Россия в первой мировой войне.
Февральская революция 1917г.
В феврале 1917 г в России началась революция, основным содержанием которой стало стремление российского общества к демократии, социальному прогрессу.
Причины:
1)Экономические. К 1917 в России не были решены задачи модернизации страны. Сохранялась многоукладная экономика, зависимость ее от импорта производственного оборудования и машин.
Столыпинская аграрная реформа не была завершена. В ходе ее продолжался рост цен на землю: с 1885г по 1913 цены возросли в 4 раза. Возросла стоимость аренды земли, и в Европейской России она составляла 29.9% доходности урожая.
2)Социально-политические. К 1917 в стране сохранялась абсолютная монархия и фактически отсутствовали политические свободы. Деятельность гос. Думы была неэффективной. Все основные законы принимались императором. В стране не сформировалась развернутая соц. ст-ра, характерная для индустриально развитых государств, не сложился и средний класс как основа развития рыночной экономики. Дворянство оставалось привилегированным сословием и той соц. элитой, на которую опиралось правительство Николая 2. Буржуазия не имела полноты политических прав и практические не допускалась к правлению государством. Самодержавие было препятствием на пути серьёзных преобразований гос. и общественного строя.
3)Первая Мировая война привела к ухудшению соц.- экономического положения в стране. Военные расходы привели к росту общего долга в 4 раза, который в 1917 составлял 34 млрд рублей.
Расстройство жд транспорта обострило проблему обеспечения городов сырьём, топливом, продовольствием, а фронта- оружием и боеприпасами.
4)Летом 1915г начался кризис власти. Одно из проявлений этого кризиса - конфликт правительства с либералами, с Гос. Думой.
В 1915г произошло объединение оппозиционно настроенного большинства в Госдуме вокруг Прогрессивного блока, который образовался по инициативе Милюкова и Шульгина. Это была новая полит организация буржуазии, созданная с целью формирования правительства не царем, а Думой.
Блок выставлял требования:
Формирование нового правительства, так называемого «министерства доверия», восстановление свободы печати, политическую амнистию, частичное уравнение крестьянства в правах с др сословиями. Все эти меры были направлены на предотвращение революции.
Правительство пыталось применить стандартные методы. Ужесточилась борьба с революционными движениями и партиями, особенно с социал-демократами, эсерами, энессами и их прессой.
Предупреждением царю стало убийство в декабре 1916г. царского фаворита Г.Распутина.
Революция началась с подъема стачечного движения в Петрограде. Из-за перебоев в поставках продовольствия, нехватки хлеба, спекуляции и роста цен к середине февраля бастовало 90 тысяч рабочих Петрограда.
23 февраля на улицы Петрограда вышли рабочие с лозунгами «Хлеба», «Долой войну», «Долой самодержавие». Их полит демонстрация положила начало революции. 25 февраля забастовка в Петрограде стала всеобщей. Попытка властей использовать войска против бастовавших привела к гибели людей, что вызвало перелом в настроениях солдат и казаков. С 26 февраля они стали переходить на сторону рабочих, разоружать полицейских, офицеров. 27 февраля многотысячный гарнизон столицы перешел на сторону восставших.
24 и 25 февраля на ряде заводов по опыту революции 1905 г рабочие начали избирать своих представителей в городской Совет рабочих депутатов. Был создан Исполком Петроградского Совета рабочих депутатов, во главе Чхеидзе и эсер Керенский.
27 февраля царским указом была распущена 4ая Гос. Дума. 28 февраля Временный комитет взял в свои руки страну.
2 марта Николай подписал Манифест об отречении от престола за себя и своего сына Алексея в пользу брата, великого князя Михаила Александровича. Однако народ не хотел монархии, поэтому Михаил отрекся от престола в пользу Учредительного собрания. Самодержавие в России окончательно пало. Это был главный итог революции.
Февральская революция носила буржуазно - демократический характер, так как она решала задачу свержения самодержавия, введения конституционного строя, обеспечения политических свобод граждан, ликвидации национального гнета.
«Двоевластие»:
1)Временное правительство с его органами на местах стало выражением буржуазно-демократической власти.
2)Советы рабочих и солдатских депутатов представляли собой революционно-демократическую власть.
Двоевластие не могло быть долговечным и должно было закончиться победой одной из полит сил.
От февраля к октябрю 1917г.
Завершившаяся революция поставила перед страной проблему выбора дальнейшего пути развития. Ситуация двоевластия создала условия для формирования двух возможных альтернативных путей развития страны: 1) постепенное реформирование страны путем развития западного парламентского типа демократии через деятельность Учредительного собрания; 2) передача всей власти Советам и движение в сторону народовластия в форме Республики Советов. В условиях двоевластия произошло усиление политической борьбы. Каждый политический лагерь отстаивал свой вариант развития страны. После отречения Николая II прекратили деятельность партии и организации консервативного направления (Союз русского народа, Союз Михаила Архангела, Русская монархическая партия и др.). Острый политический кризис переживали праволиберальные партии – октябристов (лидер – А.И.Гучков) и прогрессистов (лидер – А.И. Коновалов). Большинство деятелей этих партий, в том числе А.И. Коновалов, перешли к кадетам.
На основе Конституционно-демократической партии (общая численность весной 1917г. – более 70 тыс. человек) сформировалось Временное правительство. Оно заняло ведущее место в системе политических сил страны (лидер –П.Н. Милюков).
Кадеты: выдвинули идею развития Российского государства по западному образцу на парламентарной основе. Они высказались за демократическую парламентскую республику и «левый блок» с умеренными социалистическими партиями. В числе лозунгов партии оставалось требование продолжения войны до победного конца, сохранения единой и неделимой России. Аграрный вопрос кадеты предлагали решить путем национализации помещичьей земли за выкуп и передачи ее в бесплатное пользование общинам, а также хуторянам и отрубникам.
Социалисты:ближайшую задачу умеренные социалисты видели в дельнейшем углублении социально- демократических реформ на основе «широкой общенациональной демократической коалиции с участием буржуазии и пролетариата». Основу политической платформы этой группы политических партий составлял принцип «революционного оборонничества», т.е. продолжения войны с германским блоком в целях защиты революции и демократических свобод. В области аграрной политики эсеры отстаивали требование социализации земли (ликвидации частной собственности на землю, превращая ее в общенародное достояние, уравнительное распределение земли по трудовой норме). III съезд партии эсеров поддержал лозунг национализации земли и наделения крестьян землей без компенсации бывшим владельцам.
Меньшивики: выступали с требованием муниципализации земли, т.е. после конфискации передачи ее в распоряжение местных органов самоуправления для распределения участков пользователям. При этом обе партии отвергали насильственные захваты земель, а окончательное решение аграрного вопроса откладывалось ими до созыва Учредительного собрания.
Большевики:стратегия перехода от буржуазно-демократической революции к социалистической. В качестве новой формы государственной власти предлагалась диктатура пролетариата в форме Республики Советов. В.И. Ленин предложил тактику мирного перехода ко второму этапу революции путем разоблачения «империалистической сущности» Временного правительства и завоевания большинства в Советах.
В аграрной части своей программы большевики отстаивали идею ликвидации частной собственности на землю, немедленной конфискации земли помещиков, превращения ее в собственность государства и передачи в распоряжение местных органов власти, не дожидаясь Учредительного собрания.
Националисты: в 1917г. было 12 национальных социал-демократических партий (армянская, белорусская, еврейская, грузинская, латвийская, литовская, украинская, эстонская). Их программы провозглашали борьбу за социализм, но после часть из этих партий перешла на позиции поддержки своих правительств.
Февральская революция дала начало новому этапу анархистского движения в России. Из эмиграции вернулись руководители движения – П.А. Кропоткин, П.А. Аршинов, Л. Черный. Уже в апреле 1917 г. анархисты выдвинули задачу перехода к новой социальной революции, что означало призыв к свержению Временного правительства и немедленному захвату фабрик и заводов рабочими. Анархисты в своей борьбе использовали такие методы, как террор, погромы, налеты. Следует учитывать, что участие многих партий в политической жизни страны было незначительным, и они не оказывали никакого влияния на развитие революции.
Временное правительствоподдерживали политическая элита, интеллигенция, предприниматели, некоторая часть рабочего класса и крестьянства, но оно не имело достаточно широкой социальной опоры на местах. Не обладая аппаратом принуждения, правительство не смогло установить действенный контроль над ситуацией в регионах. Это положение обусловило характер внутренней политики Временного правительства, стремившегося решить ряд социально-политических и экономических задач.
Социально-политический курс правительства был направлен на проведение демократических преобразований и достижение «классового мира» в стране. В декларации правительства от 3 марта и его обращении к народу от 6 марта провозглашалась программа деятельности на ближайшие месяцы: политическая амнистия, отмена смертной казни; свобода слова, печати, союзов, собраний и стачек; ликвидация сословного строя и всех национальных и местных ограничений. Запрещались аресты без суда, упразднялась должность обер-прокурора Синода и все дела церкви передавались в новое министерство по делам исповеданий.
В апреле были приняты законодательные акты. В них реализовывались положения мартовских деклараций: «О регистрации товариществ, обществ и союзов», «О рабочих комитетах», «О печати» и др. В целом Временное правительство пыталось установить демократический строй в стране, но при этом некоторые меры приводили к ослаблению государственной власти.
В первые дни после революции был уничтожен репрессивный аппарат самодержавия: полиция, жандармерия, цензура. Для охраны общественного порядка в апреле началось создание милиции, исполнительного органа земств. Для расследования действий высших чиновников царского режима учреждалась Чрезвычайная комиссия. 15 апреля 1917г. Временным правительством было принято «Положение о выборах в новые органы местного самоуправления», согласно которому провозглашалось всеобщее и равное избирательное право для российских граждан, включая женщин, военнослужащих и представителей всех национальностей. Создавались волостные земства, заменившие в мае 1917г. все другие волостные органы власти, и районные городские думы.
19 марта Временное правительство объявило о начале подготовки аграрной реформы. Оно провело национализацию земель, принадлежавших царской фамилии. В апреле начали создаваться губернские, уездные и волостные земельные комитеты, которые занимались урегулированием земельных споров и переписью земель в преддверии аграрной реформы.
Крестьянство на общинных сходах создавало собственные комитеты, которые присваивали необрабатываемые земли (без выплаты компенсаций), захватывали сельскохозяйственный инвентарь и скот помещиков, сами устанавливали порядок использования выпасов. С марта по июнь 1917г. был зарегистрирован рост правонарушений в деревне, включавших воровство, вырубки леса, погромы.
Одним из направлений деятельности Временного правительства было решение рабочего вопроса путем «примирения труда и капитала».
12 апреля издается закон о собраниях и союзах, провозгласивший свободу профессиональных объединений. Рабочие получили право на восстановление организаций, запрещенных в годы войны, создание новых демократических объединений.
4 марта 1917 г. социалистические партии Украины создали Центральную Раду, которая 10 июня приняла документ с требованием о предоставлении Украине национально - территориальной автономии в составе России. В июле 1917г. финский сейм провозгласил независимость Финляндии и объявил себя высшей властью, что привело к введению войск на территорию и разгону сейма.
Экономическая политика была направлена на выполнение двух задач: снабжение армии и решение продовольственной проблемы. Методы, которые избрало Временное правительство в условиях войны и дестабилизации хозяйства, начавшегося еще до февраля, заключалось в ограничении рыночного обмена и осуществлении активного вмешательства государства в управление экономикой. При Временном правительстве были учреждены Продовольственный комитет, Министерство продовольствия, Экономический совет и выполнявший роль.
министерства экономики Главный экономический комитет
В решении продовольственного вопроса продолжилась дореволюционная политика разверстки. 25 марта 1917г. был принят закон о хлебной монополии, по которому владельцам оставлялся минимум, необходимый для питания, посева, содержания скота и птицы, а остальной хлеб должен был сдаваться местным продовольственным органам по твердым ценам.
После разгрома корниловщины, авторитет Временного правительства резко упал, в стране стал нарастать кризис власти, сливаясь с общенациональным кризисом. Влияние большевиков усилилось, численность партии стремительно росла (до 350 тыс. членов). Началась большевизация Советов. В конце августа -начале сентября Петроградский и Московский Советы приняли резолюции о взятии всей полноты государственной власти.
В ответ правительство предприняло еще одну попытку стабилизировать обстановку. Не дожидаясь Учредительного собрания, чтобы успокоить общественное мнение, 1 сентября А.Ф.Керенский провозгласил Россию республикой. 14 сентября в Петрограде было созвано Всероссийское Демократическое совещание. В нем участвовали представители всех политических партий, земств и городских дум. Цель совещания: подорвать влияние большевизированных Советов. На совещании был создан Демократический Совет Республики. От его имени А.Ф. Керенский в конце сентября сформировал 3-е коалиционное правительство на основе компромисса "умеренных социалистов" с кадетами. Однако оно теряло власть. Правительство утратило поддержку правых, которые обвиняли его в развале армии и беспомощности. Лидеры Советов критиковали А.Ф. Керенского за связь с кадетами. Все это означало, что революция вступила в новую фазу. Большевики во главе с В.И. Лениным начали подготовку к захвату политической власти.
Гражданская война в России.
Страна распалась на два враждебных лагеря (красных и белых), и нередко по разные стороны баррикад оказывались родители и дети, братья и сестры. Подавляющее большинство — крестьянство, казачество, средние городские слои, интеллигенция - колебались между поддержкой красных и белых всю гражданскую войну. Нельзя сводить содержание гражданской войны лишь к вооруженной борьбе. Гражданская война - катастрофа для страны: распад государственности, экономическая разруха, социальные невзгоды и лишения, духовно-нравственный кризис нации, развязавшей братоубийственную бойню. Поэтому изучать ее необходимо как сложный социально-экономический, военно-организационный, идейно-политический, духовно-нравственный, культурно-исторический и международный феномен.
Причины:
Одной из причин возникновения войны была внутренняя политика большевиков. Свержение Временного правительства, политические, социально-экономические меры (национализация предприятий, национализация всей земли и конфискация помещичьей, отделение церкви от государства, продовольственная диктатура и др.) восстановили против новой власти дворян, буржуазию, духовенство, офицерство, зажиточное крестьянство. Несоответствие целей по преобразованию общества с методами их достижения вызвали неприязнь и ненависть к большевикам со стороны части интеллигенции, казачества, рабочих и солдат. Советское правительство декретами «Об аресте вождей гражданской войны против революции» (ноябрь 1917 г.), о «Красном терроре» законодательно закрепило за собой право на насильственную расправу со своими политическими противниками. Поэтому меньшевики, правые и левые эсеры, анархисты отказывались сотрудничать с новой властью и приняли участие в гражданской войне.
В стране отсутствовала реальная «третья» сила, которая смогла бы добиться общенационального примирения и согласия. В качестве такой силы пытались выступить меньшевики. Они предлагали создать единство всех социалистических партий и групп на основе взаимных компромиссов и расширения демократии, но эта задача осталась нерешенной.
Развязыванию войны способствовали и некоторые события:
1. Роспуск Учредительного собрания. Этой акцией большевики оттолкнули от себя ту часть населения страны (в первую очередь интеллигенцию), которая надеялась на демократическое решение Учредительным собранием вопросов о власти, об окончании войны.
2. Заключение 3 марта 1918 г. Брестского мирного договора с Германией, в результате которого Россия теряла огромные территории и должна была выплатить немцам репарацию в 6 млрд. марок. Брестский мир ударил по патриотическим чувствам многих российских граждан. После него ускорилось и углубилось политическое размежевание сил на большевиков и антибольшевиков.
В историографии нет единого мнения о времени начала Гражданской войны. Некоторые историки считают ее началом уже февральские уличные бои 1917 г.; другие - корниловское выступление; третьи - насильственное смещение Временного правительства и захват государственной власти большевиками. Отдельные историки начало войны определяют с роспуска большевиками всенародно избранного Учредительного собрания. Однако в это время вооруженные столкновения носили локальный характер.
Общенациональный характер вооруженная борьба приобрела с лета 1918 г., когда ожесточенное политическое противоборство в стране переросло в открытое военное противостояние. Именно это время большинство историков считает началом Гражданской войны, в которой они выделяют следующие этапы: 1) лето 1918 г. - осень 1918 г.; 2) декабрь 1918 г. - июнь 1919 г.; 3) вторая половина 1919 г. -осень 1920 г.; 4) конец 1920 г. – 1922 г.
Гражданская война в России имела ряд особенностей. Во-первых, в этой войне враг определялся идеологическими, классовыми категориями. Она велась под знаменем пролетарской диктатуры, но на самом деле рабочие не менее других страдали от нее.
Другой особенностью войны было ее тесное переплетение с интервенцией стран Антанты. Причиной военного вмешательства западных государств во внутренние дела России было стремление предотвратить распространение социалистической революции, не допустить огромных финансовых потерь от проведенной Советской властью национализации имущества иностранных граждан и ее отказа выплачивать странам-кредиторам долги. Кроме того, они вынашивали цель: ослабить Россию как своего будущего политического и экономического конкурента в послевоенном мире.
Гражданскую войну принято делить на периоды. Очевидно, что крупномасштабные военные действия разгорелись после восстания чехословацкого корпуса. Поэтому май-июнь 1918 был началом второго периода Гражданской войны.
Первый этап, завершившийся в МЙ 1918, характеризовался сравнительно небольшими масштабами боевых действий, развернувшихся, гл.образом, в казачьих и национальных районах. Участие держав Антанты в это время было относительно незначительным и ограничивалось действиями в прибрежных окраинных районах. Политически белое движение не было консолидированным. Красная Армия находилась в зачаточном состоянии.
Второй этап, продолжавшийся с мая по ноябрь 1918, характеризуется следующими особенностями:
- политическое руководство белым движением находилось в руках правосоциалистических партий
- главным фронтом Гражданской войны являлся Восточный
- участие держав Антанты оставалось ограниченным и выражалось в основном в финансовой помощи чехословакам и белому движению
- Красная Армия находилась в стадии становления.
Третий этап начался в НЯ 1918 в связи с окончанием Первой мировой войны. Страны Антанты, войска которых освободились с германского фронта, предприняли попытку активного военного вмешательства в события в России, особенно в Причерноморье. Политическое руководство белым движением перешло в руки генералитета. Главным фронтом Гражданской войны стал Южный. Завершился данный этап весной 1919.
В МР 1919 начался четвертый этап Гражданской войны, продолжавшийся до МР 1920 Иностранная интервенция была свернута на всей территории России (за исключением Дальнего Востока). Основным фронтом Гражданской войны являлся сперва Восточный (действия Красной Армии против войск А. В. Колчака), затем Южный (борьба с войсками А. И. Деникина). Политическое руководство белым движением находилось в руках генералитета, избегавшего, однако, откровенно реставраторских лозунгов и пытавшегося бороться с большевизмом под лозунгом создания условий для политического выбора народа. На данном этапе крестьянство начало поворот к поддержке Советской власти.
Пятый этап Гражданской войны начался весной 1920 после поражения основных сил белого движения. Он включает советско-польскую войну, ликвидацию последнего оплота белых в Крыму, подавление крестьянских мятежей и Кронштадтского восстания, установление Советской власти в Закавказье. Окончание этапа относится к 1921.
В феврале 1922г. НРА ДВР нанесла поражение белым силам под Волочаевкой и осенью 1922г. завершила освобождение Приморья, вынудив Японию эвакуировать свои войска. Эти события явились завершающим аккордом Гражданской войны.
Почему победили большевики?
Используя противоречия в лагере противника, сочетая убеждение и принуждение, уступки и безжалостный террор по отношению к колеблющимся слоям населения, они смогли создать Красную Армию и Флот, мобилизовать все ресурсы страны и превратить ее в единый военный лагерь. Благодаря созданной жесткой, централизованной системе управления, они имели возможность концентрировать войска и резервы на решающих направлениях вооруженной борьбы, эффективно подавлять оппозицию, проводить массовые мобилизации, бороться с дезертирством. Большевики, в целом, проводили более реалистический курс, чем белые, во внешней политике, в решении аграрного, национального, военного вопросов. Особую роль в этом плане сыграла их аграрная политика (Декрет о земле). Скорректировав на VIII съезде РКП(б) свою политику по отношению к среднему крестьянству и заключив с ним союз, большевики убедили крестьян вновь оказать поддержку Советской власти, предопределив этим победу РККА над белыми армиями.
Причины всего этого.
Прежде всего, они связаны со стремлением Сталина к абсолютной власти, усугублявшимся такими чертами его характера, как мстительность, деспотизм, жестокость и подозрительность. «Большой террор» знаменовал собой оформление в СССР тоталитарного режима. Террор преследовал следующие цели: уничтожение всякой оппозиции; нелояльности верховной власти, олицетворявшейся Сталиным; ликвидация старых партийных кадров, мешавших новому харизматическому вождю своими традициями, знанием реальной истории и способных к самостоятельному мышлению; снятие социальной напряженности путем наказания «виновников» в лице «врагов народа».
К концу 30-х годов эти цели были в основном реализованы. В стране сформировался тоталитарный режим.
Историки выделяют основные черты сталинского тоталитаризма: сращивание партийно-государственного аппарата с репрессивными органами; абсолютизация политических приоритетов в жизни общества: примат политики над экономикой, государства над обществом; решение объективно назревших экономических проблем за счет чрезмерного напряжения материальных, людских ресурсов; создание неэффективной экономической структуры, опирающейся на отчуждение трудящихся от средств производства; всевластие бюрократического аппарата; догматизация марксизма; формирование обширного слоя элементарно мыслящих людей, преследование всякого инакомыслия; создание системы полной зависимости человека от государства и его органов, рассмотрение человека не как цели общественного развития, а как средства решения общественно-значимых проблем.
В эволюции сталинского тоталитаризма выделяются четыре этапа:
1) 1923-1934 г.г., когда происходит процесс становления сталинизма;
2) середина 30-х г.г. – до Великой Отечественной войны – реализация сталинской модели развития общества и создание бюрократической основы власти;
3) период Отечественной войны 1941-1945 г.г., когда наблюдалось частичное отступление сталинизма и выдвижение на первый план исторической роли советского народа, рост национального самосознания, ожидание демократических перемен во внутренней жизни страны после победы над фашизмом;
4) 1946-1953 г.г. – апогей сталинизма, перерастающий в коллапс системы, начало регрессивной эволюции сталинизма.
Сентября 1939-22 июня 1941г.
3 сентября Франция и Англия объявляют войну Германии. («Странная война»)
9 апреля 1940г закончилась война. Германия нападает на Данию и Норвегию.
17 сентября Советский Союз вводит свои войска в Западную Украину и Западную Белоруссию.
22 июня 1940г Франция заключает мир с Германией.
Июнь 1941-18 ноября 1942 г
Стратегическая оборона советских вооруженных сил, разгром фашистских войск под Москвой, срыв попытки гитлеровской коалиции сокрушить советский союз в молниеносной войне.
Ноября 1942г - конец 1943г.
Коренной перелом ВОВ.
1.победа под Сталиненградом
2. январь 1944-9 мая 1945 разгром фаш. Блока, изгнание вражеских войск за пределы СССР, освобождение от оккупационного строя Европ, полный крах фашист. Германии и её безоговорочная капитуляция.
Май-Сентябрь 1945г.
Победа над Японией
Перестройка.
В марте 1985г. Генеральным секретарем был избран 54-летний секретарь ЦККПСС по сельскому хозяйству М.С.Горбачев. С его именем связан новый этап в жизни государства, получивший название "перестройки" и положивший начало коренным изменениям советского общества.
Период перестройки историки делят на два этапа:
I. 1985-1988 г.г. - попытка добиться ускорения социально-экономического развития на основе сохранения административно-командной системы управления.
II. 1989-1991 г.г. - реформа политической системы общества. Кризис перестройки, введение элементов рыночной экономики. Второй этап "перестройки" завершился в августе 1991 г. глубоким политическим
кризисом, роспуском КПСС и вступлением государства в новый период развития.
М.С.Горбачев и поддерживающие его радикально настроенные политические деятели выступили с инициативой "обновления социализма". Суть обновления они видели в соединении социализма и демократии. Начало новому курсу было положено апрельским (1985г.) Пленумом ЦК КПСС.
Стратегия ускорения основывалась на интенсификации производства, на базе научно-технического прогресса и активизации человеческого фактора, т.е. инициативы работников всех уровней.
Под ускорением понималось повышение темпов экономического роста. За 15 лет предполагалось увеличить национальный доход почти в два раза при удвоении производственного потенциала, повысить производительность труда в 2,3-2,5 раза.
Желая быстрее добиться положительных сдвигов в экономике, правительство провело ряд компаний: борьба с нетрудовыми доходами, антиалкогольная кампания. По замыслу М.С.Горбачева антиалкогольная кампания должна была оказать влияние на повышение производительности труда и укрепление трудовых дисциплин. В ряде мест ликвидировались винно-водочные заводы, вырубались виноградники.
Вместо повышения производительности труда борьба с пьянством обернулась громадным ущербом для государства:
- была подорвана экономическая база южных винодельческих районов (Нагорного Карабаха в Азербайджане, Молдавии и др.);
- участились случаи отравления людей от самодельных и технических спиртосодержащих жидкостей, начался рост токсикомании, наркомании;
- поступления в казну от продажи спиртных напитков сократились за 3 года на 37 млрд. руб.;
- из-за сокращения поступлений в доходную часть бюджета возникли перебои с выплатой заработной платы, правительство начало денежную эмиссию.
Принятый закон "О государственном предприятии (объединении)" расширил самостоятельность и права предприятий: представил им полный хозрасчет, самоокупаемость и самоуправление. Директивный государственный план был заменен госзаказом. Закон "О кооперации" стимулировал развитие кооперативных форм в сфере производства и обслуживания, предоставлял возможность возникшим кооперативам получения значительных субсидий из государственной казны.
В конце 1989 года правительство продолжило свою программу перехода к "планово-рыночной экономике", рассчитанную на 6 лет.
Для нормализации потребительского рынка и обеспечения социальной защищенности трудящихся предлагалось создать два сектора на рынке:
1. Ввести карточки и обеспечить всех необходимым минимум продуктов и товаров по низким ценам.
2. Свободный рынок (коммерческие цены), который должен был постепенно расширяться.
Съезд народных депутатов СССР утвердил правительственную программу. Однако уже через несколько месяцев стало ясно, что она не действует. Положение на потребительском рынке усложнилось. В сложившейся обстановке правительство срочно приступило к подготовке целого пакета законопроектов с целью ускорить переход к регулируемой рыночной экономике.
В начале сентября 1990 г. сессия Верховного Совета РСФСР в целом одобрила "Программу 500 дней" и определила начало ее осуществления - 1 октября 1990 года. Эта программа была представлена на Верховный Совет СССР, на котором был заслушан и доклад Председателя Совета Министров Н.И.Рыжкова о правительственной программе. После обсуждения сессия Верховного Совета не приняла эти программы. Несмотря на то, что они содержали концептуально несовместимые идеи, было решено выработать на их основе единый компромиссный вариант.
В октябре 1990 г. Верховный Совет СССР утвердил новый вариант президентской Программы "Основные направления по стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике". Многие специалисты оценили ее как скорее документ политический, чем экономический: она носила общий неконкретный характер, не указывала сроки осуществления тех или иных мер. В отличие от "Программы 500 дней" предусматривались более медленные темпы приватизации. В президентскую программу не вошли наиболее радикальные предложения шаталинской группы. Президентская программа по существу фактически блокировала выполнение "Программы 500 дней", что вызвало конфликт между Центром и Россией.
В 1991 г. начался экономический кризис, который принял комплексный характер, затрагивая политическую и межнациональную сферу.
Таким образом, пятилетний эксперимент на базе планово-государственного хозяйства и командных методов руководства оказался неудачным. Недостаточно глубокий анализ причин спада и застойных явлений, недооценка происшедших качественных измерений в международной политике и структурных сдвигов в экономическом механизме, расчет на волевые воздействия со стороны руководства и проведение непродуманных экспериментов привели к глубокому экономическому, а также политическому и межнациональному кризису.
Неэффективность принимаемых мер привела Горбачева М.С. к выводу о необходимости коренной перестройки политического механизма, что нашло свое выражение в реформе политической системы советского общества.
2. Реформа политической системы
Кризисное состояние общества, резко ухудшившееся материальное состояние народных масс вызвали в условиях гласности волну критики политики правительства и поиск альтернативных путей развития государства. Сверхцентрализованному политическому устройству противопоставлялись идеи демократизации. В печати выдвигались непримиримые политические позиции от официально-консервативных до антисоветизма и национализма. В обществе менялось отношение к религии, к западным духовным ценностям. В условиях острой критики деформаций социализма в политическом руководстве происходит раскол. Группа партийных функционеров во главе с М.С.Горбачевым и А.Н.Яковлевым пришла к выводу о необходимости отказа от руководящей роли коммунистической партии и отмене конституционных гарантий этой роли. В июне 1988 года это положение прозвучало в докладе М.С.Горбачева на XIX партийной конференции. Конференция одобрила его положения. Это событие стало рубежным. Отказ правящей партии от руководства, сохранение за ней лишь идеологической, просветительской функции означал переход к коренному изменению политической системы.
Закон "Об изменениях и дополнениях Конституции СССР" ликвидировал статью 6 о руководящей роли КПСС. Закон "О выборах народных депутатов" утвердил выборы депутатов Советов на альтернативной основе. Подлежали изменению высшие органы государственной власти.
Отмена 6-й статьи Конституции СССР способствовала возрождению многопартийности в стране.
Многие из этих партий были малочисленными, не имели прочной организационной структуры и социальной базы и впоследствии распались.
Политические плюрализм затронул и крупнейшую политическую силу - КПСС. В 1990 г. - нач. 1991 г. в ней обозначились три направления: социал-демократическое - "Демократическое движение коммунистов", центристское - "Марксистская платформа в КПСС", традиционалистическое. Каждое из них предлагало свой вариант реформ.
Осенью 1991 года возникли религиозно-политические организации: Российское христианско-демократическое движение, Исламское возрождение. При всем многообразии партий и движений в центре политической борьбы оказалось два направления - коммунистическое и либеральное. Либералы (демократы) выступали сторонниками коренных реформ, а коммунисты - сохранения старого строя.
Новые политические партии и движения, возникшие в стране, явились реакцией на углубляющийся экономический кризис и поиск выхода из создавшегося положения. Их возникновение говорило о том, что прежняя однопартийная политическая система рухнула, перестали действовать рычаги власти, сложившиеся десятилетиями, общество вступило в глубокий политический кризис.
В этот период ярко проявились три альтернативных тенденции общественно-политического развития:
1) реформаторстко-демократическая, представленная партиями демократической направленности и отражавшая стремление к обществу западно-европейского образца с его демократическими институтами и рыночной экономикой;
2) национально-патриотическая, поддерживаемая создававшимся нацио-политическими партиями. Причинами формирования этой тенденции были религиозные, региональные и культурно-национальные различия
между народами СССР, ставшие противоречиями в условиях экономического и