Культура и религия восточных славян
Сложной, разнообразной, с детально разработанными обычаями была религия восточных славян. Её истоки уходят в индо-европейское древние верования и ещё дальше к временам палеолита. Религия, существовавшая у разных народов до принятия ими христианства или ислама, называлась язычеством (многобожие). Славяне населили мир разными богами и богинями. Во главе славянских богов стоял великий сварог — бог вселенной. Его сыновья — сварожичи — солнце и огонь, были носителями света и тепла. Бог солнца Даждьбог весьма почитался славянами. Молились славяне роду и рожаницам — богу и богинями плодородия. Этот культ был связан с земледельческими занятиями населения и был, поэтому особенно популярен.
Бог Велес почитался у славян в качестве покровителя скотоводства, Стрибог повелевал ветрами. По мере слияние славян с некоторыми иранскими и угро-финскими племенами их боги перекочевали и в славянский пантеон. Так в 8-9 веках у славян почитался бог солнца Хорс. С началом военных походов у славян все больше на первый план выдвигается бог грома и молнии Перун. Появляется особое отношение к погибшим воинам (погребальные костры, курганы и так далее). У славян существовал годовой цикл земледельческих праздников: Коляда, день весеннего равноденствия, масленица, 1-2 мая отмечают появление первых весенних всходов, праздник Ивана Купалы и так далее. Многие из этих праздников сохранились и сейчас. В каждом доме у славян были идолы богов, так же существовал культ Шуров, небольших семейных идолов домов.
Билет 4.Киевская Русь при первых (Олег, Игорь, Ольга, Святослав)
Древнерусское государство возникло с момента объединения Киева и Новгорода под властью Олега (прежде существовали отдельные племенные государства-княжения). Условной датой этого объединения считается начало княжения Олега в Киеве - 882. Согласно летописи, оно продолжалось до 912. Князь Олег подчинил большинство восточнославянских племён, начал укрепление границы с кочевниками, добился больших успехов во внешней политике, заключив договор с Византией. После смерти Олега власть в Киеве перешла к сыну Рюрика Игорю следует обратить особое внимание на неточность летописных датировок: согласно "Повести временных лет", Олег приплыл в Киев с малолетним Игорем на руках и правил от его имени. В год смерти Олега Игорю было не менее 30 лет, а в 945 - не менее 63 лет. Но после убийства Игоря его единственный сын Святослав был, согласно летописи, настолько мал, что не мог бросить копье. Летописи и византийские документы сообщают в основном о внешней политике киевских князей.
Князь Игорь
Правление князя Игоря Рюриковича на киевском престоле началось в 912 году, после смерти великого князя Олега. Попытка древлян выйти из-под власти великого князя была жестоко пресечена Игорем и привела к увеличению размера податей. Позже древлянская дань стала наградой воеводе Свенельду за покорение племени уличей. Внутренняя политика князя Игоря была основана на жестком подавлении недовольства подвластных Киеву племен.913 год ознаменовался походом в прикаспийские земли. Игорь с дружиной взял большую добычу. Но путь к Каспию лежал через владения хазар. Каган пропустил войско за обещание половины всей добычи, что возьмут русы. Но на пути обратно хазары завладели всей добычей, истребив большую часть войска Игоря.Игорь стал первым из русских князей, которому пришлось столкнуться с ордами кочевников. Печенеги начали тревожить приграничные земли Киевской Руси в конце 9 века. В 915 г Игорь заключил с кочевниками мирный договор, который соблюдался 5 лет. Как правило, кочевники печенеги держали сторону греков. Но в 944 г выступили в качестве союзников киевского князя Игоря против них. Внешняя политика Игоря была продиктована стремлением создать наиболее выгодные условия торговли для русских купцов. В 941 г Игорь, как и до него Олег, совершил поход на Византию. Но этот поход оказался крайне неудачным. Дунайские болгары предупредили императора Византии. Он встретил войско Игоря множеством снаряженных кораблей и «греческим огнем». Поражение было сокрушительным. Через несколько лет, в 944, Игорь попытался стереть позор поражения. Он нанял печенегов и двинулся в греческие земли. Император предпочел уйти от столкновения, преподнеся Игорю богатые дары. Через год был заключен мирный договор с Византией.
Княжна Ольга (Киевская) Летописи не сообщают год рождения Ольги, однако поздняя Степенная книга сообщает, что скончалась она в возрасте около 80 лет, что относит дату её рождения к концу IX века.Согласно самой ранней древнерусской летописи «Повесть временных лет», Ольга была родом из Пскова (др.-рус. Плесковъ, Пльсковъ). Житие святой великой княгини Ольги уточняет, что родилась она в деревне Выбуты Псковской земли, в 12 км от Пскова выше по реке Великой. Имена родителей Ольги не сохранились, по Житию они были незнатного рода, «от языка варяжска». По мнению норманистов, варяжское происхождение подтверждается её именем, имеющим соответствие в древнескандинавском какHelga. Присутствие предположительно скандинавов в тех местах отмечено рядом археологических находок, возможно датируемых первой половиной X века. С другой стороны, в летописях имя Ольги часто передано славянской формой «Вольга». Известно и древнечешское имя Olha
Русский князь Святослав основную часть своей жизни провел в боевых походах. Его первый поход состоялся, когда князю было всего 4 года. Это был поход Ольги на древлян, жестоко убивших ее мужа князя Игоря. По традиции возглавлять его мог только князь. И именно рука малолетнего Святослава бросила копье, отдав первый приказ дружине. Государственные дела и внутренняя политика князя Святослава практически не интересовали, решение этих вопросов князь полностью предоставил своей мудрой матери. Краткая биография князя Святослава Игоревича не будет полной, если не сказать, что страстью и смыслом жизни Святослава была война. Дружина князя-воина двигалась необычайно быстро, поскольку князь, не признающий в походах роскоши, не брал с собой шатров и обозов, которые замедляли бы движение. Пользовался немалым уважением среди воинов, разделяя их быт. Святослав никогда не нападал неожиданно. Предупреждая врага о нападении, князь побеждал в честной битве.
Билет 5.Принятие Христианства на Руси
В 988 г. великий князь киевский Владимир Красное Солнышко, его дети, дружина, тысячи жителей столицы Древнерусского государства — города Киева были крещены в водах Днепра византийскими митрополитом и священниками. Эта дата, отмеченная в древнейшей русской летописи «Повести временных лет» (историкам известна и другая дата — 989 г.), считается годом принятия Русью христианства. С 988 г. христианство стало государственной религией Киевской Руси. Принятие новой религии имело свои предпосылки. Восточные славяне были язычниками — почитали бога неба Сварога, бога плодородия Рода, бога солнца Даждьбога, бога богатства и скотоводства Белеса, бога грома и молнии Перуна, приносили им жертвы, возводили идолов — каменные и деревянные статуи божеств, молились в священных рощах, строили святилища, где совершали религиозные обряды. Историки называют язычество религией родового строя. Многобожие, обожествление сил природы, представления о равенстве богов соответствовали особенностям общественной жизни племени или племенного союза. К концу X в. в жизни древнерусского общества произошли серьезные изменения: возвысилась великокняжеская власть, усилилось имущественное и социальное расслоение, киевские князья наладили интенсивные контакты (военные, торговые, дипломатические) с соседними государствами. Сохранение язычества мешало успешному развитию всех этих процессов. Многобожие противоречило стремлению киевских князей к укреплению их власти и авторитета. Новые отношения, складывающиеся в обществе, не получали в язычестве необходимого идейного осмысления. Внешнеполитические интересы Киевской Руси требовали отказа от старинной веры и принятия одной из религий, утвердившихся у ее западных, северных или восточных соседей. Сначала была предпринята попытка реформировать язычество. Первая религиозная реформа (980), проведенная великим киевским князем Владимиром, успеха не имела. Покровитель великокняжеской дружины бог Перун был провозглашен верховным богом Руси. Князь учредил пантеон из шести главных богов, их идолов воздвигли в Киеве близ княжеского терема. Реформа была половинчатой по характеру и серьезных положительных последствий не имела. В «Повести временных лет» содержится легендарный рассказ о выборе князем Владимиром новой веры. Отвергнув западное христианство, ислам, иудаизм, князь отдал предпочтение византийскому (восточному) варианту христианства — православию. За этим решением стояли давние торговые, культурные и династические связи Руси с Византией. Первой христианкой на Руси считается княгиня Ольга, бабка князя Владимира. Летопись свидетельствует о возведении в еще языческом Киеве христианского храма Ильи Пророка. Крещению Руси предшествовало заключение брака князя Владимира и византийской принцессы Анны в городе Корсуни. Свергнув идолов Перуна и других языческих богов, крестившись сам и крестив дружину, детей, киевлян, князь Владимир осуществил важнейшую по значению и последствиям реформу. Из Киева новая религия — мирно или насильственно — в течение многих десятилетий и даже столетий распространялась по всей территории Древнерусского государства. Киев стал центром русской митрополии, которая подчинялась константинопольскому патриарху, учреждались церковные округа — епископства, строились церкви, создавались монастыри. Принятие христианства в качестве государственной религии является одним из наиболее важных событий в истории Руси—России. Княжеская власть получила в новой религии и исповедовавшей ее церкви надежную опору — духовную и политическую. Государство укреплялось, а вместе с ним преодолевались межплеменные различия. Единая вера давала подданным государства новое ощущение единства и общности. Постепенно складывалось общерусское самосознание — важный элемент единства древнерусской народности. Христианство с его единобожием, признанием Бога источником власти и порядка в обществе внесло серьезный вклад в закрепление складывавшихся в Киевской Руси феодальных отношений. Крещение Руси превратило ее в равного партнера средневековых.
Билет 6.Время правления Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха
- Заслуги Ярослава
После примирения Ярослава с Мстиславом в 1024 г., междоусобицы прекратились
За 30 лет правления Ярослав много сделал для укрепления русского государства, за что был назван "Мудрым". 2. Укрепление православия
Во время правления Ярослава был построен ряд церквей и храмов
Также было устроено первое на Руси книгохранилище (библиотека). 3. Укрепление Руси
При Ярославе были возвращены русские земли до реки Сана, отвоёванные у восточных славян Болеславом Храбрым. Также были окончательно разбиты печенеги. 4. Первые законы
Был разработан первый сборник русских законов в письменной форме, названный "Русской правдой". Сборник этот, отражающий подвергшиеся православному влиянию старые обычаи славян, поражает своей гуманностью: в нём нет никаких жестоких наказаний, а только "виры", т.е. штрафы. 5. Связи с заграницей
Ярослав много делал для развития сношений с иностранными государствами. Так, сам он был женат на шведской королевне; три его сына -- на германских принцессах, а один, Всеволод -- на дочери византийского императора, Константина Мономаха. Триего дочери стали королевами Норвегии, Венгрии и Франции.6. Новый порядок княжения
Ярослав также, для предотвращения споров и войн за великокняжеский стол, попытался ввести определённый порядок княжения: вся семья Рюриковичей (т.е., потомков легендарного Рюрика) княжит сообща; каждый князь получает в управление "волость", т.е., какой-то район страны. 7. Новый порядок ведёт к борьбе
Порядок княжения, заведенный Ярославом, в теории, должен был обеспечивать целость русской земли, так как князья не владели волостями, а только управляли ими какое-то время.
На деле же всё оказалось иначе. Вскоре после смерти Ярослава Мудрого в 1054 г. начались ссоры из-за великокняжеского стола. Сначала киевский стол по очереди занимали три сына Ярослава -- Изяслав, Святослав и Всеволод (четвёртый сын, Владимир, рано умер). Но уже среди них возникла борьба за великокняжеский стол: Изяслав был выгнан из Киева и Святослав правил при его жизни.
Владимир Всеволодович Мономах (1053 - 1125) - Великий князь киевский, военачальник.
Родился Владимир Мономах 26 мая 1053 года. Отцом его был Всеволод Ярославич. Еще в юношеских годах в своей биографии Владимир Мономах стал ростовским князем. Затем управлял Смоленском, позже – Черниговом.
После смерти Всеволода Ярославича уступил престол Святополку, своему брату. Большой заслугой князя Владимира Мономаха в биографии стал разгром половцев. Мономах уступил Чернигов Олегу Святославичу. Половцы регулярно нападали на Переяславское княжество, где поселился Мономах. На Любечских съездах Владимир пытался сплотить Русь для противостояния половцам. После нескольких поражений половцев Русь была освобождена.
Когда умер Святополк, Владимир Мономах подавил киевское восстание и возглавил правление страной. Тогда же вышел знаменитый «Устав Владимира Мономаха». Рассматривая краткую биографию Владимира Мономаха, нужно отметить, что период его правления был в целом благоприятным для Руси. Прекратились междоусобицы.
За всю биографию Владимир Мономах написал несколько произведений. Например, «Поучение», «Письмо Олегу Святославичу», «Молитва». Скончался великий князь 19 мая 1125 года.
Билет 7.Удельная Русь
Удельный (от слова удел) период установился на Руси в середине ХII в. К этому времени окончательно сложилось крупное вотчинное землевладение. В феодальных вотчинах, как и в отдельных крестьянских общинах, господствовало натуральное хозяйство, и только военная сила удерживала их в рамках единого государства. С развитием феодального землевладения у каждой земли появилась возможность отделиться и существовать как самостоятельное княжество. В вотчинах формировалось местное боярство, являвшееся главной экономической и политической силой того времени. Бояре были заинтересованы в сильной княжеской власти на местах, потому что это позволяло быстро решать разные вопросы, прежде всего держать крестьян в повиновении. Местные феодалы (бояре) все больше стремились к независимости от Киева, именно поэтому они поддерживали военную мощь своего князя. Можно сказать, что главной силой разъединения выступило боярство. А местные князья, опираясь на него, смогли установить власть каждый в своей земле. Впоследствии между боярством и князьями усилилась борьба за власть. В разных землях она носила разный характер. Например, в Новгороде, а позже в Пскове бояре сумели подчинить себе князей и установить так называемые боярские феодальные республики. В других же землях, где князья смогли подчинить бояр, власть князей была более сильной Раздроблению государства способствовала борьба за киевский «стол». Запутанный порядок наследования был поводом для частых усобиц, а недовольство князей, исключенных из очереди на власть (князья-изгои), – постоянным источником смут. Поиск выхода из этого положения привел князей на съезд в городе Любеч в 1097 г., где каждому из них было предложено «держать отчину» (передавать свой удел по наследству). Князья перестали воспринимать подвластные им земли как временные источники людских и материальных ресурсов и больше внимания уделяли нуждам своих вотчин. Власть получила возможность быстро реагировать на кризисные ситуации (набеги, мятежи, недород и т. п.). Роль Киева как общерусского центра уменьшилась. Изменились торговые пути, связывающие Европу с Востоком, что вызвало упадок пути «из варяг в греки». Кроме того, усилилось давление кочевников, что привело к уходу земледельцев в более спокойные районы Руси. На некоторое время усобицы удалось остановить благодаря деятельности князя Владимира Мономаха. На киевский престол он взошел, когда в 1113 г. умер великий князь Святополк. При жизни Святополк не был любим киевлянами, и его смерть подняла их на восстание. Напуганные бояре обратились с просьбой занять киевский «стол» к Владимиру Мономаху, поскольку он пользовался большой популярностью на Руси как руководитель многочисленных походов против половцев и активно выступал против усобиц. Время правления этого князя и его сына Мстислава было периодом восстановления единства Древнерусского государства. Однако единение было недолгим. Хронологически началом периода раздробленности историческая традиция считает 1132 год, когда после смерти Мстислава Русь опять погрузилась в междоусобные раздоры. Они разгорелись с еще большей силой, так как реально существовали причины феодальной раздробленности: борьба князей за лучшие княжения и территории; самостоятельность бояр-вотчинников в своих землях; усиление экономического и политического могущества городов – центров княжеско-боярской власти и др.Складываются новые феодальные государства. к ХIII в. возникают три заметных центра государственной жизни – Великий Новгород, Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынское княжества.
Билет 8.Борьба Руси и немецко-шведским завоевателями(первая половина xiii века)
В 13 в., одновременно с нашествием монголо-татар, возникла угроза завоевания северо-западных русских земель немецко-шведскими феодалами. В конце 12 - начале 13 вв. объединенные в духовно-рыцарские ордена немецкие феодалы захватили большую часть богатых прибалтийских земель и создали Ливонский орден - главную опору интересов колонизационной политики Ватикана в Восточной Европе. В 1201 г. в устье Западной Двины немцы обосновали крепость - г. Ригу. В 1222 г. рыцари захватили г. Тарту (Юрьев), который защищали эсты (эстонцы) и русские. Идеологическое обоснование завоевательным походам давала римско-католическая церковь, призывающая к скорейшему крещению язычников и укреплению влияния в Балтийском регионе.После завоевания Прибалтики агрессия ордена была направлена против Новгорода. В то же время северо-запад Руси подвергся нападению шведских феодалов, которые стремились завоевать часть побережья Балтики, принадлежащую новгородцам. Для подготовки экспансии шведами был захвачен остров Эзель. Датчане обосновали замок Ревель (Таллин). Шведы пытались поставить под свой контроль торговый путь «из варяг в греки». Летом 1240 г. шведская флотилия с пятитысячным войском вошла в Неву и остановилась в устье ее притока р. Ижоры. Новгородское войско во главе с князем Александром Ярославичем 15 июля 1240 г. одержало быструю и славную победу. Атаковав внезапно, вдоль реки, они отрезали рыцарей от флотилии. Войском в 2 тыс. человек они наголову разбили шведов. Новгородцы и ладожане потеряли в этой битве всего 20 воинов. За доблесть и мужество народ прозвал Александра Невским. Россия сохранила за собой берега Финского залива и возможность торгового обмена со странами Европы. в то же время рыцари Ливонского ордена в 1240 г. захватили крепость Изборск. Воспользовавшись изменой в рядах защитников, они в ходе семидневной осады взяли Псков. Нависла угроза потери Новгорода. Александр Невский находился в Переславле из-за размолвки с новгородскими боярами. По другой версии, отъезд А.Невского был устроен по причине недовольства его популярностью хана Батыя. Нападение немецких рыцарей вынудило новгородцев просить Александра Невского вновь возглавить их войско. Дав согласие, Александр начал готовиться к будущему сражению. К новгородскому ополчению присоединились отряды из Владимирского княжества. В 1242 г. с суздальским войском он освободил г. Копорье и вернул Руси г. Псков.5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера произошло Ледовое побоище. Построив свои войска клином, немцы пытались расчленить русские полки, а затем разгромить их по частям. Знакомый с этой тактикой Александр Невский построил свои войска в три полка и, дав увязнуть немецкому клину в ратниках «среднего полка», фланговыми ударами нанес немцам поражение. Их положение усугубилось тем, что неповоротливые рыцари были лишены маневра в ближнем бою, а тяжелые доспехи проламывали непрочный весенний ладожский лед. Победа на Чудском озере имела огромное значение. Была сохранена независимость Новгородской и Псковской земель и целостности Руси. Победа была достигнута благодаря героизму русских воинов и полководческому таланту Александра Невского. Большое беспокойство доставляли Руси набеги литовцев. Пользуясь татарским присутствием и ослаблением сопротивления нашествиям, они совершали набеги на сопредельные территории. С каждым разом углубляясь в пределы Руси, они проходили до городов Торжок и Бежецк. Александр Невский трижды нанес им поражения и вынудил литовцев оставить в покое северные территории Руси. После военных побед Александр Невский принес огромную пользу Руси на поприще дипломатии. Он добился компромиссных отношений с татарами, укрепил власть великого князя и в целом положение государства. За это русская православная церковь возвела Александра Невского в ранг святых.