Структура политики: объекты, субъекты, ресурсы

Структура политики включает в себя самые разнообразные компоненты: людей, организации, отношения, действия, программы и эмоции, которые определяют характер и направленность этих действий. Но все многообразие этих компонентов может быть сведено к трем группам.

Объекты политики — фрагменты политической реальности, на изменение, преобразование или поддержку которых направлено политическое действие.

Субъекты политики — носители политического действия. Очевидно многообразие субъектов политических отношений, в качестве которых могут выступать и отдельные люди, и социальные группы, и институты, и движения. Их общей чертой служит наличие интересов, сферой реализации которых являются политические отношения. Особенно велика роль таких субъектов политики, как классы (объединяющие людей с одинаковым типом отношения к собственности) и нации (группы людей, объединенные одним языком, культурой, психическим складом, территорией, общностью экономической жизни). Именно во взаимодействии между ними формируется тот круг проблем и интересов, которые, будучи восприняты или отражены отдельными личностями, движениями, партиями, институтами и организациями, требуют для своего решения обязательного вмешательства государственной власти.

Следует иметь в виду, что в политике, как и в любой иной сфере отношений, нет устойчивого закрепления атрибутов субъекта или объекта за постоянным носителем — все участники политических отношений обладают сознанием и волей и в зависимости от конкретной ситуации могут выступать в качестве объекта (когда политическое действие направлено на него) и в качестве субъекта (когда он сам служит источником, носителем политического действия). Так, государство служит объектом политики, когда на него, его политические институты направлено воздействие тех или иных политических сил, но оно может быть и субъектом политики, когда само активно вмешивается в регуляцию социальных отношений.

Ресурсы политики — элементы материальной и духовной среды, которые, будучи вовлечены в политику, используются субъектами для воздействия на объекты политики с целью их изменения. Можно выделить три группы ресурсов политики:

1) материально-технические, включающие в себя технические и информационные средства, энергетические, продовольственные и иные материалы;

2) человеческие — масса людей, принимающая активное или поддерживающее участие в политическом действии, уровень их активности, степень вовлеченности в политические процессы;

3) духовные — эмоциональный настрой участников политического действия, степень понимания и поддержки ими основных программных целей и установок.

ЛИТЕРАТУРА

Ануфриев Е.А. Субъективные основы и субъекты политики // Социально-политический журнал. 1996. № 4.

Демидов А. И., Федосеев А. А. Основы политологии. М., 1996. Гл. 4. § 2.

Политология: Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. С.155—158.

Политология: Курс лекций / Под ред. Н.М. Марченко. М., 1997. С. 116—135. Гл. 3. § 2; гл. 5. § 1.

Политология: Курс лекций / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997.

Социальные ресурсы и социальная политика. М., 1992.

Тоффлер О. Смещение власти: Знание, богатство и принуждение на пороге XXI в. М., 1991.

Власть и оппозиция

Различие мнений, интересов, позиций, направлений политической жизни, порождаемое самой природой политики, ставит вопрос об отношениях между силами, обладающими политической властью, и теми, кто борется против них. Характер практического решения этого вопроса зависит от типа политической системы. В тоталитарных, авторитарных политических системах эти отношения антагонистичны, ни власть, ни оппозиция не признают права на существование друг друга, между ними возможны только отношения отбрасывания, подавления. Политика в этом случае становится зоной уголовного преследования, военного противостояния.

В демократической политической системе открывается возможность сосуществования, конструктивного взаимодействия как политических сил, обладающих государственной властью, так и тех, кто ей противостоит, оспаривает — оппозиции. Оппозиция может использовать разные формы взаимодействия с властью и влияния на нее.

Лояльная оппозиция действует как часть политической системы, соблюдая ее основные законы и принципы, отказывается от использования силы во взаимодействии с властью. Ее представители входят во все элементы политической структуры демократического общества, открыто и активно участвуют в политической жизни. Формы участия могут быть достаточно многообразны: избирательная деятельность, критика правительства и его действий, разнообразные формы влияния на принятие политических решений, иногда даже участие представителей оппозиции во властных структурах (конструктивная оппозиция). Власть и оппозиция в этом случае, несмотря на наличие очевидных противоречий, готовы к диалогу, сотрудничеству, особенно в сложных, кризисных условиях жизни общества.

Нелегальная оппозиция в силу разнообразных причин, зависящих как от правительства, так и от нее самой, исключается из политической системы, а ее права и притязания не признаются, а подавляются властными структурами. Нелегальная оппозиция осуществляет скрытую политическую деятельность, часто использует (или ее вынуждают использовать) насильственные средства борьбы.

Полулегальная оппозиция включает политические силы, которые воздерживаются от открытого вызова и противостояния по отношению к власти, но и не сотрудничают с ней, терпимо относятся к действиям других политических сил, выходящих за рамки разрешенного в данном обществе законом.

литература

Васильев В.А. Оппозиция как социальное явление // Социально-политический журнал. 1996. № 5.

Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д 1996. С.176—189, 442—483.

Клямкин ИМ. Посткоммунистическая демократия и ее исторические особенности в России // Полиыс. 1993. № 2.

Мальцев В. А. Основы политологии. М., 1997. Гл. 11. § 3.

Политология: Краткий энциклопедический словарь-справочник. М., 1997.

Салмин A.M. Политический процесс и демократия // Социально-политические науки. 1991. № б.

Токвиль А. Демократия в Америке. М., 1992.

Наши рекомендации