Вопрос 3: Восточные славяне в древности.
ИСТОРИЯ
Вопрос 1: История как наука, ее предмет и содержание.
Понятие. Слово «история» (ίστορία) происходит из древнегреческого языка, где оно означало «рассказ», «повествование о том, что удалось узнать», «исследование». В настоящее время термин «история» имеет несколько значений. С одной стороны, историей называют всякий процесс развития в природе и обществе – в этом смысле можно говорить об истории самых разных объектов и явлений (например, истории галактики, истории растений, истории языка и т.д.). С другой стороны, понятием «история» обозначают прошлое, хранящееся в памяти людей, а также любой рассказ об этом прошлом. В похожих значениях понятие «история» применяется и в разговорной речи – как синоним слов «прошлое», «происшествие, случай» и «рассказ о произошедшем».
История – наука о людях во времени. Наука исследующая процессы развития человека и общества во всей пространственной временной его конкретностей и многообразии с целью выявить закономерности исторического процесса, понять опыт, уроки прошлого, настоящего и тенденции будущего(развития).
Предметом изучения истории является деятельность людей и вся совокупность отношений в человеческом обществе.
Содержанием истории является исторический процесс от условия события человеческой жизни, ее развития и результат.
Основы истории – собирание, систематизация и обобщение фактов, их рассмотрения в тесной связи и совокупности.
Цель изучения истории – научная объективная рассмотрения на примерах закономерностей, тенденций и особенностей исторического развития, осмысления опытов и уроков прошлого для настоящего и будущего.
3. Принципы и методы исторической науки. К основным принципам научного исторического исследования относятся:
– принцип объективности, который подразумевает воссоздание исторической действительности с опорой на подлинные факты и знание объективных закономерностей исторического развития.
– принцип детерминизма – научный подход, согласно которому все наблюдаемые явления не случайны
– принцип историзма, требующий рассмотрения исследуемого явления с учетом конкретных хронологических рамок и конкретной исторической обстановки.
– принцип социального подхода, подразумевающий необходимость учитывать интересы, традиции и психологию определенных классов, сословий, социальных слоев и групп
– принцип альтернативности, допускающий возможность многовариантного исторического развития.
Вопрос 2: Источники и историография отечественной истории.
1. Исторические источники. Исторические источники являются основой любого исторического исследования, без которой невозможно научное познание прошлого. Выявление источников, их систематизация и анализ составляют один из основных компонентов исторической науки. Этими задачами ведает специальная дисциплина – источниковедение.
Исторический источник, – это всё созданное или видоизмененное в процессе человеческой деятельности, а значит, объективно способное нести в себе информацию о ней.
2. Историография (от греч. «история» — разведывание, исследование прошлого и «графо» — пишу) — это научная дисциплина, изучающая историю исторической науки, а также совокупность исследований в области истории, посвященных определенной теме или исторической эпохе.
Историография Киевской Руси начинается с «Повести временных лет», первая редакция которой принадлежит монаху Киево-Печорского монастыря Нестору. Ее содержание доведено до 1113 г. Летописцы того времени считали, что мир развивается по божественному провидению и божественной воле.
У истоков русской исторической науки стояли М. В. Ломоносов и В. Н. Татищев, В. О. Ключевский Всоветский период в истории господствовала только одна концепция -марксистско-ленинская. Согласно ей, определяющая роль в жизни людей принадлежит материальному производству, а история рассматривается как переход от одной общественно-экономической формации к другой, завершающейся построением на земле коммунистического общества.Альтернативные исторические исследования нашли развитие в концепцииЛ. Н. Гумилева, предложившего рассматривать исторический процесс как динамику жизни и взаимодействия этносов.
В настоящее время российская историческая наука переживает переходный период: идет поиск новых подходов к изучению истории, большое внимание уделяется изучению социальной истории, истории отдельных социальных групп, тендерной истории (истории взаимодействия полов) и др.
Движение России на восток
1714 -экспедиция Бухгольца к югу от Иртыша основала Омск, Усть-Каменогорск, Семипалатинск и др. крепости
1716—17годах в Среднюю Азию был отправлен отряд Бековича-Черкасского(уничтожен). В правление Петра I была присоединена к России Камчатка
Каспийский поход 1722—1723
12 сентября 1723 года был заключён Петербургский договор с Персией (в состав Российской империи включалось западное и южное побережье Каспия с городами Дербент и Баку и провинциями Гилян, Мазендеран и Астрабад).
12 июня 1724 – Стамбульский(Константинопольский) договор - Турция признавала все приобретения России в западной части Каспийского моря и отказывалась от дальнейших притязаний на Персию. Стык границ между Россией, Турцией и Персией был установлен на месте слияния рек Аракс и Кура.
Вопрос 34. Национальная политика Советской власти. Образование СССР.
После Октябрьской революции и победы большевиков одним из первых декретов новой власти стала Декларация прав народов России, провозглашавшая равенство и суверенность всех народов, их право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных государств, свободное развитие всех национальных меньшинств. Законодательно федеративный принцип, как и право народов свободно решать вопрос о вхождении в Советскую Федерацию, был закреплен в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, вошедшей составной частью в текст первой Конституции РСФСР (1918 г.).
В соответствии с принципом о праве наций на самоопределение советское правительство признало государственную независимость Финляндии, был подписан декрет об отказе от договоров о предыдущих разделах Польши.
Национальную автономию получили народы и народности Северного Кавказа, Закавказья, Средней Азии, Сибири и Дальнего Востока.
Воспользовавшись правом наций на самоопределение вплоть до отделения в годы Гражданской войны, многие народы бывшей Российской империи создавали собственные национально-государственные образования.
Вновь образующиеся национальные республики по мере установления в них сов.власти формировались вокруг РСФСР как федеративного центра. Это позволило остановить процесс распада единого централизованного Российского государства. После Гражданской войны начался процесс объединительного движения, которое привело к образованию новой российской государственности – СССР.
Актом учреждения Союза ССР стал Договор, заключенный между 4 республиками: РСФСР, Украиной, Белоруссией и Закавказской Федерацией (Армения, Грузия, Азербайджан). 30 декабря 1922 г. съезд полномочных представителей данных республик (I съезд Советов Союза ССР) утвердил Договор об образовании СССР.
Основы госуд-го устройства СССР были закреплены в Конституции СССР (прин.в1924г)
Высшим законодательным органом стал съезд советов, а между съездам - Центральный исполнительный комитет (ЦИК). Было установлено единое союзное гражданство, единый уголовный кодекс.
Согласно Конституции в СССР закреплялось федеративное устройство (И. В. Сталин предлагал план автономизации) и право свободного выхода из СССР. Но к этому времени реальная власть была сконцентрирована в структурах РКП(б), опирающейся на единый управляющий центр – Центральный комитет. Республиканские организации входили в РКП(б) на правах областных подразделений и не обладали самостоятельностью.
Поэтому Советский Союз в реальной действительности приобрел характер унитарного государств
Индустриализация
Главная задача: превратить СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, производящую машины и оборудование, чтобы в обстановке капиталистического окружения СССР представлял собой экономически самостоятельное государство, строящееся по-социалистически.
В декабре 1929г Сталин выдвинул лозунг: «Пятилетку — в четыре года!»
1я пятилетка — первый 5летний план развития народного хозяйства СССР. Был принят в 1928г на период 1929-33 годов, и выполнен в 4 года и 3мес. (По итогу его выполнения СССР из аграрной страны превратился в индустриальную страну)
В рез-те было приведено в действие множество новых промышл-х предприятий. Одновременно были ликвидированы частнотоварные и капиталистические формы хозяйства.
Но были и провалы «большого скачка» в индустриализации. Темпы развития индустрии упали с 24 % в 1928-29гг. до 5 % в 1933г, а нехватка средств привела к прекращению ассигнований (сумма денежных средств, выделенная из централизованных или децентрализ-х источников финансирования для покрытия затрат на определ-е цели) 613 из 1659 основных строящихся объектов тяж. промышленности.
На январском 1933 года пленуме ЦК ВКП(б) Сталин заявил, что следует снизить темпы промышленного строительства.
В янв-фев 1934 года XVII съезд ВКП(б) утвердил второй пятилетний план развития народного хозяйства на 1933-37 годы.
В нем среднегодовые темпы прироста промышленной продукции снижались до 16,5 % (против 30 % в первой пятилетке).
ИТОГ
К концу 30-х годов СССР из аграрной страны превратился в индустриальную страну. СССР стал одной из 3-4 стран в мире, способных производить любой вид промышленной продукции. Стремительный рост производственных мощностей и объёмов производства тяжёлой промышленности позволил СССР одержать победу в Великой Отечественной войне.
Коллективизация
В декабре 1927г XV съезд ВКП(б) провозгласил «курс на коллективизацию».
Коллективизация — это процесс объединения единоличных крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства (колхозы в СССР). Проводилась в конце20–нач30-х гг (1928-1933).
Цель. Установление социалистических производственных отношений в деревне, устранение мелкотоварного производства для разрешения хлебных затруднений и обеспечения страны необходимым количеством товарного зерна
ИТОГ. К 1937 году коллективизация завершилась. В стране насчитывалось 243,7 тысячи колхозов, объединявших 93 % крестьянских хозяйств. Нельзя не воздать должное колхозному крестьянству, которое много сделало для страны, для укрепления ее экономической и оборонной мощи, что особенно проявилось в годы ВОВ.
Вопрос 36 Утверждение тоталитаризма в СССР. Идеология и сущность сталинизма. Репрессии.В начале 30-х годов в СССР сложилась тоталитарная система. Идеологией советской тоталитарной системы был сталинизм, отличавшийся крайним догматизмом(слепая приверженность требованиям к.-л. морали, без разумного их обоснования, безусловное соблюдение этих требований) и абсолютной непримиримостью к инакомыслию. Предпосылки для возникновения этой системы: монопольная власть одной партии; резолюция X съезда о «единстве в партии», которая привела к свертыванию внутрипартийной демократии; новые партийные призывы, привлекавшие в партию людей с низ.культурным уровнем, мало понимающих суть внутрипартийных споров.
В итоге была создана система, контролирующая полит-е настроения граждан. Диктатура пролетариата превратилась в диктатуру партии, трудящиеся были отчуждены от власти. Демократические органы, предусмотренные Конституциями СССР 1924 и 1936 годов, исполняли роль «демократической ширмы», одобряя заранее выработанные решения партийных органов. Партийные съезды тоже перестали регулярно собираться, по сути все руководство страной находилось в руках небольш.группы людей. В стране была введена жесточайшая цензура. В экономике тоталитаризм означал огосударствление собственности, централизацию управления, уравнительное распределение. Вмешательство партийно-государственного аппарата в решение хоз-х вопросов (т.к. рыночные отношения отсутствовали). Начались гонения на деятелей науки и культуры. Важнейшей идеей сталинизма было утверждение о сохранении и обострении классовой борьбы как внутри страны, так и в международных отношениях. Оно служило основой для формирования «образа врага» и проведения массовых репрессий.
Начало массовым репрессиям было положено убийством 1 декабря 1934г в Смольном руководителя Ленинградской партийной организации С.М.Кирова. Репрессиям предшествовали и сопровождали их идеологические компании («шахтинское дело», три Московских процесса и др). Своего пика они достигли в 1937—1938 годы, когда только органами НКВД было арестовано 1,58 млн. человек и приговорено к расстрелу 682 тыс. По архивным данным, в результате репрессии пострадало 6—7 миллионов человек.
Вопрос37. Международная обстановка в 30-е годы. Деятельность советской дипломатии накануне Второй мировой войны.
Основными направлениями внешней политики СССР были следующие:
1)стремление избежать вовлечения в военный конфликт с какой либо империалистичесокй державой и обезопасить свои границы.
2)в случае благоприятных условий расширить сферу своего влияния за счет пограничных государств
3)Поддержка коммунистических движений прежде всего в Европе и Азии.
Во внешней политике СССР: 1этап 1928-33г-в Европе союзнические отношения с Германией, противостояние демократическим странам, на Востоке продвижение в Китай и активизация в Афганистане и Иране.
2этап 33-39г сближение с Англией, Францией, США на антигерманской и антияпонской основе, стремление сохранить приобретенные сферы влияния на востоке и избежать прямой конфрантации с Японией
3этап 39-июнь 41 сближение с Герм и Яп. Лето-осень 1929-конфликт на КВЖД(попытки китайского правительствава вернуть положение 1924-го года – совместное пользование ж/д неудачно). Сентябрь 1931-японская агрессия в Манчьжурии , улучшение советско-китайских отношений. Возрастает напряженность между СССР и Японией, т.к. КВЖД проходит по территории, контролирующейся Токио. Это приводит к тому, что в 1932 в Женеве восстанавливаются дипломатические отношения между СССР и Китаем. 1937-договор между СССР и Китаем о ненападении, массированные военные поставки Китаю. 23 августа 1939 Советско-Германский пакт, поставки Китаю резко сократились. 13 апреля 1941 Советско-Японский договор, поставки прекратились полностью. 1928-33 отношения СССР с Англией, Францией, США крайне нестабильны. 1929-востанавл экономические отношения с Англией. 1932 договор СССР и Франции о ненападении. 1932 договор о ненападении СССР с Финляндией, Латвией, Эстонией. 1933-39 внешнеполитическая деятельность носит антигерманский характер из за установлении в Германии диктатуры националистов, введении в Германии всеобщей воинской повинности. 23авг 1939 пакт о ненападении.
Вопрос 38: Великая Отечественная война.
В конце 30-х гг. страна жила в напряжённом ожидании войны. Со стороны Европы исходила основная угроза – национал-социалистическая Германия. С Востока СССР угрожала Япония.
Первоначально планировалось снизить риск военной угрозы путём заключения военной конвенции, направленной против Германии, с Англией и Францией. В июне-августе 1939 г. в Москве прошли англо-франко-советские переговоры. Но военные делегации Англии и Франции затягивали переговоры, что делало невозможным подписание военного соглашения.
В этих условиях правительство СССР отозвалось на предложение Германии. В Москву прибыл министр иностр. дел Германии Риббентроп. 23 августа 1939 г. был подписан договор о ненападении. К договору прилагается «секретный дополнительный протокол», в котором определялись сферы влиянии Германии и СССР в Европе. В соответствии с протоколом часть Польши, в первую очередь Западная Украина и Белоруссия, а также Прибалтика и Бессарабия, входили в зону особых интересов Советского Союза.
30 ноября 1939 г. начинается Советско-финская война. Её причиной послужил отказ финского правительства передать СССР тер-ии, прилегающие к Ленинграду, в обмен на значительно большие тер-ии в восточной Карелии. Война продолжалась до 12 марта 1940 г. Новая граница полностью соответствовала интересам СССР.
В соответствии с секретным протоколом договора о ненападении, летом 1940 г. СССР различными путями включил в свой состав румынские тер-ии (Бессарабия, Северная Буковина), а также Литву, Латвию и Эстонию, тер-ии Западной Украины и Белоруссии.
Начальный этап ВОВ. Наступление под Москвой.
Начало войны политическое и военное руководство СССР встретило в растерянности. 22 июня 1941 г. с известием о начале войны к народу обратился Молотов, Сталин же выступил лишь 3 июля.
Наступление противника развивалось стремительно. Итог первых трёх недель был катастрофичен. Немецкие войска продвинулись в глубь тер-ий СССР на 300-600 км. СССР потерял Литву, Латвию, Белоруссию, значительную часть Украины и Молдавию.
Управление страной во всех областях-военной, политической, экономической-осуществлял созданный 30 июня Государственный Комитет Обороны (ГКО), под руководством Сталина.
Летом-осенью 1941 г. начала формироваться антигитлеровская коалиция с участием Великобритании и США. С 29 сентября по 1 октября 1941 г. в Москве проходила конференция СССР, США и Англии, на которой были согласованы поставки по ленд-лизу вооружения, боеприпасов, сырья и продовольствия.
Летом-в начале осени 1941 г. немецкие войска продолжали наступать по всем стратегическим направлениям. Ко второй половине сентября им удалось почти полностью окружить Ленинград, захватить Смоленск и Киев. В конце сентября группа армий «Центр» начала наступление на Москву. В ходе боёв 30 сентября-2 октября 1941 г. немецкие войска прорвали фронт и окружили 5 армий Западного и Резервного фронтов.
10 октября командующим Западным фронтом был назначен Г.К. Жуков. Ему удаётся восстановить управление войсками и организовать оборону Москвы в ходе наступления немецких войск в октябре-ноябре 1941 г.
К началу декабря немецкое наступление выдохлось. Подтянув резервы, 5-6 декабря войска Калининского, Западного и Юго0Западного фронтов перешли в контрнаступление, окончившееся первой стратегической победой Красной Армии. Противник был отброшен на запад на 100-250 км, угроза столице была устранена.
Коренной перелом в ходе ВОВ.
Зимой 1942 г. советские войска по приказу Сталина пытались продолжить наступление, но зимнее и весеннее наступление было безуспешным. Немцы перебросили из Западной Европы подкрепления и стабилизировали фронт.
В конце июня 1942 г. началось наступление гитлеровских войск на юге. У Сталинграда развернулись тяжелые бои. 28 июля Сталин подписал знаменитый приказ № 227 «Ни шагу назад».
С 17 июля по 18 ноября 1942 г. продолжалась оборона Сталинграда. Напряжённые бои шли в городе, овладеть которым немцам так и не удалось. С сентября Генштаб стал готовить контрнаступление под Сталинградом. 19-20 ноября начали наступление войска Юго-Западного, Донского и Сталинградского фронтов, 23 ноября войска фронтов соединились, окружив трёхсоттысячную немецкую группировку. Попытки немецкого командования организовать сопротивление и деблокировать окружённые войска провалились. 2 февраля 1943 г. остатки немецких войск во главе с командующим Паулюсом сдались в плен.
Сталинградская битва привела к началу коренного перелома в ходе ВОв. Стратегическая инициатива стала переходить к СССР. Зимой и весной 1943 г. развернулось масштабное наступление советских войск. Был деблокирован Ленинград, освобождён Северный Кавказ, Сталинградская, Воронежская, Ростовская области и другие территории.
Летом 1943 г. гитлеровское командование предприняло попытку вернуть стратегическую инициативу. 5 июля 1943 г. началось наступление немецких войск на Курском выступе. Крупнейшее танковое сражение Второй мировой войны произошло у деревни Прохоровка 12 июля 1943 г.
Измотав противника, советские войска перешли в контрнаступление. 5 августа были освобождены Орёл и Белгород, 23 августа-Харьков. Разгром немецких войск на Курской дуге означал окончательный переход стратегической инициативы к советской стороне.
Завершающий этап ВОВ 1944-1945 гг.
В ноябре-декабре 1943 г. в Тегеране состоялась конференция руководителей стран-участников антигитлеровской коалиции - И.В. Сталина, У. Черчилля, Ф. Рузвельта. Англия и США приняли на себя обязательства открыть второй фронт в мае 1944 г.
1944 г. начался наступлением советских войск под Ленинградом и Новгородом. Ленинград окончательно был освобождён от блокады. Летом 1944 г. наступление прошло в Карелии, Белоруссии, Молдавии и Западной Украине. В июне 1944 г. союзники открывают второй фронт. Осенью 1944 г. практически полностью восстановлена граница Советского Союза. Основной задачей стало освобождение стран Европы и окончательный разгром Германии.
В конце 1944-начале 1945 г. советские войска одерживают решающие победы в Европе. Немецкие войска разбиты в Румынии и Болгарии, освобождены Польша, Венгрия, Югославия, заняты важные центры в Чехословакии и Австрии. Советские войска форсировали Одер, обеспечив плацдарм наступления на Берлин.
В этих условиях с 4 по 13 февраля 1945 г. в Ялте проходит конференция руководителей СССР, США и Великобритании. Была достигнута договорённость о вступлении СССР в войну с Японией, стороны договорились о разделе Германии на зоны оккупации, денацификации и разоружении немецкой стороны, порядке выплаты репараций.
Весной 1945 г. наступила развязка в войне с Германией. 2 мая пал Берлин. 9 мая Г.К. Жуков подписал в Берлине акт о безоговорочной капитуляции Германии.
В июле-августе 1945 г. в Потсдаме вновь состоялась конференция руководителей трёх держав. Дискуссии шли по многим проблемам, которые уже были ранее согласованы: послевоенное устройство Германии, репарации, границы Польши.
В соответствии с принятыми обязательствами СССР объявил войну с Японией и в августе 1945 г. начал наступление на Квантунскую армию (1 млн чел.), дислоцировавшуюся в Маньчжурии. 2 сентября 1945 г. Япония безоговорочно капитулировала.
Победа советского народа в Великой Отечественной войне спасла народы страны и все человечество от угрозы фашистского порабощения.Именно Советский Союз, его сражающаяся армия и народ стали главной силой, преградившей путь германскому фашизму к мировому господству. На советско-германском фронте было уничтожено более шестисот дивизий фашистской коалиции, немецко-фашистская армия потеряла здесь три четверти своей авиации, большую часть танков и артиллерии, боевых кораблей и транспортных судов. Советский Союз оказал решающую помощь народам Европы и Азии в их борьбе за национальную независимость.Главным источником победы над фашизмом в Великой Отечественной войне стал героизм воинов Красной Армии, беззаветный труд, патриотизм и инициатива народных масс.
Вопрос 39:Послевоенные годы. Начало эпохи «холодной войны».
Международная обстановка в послевоенный период определялась началом холодной войны. Сосредоточив за годы войны гигантские финансовые ресурсы, США осуществили прорыв в военной, экономической, научной сферах. Уже в 1945 г. президент Трумэн в послании конгрессу, говорил о необходимости править миром.
В марте 1946 г. У. Черчилль в присутствии Г. Трумэна произнёс знаменитую речь в американском колледже в Фултоне. Он призвал к объединению стран Запада, прежде всего в военной области, против «коммунистической угрозы», исходившей от СССР и подконтрольных ему коммунистических партий Европы. Прозвучал призыв сохранить монополию на владение атомного оружия. Однако уже в 1949 г. в СССР было испытано ядерное оружие.
Для усиления экономического взаимодействия в социалистическом лагере в 1949 г. был создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), поначалу в него вошли СССР, Болгария, Румыния, Польша, Чехословакия, Венгрия. Победа в 1949 г. революции в Китае усилила позиции СССР в Азии и на Дальнем Востоке.
С 1948-1949 гг. разгорелся берлинский кризис. СССР предпринял попытку заблокировать странам Запада доступ в Западный Берлин, поставив условием отказа от блокады отказ от создания западногерманского государства. Однако разделение Германии на два государства –ФРГ и ГДР не удалось предотвратить. Нагнетанию обстановки способствовало создание в 1949 г. военно-политического блока НАТО, включавшего западные державы.
Пик обострения взаимоотношений между СССР и США пришёлся на Корейскую войну (1950-1953, СССР поддерживал сев.Корею, США-южную). 27 июля 1953 г-перемирие, конец военному конфликту.
Билет 52
Первый вариант выбора внешнеполитической стратегии связан с попытками сохранения статуса великой державы и продолжения прежней экспансионистской политики, направленной на расширение зоны политического влияния и контроля над другими государствами. Несмотря на несбыточность такого рода альтернативы, можно констатировать наличие в стране определенных ресурсов для ее воплощения. Прежде всего такая политика возможна на основе угрозы использования государством своего военного, прежде всего атомного, потенциала, воплощения определенных амбиций части политического руководства, а также непреодоленных массовых стереотипов (антизападнических, шовинистических и др.).Второй путь предполагает обретение Россией статуса региональной державы. В одном случае ее влияниеможет основываться по преимуществу на факторах силового давления на соседние государства и по сути дела повторять логику поведения "сверхдержавы" в локальном политическом пространстве. При другом варианте завоевание политического влияния страной может основываться на налаживании ею равноправных и взаимовыгодных отношений с соседями, отказом от военных и силовых угроз по отношению к ним и сознательным уходом от вовлечения в мировые конфликты и противоречия.Третий путь предполагает, что Россия может занимать сугубо прагматическую внешнеполитическую позицию, основанную на принципиальной равноудаленности от тех или иных блоков сил и прагматическом сближении или отдалении от конкретных коалиций и государств. Тем самым ее общегосударственные интересы будут формироваться на внеидеологической основе, видоизменяясь в зависимости от конкретной складывающейся ситуации. При таком подходе к внешнеполитическим задачам страна сможет сделать упор на решение экономических и других внутренних проблем.
накопление исторических знаний о поступательном движении общества,
Билет 53. Путин.(внеш и внутр политика)
В июне 2000 г. указом Путина была утверждена «Концепция внешней политики Российской Федерации». Согласно этому документу, основными целями внешней политики страны являются: обеспечение надёжной безопасности страны, воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка, создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России, формирование пояса добрососедства по периметру российских границ, поиск согласия и совпадающих интересов с зарубежными странами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач, определяемых национальными приоритетами России, защита прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом, содействие позитивному восприятию Российской Федерации в мире.
В 2000—2007 Путин принимал участие в саммитах «Группы восьми» («Большая восьмёрка») на Окинаве (Япония, 2000[248]), в Генуе (Италия, 2001[249]), Кананаскисе (Канада, 2002[250]), Эвиане (Франция, 2003[251]), Си-Айленде (США, 2004[252]), Глениглсе (Великобритания,2005[253]) Санкт-Петербурге (Россия, 2006[254]) и Хайлигендамме (Германия, 2007)[255]. 6—8 сентября 2000 Путин участвовал в Саммите тысячелетия (официальное название «ООН в XXI веке») в Нью-Йорке[256]. В июне 2001 Путин первый раз встретился с Президентом СШАДжорджем Бушем (младшим) в столице Словении Любляне[257].
В ходе президентских выборов на Украине в конце 2004 российские власти поддерживали Виктора Януковича — кандидата от Партии регионов Украины, выступавшей за экономическое сотрудничество с Россией в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП) и придание русскому языку статуса второго государственного.Почтовая марка Азербайджана, посвящённая рабочему визиту Владимира Путина в Баку 9 — 10 января 2001 года (2001, 1000 манат)
14 октября 2004, в ходе визита в Пекин, Путин подписал договор о передаче КНР острова Тарабарова и половины Большого Уссурийского острова (всего 337 км²); при этом был начат процесс демаркации границы в данном спорном районе[258]. Территория спорных островов была поделена между двумя странами.[259][260].
25 апреля 2005 в Послании Федеральному Собранию Путин назвал крушение СССР крупнейшей геополитической катастрофой и призвал общество к консолидации в деле обустройства новой демократической России[261]. 9 мая 2005 в ходе торжеств по случаю 60-летия Победы в Великой Отечественной войне Путин и другие мировые лидеры призвали к борьбе с нацизмом XXI века —терроризмом и поблагодарили победителей фашизма[262]. В сентябре 2005 Путин участвовал в юбилейных торжествах по случаю 60-летия ООН. В 2006 году Россия председательствовала в «Группе восьми» («Большая восьмёрка»). 7 июня 2007 года Путин подписал федеральный закон № 99 «О ратификации соглашения между государствами — участниками Североатлантического договора и другими государствами, участвующими в программе „Партнёрство ради мира“, о статусе Сил от 19 июня 1995 года и Дополнительного протокола к нему»[263], который некоторые сочли «открывающим границы для натовских солдат»[264]. Ряд деятелей и организаций ставят в вину Путину имевшее место, по их мнению, ослабление геополитических позиций России, передачу половины спорных островов Китаю, низкие темпы модернизации армии, закрытие военных баз на Кубе и во Вьетнаме[265].
Издание Коммерсант со ссылкой на анонимный источник «в делегации одной из стран НАТО» утверждает, что Путин говорил Дж. Бушу во время встречи «Россия-НАТО» в Сочи 5 апреля 2008 года: «Ты же понимаешь, Джордж, что Украина — это даже не государство! Что такое Украина? Малая часть её территории — это Восточная Европа, а значительная часть подарена нами!»[266]<…>
19 вв. в России историков обычно именовали историографами. Это звание было пожаловано, напПервой крупной реформой в конституционно-политической системе страны было осуществлённое в августе 2000 года изменение порядка формирования Совета Федерации, в результате которого губернаторы и главы законодательной власти регионов, до того бывшие членами СФ по должности, были заменены назначенными представителями; последние должны работать в СФ на постоянной и профессиональной основе (при этом одного из них назначает губернатор, а второго — законодательный орган региона). В качестве некоторой компенсации утерянных губернаторами лоббистских возможностей был создан совещательный орган —Государственный совет.
Через несколько дней после террористического акта в Беслане в сентябре 2004 года Путин объявил о намерении отменить выборы глав регионов, мотивировав этот шаг целью усиления борьбы с терроризмом. Согласно одному из опросов ВЦИОМ, это было осуществлено вопреки мнению 48 % опрошенных[82] Также был осуществлён переход к выборам депутатов Государственной Думы исключительно по партийным спискам. Территориальное представительство в Государственной Думе было упразднено, половина членов Совета Федерации стали назначаться губернаторами, в свою очередь назначаемыми президентом.
В декабре 2003 года по итогам выборов в Государственную Думу большинство мест получила пропрезидентская партия «Единая Россия» (при этом Борис Грызлов стал Председателем Госдумы). Второе, третье и четвёртое места заняли КПРФ, ЛДПР и блок «Родина», соответственно. Победив на выборах и приняв в свой состав большинство независимых депутатов, прошедших по одномандатным округам, всех депутатов от Народной партии и «перебежчиков» из других партий, «Единая Россия» получила конституционное большинство, что позволило ей при голосовании уверенно преодолевать сопротивление оппозиционных партий.
Весной 2005 был принят закон о выборах в Госдуму исключительно по партийным спискам. Затем Госдума приняла поправки к федеральному законодательству, позволяющие партии, победившей на выборах в региональный парламент, предлагать Президенту России свою кандидатуру на губернаторский пост. В подавляющем большинстве регионов это право принадлежало «Единой России». Массовый характер принял процесс вступления губернаторов в партию власти. На начало 2007 членами партии являлись 70 из 86 руководителей российских регионов. Членами «Единой России» являлись также топ-менеджеры крупных промышленных предприятий, руководители государственных вузов и их структурных подразделений, высшие чиновники федеральных и региональных органов власти.
Для кадровой политики Администрации Президента при Путине было характерно назначение на ответственные посты многочисленных бывших соучеников Путина по университету, сослуживцев по ГДР и в спецслужбах, коллег по работе в бывшем Ленинграде — и вообще представителей «петербургской команды».
В феврале 2006 года заместителем руководителя администрации президента РФ В. Ю. Сурковым была выдвинута концепция суверенной демократии, которая в интерпретации её автора заключается в том, что политика Президента должна в первую очередь пользоваться поддержкой большинства населения в самой России; такая поддержка большинства и составляет главный принцип демократического общества[83][84].
Билет54 – Медведев(внеш и внутр политика)
17 июня 2008 года Д. А. Медведев подписал Указ о безвизовом режиме пересечения границы РФ негражданами Латвии и Эстонии, бывшими гражданами СССР[179]. С 27 июня 2008 года безвизовый режим начал действовать[180].
12 июля 2008 года Д. А. Медведев утвердил новую Концепцию внешней политики России.[181]
26 августа 2008 года Д. А. Медведев подписал указы «О признании Республики Абхазия» и «О признании Республики Южная Осетия», согласно которым Российская Федерация признала и ту и другую республику «в качестве суверенного и независимого государства», обязалась установить с каждой из них дипломатические отношения и заключить договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи[182][183]. Признание Россией независимости регионов Грузии вызвало осуждение большинства стран Запада; не было поддержано ни одним другим государством СНГ.
Спустя пять дней, 31 августа 2008 года, в интервью трём российским телеканалам в Сочи Медведев объявил пять «позиций», на которых он намерен строить внешнюю политику РФ[184]. Первая из названных им «позиций» гласила: «Россия признаёт первенство основополагающих принципов международного права, которые определяют отношения между цивилизованными народами.»[184] Пятая «позиция» провозглашала: «У России, как и у других стран мира, есть регионы, в которых находятся привилегированные интересы. В этих регионах расположены страны, с которыми нас традиционно связывают дружеские, добросердечные отношения, исторически особенные отношения. Мы будем очень внимательно работать в этих регионах и развивать такие дружеские отношения с этими государствами, с нашими близкими соседями.»[184] Итальянская газета LaRepubblica от 3 сентября в своей статье «Новая Ялта: сегодняшние правители и сферы влияния» интерпретировала последнюю «п