Внешняя политика СССР 1953-1964 гг. Карибский кризис.
В 50-е годы в СССР возобладал тезис о мирном сосуществовании социалистических и капиталистических государств. В условиях существования ядерного оружия этот тезис представлялся наиболее разумным. Он был закреплен в материалах XX съезда КПСС в 1956 году. На съезде глава государства Хрущев назвал условия обеспечения мира на планете: создание системы коллективной безопасности и разоружение.
Однако между СССР и Западом по-прежнему существовало взаимное недоверие. Обе стороны предпочитали вести внешнюю политику с позиции силы. И гонка вооружений продолжалась.
В 1956 году Хрущев заявил об изменении военной доктрины СССР : переходе от массового применения войск на поле боя к ракетно-ядерному противостоянию. В 1957 году в СССР прошли успешные испытания первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты. Началось крупномасштабное оснащение ракетным вооружением сухопутных сил, войск ПВО и ВВС, строительство мощного ракетно-ядерного подводного флота. В этой сфере Советскому Союзу к началу 60-х годов удалось добиться приоритета над США.
Советский Союз часто пользовался своим временным военным превосходством на переговорах с западными странами, предпочитая компромиссам жесткую позицию. Это усиливало напряженность в мире. Весьма драматичным оказался 1961 год. В июле провалом закончилась встреча Хрущева с президентом США Джоном Кеннеди в Вене. Еще сильнее обострились отношения с Западом в августе, когда была возведена знаменитая Берлинская стена, ставшая символической границей между двумя политическими системами. В сентябре СССР в одностороннем порядке отказался от соглашения с США о моратории на ядерные взрывы в атмосфере и провел серию ядерных испытаний. Все эти акции сопровождались угрозой применения ракетно-ядерного оружия.
Но наиболее опасным оказался Карибский кризис , разразившийся в 1962 году. Причиной кризиса стало решение СССР разместить на Кубе ядерные ракеты средней дальности. США в ответ начали подготовку вторжения на Кубу. Мир оказался на пороге ядерной войны. В последний момент Хрущеву и Кеннеди удалось найти компромисс, и ядерной войны удалось избежать. Обе стороны согласились вывести свои ракеты: Советский Союз – с Кубы, а США – с военных баз в Турции. Кроме того США гарантировали безопасность Кубы.
Карибский кризис стал апогеем противостояния Запада и СССР . После этого в отношениях Восток – Запад началась полоса относительной разрядки. Это стало возможным благодаря взаимному доверию, которое наметилось между Хрущевым и Кеннеди. Но после гибели Кеннеди в 1963 году и смещения Хрущева в 1964 году этот процесс был прерван.
Советский Союз в 1965-1985 гг. Л.И. Брежнев. Экономическая реформа А.Н. Косыгина, причины ее незавершенности. Восьмая пятилетка, ее значение в подъеме экономики страны. Конституция 1977г. Внешняя политика СССР. Достижение военного паритета СССР-США.
Нарастание кризисных явлений в советском обществе в 1965 — 1985 гг .
В лице Л . И . Брежнева и его окружения советская номенклатура — государственная, хозяйственная, военная и наиболее влиятельная партийная — нашла послушного проводника своей коллективной воли. Новое высшее руководство страны добросовестно и, как правило, без ненужной «самодеятельности» проводило в жизнь принципиальные установки, формировавшиеся в этом узком и всевластном слое советского общества.
Как и десятилетие назад, в числе первых оказались решения, напрямую затрагивавшие интересы номенклатуры и снимавшие напряжение, ею испытываемое.
Так, уже в 1965 г. было ликвидировано разделение партийного аппарата по производственному принципу. Задуманное Н. С. Хрущевым с целью повернуть КПСС «лицом к жизни», оно подводило партократию к опасной черте, за которой следовала личная ответственность за управление экономикой. В полном объеме продолжалась практика, когда партаппарат контролировал все, но ни за что конкретно не отвечал. Он принимал решения, давал указания, в том числе нигде не фиксируемые устные и телефонные, а за неудачу отвечали руководители отраслей, предприятий и учреждений.
Был отменен и включенный в 1961 г. в Устав КПСС пункт об обязательной ротации: при каждых выборах полагалось менять одну треть членов парткомов от Президиума (с 1966 г.— Политбюро) ЦК до районных комитетов. Этим вводился принцип нестабильности партийных работников, с чем аппарат был категорически не согласен.
Принимались некоторые меры и для успокоения населения. Так, были свернуты гонения на личные подсобные хозяйства, затихли возобновленные Н. С. Хрущевым преследования церкви и религии.
Алексея Николаевича Косыгина называют самым умным и интеллигентным главой правительства за всю послевоенную историю Советского Союза. При этом не обходится и без восхваления «косыгинской» реформы 1965 года, этой первой после войны попытки перевода советской экономики на рыночные рельсы, хотя она тогда и провалилась. Удивительное дело! Не только либералы, но даже искренние приверженцы социализма и плановой экономики разделяют уважительное отношение к Косыгину и его реформе , хотя именно она нанесла самый сильный удар по основам советского строя.
Возможно, это происходит потому, что не все знают: истинным «отцом» реформы был не Косыгин , а ученый-экономист Евсей Григорьевич Либерман (впоследствии, если не ошибаюсь эмигрировавший в США). Еще в 1962 году в «Правде» появилась его нашумевшая тогда статья «План, прибыль, премия», в которой предлагалось сделать главными критериями эффективности работы предприятия прибыль и рентабельность. В 1962 году Хрущев дал добро на проведение хозяйственного эксперимента в духе концепции Либермана на нескольких предприятиях.
Чем шире разворачивалась реформа Косыгина , тем сложнее становилось положение главы правительства. Видимо, в успех реформы Косыгина Брежнев не верил с самого начала. Так же как Подгорный. И Фрол Козлов. Брежнев до 1980 года не решался уволить Косыгина, потому что считал, что при любом другом премьере дела пойдут еще хуже.
Говорят, что премьер был умнее и образованнее генсека. Думаю, это не совсем правильно. Брежнев глубже Косыгина понимал, что экономика - лишь одна из сфер жизни народа, причем далеко не всегда главная. Значит, реформировать нужно было не экономику СССР, а весь образ жизни страны, самые основы общественного строя. Он не знал, как это сделать, зато понимал, что реформа экономики без соответствующей перестройки других сторон народной жизни не только не принесет ожидаемого положительного эффекта, но и может расшатать устои государства. Вот почему он не оказывал содействия реформе Косыгина , видя, что она нарушает стабильность в стран.
Только в 1966 г. к работе на новых условиях хозяйствования приступили 704 предприятия. Переход предприятий на условия хозрасчета осуществился к концу восьмой пятилетки (1966 - 1970 гг.). Начало брежневского правления оказалось успешным для советской экономики. За годы восьмой пятилетки было построено 1900 крупных промышленных предприятий. Объем промышленного производства увеличился на 50%. Наиболее успешно развивались: электроэнергетика - на 54%, машиностроение - на 74%, приборостроение - в 2,3 раза; радиоэлектроника и нефтехимическая отрасль - на 78%. Началось освоение Тюменского нефтегазодобывающего комплекса, и добыча газа в стране резко возросла. Были построены самая крупная в мире Красноярская ГЭС и Славянская ГРЭС. На европейской территории страны было завершено создание единой энергосистемы, управляемой из единого центра. Были также построены Западно-Сибирский металлургический комбинат, Карагандинский комбинат. При участии итальянской фирмы "Фиат" за 3,5 года (к 1967 г.) был построен Волжский автомобильный завод в г. Тольятти, который стал выпускать народный автомобиль "жигули" 660 тыс. легковых автомобилей в год. Продолжалось создание единого народнохозяйственного комплекса страны. С этой целью развивались процессы общесоюзного разделения труда. Так, в Азербайджане основное внимание уделялось газовой и нефтехимической промышленности. Осуществлялись программы создания территориально-производственных комплексов. Сформировались Саянский, Красноярско-Ачинский, Чимкентско-Джамбульский комплексы. С их помощью предполагалось укрепить хозяйственные связи республик. В результате появились диспропорции в развитии республик. В наиболее промышленно развитых республиках появились сепаратистские тенденции. Они активизировались в 80-е гг.
В результате за годы восьмой пятилетки был создан мощный промышленный потенциал.
7 октября 1977 г. сессия Верховного Совета СССР приняла Конституцию. (См. дополнительный хрестоматийный материал.) В новой Конституции отмечалось, что в "СССР построено развитое социалистическое общество, в котором созданы могучие производительные силы, передовая наука и культура, в котором постоянно растет благосостояние народа ..., в котором на основе сближения всех классов и социальных слоев, юридического и фактического равенства всех наций и народностей, их братского сотрудничества сложилась новая историческая общность людей - советский народ".
Политической основой государства оставались Советы. Все Советы народных депутатов - Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных и автономных республик, краевые, областные и другие советы составляли единую систему органов государственной власти. Составные элементы политической системы - КПСС, советы, профсоюзы, комсомол, общественные организации. Ядром политической системы общества "развитого социализма" была КПСС. Статья шестая Конституции закрепляла за КПСС роль руководящей и направляющей силы советского общества.
Вторая половина 1960-х в международных отношениях характеризовалась обострением «холодной войны». Но к концу десятилетия намечаются новые тенденции. После Карибского кризиса, когда мир оказался на грани ядерной войны, пришло понимание невозможности использования атомного оружия в решении международных конфликтов. Всем стало ясно, что победителей в такой войне быть не может. Поэтому противоречивость международного положения заключалась, с одной стороны, в последовательном выравнивании уровня ядерных потенциалов между НАТО и ОВД и складывании стратегического паритета СССР и США , а с другой - в потеплении международных отношений, которое получило название «разрядки». Между Востоком и Западом продолжалась ожесточенная борьба за страны «третьего мира». Нередко это соперничество приводило к локальным военным конфликтам (Вьетнам, 1965 г., арабо-израильская война 1967 г.). Большое влияние на расстановку сил на международной арене стал оказывать Китай. Нарушалось былое единство и в странах социалистического лагеря.
Для Советского Союза геополитические интересы, облеченные в идеологическую оболочку, становятся решающими в отношениях с социалистическими и развивающимися странами. Советское руководство во внешней политике ставило три приоритетные задачи: устранить угрозу распада социалистического лагеря и еще теснее сплотить его в политическом, военном и экономическом отношениях; нормализовать отношения между Востоком и Западом ( политика «разрядки»); продолжать политику последовательной поддержки «прогрессивных» движений и режимов во всем мире. СССР был связан дипломатическими отношениями более чем со 130 государствами, почти половину из них составляли развивающиеся страны.
В условиях наращивания в мире ядерного потенциала одним из основных направлений советской внешней политики стала борьба за достижение военно-стратегического паритета между Востоком и Западом. И хотя он был достигнут в 1969 г., все же советское руководство рассматривало наращивание вооружений и их совершенствование как составную часть борьбы за мир.
Перестройка» 1985-1991 гг.: предпосылки, цели, основные этапы, итоги. «Новое политическое мышление» в сфере международных отношений и последствия этого курса для национальных интересов и безопасности СССР. Борьба общественно-политических сил. Разрушение СССР. Крах перестройки и ликвидация социализма в СССР.
К середине 80-х гг. отставание СССР от Запада становилось всё более очевидным. Стране требовались реформы. В апреле 1985 г. новый Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачёв объявил о начале "перестройки и ускорения". Но плана реформ он не имел. Был легализован бизнес под видом кооперативов, но тут же обложен чрезмерными налогами, к тому же там часто "отмывали" деньги криминальных структур. Расширилась самостоятельность предприятий, но ослабление централизации в системе, которая без нее не работала, и в таких условиях промедление с созданием нормальной рыночной системы привело в 1990-1991 гг. к развалу экономики. Появилась гласность, т.е. свобода слова, но в основном лишь в крупных городах. Возобновилась реабилитация жертв сталинского (и не только) режима. Пробуждение надежд и гласность породили новый подъём культуры, стали издаваться прежде запрещенные произведения. Возобновилось разоблачение сталинизма, перешедшее в разоблачение коммунистической системы в целом. В 1989 г. собрался I съезд народных депутатов СССР, избранный на альтернативной основе (прежде выдвигался лишь один кандидат). В ходе выборов возникло антикоммунистическое движение "Демократическая Россия", объединившее сторонников переустройства страны по западному образцу. Их поддерживала прежде всего интеллигенция. На съезде они организовали фракцию "Межрегиональная депутатская группа". Её деятели возглавили с 1990 г. столичные города: Г. X. Попов — Москву, А. А Собчак — Ленинград (Санкт-Петербург). В 1990 г. из Конституции под давлением оппозиции убрали фразу о руководящей роли КПСС. Появились самые разные партии. Постепенно власть стала переходить от партийных структур к избранным народом советам, но и те часто не могли улучшить обстановку. Нередко главы местных партийных организаций сами становились руководителями советов. В 1990 г. введены должности президента СССР (им стал Горбачёв) и РСФСР (член "Демократической России" Б. Н. Ельцин). Сторонники сохранения прежней системы (вице-президент СССР Г. И. Янаев, премьер-министр В. С. Павлов, министр обороны СССР Д. Т. Язов и др.) попытались устроить переворот, ввели 19 августа 1991 г. в Москву войска и объявили чрезвычайное положение, но уже в 21 августа пот С началом перестройки оживились оппозиционные движения в союзных республиках, особенно активные в Прибалтике и на Кавказе. Уже в 1986 г. произошли беспорядки в Алма-Ате из-за смещения местного руководителя Д. А. Кунаева и замены его русским. Оппозиционеры в Литве, Эстонии, Латвии добивались расширения прав своих республик, а на деле стремясь к независимости. Представители русского населения в Верховном Совете СССР создали фракцию "Союз", отстаивая права русского населения в союзных республиках, которое непременно пострадало бы (и пострадало) в случае распада СССР. В 1988 г. разгорелся вооружённый конфликт между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха. В 1989 г. начались столкновения на национальной почве в Средней Азии, а также имели место жертвы во время антиправительственной демонстрации в Тбилиси. В январе 1991 г. погибло несколько человек в ходе беспорядков в Вильнюсе (Литва) и Риге (Латвия). Шла этническая война в Осетии. Начавшееся потепление в отношениях с Западом шло лишь за счет уступок со стороны СССР (в 1989 г. выведены войска из Афганистана, сокращены ракетные вооружения, объявлено о выводе войск из Восточной Европы, где произошли антикоммунистические перевороты). СССР терял статус великой державы. В 1990 г. Литва объявила о выходе из СССР. Руководители РСФСР (а вслед за ними и власти иных республик) заявили, что не станут подчиняться законам СССР, если те противоречат российским. В 1991 г. лидеры ряда союзных республик добились от Горбачёва согласия на новый союзный договор, расширявший их власть и делавший Союз почти фикцией. Переговоры прервал августовский путч 1991 г., ставивший одной из своих задач предотвращение принятия нового союзного договора, подрывавшего основы СССР. Украина заявила о выходе из СССР. В декабре 1991 г. руководители РСФСР (Б. Ельцин), Украины (Л. Кравчук) и Белоруссии (С. Шушкевич), желая увеличения своей личной власти, заключили Беловежские соглашения, прекратившие существование СССР. терпели провал и были арестованы.
Радикальные экономические реформы 1992-1993 гг. Кризис государственной власти весной 1993 г. События осени 1993 г. Конституционная реформа и демонтаж советской системы. Режим авторитарной демократии Б.Н. Ельцина. Обострение социальных противоречий в обществе.
События начала 1990-х годов стали переломными в истории России конца XX века. Были проведены радикальные политические и экономические реформы , перестал существовать СССР, изменилась система государственной власти в Российской Федерации. Конституционные кризисы 1992 - 1993 годов сыграли важную роль в развитии России этого времени. Они являлись прямым следствием эволюции политической системы и оказывали влияние на все стороны жизни российского общества этого времени.
В результате последнего конституционного кризиса осени 1993 года эволюция системы Советов в Российской Федерации была прервана, установился новый политический режим. События , развернувшиеся в России в сентябре-октябре 1993 года, являются одной из самых трагических и сложных страниц современной русской истории.
Длившееся с момента распада СССР противостояние двух ветвей российской власти - исполнительной в лице президента России Бориса Ельцина и законодательной в лице парламента - Верховного Совета (ВС) РСФСР, возглавляемого Русланом Хасбулатовым, вокруг темпов реформ и методов строительства нового государства, 3‑4 октября 1993 года перешло в вооруженное столкновение и окончилось танковым обстрелом резиденции парламента - Дома Советов (Белого дома).
Согласно заключению комиссии Государственной Думы по дополнительному изучению и анализу событий, происходивших в городе Москве 21 сентября ‑ 5 октября 1993 года, исходной причиной событий и их тяжких последствий явилась подготовка и издание президентом РФ Борисом Ельциным указа от 21 сентября №1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации", озвученного в его телевизионном обращении к гражданам России 21 сентября 1993 года в 20.00. В указе, в частности, предписывалось прервать осуществление Съездом народных депутатов и Верховным Советом РФ законодательной, распорядительной и контрольной функций, не созывать Съезд народных депутатов, а также прекратить полномочия народных депутатов Российской Федерации.
Конституционная реформа и реформа политической системы в России, которые для исследовательских целей вполне можно объединить в одну, назвав ее конституционно-политической, имели цели, обусловленные исходными обстоятельствами, в которых находилась страна, – тотальным контролем государства за личностью, отсутствием признания приоритета прав и свобод человека, монопольной властью единственной политической силы, не признающей существование оппозиции, централизованной и полностью огосударствленной экономикой.
Разумеется, к началу конституционно-политической реформы все эти составляющие тоталитарного строя претерпели эрозию. Тем не менее без последовательной и целенаправленной конституционно-политической реформы невозможно было ни ликвидировать институциональные остатки этой системы, ни поставить заслон на пути ее возрождения. Общие цели этой реформы можно определить как: 1) установление конституционного строя, под которым понимается государственное устройство, основанное на правовом ограничении публичной власти путем конституционного закрепления функций, полномочий и ответственности каждого из ее институтов; 2) создание институциональных условий становления и развития системы свободного выражения разнообразных политических интересов, существующих в обществе, и ответственности власти перед обществом.
Таким образом, конституционно-политическая реформа означала формирование в полном объеме основных институтов демократии на основе, прежде всего: системы разделения властей, действующей на принципе «сдержек и противовесов»; идейного, духовного и политического плюрализма; многопартийной политической системы.
1. Необходимым элементом демократической политики является ясное отделение государства от церкви и религии и бескомпромиссное осуждение любых форм и традиций монархизма. При Ельцине развивались прямо противоположные тенденции.
2. В работе мы рассматривали президентскую гонку 1996 года при участии Б . Н . Ельцина . В России впервые состоялись свободные, демократические выборы президента – объявили победителем Б . Н . Ельцина .
3. Ельцин воплощал в себе власть, которую сам и создал. Вот почему обречены на провал все попытки обелить и реабилитировать Ельцина после его отставки, забыть все преступления, совершенные при его участии, прославить Ельцина как «демократа» и великого реформатора.
4. Борис Николаевич поразительно быстро был сломлен всем тем, что сопутствует неограниченной власти: лестью, материальными благами, полной бесконтрольностью...
Как личность Ельцин уникальный человек. Сумасброд, он своим видом олицетворяет Россию. Такой, какая есть, большая, больная, хмельная. Как никто из правителей последних десятилетий, он близок к образу настоящего русского мужика в лучшем смысле этого слова.
62.Внутренняя политика России в начале XXI в. Укрепление государства. Реформы управления, налоговая, судебная. Новая структура федеральной исполнительной власти. Социально-экономическое развитие, ухудшение экономической ситуации.
В 2000 году к власти приходит В. В. Путин, которому досталась распущенная, распадавшаяся страна. Путин первым делом начал с наведения порядка в стране. С приходом Путина было восстановлено единство России. Путин провозгласил путь на демократизацию страны. Все свои силы он направил на усиление государства. Провел множество реформ одна из которых федеральная-укрепление регионов. »004-2005 год , 1 этап административный реформы . Возникла новая структура федеральной исполнительной власти, состоявшая из подразделений трех типов: министерства, службы, агентства. Путин провел ревизию законов . Также провел налоговую и судебную реформы. Начался контроль терроризма и обеспечение безопасности . Во внутренней политике президент Путин проводил последовательный и жёсткий курс на централизацию и укрепление «вертикали» власти.
Первым серьёзным изменением в конституционно-политической системе страны было осуществлённое в августе 2000 года изменение порядка формирования Совета Федерации, в результате которого губернаторы и главы законодательной власти регионов, до того бывшие членами СФ по должности, были заменены назначенными представителями; последние должны работать в СФ на постоянной и профессиональной основе (при этом одного из них назначает губернатор, а второго — законодательный орган региона). В качестве некоторой компенсации утерянных губернаторами лоббистских возможностей был создан совещательный орган — Государственный совет. 6 задач, стоящих перед руководством страны в экономической сфере. 1. ”Обеспечить защиту прав собственности… Важно установить легальные основы права частной собственности там, где они до сих пор не утверждены. Прежде всего, на землю, на недвижимость". 2. "Обеспечить равенство условий конкуренции. Отменить все необоснованные льготы и преференции… Обеспечить равный подход при распределении госсредств, лицензий, квот, устранить избирательное применение процедуры банкротства". 3. Освободить предпринимателей от административного гнета. Государство должно последовательно уходить от практики избыточного вмешательства в бизнес". 4 . Снизить налоговое бремя… Кардинально упростить таможенную систему, унифицировать ставки тарифов". 5. "Расчистить банковскую систему от нежизнеспособных организаций". 6. Проводить "реалистичную социальную политику… Сокращать избыточные социальные обязательства и строго исполнять те, которые мы сохраним".
Судебная реформа: Ввод мирных суде в каждый округ. 2 . суд присяжных. 3. Судебные приставы. 4. Изменен статус судей. 5. разработаны национальные проекты: здоровье, начальное образование, доступное и комфортабельное жилье. 6. развитие агропромышленного комплекса. В страну вернулось, ранее утерянное золото. Главной целью стало: поднятие качества жизни народа. Не удалось только решить проблему высокой инфляции, но все равно она стала меньше, чем была при Ельцине.
Налоговая реформа 2003-2005
В период 2000-2002 гг. Правительство РФ предприняло решительные шаги по реформированию налоговой системы. Согласно Программе социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу (2002-2004 гг.), основными принципами налоговой реформы в этот период являлись выравнивание условий налогообложения, снижение общей налоговой нагрузки на экономику и упрощение налоговой системы. Многие задачи налоговой реформы , стоявшие на тот момент перед Правительством, были решены. В целях выравнивания условий налогообложения был проведен тщательный анализ существовавших налоговых льгот, что позволило впоследствии отказаться от ряда "неэффективных". Следует также отметить ряд шагов в направлении снижения налогового бремени на налогоплательщиков. Это и снижение с 2001 г. ставки налога на доходы физических лиц (до 13%), и отмена так называемых "оборотных" налогов, и введение регрессивной ставки по единому социальному налогу (базовая ставка - 35, 6%), и снижение с 2002 г. ставки налога на прибыль организаций (до 24%). Безусловно, далеко не всегда реформирование налогового законодательства приводило к упрощению налоговой системы. Однако для отдельных категорий налогоплательщиков, например, для субъектов малого предпринимательства или сельскохозяйственных товаропроизводителей, для которых были разработаны специальные налоговые режимы, произошло реальное упрощение системы налогообложения.
Социально-экономическое развитие. Приоритетное внимание в планах экономического развития на период до 2010 года разработанных Министерством торговли и промышленности, уделялось дальнейшему формированию и совершенствованию рыночных отношений. В этих целях продолжается процесс приватизации . В 2006 году в стране действовали почти 4. 8 тыс. предприятий и организаций, из них 76, 8% в негосударственном секторе. Крупные монополии заняли крепкие позиции в газовой и нефтяной промышленности, в электроэнергетике. Широкую известность не только в России, но и за рубежом приобрели созданные в 90-е годы компании ЛУКОИЛ, Сибнефть ЮГазпром, ЮКОС, Норильский никель ЮРАО ЕЭС(Единая энергетическая система.). Стремясь к получению неограниченных прибылей, некоторые предприниматели (олигархи) пытались использовать в этих целях законотворчество, внедряли своих представителей в органы власти. Нарушалось налоговое законодательство.
Совершавшиеся в экономике структурные преобразования потребовали упорядочения отношений государственной власти и частного бизнеса. Принималась меры по предотвращению злоупотреблений со стороны крупных промышленников и компаний. Гос Дума 3 созыва утвердила закон «О Конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Совершенствовалось налоговое законодательство. В 2003 -2004 были привлечены к уголовной ответственности за неуплату налогов в крупных размерам руководители компании ЮКОС.
Были приняты новые законодательные акты, направленные на улучшение деятельности средних и мелких предприятий. В 2005 Насчитывалось свыше 979 тыс. малых предприятий, из них 45, 8%-в торговле, 12, 3%-в обрабатывающей промышленности, лишь около 3% в агросфере. В 2001-2003 году были внесены существенные изменения в Земельный кодекс. Закреплялось право собственности на землю. Устанавливались льготные кредиты для сх предприятий. Были разработаны меры гос поддержки личных подсобных хозяйств. Развивались возможности развития сельскооперации и фермерских (крестианских) хозяйств. Реформирование экономики шло медленно, но его результаты были позитивными. В 2004 темпы роста ВВП составляли более 6%, прирост пром. продукции превысил-6%. Сократилась инфляция. Под воздействием экономических преобразований продолжались изменения в социальной структуре общества. Увеличилась численность новых социальных групп: предпринимателей(крупных, средних и мелких), фермеров, лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью. Изменения в экономике стали основой позитивных сдвигов в социальной сфере. В 2001- 2003 годах 4 раза повышался минимальный размер оплаты труда работникам бюджетной сферы. Реже становились задержки с выплатой зп, пенсий и пособий . Были увеличены размеры пенсий. С 1999-2003 годы доходы населения выросли в полтора раза. Радикальные преобразования политической системы и экономики способствовали внутреннему укреплению внутреннего положения России.