Понятие сплошной коллективизации сельского хоз-ва.
С конца 1929 г. был взят курс на форсирование социалистического переустройства села, конкретным выражением чего стала «сплошная коллективизация». 5 января 1930 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству». Страна была разделена на три группы районов. К первой относились крупнейшие зерновые регионы: Северный Кавказ, Нижняя Волга и Средняя Волга, где коллективизацию намечалось закончить в основном к весне 1931 г. Во вторую группу входили все другие зерновые районы страны: Украина, Центрально-Черноземная область, Сибирь, Урал, Казахстан, где коллективизацию намечалось закончить в основном к весне 1932г. В остальных краях, областях и национальных республиках намечалось завершить коллективизацию в основном к концу пятилетки, т.е. в 1933 году.
При этом игнорировалось настроение крестьян, их нежелание отказаться от собственного хозяйства. В декабре 1929 г. на места была разослана директива с требованием в трехмесячный срок провести кампанию по обобществлению рабочего продуктивного скота. Против тех, кто отказывался, принимались решительные меры воздействия. Начался забой скота, который продолжался в течение всей коллективизации и имел тяжелые последствия: за 1929-1932 г.г. поголовье крупного рогатого скота сократилось на 1/3, лошадей - на 1/3, свиней - в 2, овец - в 2,5 раза.
Особое место в процессе коллективизации занимает вопрос о кулаке. 30 января 1930г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации», после чего началось проведение крупномасштабных акций, выразившихся в конфискации имущества, в принудительном переселении и т.д. В 1929г. кулаки, по подсчетам историков, составляли 2-2,5 %. К кулацким причислялись те хозяйства, объем имущества которых превышал средний для данной местности уровень (например, 2-3 коровы, дом под железной крышей и т.д.) Число раскулаченных доходило в некоторых районах до 15 %, т.е. раскулачиванию подвергались и середняки. Ссылки и переселения захватили миллионы сельских жителей.
Лица, подлежавшие раскулачиванию, нередко пытались распродать или даже бросить свое хозяйство и бежать в крупные города, где было легко затеряться, устроиться на новые стройки. В 1929-1930 г.г. «самораскулачились» и бежали из деревни свыше 200 тыс. семейств, или около 1 млн. человек.
Молниеносное создание колхозов при отсутствии опыта их ведения, нехватке подготовленных кадров сельских руководителей; специалистов, техники только усиливало дезорганизацию в деревне. Во многих коллективных хозяйствах процветала уравниловка, крестьянин оказался лишенным материального стимула к труду. В 1933 г. были введены обязательные поставки колхозами продукции государству по низким ценам. Машинно-тракторные станции (МТС) получали натуральную оплату с сельхозартелей за обработку полей, а колхозники должны были сдавать налог и в натуральном, и в денежном выражении. В конечном итоге колхозы оказались огосударственными, т.е проблема беспрепятственного изъятия средств из деревни была решена. Результатом насильственной «перекачки» средств из сельского хозяйства в промышленность стал голод 1932-1933 г.г., охвативший сельские районы Северного Кавказа, Нижней и Средней Волги, Украины, Казахстана и унесший большое количество жизней (3-4 млн. человек). К 1937 г. коллективизация в целом завершилась. В стране насчитывалось более 243 тыс. колхозов, объединявших 93 % крестьянских хозяйств. Благодаря коллективизации аграрный сектор был подчинен императивам ускоренной индустриализации: деревня дала средства для форсирования промышленного строительства; уменьшилось число занятых в сельском хозяйстве пропорционально спросу на рабочую силу в индустриальном секторе; при меньшем числе занятых производством продовольствия поддержан уровень потребления, не допускавший длительного голода; промышленность была обеспечена техническим сырьем.
В 1935г. в городах отменили введенную в 1928г. карточную систему. В период проведения индустриализации (довоенные пятилетки) покинуло аграрный сектор 15-20 млн. человек, что дало возможность увеличить количество рабочих с 9 до 24 млн. человек. Накануне коллективизации (при населении 150-155 млн. человек) ежегодно производилось 72-73 млн. т. зерна, более 5 млн. т. мяса, свыше 30 млн. т. молока. В конце 30-х-начале 40-х г.г. (при населении 170-200 млн. человек) – 75-80 млн. т. зерна, 4,5 млн. т. мяса, 30 млн. т. молока. Количество людей, занятых производительным трудом в аграрном секторе, уменьшилось за рассматриваемый период с 50-55 млн. до 30-35 млн. человек.
Третьим элементом так называемой «триединой задачи» наряду с индустриализацией и коллективизацией стала культурная революция. За годы Советской власти удалось уменьшить количество неграмотных, в частности, в аграрном секторе с 85 % до 56,7 %. Однако необходимость освоения новой техники требовала ускорения данного процесса. Хрестоматийным стал пример с пуском тракторного завода в Сталинграде. Основные корпуса здесь построили очень быстро, а освоение заняло полтора-два года. Поначалу с конвейера за смену выпускали всего несколько машин вместо 144 по плану. Вчерашним крестьянам, начавшим карьеру рабочих, предстояло подняться на уровень индустриальной культуры.
В 1930г. в СССР вводится обязательное начальное образование, что повлекло за собой увеличение спроса на учительские кадры. Расширялась сеть педагогических институтов и техникумов, были созданы краткосрочные курсы по подготовке педагогов начальных школ. Тем не менее, в 30-е г.г. большинство учителей старших классов не имели высшего образования.
За годы первой пятилетки число индустриальных вузов увеличилось почти в десять раз, а техникумов – в 4 раза. Только Аэрофлот к 1933г. располагал 15 училищами, школами, техникумами, институтами. При втузах действовали подготовительные рабочие факультеты. Почти три четверти студентов втузов и техникумов составляли рабочие. Крупная промышленность получила за пятилетку 100 тыс. инженеров и техников. К концу 2-й пятилетки СССР вышел на 1 место в мире по числу учащихся, по темпам подготовки и количеству специалистов. Миллионы простых людей, получивших ставшее доступным в 30-е г.г. образование, повысили свой социальный статус: стали квалифицированными рабочими, сельскими механизаторами, техниками, инженерами, служащими.
Советская интеллигенция формировалась из трех источников: специалистов старой школы, выдвиженцев из среды рабочих и крестьян и путем подготовки специалистов вузами и техникумами. Происходило организационное становление советской науки. В 1934 г. Академия наук была переведена из Ленинграда в Москву. Был создан ряд новых научно-исследовательских институтов. Например, в 1930 г. образован Центральный институт авиационного моторостроения, в 1932 г. из ЦАГИ был выделен институт авиаматериалов и т.д. Созданный в Москве НИИ ГВФ в 1932 г. разделяется на 3 самостоятельных института – самолетный, авиадвигателей с филиалами в Киеве и Харькове и Институт специальных служб и наземного оборудования.
Отмечая значительные успехи в культурной жизни общества, следует заметить, что в 20-30-е г.г. распространяется авторитарность оценок и суждений, грубое вмешательство в творческую деятельность.
Каковы последствия форсированного строительства социализма?
Темпы роста тяжелой промышленности (в натуральном, т.е. реальном, а не в стоимостном выражении) в первые пятилетки (1928-1940 г.г.) были в 2-3 раза выше, чем за 13 лет развития России перед Первой мировой войной (1900- 1913 г.г.). По абсолютным объемам промышленного производства СССР в конце 30-х г.г. вышел на второе место в мире после США (в 1913 г. – пятое место). Сократилось отставание от развитых капиталистических стран по производству промышленной продукции на душу населения: в 30-х - начале 40-х гг. он составил 1,5 – 4 раза. По ряду направлений было преодолено качественное отставание советской промышленности. В 30-е г.г. СССР стал одной из трех-четырех стран, способных производить любой вид промышленной продукции, доступной в то время человечеству. То есть была решена задача, поставленная в 1925 г.: из страны, ввозящей машины и оборудование, СССР превратился в страну, их производящую.
Созданный экономический потенциал позволил накануне и в годы войны развернуть многоотраслевой военно-производственный комплекс. Это обстоятельство сыграло огромную роль в достижении победы Советского Союза в Великой Отечественной войне. Если в Первую мировую войну России противостояли от 1/3 до 1/2 войск центральных держав, и она не смогла добиться решительного успеха, то во вторую мировую войну против СССР было брошено 2/3 –3/4 вооруженных сил фашистской Германии и ее сателлитов и они были разбиты.
Скачок в развитии тяжелой промышленности был достигнут благодаря огромному напряжению, жертвам со стороны населения государства. Вместе с тем индустриализация в незначительной мере затронула другие отрасли экономики. По-прежнему ручной труд преобладал в строительстве, сельском хозяйстве. Не получила должного развития легкая промышленность. Применение командно - административных методов переструктурирования производства вместе с преимуществами сразу же обнаружило свои слабости. Внеэкономический характер этих методов, связанная с ними возможность произвола при затруднительности обратной связи часто вели к ошибочным решениям, к неэффективному использованию капиталовложений.
В результате коллективизации колхозники лишились прав быть хозяевами продаваемой ими продукции. Сельское хозяйство предвоенного периода так и не смогло набрать темпы, чтобы преодолеть последствия потрясений, пережитых в 30- е годы. Утвердилась система, при которой аграрный сектор был подчинен интересам развития тяжелой индустрии. В стране сформировалась мобилизационная хозяйственная модель.