Часть 2. задания уровня в.

Тема: « Общество».

Часть1

A1. Характерной чертой индустриального общества является

1)широкое использование внеэкономического принуждения к труду

2)слабость и неразвитость демократических институтов

3)преобладание коллективного сознания над индивидуальным

4)преобладание частной формы собственности

A2. Верны ли следующие суждения о традиционном обществе?

А.Уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам,

преобладание коллективных начал над частными отличают традиционное общество.

Б.В традиционном обществе высоко ценятся индивидуальные способности человека, поощряются инициатива и предприимчивость.

1)верно только А 2)верно только Б

3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

A3. Процесс приобщения к ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями, называется

1)наукой 2)искусством 3)образованием 4)творчеством

A4. . Верны ли следующие суждения о путях и формах общественного раз­вития?

А. В традиционном обществе право как регулятор общественных отноше­ний еще не сложилось, его место занимали неписаные традиции и обычаи.

Б. В постиндустриальном обществе завершается промышленный пере­ворот, формируется массовое производство.

1верно только А 2. верно только Б

3.оба суждения верны 4. оба суждения неверны

A5. . Верны ли следующие суждения о процессе глобализации?

А. Все глобальные процессы являются следствием усиления междуна­родных контактов.

Б. Развитие массовой коммуникации делает современный мир целостным.

1.верно только А 2.верно только Б

2.верны оба суждения 3.оба суждения неверны

A6.. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

А. Современные представления об общественном прогрессе подтвер­ждают его противоречивость.

Б. Понятия «прогресс» и «регресс» условны.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верно А и Б 4) оба суждения неверны

A7. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах человечества?

А. Сегодня существует реальная угроза выживанию человечества как биологического вида.

Б. В целях выживания человечество должно серьезно заняться сохран­ностью окружающей среды.

1.верно только А 2.верно только Б

3.оба суждения верны 4.оба суждения неверны

A8. Верны ли следующие суждения?

А. «Последний эксплуататорский строй, капитализм, в

результате обострения классовой борьбы неизбежно должен быть заменён на строй социалистический, а потом и коммунистический».

Б. «Капитализм вечен и нерушим, потому что человечество не придумало ничего более совершенного, соответствующего человеческой натуре».

1.верно только А 2.верно только Б

3.верны и А, и Б 4.оба суждения неверны

A9 . С точки зрения марксизма-ленинизма история вершилась под воздействием:

1.высших непознаваемых сил 2.экономических процессов

3. выдающихся личностей – вождей, диктаторов и т.д.

4.изменений в культурной жизни обществ

A10. Взаимодействие социальных групп, слоёв, классов, страт, наций, религиозных сообществ осуществляется:

1.в экономической сфере 2.в политической сфере

3.в духовной сфере 4.в социальной сфере

A11. Экология изучает воздействие человеческой деятельности:

1.на развитие всемирных религий

2.на совершенствование домашнего хозяйства, быта людей и древних времён

3.на окружающую природу, взаимоотношения природы и общества

4.а культурную среду

A12. . Верны ли следующие суждения?

А. «Естественная окружающая человека среда отступает перед искусственной средой, но в конечном счёте нужна человеку больше последней».

Б. «Современному человеку искусственная окружающая среда может заменить среду естественную».

1.верно только А 2.верно только Б

3.верны и А, и Б 3.оба суждения неверны

A13. В отличие от природы, общество

1)является системой 2)находится в развитии

3)выступает в качестве творца культуры

4)развивается по собственным законам

A14. Для современного постиндустриального общества характерна ведущая роль

1)добывающей промышленности

2)обрабатывающей промышленности

3)сельского хозяйства

4)информации и информационных технологий

A15. Верны ли следующие суждения о процессе глобализации?

А. Развитие массовой коммуникации делает современный мир целостным.

Б. Все глобальные проблемы являются следствием

экономической интеграции.

1)Верно только А. 2)Верно только Б.

3)Верны оба суждения. 4)Оба суждения неверны.

A16. Общность лиц, объединённых потребностями и интересами, которые могут быть в наилучшей степени удовлетворены только совместными усилиями, совместной деятельностью, называется:

1.конгломератом 2.обществом 3.системой 4.очередью

A19. Какой признак присущ нации как этнической общности?

1)национальное самосознание

2)федеративное государственное устройство

3)наличие национальной армии

4)разделение властей

A20. Какой из признаков относится к традиционному обществу?

1)преобладание рутинных технологий

2)быстрое развитие промышленности

3)внедрение в производство научных достижений

4)интенсивное развитие информационных технологий

A21. Сущность проблемы «Севера» и «Юга» состоит в

1)истощении природных ресурсов

2)разрыве в уровне экономического развития регионов планеты 3)формировании сети международных террористических

организаций

4)росте культурного многообразия

A22. Верны ли следующие суждения о взаимодействии сфер

общественной жизни?

А.Процессы, происходящие в одной сфере общественной жизни,

как правило, не влияют на процессы, происходящие в других

ее сферах.

Б.Выдающиеся произведения искусства могут создаваться в

периоды экономических кризисов и политических потрясений. 1)верно только А 2)верно только Б

3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

A23. Выделяя основные элементы общества, их взаимосвязь и

взаимодействие, учёные характеризуют общество как

1)систему 2)часть природы 3)матер-ный мир 4)цивилизацию

A24. К глобальным проблемам современного мира относится

1)возникновение новых межгосударственных объединений

2)завершение промышленного переворота

3)существенный разрыв между уровнями развития регионов

планеты

4)интенсивное развитие науки

A25. Верны ли следующие суждения о различных типах обществ?

А.В индустриальном обществе высоко ценятся индивидуальные

особенности человека, поощряются инициатива и

предприимчивость.

Б.Уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам,

преобладание коллективного начала над частным отличают

постиндустриальное общество от индустриального.

1)верно только А 2)верно только Б

3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

А26. Обществом в широком смысле слова называют:

1) объединение людей по интересам

2) жителей той или иной страны

3) сообщество людей, существующее на определенном историческом

этапе

4) совокупность форм объединения людей

А27. Человек воздействует на природу:

1.благоприятно 2.его влияние не имеет последствий

3.и благоприятно, и неблагоприятно 4неблагоприятно

А28. К общественным отношениям не относятся:

1. отношения в семье

2. отношения между работником и работодателем

3. отношения между природой и обществом

4. связи между социальными группами и внутри них

А29. Социальная сфера общества самым непосредственным образом зависит от уровня:

1. экономического развития страны

2. политического развития страны

3. духовности общества

4. развития межнациональных отношений

А30. Верны ли следующие суждения?

А. «Исторически общество первично, а государство — вторично».

Б. «Государство порождает общество».

1) верно А 2) верно Б

3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

А31. Организация, регулирование, управление жизнью общества осуществ­ляется в:

1экономической сфере 2духовной сфере

3.политической сфере 4социальной сфере

А32. Характерной чертой западной цивилизации является:

1. низкая социальная мобильность

2. длительное сохранение традиционных правовых норм

3. активное внедрение новых технологий

4. слабость и неразвитость демократических ценностей

А33. Характерной чертой эволюции как формы общественного развития является:

1революционный характер перемен 2.скачкообразность

3.насильственные методы 4постепенность

А34. К числу глобальных проблем не относится:

1.угроза ядерной войны 2.распространение наркомании

3.дефицит природных ресурсов

4.атеизм как противопоставление религиозной идеологии

А35. Демографические проблемы порождены:

1.гонкой вооружения 2.соперничеством СССР и США

3.быстрым и неконтролируемым ростом населения на планете

4.загрязнением окружающей среды

А36. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество, как и природа, является динамической системой, от­дельные элементы которой взаимодействуют друг с другом.

Б. Общество вместе с природой образуют окружающий человека ма­териальный мир.

1.верно только А 2.верно только Б

3.верны оба суждения 4.оба суждения неверны

А37. Единый, или обобщающий, критерий исторического прогресса состо­ит в:

1.эволюции человека как гармонично развитой личности

2.улучшении нравов

3.развитии науки и разума

4.росте идеалов истины и справедливости

А38. Какое из ниже перечисленных определений истории как реальности является самым глубоким и точным?

1.любая последовательность событий

2.живая память общества, народа, социальной группы

3.прошлое, давно минувшее

4.сущностная динамика общественного развития

А39. Какие из следующих суждений об отношении «цивилизация — куль­тура» верны?

А. Цивилизация — приспособление к условиям природной среды; культура — творческое отношение человека к миру и к самому себе.

Б. Цивилизация — сущее; культура в большей мере — должное (долг быть человеком).

1.верно только А 2.верно только Б

3.оба суждения верны 4.оба суждения неверны

А40. Верны ли следующие суждения?

Унификация (приведение к единообразию) цивилизации недопустима, так как (укажите самое глубокое обоснование):

А. Этому мешают существующие социально-политические барьеры, государственные суверенитеты.

Б. Цивилизационное разнообразие столь же необходимо для стабиль­ности и развития человеческого общества, сколь генетическое разно­образие — для природы.

1)верно А 2)верно Б 3) верно только А 4)верно только Б

А41. Вопросы власти, государства решаются в:

1.экономической сфере 2.духовной сфере

3.социальной сфере 4.политической сфере

А42. Понятие «развитие», «взаимодействие элементов» характеризует об­щество как:

1) динамичную систему

2) часть природы

3) весь окружающий материальный мир

4) взаимодействие людей в социальных группах

А43. Примером влияния природных факторов на развитие общества явля­ется:

1возникновение первых очагов цивилизации в речных долинах

2.строительство египетских пирамид

3.распад империи Карла Великого

4.объединение земель вокруг Москвы

А44. Природные условия России:

1. были благоприятны для занятия земледелием

2. позволяли тщательно обрабатывать землю

3. требовали крайнего напряжения сил

4. слабо влияли на жизнь людей

А45. Верны ли суждения?

Геополитическое положение России было

А. Благоприятным для развития страны.

Б. Неблагоприятным, тормозило развитие экономики, социальных

и политических институтов.

1.верно только А 2.верно только Б

3.оба суждения верны 4.оба суждения неверны

А46. Появление частной собственности на средства производства привело к усилению расслоения общества. Связь каких сторон жизни общества проявилась в этом явлении?

1производства, распределения, потребления и духовной сферы

2.экономики и политики

3.экономики и социальных отношений

4.экономики и культуры

А47. Какой из названных признаков характеризует традиционное общество?

1.стремление к прогрессу

2.«непрерывность», плавность исторического процесса

3.высокая социальная мобильность

4стремление максимально использовать природу в своих целя

А48. При переходе от традиционного общества к индустриальному:

1.личность подчинилась обществу

2.возросла роль обычаев в регулировании общественных отношений

3.усилилось внеэкономическое принуждение

4.возросла социальная мобильность

А49. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общества?

А. Спад производства вызывает снижение уровня жизни большинства населения.

Б. Политическая власть может способствовать успешному экономиче­скому развитию страны.

1.верно только А 2.верно только Б

3.оба суждения верны 4.оба суждения неверны

Часть 2. Задания уровня В.

В1. Вставьте пропущенное в следующей фразе слово:

«... среда — это природа, которая окружает человека и от которой во многом зависит его существование».

Ответ: _____________________________________________

В2. Какому понятию соответствует следующее определение?

«Форма общественного развития, противоположная прогрессу, воз­врат к старым, изжившим себя формам, застой и деградация».

Ответ: _____________________________________________

В3. Цивилизация — это:

А. Определенный этап общественного развития

Б. Высокий уровень культуры и воспитанности

В. Совокупность определенных норм, отличающих одну общность лю­дей от другой

Г. Особое состояние общества с правами и свободами

1) верно АБ 2) верно БГ 3) верно АГ 4) верно АБВГ

В4. Установите соответствие между приведенными в первом столбце определениями и приведенными во втором столбце понятиями.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ПОНЯТИЕ

1. Взаимодействие социальных групп, слоев и классов

А. Политическая сфера

2. Отношения в сфере власти, вопросы государства, права

Б. Экономическая сфера

3. Различные формы и уровни общественного сознания

В. Социальная сфера

4, Производство материальных благ, их обмен и распределение

Г. Духовная сфера

Ответ: ________________

В5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. «Социальные институты обеспечивают границы и формы совместной деятельности людей в разных сферах и отличаются друг от друга свои­ми (1). Главными институтами общества являются (2). Без социальных институтов ни одно современное общество существовать не может: институты создают условия, в которых протекает человеческая жизнь, а жизнь людей порождает и изменяет институты. Развитие социальных институтов происходит в ходе (3) общества».

Выберите из предлагаемого списка соответствующие понятия, приве­денные в именительном падеже. Выбирайте каждое понятие одно за другим, мысленно заполняя пробелы. При этом вариантов понятий больше, чем пробелов.

А) частный бизнес

Б) государство

В) функциональные качества

Г) экономика, семья, образование, религия

Д) общественные потребности

Е) эволюция

Ж) совместная деятельность

В6. Установите соответствие между сферами жизни общества и элемента­ми общественной жизни: к каждой позиции первого столбца подбери­те соответствующую ей позицию из второго столбца.

СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Экономическая

А. Деятельность парламента

2. Политическая

Б. Взаимодействие классов (страт)

3. Социальная

В. Обмен продуктами

4. Духовная

Г. Религиозные организации

В 7. Впишите слово, которое пропущено в следующей фразе:

«Науку, нравственность, религию, философию, культурные и образовательные учреждения, религиозные организации, соответствующую деятельность людей охватывает … сфера жизни общества».

Ответ: ______________________________

В 8. Что из перечисленного ниже характерно как цивилизации Запада, так и цивилизации Востока?

1) Приоритет индивидуального над коллективным

2) Развитие литературы и искусства

3) Наличие социальных групп с различным социальным статусом

4) Разнообразие философских учений

5) Государственное регулирование основных сторон жизни общества

Запишите в порядке возрастания соответствующие цифры: ___________________

В 9. Вставьте пропущенное слово:

« Материальное производство – это создание вещей, … производство – создание идей».

Ответ: ________________________________

В10. Свобода – это (отметьте правильное):

1. независимость в мыслях и суждениях

2. возможность делать всё, что хочется

3. возможность высказывать своё мнение

4. ответственное отношение к своим действиям и поступкам

5. право делать всё, что дозволено законами

6. опора на собственные силы

7. отсутствие каких-либо запретов

Ответ: ____________________________________

В11. Что из приведенного ниже является проявлением глобальных про­блем?

1. Истощение плодородного слоя почвы

2. Истощение запасов пресной воды

3. Спад производства

4. Увеличение задолженности развивающихся стран развитым

5. Кризис финансовой системы

6. Проблемы войны и мира

Выбранные цифры запишите в порядке возрастания:______________________

В12. Вставьте пропущенное слово:

«Промышленной революцией называется замена ... труда машинным, мануфактуры фабрикой».

Ответ: ___________________________________

В13. Найдите в приведенном ниже списке общественные явления.

1. Возникновение государства

2. Переход от присваивающего хозяйства к производящему

3. Изменение климата на планете

4. Формирование наций

5. Способность человека к чувственному познанию

6. Традиции и обычаи

7. Генетическая предрасположенность человека к какому-либо заболеванию.

Выбранные цифры запишите в порядке возрастания:

В14. Найдите в приведённом списке черты общества как динамичной

системы и обведите цифры, под которыми они указаны.

1)обособление от природы

2)отсутствие взаимосвязи подсистем и общественных институтов

3)способность к самоорганизации и саморазвитию

4)выделение из материального мира

5)постоянные изменения

6)возможность деградации отдельных элементов

Обведённые цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ: _______________________________________________.

В15. Установите соответствие между сферами общественной жизни и

социальными фактами: к каждой позиции, данной в первом

столбце, подберите соответствующую позицию из второго

столбца.

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ

СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

1) использование металлических слитков в качестве эквивалента обмена

А) духовная

2) рост цен на пользующиеся спросом товары

Б) социальная

3) создание приключенческого романа

В) экономическая

4) существование в современном обществе семей традиционного типа

Г)политическая

5) активное участие новгородцев в городском вече

В16.Запишите слово, пропущенное в следующей фразе:

«Многообразные связи, формирующиеся между людьми в

различных сферах их жизнедеятельности называются …

отношениями».

Ответ: _____________________

В17. Установите соответствие между понятиями и определениями.

ПОНЯТИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1)Национализм

А) Идеология так называемого мирового гражданства, проявляющаяся как в виде межнационального взаимодействия, так и отрицающая иные национальные культуры.

2)Интернационализм

Б) Идеология, основанная на идее национальной исключительности и национального превосходства.

3)Космополитизм

В) Идеология солидарности сотрудничества рас, народов, основанная на равноправии и общности интересов.

Ответ: ___________________

В18. Весь исторический путь человечества К.Маркс разделил на пять общественно-экономических формаций. Найдите в

приведённом ниже списке их названия и обведите цифры, под

которыми они были последовательно указаны К.Марксом:

1. капиталистическая

2. феодальная

3. первобытно-общинная

4. рабовладельческая

5. коммунистическая (социализм является её первой фазой).

Обведённые цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ: _____________________

В19. Вставьте слова вместо пропусков.

Экономическая, социальная, политическая, духовная _______

являются _________________ общественно жизни.

Ответ: ______________________

В20. Назовите понятие, соответствующее определению.

__________________ - это поступательное развитие общества

по восходящей линии, от низшего к высшему, от простого к

сложному, от менее совершенного к более совершенному.

Ответ: ____________________

В21. Установите соответствие основных сфер жизни общества и характерных для них явлений.

СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

ХАРАКТЕРНОЕ ЯВЛЕНИЕ

1) политическая

А) Повышение налогов на бензин.

2) экономическая

Б) Выражение недоверия правительству.

3) социальная

В) Премьера оперы М.П.Мусоргского «Борис Годунов».

4) духовная

Г) Повышение пенсий по старости на 200 рублей.

Ответ: ______________________

В22. Распределите следующие понятия – а) закон, б) правопорядок,

в) добро, г) грех, д) юрисдикция, е) справедливость,

ж) молитва, з)договор, и) зло, к) собственность, л) свобода

совести, м) доверие, н) благодарность, о) суверенитет,

п) референдум, р) раскаяние, с) совесть, т) преступление,

у) стыд, ф) любовь, х) причастие, ц) дееспособность,

ч) епархия, ш) канонизация, щ) суеверие, э) джихад,

ю) устав, я) свобода слова – на три группы:

1.понятия, относящиеся к правовой сфере, -

2.понятия, относящиеся к морально-нравственной сфере,

3.понятия, относящиеся к религиозной сфере -

В23. Установите соответствие групп и критериев их классификации.

КРИТЕРИИ КЛАССИФИКАЦИИ ГРУПП

ГРУППЫ

1) специфическая роль и место в обществе

А) референтные (эталонные) группы

2) организация власти, тип руководства

Б) организованные и неорганизованные

3) способ образования

В) формальные и неформальные

4) естественные и искусственные

Г) малые трудовые группы, малые социально-политические (партийные, профсоюзные и т.д.), любительские малые группы, малые возрастные группы, группы, основанные по гендерному принципу (женские, мужские), территориально-бытовые

5) отношение личности к групповым нормам

Д) семья, трудовой коллектив

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся

последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

Ответ: ____________________________

В24. Распределите перечисленные ниже общественные отношения по

трём видам (социально-культурные, политические,

производственные):

1. создание политической партии

2. участие в церковном хоре

3. предложение проекта новой телепередачи

4. проведение собрания акционерного общества

5. лоббирование законопроекта о снижении налога на недвижимость

6. отмена собрания профсоюза коммунальных работников

7. усыновление ребёнка из детского дома

8. передача здания, охраняемого как памятник культуры, в частное владение

9. учреждение творческого союза художников-аниматоров

10. отмена регистрации партии «Народное единство»

11. продажа контрольного пакета акций ЗАО «Исток»

12. пополнение фонда муниципальной библиотеки

Ответ: 1) Социально-культурные: 2) Производственные: 3) Политические:

В25. В приведённом ниже перечне отметьте признаки

доиндустриального общества:

1. основа производства – земля, сельскохозяйственный труд

2. развитие крупной машинной промышленности

3. преобладание ручного труда

4. средняя продолжительность жизни 40-50 лет

5. основа производства – знания, информация

6. широкое применение машинной техники

7. неграмотность большинства населения

8. основной вид экспорта – средства производства

9. основной вид экспорта – сырьё

10. основной вид экспорта – интеллектуальные продукты (программы, технологии, изобретения и т.д.)

11. средняя продолжительность жизни – до 70 лет

12. ведущую роль играют сфера услуг, наука, образование

13. средняя продолжительность жизни – свыше 70 лет

14. непрерывное образование граждан

15. решается задача преодоления неграмотности населения

Наши рекомендации