальные противоречия. Политический кризис августа 1991 г. как выражение борьбы альтернатив дальнейшего развития страны. Провал перестройки. Уход М. Горбачева в отставку. Роспуск КПСС. Распад СССР. Изменение экономического и политического строя в России после 1991г. Либеральная концепция российских реформ: переход к рынку, формирование гражданского общества и правового государства. «Шоковая терапия» 1990-х гг. Преодоление товарного дефицита, разгосударствление предприятий, появление частной собственности, развитие рынка, конкуренции, свободного ценообразования. Проблема организации власти в России. Борьба за властные полномочия между исполнительной и законодательной властью.

Конституционный кризис 1993 г. и демонтаж системы власти Советов. Конституция РФ 1993 г. Создание президентско-парламентской республики. Национальный вопрос. Проблема целостности Российского государства. Войны в Чечне и их последствия. Трудности в реализации западной модели капитализма. Нежизнеспособность политической демократии. Кризис политических партий и общественных движений в России.

Экономические кризисы 1998, 2008 и 2014-2017 гг. Социальная цена реформ. Поляризация общества на богатых и бедных. Наука, культура, образование в рыночных условиях. Внешняя политика Российской Федерации на современном этапе. Россия в системе мировой политике и международных связей.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

в преподавании истории используются следующие формы:

▪ лекции;

▪ практические занятия, на которых обсуждаются вопросы лекций и домашних заданий; делаются доклады, устное реферирование предложенной преподавателем литературы; проводятся дискуссии, просмотры видеоматериалов с их обсуждением, контрольные работы;

▪ самостоятельная работа студентов, включающая усвоение теоретического материала, подготовку к практическим занятиям, выполнение творческих заданий, написание рефератов, контрольных работ, работу с электронным учебно-методическим комплексом, подготовку к текущему контролю знаний и к промежуточной аттестации – экзамену;

▪ тестирование по отдельным темам дисциплины, по модулям программы (тесты входного контроля, экспресс - тесты, тест промежуточного контроля).

▪ научно-исследовательская работа студентов (НИРС), включающая занятия студентов в студенческом научном обществе, участие в конференциях, олимпиадах;

▪ консультирование студентов по вопросам учебного материала, подготовке докладов и сообщений, исследовательских проектов, рефератов;

Внеучебная деятельность: просмотр спектаклей на исторические темы; посещение музеев и выставок исторических документов; участие в, брей-рингах и встречах с различными деятелями в рамках Университетских суббот с последующим написанием отзывов и эссе.

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

6.1. Контрольные вопросы и задания при подготовке к практическим занятиям для студентов дневной формы обучения.

Тема 1. Предмет, методы изучения, значение (2 часа)

Контрольные вопросы:

1) История как предмет изучения;

2) Значение изучения исторического прошлого для настоящего и будущего России;

3) Организация и методика работы студентов в процессе изучения курса «Истории».

Наши рекомендации