Особенности защиты государственной тайны
Соотношение прав Сообщества и национального права
Наиболее важный механизм в этой сфере – прямое применение права Сообщества национальными судами, приоритет права Сообщества перед национальным правом и процедуры, в соответствии с которыми осуществляется применение права Сообщества в государствах-членах.
Принцип верховенства права ЕС означает приоритет норм права ЕС над нормами национального законодательства государств-членов, нормы национального права государств-членов не должны противоречить нормам права ЕС. Принцип прямого действия права ЕС означает непосредственное применение права ЕС на территории государств-членов, действие норм права Сообщества без какой-либо трансформации в правопорядок государства-члена.
Безопасность информационного пространства в ЕС и особенности защиты информации
В странах Европейского Союза уделяется серьезное внимание проблеме обеспечения свободы доступа к информации, идет многолетний поиск наиболее эффективных механизмов, позволяющих создать условия для свободного доступа к информации и одновременно оберегающих личность и общество от тех опасностей, которые, по мнению законодателей, скрываются в неконтролируемой свободе доступа к информации.
В связи с этим в Евросоюзе была создана «Зеленая книга» о доступе и использовании информации государственного сектора в информационном сообществе (см. материалы практич. зан.).
Особенности защиты государственной тайны
В США, НАТО и Евросоюзе грифы секретности схожи - «конфиденциально (confidential)», «секретно (secret)», «совершенно секретно (top secret).
В договор о «Европейском Союзе» включены следующие статьи, способствующие укреплению безопасности Союза и направленные на обеспечение государственной тайны.
Согласно ст. 21 Соглашения, Руководство Союза должно консультировать Европарламент по важнейшим вопросам и основным положениям совместной международной политики и безопасности.
Статьей так же предусмотрено, что Европарламент должен регулярно информироваться Руководством Совета и комиссиями в целях развития совместной международной политики общественной безопасности и защиты информации.
Межинституциональное соглашение от 20 ноября 2002 г. между Европейским парламентом и Советом о доступе Европейского парламента к закрытой информации Совета в области оборонной политики и политики безопасности (OJ 2002 C 298/1) регулирует доступ Европарламента к засекреченной информации, а именно информации классифицируемой как «совершенно секретная», «секретная» и «конфиденциальная», независимо от ее происхождения, способа и формы передачи, которой обладает Совет в области безопасности и обороны и содержащейся в документах, классифицированных таким образом.
Информация, исходящая от других стран или международных организаций должна сопровождаться соглашением с данной страной или организацией.
В основных правилах этого соглашения устанавливается, что: «Две организации должны действовать в соответствии с их совместной компетенцией по взаимодействию и в духе взаимного доверия, так же как и согласованности со значимыми положениями договора. Передача и обращение с информацией, предусмотренной данным соглашением, должны иметь должное отношение к интересам, которые защищаются, и особенно к общественным интересам касательно безопасности обороны Евросоюза или одного или нескольких Стран-участниц или военной или невоенной администрации».
Президент Европарламента или Председатель Европейской парламентской Комиссии иностранных дел, по правам человека, общественной безопасности и обороне могут запрашивать информацию, которую руководство Союза или генеральный секретарь представителя передает в этот комитет для развития Европейской безопасности и обороны, включая засекреченную информацию.
В заключительных положениях данного соглашения указывается:
· Европарламент и Совет, каждый в своей части, обязуется принимать все необходимые меры для обеспечения действия данного соглашения, включая действия по обеспечению безопасности вовлеченных лиц.
· Две организации изъявившие желание обсуждать информацию, охваченную данным соглашением в иных сферах деятельности Совета, осознают, что данное соглашение не создает прецедента для иных областей деятельности Союза и сообщества и не должно влиять на содержание иных межинституционоальных соглашений.
· Данное соглашение подлежит пересмотру каждые два года, по предложению любой из сторон на основе выработанной практики его применения.
Европейский суд признает, что для защиты национальной безопасности, государство должно иметь законы, позволяющие компетентным государственным органам производить сбор и последующее хранение информации, способами, исключающими общественный контроль.
Среди возможных источников информации для европейских полицейских структур может служить Европол (Europol).
Полномочия Европола достаточно широкие. Эта служба может сохранять персональные данные о гражданах в широком объеме в своих базах данных. Без суда граждане стран ЕС не могут потребовать удаления из баз Европола данных о себе.
После сентябрьских событий в США, Совет ЕС принял решение об общем определении терроризма, едином европейском ордере на арест и едином списке террористических организаций.
Главы государств и правительств также призвали к укреплению сотрудничества для обмена информацией между национальными разведывательными службами. Чтобы обеспечить беспрепятственное действие ордера, правительство стран Евросоюза вынуждены будут отказаться от исключений в законодательствах в пользу собственных граждан. Конституции ряда государств не допускают выдачи граждан иностранным судам. Введение европейского ордера на арест означает, что национальные системы законодательств придется приводить к более или менее единому виду. Это значит, что полицейские силы и судебные органы стран Евросоюза взаимно признают их законодательство и судебные системы и доверяют им.
Для создания «единого правового пространства» в качестве инструментов были названы сотрудничество между силами безопасности, создание совместных групп для расследования преступлений, Европол и др.
Европол – организация, координирующая оперативно-розыскные полицейские действия государств ЕС, сбор и обмен информацией о деятельности международных преступных группировок. Цель Европола – повышения эффективности сотрудничества компетентных ведомств в анализе причин, предотвращений и противодействия особо опасным преступлениям европейского масштаба.
Европол подотчетен Совету министров внутренних дел и юстиции, который отвечает за его деятельность, назначает директора и его заместителя. Роль Европола сводится к координации обмена информацией и к участию в международных следственных группах. В области оборонной политики и политической безопасности осуществляется сотрудничество военных разведывательных ведомств.