Общественное движение в России во второй четверти XIX в. Зарождение российского либерализма.
В первой половине XIX в. во всем мире обострилась идейная и об-
щественно-политическая борьба. Россия не была исключением. Однако,
если в ряде стран эта борьба закончилась победой буржуазных револю-
ций и национально-освободительных движений, то в России правящая
верхушка сумела сохранить существовавший экономический и социаль-
но-политический строй.
Причины подъема общественного движения. Основная причина -
растущее понимание всем обществом отставания России от более пере-
довых западно-европейских стран. Не только прогрессивно мыслящие
представители дворянства и формирующейся из разночинцев интелли-
генции, но и помещики-крепостники (даже императоры Александр I и
Николай I) ощущали необходимость кардинальных перемен. Поэтому
идеологи разных слоев общества разрабатывали свои программы при-
способления социально-политической системы России к требованиям
времени. Русская общественная мысль, тесно связанная с западно-
европейской, имела своеобразные черты. В то время как в Западной
Европе многие мыслители искали пути совершенствования буржуазного
общества, в России создавались теории или ломки самодержавно-
крепостнического строя, или его постепенного изменения, или консер-
вации.
На развитие общественного движения большое влияние оказывали
народные волнения.
Оживление идейной борьбы и общественного движения обусловли*
валось, с одной стороны, желанием правящих кругов сохранить свои
привилегии, спасти крепостнические отношения и самодержавный
строй, а с другой - непрекращающимися народными волнениями и
стремлением части общества выступить защитником народа. Этот про-
цесс не смогла затормозить охранительная политика правительства.
ДЕКАБРИСТЫ
Зарождение движения дворянских революционеров обусловливалось
как внутренними процессами, происходившими в России, так и между-
народными событиями первой четверти XIX в.
Причины и характер движения. Главная причина - понимание
лучшими представителями дворянства, что сохранение крепостничества
и самодержавия гибельно для дальнейшей судьбы страны.
Важной причиной явилась Отечественная война 1812 г. и пребыва-
ние русской армии в Европе в 1813-1815 гг. Будущие декабристы назы-
вали себя "детьми 12-го года". Они поняли, что народ, спасший Россию
от порабощения и освободивший Европу от Наполеона, заслуживает
лучшей участи. Знакомство с европейской действительностью убедило
передовую часть дворян в том, что крепостное состояние русского кре-
стьянства необходимо изменить. Подтверждение этим мыслям они нахо-
дили в произведениях французских просветителей, которые высказыва-
лись против феодализма и абсолютизма. Идеология дворянских револю-
ционеров складывалась и на отечественной почве, так как многие госу-
дарственные и общественные деятели уже в XVIII - начале XIX в. вы-
ступали с осуждением крепостного права.
Тайные общества в России появились на рубеже XVIII-XIX вв.
В 1814 г. в Петербурге Н.Н. Муравьевым была образована "Священ-
ная артель". Известен также "Орден русских рыцарей", основанный
М.Ф. Орловым. Эти организации фактически не предпринимали актив-
ных действий, но имели большое значение, так как в них формирова-
лись идеи и взгляды будущих руководителей движения.
Первые политические организации. В феврале 1816 г. после воз-
вращения большей части русской армии из Европы в Петербурге воз-
никло тайное общество будущих декабристов - "Союз спасения". С
февраля 1817 г. оно было названо "Общество истинных и верных сынов
Отечества". Его основали: П.И. Пестель, А.Н. Муравьев, С.П. Трубец-
кой.
"Союз спасения" — первая русская политическая организация, имев-
шая революционную программу и устав - "Статут". В нем были зало-
жены две основные идеи переустройства российского общества - лнк-
видадия крепостного права и уничтожение самодержавия. Крепостное
право рассматривалось как позор и главный тормоз для поступательного
развития России, самодержавие - как отжившая политическая система.
В документе говорилось о необходимости введения конституции, кото-
рая ограничила бы права абсолютной власти.
В январе 1818 г. был создан "Союз благоденствия" — довольно круп-
ная организация, насчитывавшая около 200 человек. Ее состав по-
прежнему оставался преимущественно дворянским.
Все члены общества принимали участие в легальной деятельности.
Они пытались воздействовать на общественное мнение. С этой целью
создавались просветительские организации, издавались книги и литера-
турные альманахи. Члены общества действовали и личным примером -
отпускали на волю своих крепостных, выкупали у помещиков и отпус-
кали на волю наиболее одаренных крестьян.
В марте 1821 г. на Украине было образовано Южное общество. Его
создателем и руководителем стал П.И. Пестель, убежденный республи-
канец, отличавшийся некоторыми диктаторскими замашками.
Конституционные проекты. Основными обсуждавшимися проекта-
ми стали "Конституция" Н.М. Муравьева и "Русская правда" П.И. Пес-
теля. "Конституция" отражала взгляды умеренной части декабристов,
"Русская правда" - радикальной. В центре внимания стоял вопрос о
будущем государственном устройстве России.
Н.М. Муравьев выступал за конституционную монархию - полити-
ческую систему, в которой исполнительная власть принадлежала импе-
ратору (наследственная власть царя сохранялась для преемственности),
а законодательная власть - парламенту ("Народное вече"). Избиратель-
ное право граждан ограничивалось довольно высоким имущественным
цензом. Таким образом, из политической жизни страны исключалась
значительная часть малоимущего населения.
П.И. Пестель безоговорочно высказался за республиканский госу-
дарственный строй.
П.И. Пестель провозгласил принцип
всеобщего избирательного права.
В решении важнейшего для России аграрно-крестьянского вопроса
П.И. Пестель и Н.М. Муравьев единодушно признали необходимость
полной отмены крепостного права, личного освобождения крестьян. Эта
идея красной нитью проходила через все программные документы де-
кабристов. Однако вопрос о наделении крестьян землей решался ими
по-разному.
Н.М. Муравьев, считая помещичью собственность на землю непри-
косновенной, предлагал передать во владение крестьянам приусадебный
участок и по 2 десятины пахотной земли на двор. Этого было явно не-
достаточно для ведения рентабельного крестьянского хозяйства.
Восстание в Петербурге. После смерти царя Александра I в стране
сложилась необычайная ситуация - междуцарствие. Руководители Се-
верного общества решили, что смена императоров создала благопри-
ятный момент для выступления. Они разработали план восстания и
назначили его на 14 декабря — день принятия Сенатом присяги Нико-
лаю. Заговорщики хотели принудить Сенат принять их новый про-
граммный документ - "Манифест к русскому народу" - и вместо при-
сяги императору провозгласить переход к конституционному правле-
нию.
В "Манифесте" были сформулированы основные требования декаб-
ристов: уничтожение прежнего правления, т.е. самодержавия; отмена
крепостного права и введение демократических свобод. Много внима-
ния было уделено улучшению положения солдат: провозглашалось
уничтожение рекрутчины, телесных наказаний, системы военных посе-
лений.
Рано утром 14 декабря 1825 г. наиболее активные члены Северного
общества начали агитацию в войсках Петербурга. Они намеревались
вывести их на Сенатскую площадь и тем самым воздействовать на сена-торов.
Восстание в Петербурге было разгромлено.
Восстание на юге. Несмотря на аресты некоторых руководителей
Южного общества и известия о поражении восстания в Петербурге, ос-
тавшиеся на свободе решили поддержать своих товарищей. 29 декабря
1825 г. С.И. Муравьев-Апостол и М.П. Бестужев-Рюмин подняли вос-
стание Черниговского полка. Изначально оно было обречено на пора-
жение. 3 января 1826 г. полк был окружен правительственными вой-
сками и расстрелян картечью.
КОНСЕРВАТОРЫ И ЛИБЕРАЛЫ ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX в.
Поражение декабристов и усиление полицейско-репрессивной поли-
тики правительства не привели к спаду общественного движения.
Консерватизм в России опирался на теории, доказывавшие незыблемость самодержавия и крепостного права.
Идея необходимости самодержавия как своеобразной и издревле прису-щей России формы политической власти своими корнями уходит в пе-риод укрепления Русского государства. Она развивалась и совершенст-вовалась в течение XVin-XDC вв., приспосабливаясь к новым общест-венно-политическим условиям. Особое звучание для России эта идея
приобрела после того, как в Западной Европе было покончено с абсо-
лютизмом. В начале XIX в. Н.М. Карамзин писал о необходимости со-
хранения мудрого самодержавия, которое, по его мнению, "основало и
воскресило Россию". Выступление декабристов активизировало консер-
вативную общественную мысль.
Крепостное право рассматривалось как благо для парода и го-
сударства. Православие понималось как присущая русскому народу
глубокая религиозность и приверженность ортодоксальному христиан-
ству.
Теория официальной народности вызвала резкую критику не только
радикально настроенной части общества, но и либералов.
Либеральное направление. На рубеже 30-40-х годов XIX в. среди
оппозиционных правительству либералов сложилось два идейных тече-
ния - славянофильство и западничество. Идеологами славянофилов бы-
ли писатели, философы и публицисты: К.С. и И.С. Аксаковы, И.В. и
П.В. Киреевские, А.С. Хомяков.
Представителей этих течений объединяло же-
лание видеть Россию процветающей и могучей в кругу всех европей-
ских держав. Для этого они считали необходимым изменить ее социаль-
но-политический строй, установить конституционную монархию, смяг-
чить и даже отменить крепостное право, наделить крестьян небольшими
наделами земли, ввести свободу слова и совести. Боясь революционных
потрясений, они считали, что само правительство должно провести не-
обходимые реформы.
Славянофилы преувеличивали национальную са-
мобытность России.
Западники исходили из того, что Россия должна развиваться в русле
европейской цивилизации. Они резко критиковали славянофилов за
противопоставление России и Запада, объясняя ее отличие исторически
сложившейся отсталостью. Отрицая особую роль крестьянской общины,
западники считали, что правительство навязало ее народу для удобства
управления и сбора налогов. Они выступали за широкое просвещение
народа, полагая, что это единственно верный путь для успеха модерни-
зации социально-политического строя России.
Славянофилы и западники заложили в 30-50-е годы XIX в. основу
либерально-реформистского направления в общественном движении.
Радикальное направление. Во второй половине 20-х - первой поло-
вине 30-х годов характерной организационной формой антиправительст-
венного движения стали малочисленные кружки, появлявшиеся в Моск-
ве и в провинции, где не так сильно, как в Петербурге, утвердился по-
лицейский надзор и шпионаж. Их члены разделяли идеологию декабри-
стов и осуждали расправу с ними. Вместе с тем они пытались преодо-
леть ошибки своих предшественников, распространяли вольнолюбивые
стихи, критиковали правительственную политику.
Тайные организации первой половины 30-х годов XIX в. имели в ос-
новном просветительский характер.
Петрашевцы. Оживление общественного движения в 40-х годах вы-
разилось в создании новых кружков. По имени руководителя одного из
них - М.В. Буташевича-Петрашевского - его участники были названы
петрашевцами. В кружок входили чиновники, офицеры, учителя, писа-
тели, публицисты и переводчики (Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-
Щедрин, А.Н. Майков, А.Н. Плещеев и др.).
Петрашевцы решительно осуждали самодержавие и крепостное пра-
во. В республике они видели идеал политического устройства и наме-
чали программу широких демократических преобразований.