Тема 8. Деловые коммуникации.
Значение коммуникаций.
Коммуникация – это передача информации от одного человека к другому, обмен идеями, фактами и чувствами. Коммуникации необходимы для того, чтобы добиться взаимопонимания и обеспечить принятие обоснованного управленческого решения. Эффективные коммуникации также способствуют удовлетворенности работников трудом, формируют чувство сопричастности к делам коллектива. Неэффективные коммуникации – одна из главных сфер возникновения проблем и конфликтов.
Виды коммуникаций.
Деловые коммуникации можно разделить на следующие виды: между организацией и внешней средой, между разными уровнями управления (вертикальные), между подразделениями организации (горизонтальные), между руководителями и подчиненными, неформальные коммуникации, вербальные (письменные и устные) и не вербальные (интонация голоса, мимика, позы, жесты) и другие.
Коммуникационный процесс.
Коммуникационный процесс состоит из ряда следующих друг за другом этапов, которые отображены на рисунке.
Рисунок. Процесс Обмена информацией с обратной связью и шумом.
Информация, накопленный опыт | |||||||||||||||||||||||||||||
Отправитель | Сообщение | Канал | Получатель | ||||||||||||||||||||||||||
передает | |||||||||||||||||||||||||||||
Лицо, генерирующее идею | кодирует | Вербальные или невербальные символы | отбирает | Речь, письмо, электронное средство связи и т.д. | сообщение | Декорирует и правильно или неправильно понимает | |||||||||||||||||||||||
передает | |||||||||||||||||||||||||||||
Генератор идей декорирует отклик и правильно или неправильно его понимает | |||||||||||||||||||||||||||||
Обратное сообщение | |||||||||||||||||||||||||||||
передает сообщение | Канал обратной связи | Отклик в адрес отправителя (с учетом личного отношения) | |||||||||||||||||||||||||||
отбирает | |||||||||||||||||||||||||||||
М.Х. Мескон и др. Основы менеджмента. Стр. 175.
Коммуникация считается состоявшейся, если сообщение правильно понято получателем, и он готов отреагировать на него адекватным образом. Коммуникациям препятствуют различные помехи (шумы), которые искажают смысл информации и могут даже полностью блокировать информационный обмен. Хорошая обратная связь заметно повышает шансы взаимопонимания за счет «подавления» шумов.