Отечественного государства и права.
Древнерусское государство и право (IX в. - I половина XII в.)
Предметомистории отечественного государства и права является процесс возникновения, становления, развития и функционирования государства и права нашего Отечества с древнейших времен и до наших дней.
Наиболее важные задачи изучения истории отечественного государства и права:
1. Изучить основные политико-правовые документы и события, в которых ярко отражается ход исторического развития отечественных государственных институтов и отраслей права.
2. Глубоко уяснить основные закономерности и особенности развития и функционирования отечественного государства и права в различные исторические периоды.
3. Уметь использовать полученные знания для анализа современных политико-правовых проблем, более глубокого понимания текущего законодательства в целом и его отдельных правовых норм в частности.
Значение изучения истории отечественного государства и права определяется в основном вышеперечисленными задачами, без успешного решения которых невозможно стать по-настоящему подготовленным юристом.
Активное складывание Древнерусского государства началось в первой половине IХ века, когда вокруг Киева было объединено более половины славянских земель.
Ускорению процесса формирования Древнерусского государства способствовал захват Киева новгородским князем Олегом в 882 году и провозглашение его столицей своих владений. Завершился процесс складывания Киевской Руси в конце IХ века.
Древнерусское государство просуществовало около 300 лет, а именно до 1169 года, когда великий князь Андрей Боголюбский овладел Киевом и перенес столицу в город Владимир на реке Клязьма.
Основными условиями и причинами, способствовавшими образованию Древнерусского государства стали:
1. Поэтапное складывание признаков государственности у восточных славян (разделение общества на классы, формирование и укоренение феодальных отношений, образование отдельных княжеств и городов - Славии, Куявии, Артани и других с соответствующими органами управления).
2. Неравномерность экономического, политического и военного развития различных княжеств.
3. Всестороннее укрепление новгородцев, обеспечивших Олегу захват Киева и дальнейшее объединение славянских земель.
4. Развитие экономических связей между Новгородом и Киевом, в том числе и по великому торговому “пути из варяг в греки”.
5. Междоусобные войны князей на Руси.
6. Единый этнос (язык, культура и т.п.).
Осмысление вышеуказанных причин и условий приводит к выводу о том, что Древнерусское государство явилось результатом и итогом длительного и закономерного развития признаков государственности у восточных славян, а не результатом внешнего толчка (“норманская теория”) со стороны скандинавских князей - варягов Рюрика, Синеуса и Трувора, которые по свидетельству летописца Нестора в его “Повести временных лет” были приглашены на княжение в Новгород в 862 году.
Общественный строй Древней Руси характеризовался наличием зависимых отношений феодального типа.
Основными общественными прослойками были:
1. Князья - верхушка родоплеменной знати.
2. Бояре - родоплеменная знать, а также отдельные наиболее влиятельные и богатые княжеские дружинники и слуги.
3. Свободные общинники - члены общин, выплачивавшие дань князю.
4. Зависимое население: а) холопы, то есть слуги; б) холопы, посаженные на землю; в) изгои - люди, по каким-то причинам вышедшие из общин; г) закабалённые - те, кто ушел в кабалу к зажиточным соседям, как правило, по причине своей неспособности самостоятельно и своевременно платить дань или рассчитаться по ранее взятому долгу.
Аппарат управления в Древнерусском государстве возглавлял великий князь. При нем был совет из наиболее приближенных бояр и дружинников. Наиболее значимые вопросы князь выносил на вече, то есть на племенную сходку, куда собирались домохозяева или же всё взрослое население. Великому князю помогали руководить дворцовые управляющие (тиуны), слуги (вирники - сборщики виры; мечники - княжеские дружинники и судебные должностные лица; детские - судебные исполнители; ябедники - официальные обвинители; гриди - младшие дружинники). Чиновниками великого князя также были: воевода, руководивший войском, посадские наместники, сельские волостели и другие.
Важным звеном в системе государственного управления Киевской Руси были погосты, то есть постоянные княжеские органы на местах, которые собирали (“примучивали”) дань для великого князя.
Удельные князья, сначала находившиеся по отношению к великому князю на положении “младших братьев”, постепенно на основе соответствующих договоров становились его вассалами. Они имели свои аппараты управления, аналогичные великокняжескому. Для решения ряда вопросов (особенно с целью избежать междоусобиц и кровопролития) князья собирались на так называемые феодальные съезды.
Основными памятниками древнерусского феодального права являются:
1. Обычное право.
2. Договора Руси с Византией.
3. Документы византийского права.
4. Княжеские указы.
5. Церковные уставы.
6. «Русская правда».
“Русская правда” - это сборники княжеских установлений, законов и судебных решений, написанные в Киевской Руси и обновленные в период Русского централизованного государства, дошедшие до нас в форме списков. В этих списках по временному признаку выделяются три редакции.
Краткая (древнейшая) редакция “Русской правды”, обобщающая в себе:
- “Правду Ярослава”, составленную при Ярославе Мудром в 30-х годах ХI века в Киеве;
- “Правду Ярославичей”, составленную при сыновьях Ярослава Мудрого в 3-й четверти ХI века в Киеве;
- постановления князя Ярослава, не вошедшие в “Правду Ярослава”.
Пространная редакция “Русской правды”, в содержании которой просматриваются:
- Устав князя Ярослава (под ним понимаются правовые материалы, составленные до княжения Владимира Мономаха, то есть до 1113 года);
- Устав князя Владимира (или же “Мономахова правда”), составленный в Киеве в 1113 - 1125 годах.
Сокращенная редакция “Русской правды” является сокращенным вариантом пространной редакции “Русской правды”, составленным в Русском централизованном государстве середины ХV века.
Уставные грамоты и церковные уставы - это установления великого князя, которые определяли правовое положение и льготы отдельных удельных князей, территорий и церкви.
Документы византийского права (“кормчие книги”, “византийские кодексы”) - это переведенные на церковнославянский язык греческие сборники, содержащие церковные и светские законы с их толкованиями.
Важнейшей характерной чертой древнерусского права является его феодальный характер, что выразилось в направленности права на становление и утверждение феодальных отношений на Руси. Эта черта проявляется во всех отраслях права.
Обязательства на Руси возникали из договоров и в случае причинения вреда.
Основными видами договоров на Руси были договоры мены, купли-продажи, займа, поклажи ( хранение или перевозка), а также договор личного найма.
Договор займа был 3-х видов: заем обычный под проценты; заем с самозакладом занимающего; заем с упрощенными формальностями (например, между купцами без послухов). Проценты по займу определялись в зависимости от его срока и были годовые - около 20% ; третные (на 1/3 года, то есть на 4 месяца) - более 20% ; еще больший процент предусматривал заем сроком на один месяц.
Заем с самозакладом должника (закупа) назывался закупничеством и предполагал неотлучное нахождение закупа у заимодавца, его постоянную работу на него до тех пор, пока тот не возвращал долг своим трудом или заранее оговоренным образом. Закупа допускалось бить, тем самым принуждая его к более интенсивному труду.
Заем с самозакладом должника, а также заем под проценты влекли за собой права заимодавца на личность самого должника.
Договор поклажи совершался без послухов, рассматривался в качестве личной услуги, которая была безвозмездной. Если к взявшему вещи на хранение, хозяином имущества впоследствии предъявлялись претензии по утайке вещей, то первый мог отвести от себя это обвинение присягой.
Договор личного найма в тиуны или ключники вел к холопству наймита, если обратное специально не оговаривалось. Если наймит получивший задаток, уходил от нанимателя ранее оговоренного срока, то он должен был возвратить задаток в двойном размере.
Обязательства возникали для человека и в случае причинения им вреда другому человеку. Например, если им было сломано чужое копье, испорчена одежда и т.п., то пострадавший в соответствии со статьей 18 Краткой редакции “Русской правды” имел право удержать испорченные вещи у себя и получить с виновного доплату за степень порчи имущества; пострадавший также мог отказаться от испорченного имущества и получить за него столько денег, сколько платил сам при его покупке.
С принятием христианства на Руси в области брачного и семейного права устанавливаются моногамия, венчание в церкви, преследование внебрачных связей, а также запрет на воровство невест.
Уголовное право было направлено, прежде всего, на защиту прав и собственности родоплеменной знати, крупных и мелких феодалов.
Жизнь и имущество холопов этим правом вообще не защищались: человек, убивший холопа, был всего лишь обязан возместить ущерб хозяину холопа.
Под преступлением (оно обозначалось термином “обида”) понималось причинение кому-либо материального, физического или морального вреда.
Основными типами преступлений были следующие: преступления против личности; имущественные преступления; преступления против церковных установлений.
Субъектами преступлений могли быть представители всех слоев населения, кроме холопов (за преступления, совершенные холопом, отвечал не сам холоп, а его господин).
Основными видами личностных преступлений были:
1. Преступления против князя (восстание и нарушение вассальной верности);
2. Убийство. Оно наказывалось кровной местью со стороны ближайших родственников - мужчин. Постепенно кровная месть из досудебной стала превращаться в послесудебную. Еще позднее сыновья Ярослава Мудрого совсем отменили кровную месть, заменив ее особо крупным денежным штрафом в пользу князя - вирой.
Одна вира была равна 40 гривнам по 200 граммов серебра в каждой. Одной виры по количеству денег было достаточно для покупки приблизительно 25 коров.
В древнерусском феодальном праве различались убийство в ссоре и убийство в разбое. За убийство феодала или его приближенного в ссоре взыскивалось 2 виры (за убийство свободного общинника - 1 вира) в пользу князя и значительно меньшая материальная или денежная компенсация родственникам убитого (головничество).
Виру и головничество платил убивший в ссоре. Однако, если он принадлежал к верви (общине), то эта община могла помочь ему в выплате виры или заплатить дикую виру (то есть разделить эту виру поровну на всех членов общины). Если же убивший в ссоре не находился, то дикую виру платила та вервь, на территории которой был найден убитый.
За убийство феодала или свободного общинника в разбое присуждали высшее наказание - “поток и разграбление”, что означало обращение преступника и членов его семьи в рабство с конфискацией всего их имущества.
За убийство холопов или смердов взималась не вира, а “вознаграждение за убийство”- 5 гривен в пользу князя и головничество родственникам убитого. (Владимир Мономах это “вознаграждение за убийство” увеличил до 12 гривен).
3. Телесные повреждения и членовредительство. Такие преступления наказывались “продажей” (штрафом) в пользу князя и уроком, то есть денежной компенсацией ущерба пострадавшему.
4. Оскорбление действием или словом (наказывались продажей и уроком).
Основными видами имущественных преступлений были:
1. Татьба (кража) - тайное похищение чужого имущества (как правило, наказывалась штрафом и уроком).
2. Порча имущества или скотины (наказывалась штрафом и уроком).
3. Поджог. Это преступление каралось сурово. Так, за поджог жилого или нежилого помещения в статье 83 Пространной редакции “Русской правды” предусматривался в качестве наказания поток и разграбление.
В конце ХI века основными видами наказаний стали:
1. Смертная казнь (впоследствии была заменена вирой).
2. Поток и разграбление.
3. Вира (дикая вира) в сочетании с головничеством.
4. Вознаграждение за убийство в сочетании с головничеством.
5. Продажа в сочетании с уроком.
Специальных судебных органов в Древнерусском государстве не было. Судебные функции выполняли общие органы власти, как центральные, так и местные.
Судебный процесс носил состязательный характер, поскольку и истец и ответчик в ходе суда должны были лично или через пособников производить определенные действия, от исхода которых зависело решение суда (поле, ордалии и т.п.).