Административное право экзамен 2 курс
Элементы административно-правового статуса гражданина
Элементами административно-правового статуса граждан являются:
—административная правоспособность – предусмотренная правовыми нормами возможность осуществления тех или иных прав и обязанностей, правовая наделенность ими, которая согласно ст. 60 Конституции РФ наступает с 18 лет;
—административная дееспособность – реальная личностная и предусмотренная законом гражданская способность субъекта реализовать предоставленные ему права, свободы и обязанности, которая в отличие от правоспособности может возрастать поэтапно (с 7-летнего возраста – обязанность школьного обучения, в 14-летнем возрасте – право и обязанность получить паспорт, с 25-летнего возраста – возможность быть назначенным на должность прокурора и т.д.);
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО ЭКЗАМЕН 2 КУРС
1. Понятие и основные черты государственного управления.
Государственное управление в широком понимании — это регулирующая деятельность государства в целом (деятельность представительных органов власти, исполнительных органов государственной власти, прокуратуры, судов и т. д.). Государственное управление в широком смысле характеризует всю деятельность государства по организующему воздействию со стороны специальных субъектов права на общественные отношения. Функции государственного управления (такие, как подбор, расстановка, аттестация кадров, учет и контроль, применение мер принуждения и поощрения, дисциплинарного воздействия, прогнозирование, планирование, финансирование и т. д.) в той или иной мере осуществляют многие органы государства: суд, прокуратура, представительные органы публичной власти.
Государственное управление в узком понимании — это административная деятельность, т. е. деятельность исполнительных органов государственной власти на уровне как Российской Федерации, так и ее субъектов. В административном праве понятие государственного управления рассматривается в узком понимании. Это практическая деятельность Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти (федеральных министерств, государственных комитетов, российских агентств, федеральных служб, федеральных комиссий, федеральных надзоров), органов исполнительной власти субъектов РФ. К органам, реализующим функции управления, относится и местная администрация, ее органы и структурные подразделения.
Все эти органы специально созданы для осуществления управленческой деятельности и являются основными субъектами государственного (или муниципального) управления. В их деятельности с наибольшей полнотой проявляются черты, присущие управлению как особому виду государственной деятельности.
Понятие государственного управления включает важнейшие организационно-правовые категории, которые проявляются в управленческих отношениях:
государственная управленческая деятельность — это осуществление субъектами исполнительной власти, а также иными звеньями государственного управления (государственными служащими и должностными лицами) функций государственного управления;
область государственного управления — это сгруппированные по признаку основного назначения отрасли государственного управления (управление экономической сферой, управление в социально-культурной и административно-политической областях);
отрасль государственного управления — это система звеньев органов управления, объединенных общностью объекта управления (управление промышленностью, транспортом, сельским хозяйством, строительством, внутренними и внешними делами, образованием, здравоохранением, финансами, обороной, связью, железными дорогами, лесным хозяйством). Разнообразие функций государственного управления обусловливает и наличие многочисленных и разнообразных отраслей и сфер государственного управления;
сфера государственного управления — это комплекс организационных отношений по поводу осуществления межотраслевых полномочий специального назначения (например, стандартизация, сертификация, метрология, государственная статистическая отчетность, планирование). В этих сферах органы государственного управления осуществляют контрольно-надзорные полномочия в установленных законом масштабе и границах;
орган государственного управления (исполнительной власти) — это субъект исполнительной власти, который непосредственно осуществляет функции государственного управления в установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами пределах, наделен соответствующей компетенцией, имеет определенную структуру и управленческий персонал.
2. Административная деятельность полиции и её виды.
Административная деятельность органов внутренних дел (милиции) представляет собой исполнительно-распорядительную деятельность по организации работы служб и подразделений указанных органов и практическому осуществлению административно-правовыми способами охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и борьбы с преступностью.
Традиционно выделяются следующие характерные черты административной деятельности органов внутренних дел.
1. Подчиненность и подконтрольность представительным и исполнительным органам государственной власти.
2. Государственно-властный характер.
3. Подзаконность. Подзаконность административной деятельности органов внутренних дел означает, что всегда и все действия сотрудников милиции должны основываться на законе или подзаконных нормативных актах
4. Широкий объем дискреционных полномочий.
5. Организующий характер.
6. Профилактическая направленность. Конечной целью административной деятельности органов внутренних дел является предупреждение правонарушений.
3. Понятие, предмет и система административного права как отрасли отечественного права.
Административное право- это самостоятельная отрасль в системе российского права, которая представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих особую группу общественных отношений. В эту особую группу входят: общественные отношения, складывающиеся в сфере исполнительно-распорядительной деятельности; отношения управленческого характера, возникающие в деятельности других органов государственной власти, а также негосударственного управления в случае наделения общественных организаций частью государственно-властных полномочий. Административное право олицетворяет один из двух главных методов правового регулирования - императивный.
Предметом административного права является совокупность общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в процессе практической реализации государственного управления, урегулированная нормами административного права.
Метод административного права - это определенное отношение запрещающих, предписывающих и дозволяющих средств. Индивидуализация этого соотношения зависит от конкретного управленческого дела, ситуации. При этом наблюдаются общие тенденции развития системы административно-правовых средств. Так, все шире применяются дозволительные средства, что обусловлено федеративным устройством Российского государства, отнесением административного и административно-процессуального права к предмету совместного ведения и компетенции Российской Федерации и ее субъектов.
Тенденция все более широкого применения дозволительного метода не означает, что позиции императивных средств будут ослабевать. Речь должна идти о принципе разумной достаточности в определении средств воздействия на управленческие отношения.
Обобщая выше изложенное, следует отметить, что для административно-правового метода характерно следующее.
1. Метод административного права представляет собой определенное соотношения предписания, запрета и дозволения.
2. Метод административного права наиболее присуще правовые средства распорядительного типа.
3. Метод административного права предполагает одностороннее волеизлияние одного из участников регулируемого отношения. Данное свойство связано с наличием субординационных связей в управлении.
4. Метод административного права не исключает использование диспозитивных средств, которые основаны на равенстве участников регулируемых отношений. Это вызвано необходимостью учета интереса их участников на основе добровольного согласия. Выбор варианта поведения в пределах, определенных правовыми нормами, повышает уровень самоорганизации управленческой системы.
5. Сфера применения метода административного права будет расширяться. Это обусловлено его реформированием, наличием диспозитивных начал, что позволяет регулировать экономическое отношения в условиях действия рынка.
Таким образом, метод административного права - это совокупность предписывающих, запрещающих и дозволительных средств воздействия административно-правовых норм на управленческом отношении.
С учетом вышеизложенного, административное право можно определить как совокупность юридических норм, регулирующих отношений в сфере государственного управления и отношения управленческого характера, возникающего в иных сферах общественной жизни, и использующих средства дозволения, запрета и предписания с доминированием последних.
4. Административно-правовое регулирование в промышленном комплексе. Административная ответственность в данном комплексе (по КоАП РФ).
Важным структурным элементом промышленного комплекса являются крупнейшие комплексные отраслевые объединения типа Российского акционерного общества энергетики и электрификации — РАО «ЕЭС России», Российского акционерного общества «Газпром», учредителем которых выступает Правительство РФ. Они действуют как единые промышленно-финансовые комплексы. Это естественные монополии, имеющие своеобразный правовой статус. Правительство Российской Федерации вырабатывает и реализует государственную социально-экономическую политику в организации функционирования всех отраслей промышленного комплекса, направляя, координируя, обеспечивая и контролируя работу всех центральных органов исполнительной власти отраслевой и функциональной компетенции министерств, государственных комитетов и других федеральных ведомств, ведающих соответствующими отраслями и сферами деятельности промышленного комплекса. Министерство промышленности и энергетики РФ имеет в своей системе три федеральные службы: по атомному надзору; по технологическому надзору; по техническому регулированию и метрологии, а также пять федеральных агентств (по атомной энергии; по энергетике; по промышленности; космическое агентство; по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству). В промышленном комплексе применяется административная ответственность за административные правонарушения межотраслевого масштаба и характера, например, за нарушения законодательства о труде и охране труда (ст. 5.27 КоАП РФ), фиктивное или преднамеренное банкротство (ст. 14.12 КоАП РФ), административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (ст. 15.1-15.26) и другие. Но существуют и специфические именно для промышленности разновидности административной ответственности отраслевого масштаба и характера, применяемые в рамках отраслевого административно-правового регулирования за административные правонарушения в сфере, например, государственного горного и промышленного надзора, государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью, государственного энергетического надзора и государственного геологического контроля и надзора, государственного надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов в промышленности.
5. Понятие государственной и муниципальной службы и служащего. Категории и группы должностей государственной и муниципальной службы.
Государственная служба - это профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, а также лиц, замещающих государственные должности
Муниципальная служба - это профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной. Таким образом, депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления муниципальными служащими не являются.
Должности категорий «руководители» и «помощники (советники)», «специалисты», «обеспечивающие специалисты» подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.
6. Административно-правовое регулирование в строительном комплексе. Административная ответственность в данном комплексе (по КоАП РФ).
В системе строительного комплекса как крупной комплексной отрасли экономики действует большое количество проектно-строительных и проектно-технологических организаций, специализирующихся обычно на проектировании строительства определенных объектов — промышленных, сельских, водохозяйственных, транспортных, жилищных и т.д.
Правительство РФ осуществляет управление социально-экономическими процессами в строительстве путем создания рыночных условий для свободного предпринимательства в строительном комплексе на основе рационального сочетания всех форм собственности, создания и реализации правового механизма рыночной экономики; объединяет и направляет работу центральных органов исполнительной власти, действующих в строительном комплексе, устанавливает их организационно-правовой статус, утверждая положения о них. К полномочиям Правительства РФ в области градостроительной деятельности относятся установление основ федеральной политики в этой области, установление порядка ведения государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности; установление порядка лицензирования разработки градостроительной и проектной документации, установление порядка выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости федерального значения, а также объектов недвижимости на территориях объектов особого регулирования федерального значения и ряд других, перечисленных в ст. 21 Градостроительного кодекса РФ. Аналогичные функции и полномочия в управлении строительством в субъектах Российской Федерации осуществляют в территориальных пределах этого субъекта высшие органы исполнительной власти этого субъекта (губернатор, администрация, правительство).
7. Понятие, особенности и виды административно-правовых норм
Административно-правовые нормы- это установленные или санкционированные государством правила поведения, регулирующие организационно-управленческие отношения, распространяющееся на неопределенно широкий круг субъектов и рассчитанные на многократное применение.
Особенностью является также императивный (повелительный) характер, особенностями являются их огромное по сравнению с нормами других отраслей права количество, а также многочисленность и разнообразие.
В зависимости от юридического содержания нормыАПделятся на:
· материальные –закрепляют статус органов исполнительной власти, местной администрации, организаций, граждан
· процессуальные –определяют динамику управленческих отношений.
2. По методу воздействияАПНделятся на обязывающие, запрещающие, уполномочивающие (дозволительные), стимулирующие, рекомендательные.
· Обязывающие — нормы, устанавливающие обязанность лица совершать определенные действия, предусмотренные данной нормой.
· Запрещающие — нормы, устанавливающие различного рода запреты на совершение действий в условиях, предусмотренных данной нормой.
· Уполномочивающие (или дозволительные) — в этих нормах отсутствует прямое предписание или запрет. В них предусмотрена возможность для субъектов права совершать действия или воздерживаться от их совершения по своему усмотрению.
· Стимулирующие (поощрительные) — нормы, которые обеспечивают с помощью средств материального и морального воздействия должное поведение субъектов управленческих отношений. Например, это касается различных льгот по налогообложению (для инвалидов ВОВ по налогу на землю, по транспортному налогу и т. д.).
· Рекомендательные — они не имеют юридически обязательного характера, не содержат в себе прямо выраженных предписаний, нередко подкрепляются стимулирующими мерами.
По масштабу деятельности в связи с государственным устройством подразделяются на общефедеральные и субъектов Федерации.
По объему регулирования делятся на общие, межотраслевые, отраслевые и местные.
По времени действия делятся на:
· постоянные, срок действия которых заранее не определен. Они действуют до тех пор, пока
не будут отменены (изменены).
· срочные нормы, которые прекращают свое действие автоматически, когда наступает заранее
названная дата;
· временные нормы, которые могут действовать в течение неопределенного времени, однако не носят характера постоянных норм (например «временное положение» или «временная инструкция», т. е. эти нормы будут действовать до тех пор, пока не будет издан акт, не носящий временного характера.)
Возможна классификация норм в зависимости от статуса органов, издавших НПА. В связи с этим различаются нормы, содержащиеся в законах, а также в актах подзаконного характера, например в постановлениях Правительства РФ, указах Президента РФ, нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти и т. д.
Классификация, отражающая назначение и регулирующее воздействие:
Регулятивные нормы устанавливают юридические права и обязанности участников АПН. Они рассчитаны на правомерное поведение участников отношений. Например, нормы, закрепляющие право на подачу обращений, право на создание общественных объединений и т. д.
Правоохранительные нормы предусматривают меры адм. принуждения, т. е. меры гос. принудительного воздействия за совершение правонарушений. Они рассчитаны на неправомерное поведение.
8. Административно-правовое регулирование в хозяйственно-обслуживающем комплексе. Административная ответственность в данном комплексе (по КоАП РФ).
Общая социально-правовая характеристика состава и структуры хозяйственно-обслуживающего комплекса.
В хозяйственно-обслуживающий комплекс входит группа организационно самостоятельных отраслей экономики, объединяемых общностью, осуществляемой предприятиями этих отраслей, хозяйственно-обслуживающей деятельности, являющейся специфической разновидностью производственно-хозяйственной деятельности. Деятельность всех отраслей хозяйственно-обслуживающего комплекса связана с оказанием хозяйственных услуг (транспортных, торговых, информационных, связи и других), представляющих собой полезное действие той или иной потребительной стоимости, не обладающей физической формой товара, но имеющей финансовый эквивалент своей рыночной стоимости.
В систему хозяйственно-обслуживающего комплекса входят следующие отрасли экономики: транспорт (всех видов), связь (почтовая, телеграфная, телефонная и т.д.), внутренняя торговля и бытовое обслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство. В обслуживающих отраслях производственный цикл не замыкается в системе организаций данной отрасли, выходит за ее пределы и продолжается дальше в виде взаимодействия организаций данной обслуживающей отрасли с клиентурой. Весь смысл деятельности обслуживающих отраслей состоит именно в надлежащей четкой организации обслуживания физических и юридических лиц (клиентуры) за пределами данной обслуживающей отрасли. Это обусловливает существование двух групп организационных отношений: 1) отношений внутриотраслевого масштаба и характера между организациями данной отрасли и 2) отношений, выходящих за пределы собственно отрасли, складывающихся между предприятиями обслуживающих отраслей и клиентурой.
9. Понятие и виды методов государственного управления.
Методы государственного управления - способы, приемы воздействия субъекта управления на объект управления в рамках управленческих отношений, которые используются для достижения целей и задач управления, реализации функций управления.
В сфере государственного управления действуют два универсальных метода - убеждение и принуждение. Эти методы являются универсальными способами воздействия на волю и поведение людей в любой сфере деятельности, в том числе и в государственном управлении.
С помощью методов убеждения стимулируется должное поведение участников управленческих отношений. К этим методам относятся такие определенные административным правом приемы и способы государственного управления, как разъяснения, рекомендации, применение поощрений и др.
К методам принуждения относится привлечение лиц к административной ответственности, а также ряд иных мер административного принуждения. Принуждение традиционно рассматривается в качестве вспомогательного метода воздействия, используемого в силу нерезультативности убеждения. В случае нарушения требований административно-правовых норм оно выражается в применении дисциплинарной или административной ответственности. При необходимости в обеспечении общественной безопасности действует особый комплекс принудительных мер, в совокупности с юридической ответственностью обозначаемых как административное принуждение.
Метод убеждения является первичным, а принуждение используется в крайнем случае, при невозможности достижения управленческих целей другими способами.
По содержанию выделяются следующие методы:
- установление правил поведения общеобязательного характера;
- предписание о совершении, запрещении или разрешении определенных действий;
- государственная регистрация (лицензирование);
- установление стандартов;
- осуществление надзора и контроля;
- разрешение споров между участниками управленческих отношений;
- применение мер поощрения и административного принуждения;
- приостановление или отмена правовых актов подведомственных государственных органов и должностных лиц и др.
По юридическим свойствам административно-правовые методы государственного управления подразделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относится издание правовых актов, регулирующих управленческие отношения в определенных сферах, к индивидуальным - предписания в виде прямых распоряжений конкретным лицам.
По способу воздействия на поведение субъектов административно-правовые методы подразделяются на обязывающие к совершению определенных действий, уполномочивающие совершать определенные действия, а также запрещающие совершать какие-либо действия.
По форме предписания они могут быть подразделены на императивные, поручительные и рекомендательные.
10. Административно-правовое регулирование внешнеэкономических отношений с иностранными государствами.
Основы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, порядок ее осуществления российскими и иностранными лицами, права, обязанности и ответственность органов государственной власти РФ и ее субъектов в области внешнеторговой деятельности определяет Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». В нем сформулированы цели и принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и торговой политики РФ; распределена компетенция РФ и ее субъектов в области внешнеторговой деятельности; определены методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Эти методы могут выражаться в установлении Правительством РФ ставок таможенных тарифов ввозных и вывозных таможенных пошлин; в применении специальных защитных, антидемпинговых, компенсационных мер; в установлении разрешительного порядка или количественных ограничений экспорта и импорта отдельных товаров. Имеются существенные особенности в государственной организации и правовом регулировании военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами. Определяющее значение в реализации этого закона принадлежит действующим в системе Министерства обороны РФ Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству, Федеральной службе по оборонному заказу и Федеральной службе по техническому и экспортному контролю
11. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти.
Президент РФ – глава государства. Президент РФ является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ч. 1,2 ст. 80 Конституции).
Полномочия Президента РФ:
1) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;
2) имеет право председательствовать на заседании Правительства РФ;
3) принимает решения об отставке Правительства РФ;
4) по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров;
5) назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ;
6) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ;
7) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях;
12. .Государственное управление в сфере стандартизации, метрологии и сертификации. Административная ответственность в данной сфере (по КоАП РФ)
В широком плане стандартизация охватывает все сектора и сферы рыночной экономики, включая в себя, например, организацию разработки и применения государственных социальных стандартов, правил (стандартов) аудиторской деятельности и многих других видов нетоварной экономической предпринимательской деятельности. В сложившемся же более узком понимании этого термина и понятия стандартизация охватывает лишь сектор товарного рынка, сферу производства товарной продукции, работ и услуг. Организационно-правовую основу государственного регулирования в этой сфере государственного управления составляют Федеральный закон РФ от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4871-1 «Об обеспечении единства измерений».
Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию, а также функциональное регулирование в области стандартизации, метрологии и сертификации.
13. . Понятие, система и основные принципы государственной службы.
Государственная служба представляет собой один из правовых институтов, нормы которого регулируют обе стороны государственной службы (организацию государственной службы и осуществление государственными служащими практических полномочий). Как правовой институт государственная служба объединяет нормы различных отраслей права - административного, трудового финансового и некоторых других отраслей и потому относится к сложным правовым институтам.
В ст. 1 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" уточнен круг субъектов, для обеспечения исполнения полномочий которых предназначена государственная служба. Теперь государственная служба Российской Федерации определяется как профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий:
Российской Федерации;
федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
субъектов Федерации;
органов государственной власти субъектов Федерации, иных государственных органов субъектов Федерации;
лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;
лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов.
Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. <*> был утвержден Сводный перечень наименований государственных должностей Российской Федерации, предусмотренных Конституцией РФ и федеральными законами. Сюда относятся такие должности, как: Президент и Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, руководители законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, депутаты, министры, судьи и некоторые др. Лица, замещающие эти должности и не являющиеся государственными служащими, осуществляют общегосударственные функции и на них в соответствии с их компетенцией возлагается ответственность за положение дел в стране, нормальное функционирование государственного аппарата. Обеспечение выполнения ими своих конституционных полномочий осуществляется подчиненными им аппаратами, основную часть которых составляют государственные служащие.