Закрепощение крестьян. Этапы закрепощения.
Крепостное право – высшая форма неполной собственности феодала на крестьянина, основанная на прикреплении крестьянина к земле феодала (боярина, помещика, монастыря и т.п.) или феодального государства.
Фактически сложилось в конце XVI в.
Юридическое оформление крепостного права – 1649 г. – «Соборным уложением» крестьянам окончательно запрещены переходы от феодала к феодалу.
1-й этап: по «Русской правде» смерд и закуп, работавшие на феодала – крепостники. Жизнь = 5 гривен. Если умирал без наследников по мужской линии имущество – к феодалу.
2-й этап: время складывания централизованного государства. Ограничение права ухода от феодала к феодалу.
3-й этап: 1497 г. – «Судебник» Ивана III официально ввел день перехода – Юрьев день осенний – 26 ноября. Введение платы за «пожилое».
4-й этап: 1550 г. – «Судебник» Ивана IV подтверждает право перехода в Юрьев день и увеличивает плату за «пожилое».
5-й этап: 1581 г. – введение «заповедных лет» – годов, в которые вообще запрещены переходы. Не ясно, действовали ли они на территории всей Руси. Не ясна периодичность.
6-й этап: 1592 г. – все население включено в писцовые книги. Появилась возможность установить, какому феодалу принадлежат крестьяне. Ряд историков считает, что был издан указ, запрещающий переход от феодала к феодалу (указ не найден).
7-й этап: 1597 г.
1) Указ о сыске беглых крестьян. Крестьяне, бежавшие после составления первых писцовых книг, должны быть возвращены (срок сыска – 5 лет).
2) Кабальные холопы (рабство за долги) после выплаты долга остаются закрепленными за кредитором.
3) Добровольные холопы (вольный найм) через ½ года работы – полные холопы. И кабальные, и вольные холопы освобождаются только после смерти господина.
8-й этап: 1607 г. – по «Уложению» Василия Шуйского срок сыска = 15 лет. Те, кто принимал «беглых» – штраф со стороны государства, компенсация старому владельцу.
9-й этап: 1649 г. – юридическое закрепощение по «Соборному уложению»
Бунташный век в России
Городские восстания середины века. В середине XVII в. вырос на-
логовый гнет. Казна испытывала потребность в деньгах как на содержа-
ние разраставшегося аппарата власти, так и в связи с активной внешней
политикой (войны со Швецией, Речью Посполитой). По образному вы-
ражению В.О. Ключевского, "рать заела казну". Правительство царя
Алексея Михайловича увеличило косвенные налоги, подняв в 1646 г.
цену на соль в 4 раза. Однако увеличение налога на соль не привело к
пополнению казны, так как платежеспособность населения была подор-
вана. Налог на соль был отменен в 1647 г. Было решено взыскать недо-
имки за три последних года. Вся сумма налога падала на население
"черных" слобод, что вызывало недовольство горожан. В 1648 г. оно
вылилось в открытое восстание в Москве.
В начале июня 1648 г. Алексею Михайловичу, возвращавшемуся с
богомолья, была подана челобитная от московского населения с требо-
ваниями наказать наиболее корыстных представителей царской админи-
страции. Однако требования горожан не были удовлетворены, и они
начали громить купеческие и боярские дома. Было убито несколько
крупных сановников. Царь вынужден был выслать боярина Б.И. Моро-
зова, возглавлявшего правительство, из Москвы. С помощью подкуп-
ленных стрельцов, которым увеличили жалованье, восстание удалось
подавить.
Восстание в Москве, получившее название "соляного бунта", не бы-
ло единственным. За двадцатилетие (с 1630 по 1650 г.) восстания про-
шли в 30 русских городах: Великом Устюге, Новгороде, Воронеже,
Курске, Владимире, Пскове, сибирских городах.
Медный бунт 1662 г. Изнурительные войны, которые вела в середи-
не XVII в. Россия, истощили казну. Болезненно ударила по экономике
страны моровая язва 1654-1655 гг., унесшая десятки тысяч жизней. В
поисках выхода из тяжелого финансового положения русское прави-
тельство взамен серебряной монеты по той же цене стало чеканить
медную (1654). За восемь лет медных денег (в том числе и фальшивых)
было выпущено так много, что они совершенно обесценились. Летом
1662 г. за один серебряный рубль давали восемь медных. Правительство
собирало налоги серебром, тогда как население должно было продавать
и покупать продукты на медные деньги. Жалованье также платили мед-
ными деньгами. Возникшая в этих условиях дороговизна хлеба и других
продуктов привела к голоду. Доведенный до отчаяния московский люд
поднялся на восстание.
Церковный раскол
В ходе Церковного раскола XVII века можно выделить следующие ключевые события:
1652 г. - церковная реформа Никона
1654, 1656 гг. - церковные соборы, отлучение и ссылка противников реформы
1658 г. - разрыв между Никоном и Алексеем Михайловичем
1666 г. - церковный собор с участием вселенских патриархов. Лишение Никона патриаршего сана, проклятие раскольникам.
1667-1676 гг. - Соловецкое восстание.
И следующие ключевые фигуры, повлиявшие прямо или косвенно на развития событий и развязку:
Алексей Михайлович,
Патриарх Никон,
Протопоп Аввакум,
боярыня Морозова
Начнем мы рассмотрение событий тех далеких времен с личности самого патриарха Никона, основного «виновника» Церковного раскола.
В начале XVII в. - «бунташного века» - после Смуты, в феврале 1613 г., на престоле Русского государства занял Михаил Федорович Романов, положивший начало 300-летнему правлению дома Романовых. В 1645 г. Михаилу Федоровичу наследовал его сын, Алексей Михайлович, получивший в истории прозвище «Тишайшего».
К середине XVII в. восстановление разрушенного Смутой хозяйства привело к положительным результатам (хотя шло медленными темпами) – постепенно оживляется внутреннее производство, возникают первые мануфактуры, происходит увеличение роста внешнеторгового оборота. Вместе с тем происходит укрепление государственной власти, самодержавия, законодательно оформляется крепостное право, вызвавшее сильное недовольство крестьянства и ставшее в будущем причиной многих волнений. Достаточно назвать самый крупный взрыв народного недовольства – восстание Степана Разина в 1670-1671 гг.
В результате первопричиной церковной реформы Никона, расколовшей русское общество, являлась политической – властолюбивое желание Никона и Алексея Михайловича об идее мирового православного царства, основанного на теории «Москва – третий Рим», получившая в данную эпоху второе рождение. К тому же восточные иерархи (т.е. представители высшего духовенства), зачастившие в Москву, постоянно культивировали в умах царя, патриарха и их окружения идею о будущем главенстве Руси над всем православным миром. Семена упали на благодатную почву.
В результате, «церковные» причины реформы (приведение в единообразие отправление религиозного культа) занимали второстепенное положение.
Причины реформы имели, несомненно, объективный характер. Процесс централизации Русского государства – как один из централизаторских процессов в Истории – неизбежно требовал выработки единой идеологии, способной сплотить вокруг центра широкие массы населения.