Вопрос 14. Соц структура общества в эпоху модернизации.
1. Промышленный переворот, вступление страны в полосу капиталистического развития экономики.
В XIX век Россия вступила как самодержавное государство с феодально-
крепостнической системой хозяйства. Но все ощутимее становилось веяние новых идей,
идущих из передовых стран Запада, новых (модернистских) парадигм развития страны.
Как результат этого влияния экономика России приобретала многоукладный характер. В
30-е годы в России начался промышленный переворот, завершившийся к 80-м годам.
Строились фабрики и заводы, напр., в 1849 г. был основан Сормовский судостроительный
завод, положивший начало отечественному машиностроению. Ведущей особенностью
капиталистического развития российской экономики было противоречие между
развивающейся капиталистической промышленностью и отсталой деревней,
консервативным социальным строем.
2. Изменение социальной структуры общества.
Модернистские процессы в экономической и политической сферах отразились и на
социальной сфере. Главными из них надо считать отмену крепостного права и
формирование новых социальных групп (классов) – рабочего класса и промышленной
буржуазии. Дворянство и духовенство оставались первыми привилегированными
сословиями. Главное изменение в отношении дворянства произошли в результате отмены
крепостного права: дворяне-помещики лишились бесплатных рабочих рук и оказались
перед выбором – хозяйствовать по-старинке, внедрять капиталистические методы
хозяйствования или заниматься предпринимательской деятельностью. Заметной
тенденцией стало "разбавление" дворянства выходцами из других сословий. Третье
сословие – купечество стало активно обновляться промышленной буржуазией. В ее
интересах Николай I ввел категорию "почетных граждан" двух степеней – потомственныхи личных. Мещанское сословие интенсивно пополнялось наемным пролетариатом,
политически полностью бесправным. В XIX в. неуклонно развивался процесс
раскрепощения крестьян: Указы 1803, 1842 гг., Манифест 1861 г. Ведущим моментом
этого процесса стало социальное расслоение крестьянства на беднейшую, среднюю
группы и на капиталистых крестьян. Эпоха модернизации отличалась тенденцией к
стиранию граней между сословиями.
3. Общественные движения, социальные теории, истоки и практика
революционных выступлений.
Сформировались три основных течения в развитии общественной мысли и
общественных движений: консервативное, либеральное и революционное. Консерваторы
стремились сохранить основы существующего строя. Идеолог самодержавия Н.М.
Карамзин в "Записке о древней и новой России" видел залог российского благополучия в
сохранении самодержавия. Министр народного просвещения С.А. Уваров разработал
теорию "официальной народности".
Либералы выступали за проведение буржуазных реформ "сверху". Они оформили
два идейных течения – западничество и славянофильство. Революционеры добивались
глубоких перемен путем насильственного изменения политического строя страны: В.Г.
Белинский, А.И. Герцен, разночинцы, народники, марксисты.
Все модернистские устремления России носили объективный, поступательный,
прогрессивный характер и вступали в острое противоречие с крепостническими
пережитками. Будущие революции были неизбежны.
4.)Условия труда и быта.
Отличительной чертой образа жизни русского народа в эпоху модернизации
становилась урбанизация. Города застраивались фабричными корпусами рабочими
казармами, многоэтажными домами. В крупных городах сосредотачивалась культурная
жизнь. Фабрично-заводское производство несло с собой новую культуру труда, новые
трудовые отношения. Образ деревенской жизни по-прежнему был консервативен. "Россия
– страна контрастов и жгучих противоречий" – это положение применимо и к условиям
труда и быта. (По А.П. Чехову “Случай из практики” можно посмотреть на жизнь фабричных рабочих: маленькие , бедные домишки, работа с утра до ночи, тотальная застройка земли фабриками.)
2. Обычаи, традиции, нравы, семейно-бытовой уклад, воспитание.
Обычаи, традиции, нравы, менталитет русского народа не претерпел заметных
изменений: они во всем диктовались русской православной церковью. В противоречие с
устоявшимся ладом вступала городская жизнь, соединявшая в себе традиции всех
сословий: дворянства, духовенства, мещанства, купечества, крестьянства. Отсюда
вытекали безработица, пьянство, атеизм, протестное движение и др. Семейно-бытовой
уклад и воспитание детей оставались под церковным влиянием.
Вопрос 15. Общественно-политическая мысль в период модернизации. Поиски путей соц. развития России.
Н.М.Карамзин "только самодержавие приносило и будет приносить благо России"
Вспомнив опыт прошлого, сделал вывод о будущем и настоящем.
Доказывается важность единства народа и самодержавия как объединяющего фактора.
С приходом Христианства и развитием самодержавия Русь процветала. При удельной системе Русь разделилась и была покорена варварами. Новый этап - объединение земель Иваном Калитой.
Плачевное состояние во времена Смуты.
Царствование первых Романовых способствовало сближению Россиян с Европой как в
гражданских учениях, так и в нравах. Пётр и Екатерина - присвоение европейских обычаев
О Министерствах и Сенате: они будут полезны, если в них будут разумные и честные люди. (важна не форма, а сам человек).
В российском монархе 2 власти: патриархальная и отеческая.
Дворянство и Духовенство, Сенат и Синод, как хранилище Законов, над всеми Государь, единственный законодатель, единовластный источник властей - вот основание Российской Монархии.
---
Н.М.Муравьёв. Декабристская конституция
Власть самодержавия равно гибельна для правителей и для обществ. Она не согласна ни с
правилами Православной веры, ни со здравым рассудком.
Самодержавие - произвол одного человека, который ставит себя выше законов, что
недопустимо.
Федеральное или Союзное Правление сможет согласовать величие народа и свободу граждан.
-народ, свободный и независимый, и является источником Верховной власти
-всеобщие общественные повинности, отмена креп.права, свобода изложений мыслей и чувств
-уголовное дело производится с присяжными, право собственности неприкословно
-земли помещиков остаются за ними
-земля, на которой живут крестьяне, теперь их собственность
-названия сословий отменяются - теперь только "гражданин" или "русский"
законодательная власть - у Народного Вече, состоящего из верховной Думы и Палаты
народных представителей.
Император - верховный чиновник правительства, власть наследственна. Вся исполнительная и военная власть. В законодательных вопросах зависим от Вече.
---
П.Я.Чаадаев.
Пустота и обособленность социального существования.
Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку. Не имели периодов беспокойной деятельности и открытий, как другие страны, - вместо этого варварство, невежество, а затем унизительные черты владычества. Живём настоящим, в застое.
У нас нет ничего индивидуального, но мы не переняли как следует ничего и из чужих идей. Равнодушие к добру и злу, истине и лжи лишает нас стимулов.Замкнутость в религиозном обособлении.
Нам следует, прежде всего, оживить свою веру и дать себе истинно христианский импульс. Мы должны от начала повторить на себе всё воспитание человеческого рода.
---
А.С.Хомяков. Славянофилы.
Современная Россия и радует, и теснит. Государство стало крепче и получило возможность создания и постепенного улучшения без внутренней борьбы. Возобновление, укрепление государства должно привести к опережению нами Запада в развитии. Нам нужно лишь воскресить, уяснить старое, привести его в сознание и жизнь.
Россия должна двигаться собственным путём, сделав упор в том числе на православные
традиции, а не следовать тенденциям Запада.
---
Н.Г.Чернышевский
Крепостное право отменили, а жизнь и порядки по сути остались те же.
Неравенство помещиков и крестьян, взяточничество и т.д. ...