II. Противоречия общественной жизни.
1) Концепция развитого социализма:
рассматривала современное состояние общества как обязательный этап на пути его продвижения к коммунизму. Существующие в обществе недостатки и кризисные явления объяснялись в рамках этой концепции несовершенством социализма по сравнению с коммунизмом. Развитой социализм понимался как длительный исторический этап, предшествующий построению коммунизма, наступление которого, таким образом, отодвигалось на неопределённый срок.
2) Теория обострения идеологической борьбы:
Период 70-х г. породил свою идеологию. Идеологическое обеспечение курса руководства базировалось на двух выдвинутых с партийных трибунах тезисах : о перманентном обострении идеологической борьбы социалистической и капиталистической систем; о построении в СССР «развитого общества» (позже дополненного тезисом о необходимости «совершенствования развитого социализма» как главной задаче на обозримое будущее). Теория обострения идеологической борьбы на практике вылилась в систему запретов, ограничений во многих отраслях научной, культурной, всей духовной жизни. Все это приводило во внешнеполитической пропаганде к культивированию « образа врага», неприятию нарастающего значения глобальных проблем.
3) Идеологическое давление на литературу
Брежневское руководство осуществляет политику «закручивания гаек» в идеологии и культуре. Она характеризовалась усилением догматических тенденций в общественных науках, изменением всей общественно-политической атмосферы в стране. Из редакций газет, журналов увольнялись неугодные редакторы и журналисты. В 1970 г. с поста главного редактора «Нового мира» был вынужден уйти А.Т. Твардовский. После чехословацких событий 1968 г. ужесточилась цензура. Конец 60 - начало 70-х гг. ознаменовались травлей многих советских историков, чьи работы не вписывались в утвержденные каноны официальной идеологии, все более напоминавшей постулаты «Краткого курса». Литературные произведения, не отвечавшие официальным требованиям, не публиковались. Кинофильмы оставались на полках, не доходя до широкого зрителя. Жесткому контролю со стороны Министерства культуры подвергалась театральная деятельность. Любая критика советской действительности квалифицировалась как ее очернительство.
46. Внешняя политика СССР в период оттепели.Н.С.Хрущеву досталось тяжелое наследие во внешнеполитической области. СССР находился в мире, расколотом на два противоборствующих лагеря, и пребывал в состоянии «холодной войны».
Необходимость перемен во внешней политике была декларирована принятой 20-м съездом КПСС концепцией о необходимости мирного сосуществования государств с различным общественным строем и многовариантностью путей построения социализма.
КПСС отказалась от жесткого идеологического диктата в отношениях со странами «народной демократии». В тоже время увеличились объем материальной помощи и координация планов экономического развития участников СЭВ.
Для осуществления военного сотрудничества социалистических стран и в противовес НАТО, в мае 1955 г. была создана Организация Варшавского Договора. В нее вошли СССР, Польша, Чехословакия, ГДР, Венгрия, Румыния, Болгария, Албания.
Несмотря на усилия по консолидации социалистического лагеря, в нем имелись серьезные противоречия. Подтверждением этому стали события 1953 года в Германии и 1956 года в Венгрии, где произошли попытки ликвидации социализма. Мятежи подавили силами советских войск. В 1953 г. СССР начал сближение с Китаем. С этой целью было заключено торговое соглашение, выделены значительные кредиты, взято обязательство о выводе советских войск из Порт-Артура. СССР отказался от экономических интересов в Маньчжурии и передал все совместные торговые компании в собственность Китаю.
Однако в конце 50-х годов взаимоотношения обострились. Причиной этому стал отказ КНР в размещении военных баз СССР на своей территории.
В ответ СССР отозвал из Китая военных специалистов, сократил материально-техническую помощь и свернул программы по сотрудничеству в области ядерной физики.
Несмотря на провозглашенный курс мирного сосуществования, началось противостояние с капиталистическими странами. Одной из главных причин противоречии был вопрос о статусе Германии. СССР препятствовал вступлению ФРГ в НАТО, был не отрегулирован вопрос о границах. Запад отказывался признавать самостоятельность ГДР и призывал к объединению Германии под эгидой ФРГ.
Переговоры по урегулированию конфликта результатов не дали, и в условиях его обострения 13 августа 1961 г. за одну ночь была построена бетонная стена, которая отделила Западную часть Берлина от остальной ГДР.
Наиболее острым стал «Карибский кризис» (октябрь 1962 г.), приведший мир на грань атомной катастрофы. Он был вызван попыткой размещения СССР ядерных ракет на Кубе. Благодаря переговорам руководителей СССР и США возобладал разум, войны удалось избежать.
Новый виток напряженности между великими державами начался в результате вооруженного вмешательства США во Вьетнаме. СССР оказал поддержку вооруженным силам ВНР.
Необходимость производства вооружения лежала тяжелым бременем на бюджете страны. СССР неоднократно выступал с инициативами по сокращению численности армии, наступательных видов оружия, пытался ввести мораторий на ядерные испытания.
В 1955 г. СССР предложил созвать Всемирную конференцию по вопросу разоружения. Инициативу о всеобщем разоружении внес Н.С.Хрущев на Ассамблее ООН в сентябре 1959 г. В результате в начале 60-х годов были заключены договора о нераспространении ядерного оружия и запрещении его испытаний.
СССР проявлял активность в распространении «социалистической ориентации» на развивающиеся страны. С этой целью наносились визиты в Египет, Сирию, Ирак, Бирму, Афганистан. Эти страны получали от СССР политическую, военную и экономическую помощь. Несмотря на проявленную активность и материальные затраты, эта политика не принесла ощутимых результатов.
Билет 47.В области внешней политики Брежнев немало сделал для достижения политической разрядки в 1970-х годах. Были заключены американо-советские договоры об ограничении стратегических наступательных вооружений (правда, с 1967 года начинается ускоренная установка межконтинентальных ракет в подземные шахты), которые, однако, не подкреплялись адекватными мерами доверия и контроля. Процесс разрядки был перечеркнут введением советских войск в Афганистан (1979).В 1985-86 годах новым советским руководством были предприняты отдельные попытки улучшить советско-американские отношения, однако окончательный отказ от политики конфронтации произошёл только к 1990 г.В отношениях с социалистическими странами Брежнев стал инициатором доктрины «ограниченного суверенитета», предусматривающей акции устрашения вплоть до военного вторжения в те страны, которые пытались проводить независимую от СССР внутреннюю и внешнюю политику. В 1968 году Брежнев дал согласие на оккупацию Чехословакии войсками стран Варшавского договора (Пражская весна). В 1980 году готовилась военная интервенция в Польшу.Попытки расширения советской сферы влияния на разных континентах (Никарагуа, Эфиопия, Ангола, Вьетнам, Афганистан и так далее) приводили к истощению советской экономики, финансированию неэффективных режимов.
Билет 48. Причины начала перестройки.Свои полномочия он делегировал министрам, которые по собственному усмотрению осуществляли государственную политику. Общество все больше ощущало отсталость СССР от стран Запада, но, к сожалению, в государстве не было лидера, который мог бы инициировать реформы.
Основными причинами являются:
- Централизация власти в руках Партии;
- Как следствие, цензура на информацию, отсутствие гласности;
- Низкая конкурентоспособность советских товаров на мировом рынке, низкая производительность труда;
- Дефицит товаров на рынке.
В середине 80- х годов пост Генерального Секретаря СССР занял Михаил Горбачев, который в отличие от своих предшественников Черненко и Андропова, не побоялся начать масштабную реформаторскую деятельность.
Начало перестройки. В 1985 году новый лидер Советского государства огласил курс своей политики, который был направлен на полное обновление общества. Проведение реформ требовало поддержки населения, для этого Горбачев существенно смягчил цензуру, контроль над средствами массовой информации, разрешил критиковать действия власти. Первым шагом к реформации государственной жизни была попытка переустройства экономики с плановой на рыночную. Непоследовательность проведения экономической реформы повлекла за собой тяжелый кризис: дефицит, инфляция, отсутствие рабочих мест стали неотъемлемым атрибутом жизни советского народа. Изменения коснулись и политического устройства советского государства. Впервые в истории страны состоялась фактическая передача власти от государственных исполнительных органов выборному парламенту Верховному Совету СССР. В период перестройки правительство СССР полностью поменяло приоритеты внешней политики. М. Горбачев и его ближайшие соратники понимали, что без заимствования опыта европейских капиталистических стран, обновить и осовременить государственный социализм им не удастся. С официальным визитом М. Горбачев посетил ряд стран Западной Европы и США. В результате восстановления диалога с демократическими государствами, закончился период геополитической конфронтации социалистического СССР и капиталистического Западного мира, начавшийся по окончанию Второй Мировой войны. В 1989 году М. Горбачев инициировал вывод советских войск из республики Афганистан, что можно расценивать как компромиссный шаг для сближения с Западом. По окончанию холодной войны произошло соединение ФРГ и ГДР, которые долгие десятилетия враждовали между собой.
Более подробно остановимся на целях и задачах, которые ставило перед собой руководство страны во время перестройки. Для большей наглядности происходящего приведём и краткие итоги:
-ускорение социально-экономического развития (получили падение по всем направлениям, уменьшение ВВП в 2 раза)
-борьба с пьянством и алкоголизмом (получили поголовное спаивание народа)
-дружба между народами, которая как бы была, но её нужно строить на новой базе (получили внутри российскую войну)
-социализм с «человеческим лицом» (получили капитализм «со звериным оскалом»