Вопрос 14. Соц структура общества в эпоху модернизации.

1. Промышленный переворот, вступление страны в полосу капиталистического развития экономики.

В XIX век Россия вступила как самодержавное государство с феодально-

крепостнической системой хозяйства. Но все ощутимее становилось веяние новых идей,

идущих из передовых стран Запада, новых (модернистских) парадигм развития страны.

Как результат этого влияния экономика России приобретала многоукладный характер. В

30-е годы в России начался промышленный переворот, завершившийся к 80-м годам.

Строились фабрики и заводы, напр., в 1849 г. был основан Сормовский судостроительный

завод, положивший начало отечественному машиностроению. Ведущей особенностью

капиталистического развития российской экономики было противоречие между

развивающейся капиталистической промышленностью и отсталой деревней,

консервативным социальным строем.

2. Изменение социальной структуры общества.

Модернистские процессы в экономической и политической сферах отразились и на

социальной сфере. Главными из них надо считать отмену крепостного права и

формирование новых социальных групп (классов) – рабочего класса и промышленной

буржуазии. Дворянство и духовенство оставались первыми привилегированными

сословиями. Главное изменение в отношении дворянства произошли в результате отмены

крепостного права: дворяне-помещики лишились бесплатных рабочих рук и оказались

перед выбором – хозяйствовать по-старинке, внедрять капиталистические методы

хозяйствования или заниматься предпринимательской деятельностью. Заметной

тенденцией стало "разбавление" дворянства выходцами из других сословий. Третье

сословие – купечество стало активно обновляться промышленной буржуазией. В ее

интересах Николай I ввел категорию "почетных граждан" двух степеней – потомственныхи личных. Мещанское сословие интенсивно пополнялось наемным пролетариатом,

политически полностью бесправным. В XIX в. неуклонно развивался процесс

раскрепощения крестьян: Указы 1803, 1842 гг., Манифест 1861 г. Ведущим моментом

этого процесса стало социальное расслоение крестьянства на беднейшую, среднюю

группы и на капиталистых крестьян. Эпоха модернизации отличалась тенденцией к

стиранию граней между сословиями.

3. Общественные движения, социальные теории, истоки и практика

революционных выступлений.

Сформировались три основных течения в развитии общественной мысли и

общественных движений: консервативное, либеральное и революционное. Консерваторы

стремились сохранить основы существующего строя. Идеолог самодержавия Н.М.

Карамзин в "Записке о древней и новой России" видел залог российского благополучия в

сохранении самодержавия. Министр народного просвещения С.А. Уваров разработал

теорию "официальной народности".

Либералы выступали за проведение буржуазных реформ "сверху". Они оформили

два идейных течения – западничество и славянофильство. Революционеры добивались

глубоких перемен путем насильственного изменения политического строя страны: В.Г.

Белинский, А.И. Герцен, разночинцы, народники, марксисты.

Все модернистские устремления России носили объективный, поступательный,

прогрессивный характер и вступали в острое противоречие с крепостническими

пережитками. Будущие революции были неизбежны.

4.)Условия труда и быта.

Отличительной чертой образа жизни русского народа в эпоху модернизации

становилась урбанизация. Города застраивались фабричными корпусами рабочими

казармами, многоэтажными домами. В крупных городах сосредотачивалась культурная

жизнь. Фабрично-заводское производство несло с собой новую культуру труда, новые

трудовые отношения. Образ деревенской жизни по-прежнему был консервативен. "Россия

– страна контрастов и жгучих противоречий" – это положение применимо и к условиям

труда и быта. (По А.П. Чехову “Случай из практики” можно посмотреть на жизнь фабричных рабочих: маленькие , бедные домишки, работа с утра до ночи, тотальная застройка земли фабриками.)

2. Обычаи, традиции, нравы, семейно-бытовой уклад, воспитание.

Обычаи, традиции, нравы, менталитет русского народа не претерпел заметных

изменений: они во всем диктовались русской православной церковью. В противоречие с

устоявшимся ладом вступала городская жизнь, соединявшая в себе традиции всех

сословий: дворянства, духовенства, мещанства, купечества, крестьянства. Отсюда

вытекали безработица, пьянство, атеизм, протестное движение и др. Семейно-бытовой

уклад и воспитание детей оставались под церковным влиянием.

Вопрос 15. Общественно-политическая мысль в период модернизации. Поиски путей соц. развития России.

Н.М.Карамзин "только самодержавие приносило и будет приносить благо России"

Вспомнив опыт прошлого, сделал вывод о будущем и настоящем.

Доказывается важность единства народа и самодержавия как объединяющего фактора.

С приходом Христианства и развитием самодержавия Русь процветала. При удельной системе Русь разделилась и была покорена варварами. Новый этап - объединение земель Иваном Калитой.

Плачевное состояние во времена Смуты.

Царствование первых Романовых способствовало сближению Россиян с Европой как в

гражданских учениях, так и в нравах. Пётр и Екатерина - присвоение европейских обычаев

О Министерствах и Сенате: они будут полезны, если в них будут разумные и честные люди. (важна не форма, а сам человек).

В российском монархе 2 власти: патриархальная и отеческая.

Дворянство и Духовенство, Сенат и Синод, как хранилище Законов, над всеми Государь, единственный законодатель, единовластный источник властей - вот основание Российской Монархии.

---

Н.М.Муравьёв. Декабристская конституция

Власть самодержавия равно гибельна для правителей и для обществ. Она не согласна ни с

правилами Православной веры, ни со здравым рассудком.

Самодержавие - произвол одного человека, который ставит себя выше законов, что

недопустимо.

Федеральное или Союзное Правление сможет согласовать величие народа и свободу граждан.

-народ, свободный и независимый, и является источником Верховной власти

-всеобщие общественные повинности, отмена креп.права, свобода изложений мыслей и чувств

-уголовное дело производится с присяжными, право собственности неприкословно

-земли помещиков остаются за ними

-земля, на которой живут крестьяне, теперь их собственность

-названия сословий отменяются - теперь только "гражданин" или "русский"

законодательная власть - у Народного Вече, состоящего из верховной Думы и Палаты

народных представителей.

Император - верховный чиновник правительства, власть наследственна. Вся исполнительная и военная власть. В законодательных вопросах зависим от Вече.

---

П.Я.Чаадаев.

Пустота и обособленность социального существования.

Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку. Не имели периодов беспокойной деятельности и открытий, как другие страны, - вместо этого варварство, невежество, а затем унизительные черты владычества. Живём настоящим, в застое.

У нас нет ничего индивидуального, но мы не переняли как следует ничего и из чужих идей. Равнодушие к добру и злу, истине и лжи лишает нас стимулов.Замкнутость в религиозном обособлении.

Нам следует, прежде всего, оживить свою веру и дать себе истинно христианский импульс. Мы должны от начала повторить на себе всё воспитание человеческого рода.

---

А.С.Хомяков. Славянофилы.

Современная Россия и радует, и теснит. Государство стало крепче и получило возможность создания и постепенного улучшения без внутренней борьбы. Возобновление, укрепление государства должно привести к опережению нами Запада в развитии. Нам нужно лишь воскресить, уяснить старое, привести его в сознание и жизнь.

Россия должна двигаться собственным путём, сделав упор в том числе на православные

традиции, а не следовать тенденциям Запада.

---

Н.Г.Чернышевский

Крепостное право отменили, а жизнь и порядки по сути остались те же.

Неравенство помещиков и крестьян, взяточничество и т.д. ...

Наши рекомендации