Г. Народное восстание под предводительством Срыма Датова
Народно-освободительное движение казахов Младшего жуза в 1783-97 годах было вызвано обострением земельного вопроса в связи с запрещением царским правительством использования скотоводами кочевий между реками Урал и Волга, а также усилением феодального и колониального гнета, открытым грабежом и насилием над народом со стороны хана, султанов, Уральского казачьего войска и царской администрации.
Зимой 1782-83 годов старшины Уральского казачьего войска угнали у казахов-шаруа Младшего жуза, перешедших на "внутреннюю сторону" (за реку Урал), более 4 тыс. лошадей. В условиях джута угон скота тяжело отразился на хозяйстве крестьян.
В западных районах Младшего жуза начались стихийные восстания, которые быстро распространились на другие роды, кочевавшие между Уралом и Эмбой. Во главе создаваемых повстанческих отрядов обычно становились старшины родов, среди которых выделялся батыр Срым Датов, старшина рода байбакты. Он возглавил большую часть повстанческих отрядов, основное ядро которых было сосредоточено в районе реки Сагиз. К 1785 году отряд СДатова состоял из 2700 человек.
Испугавшись размаха народного движения, хан Нуралы и султан Айшуак обратились за военной помощью к царской администрации в Оренбурге. На подавление восстания в феврале 1785 года были высланы царские карательные отряды.
Борьба повстанцев против хана, султанов и карательных отрядов вызывала горячее сочувствие и поддержку со стороны народа. Ханская власть испытывала кризис. Царская администрация была вынуждена пойти на установление непосредственной связи со старшинами восставших родов, минуя хана. В апреле 1786 года хан Нуралы под натиском повстанцев бежал под защиту царских властей, а в июне того же года Екатерина II подписала рескрипт об отстранении Нуралыхана. Пользуясь создавшимся положением, царское правительство решило вовсе упразднить ханскую власть. Однако большинство биев и старшин выступило против такой реформы.
В 1792 году, в связи с восстановлением царским правительством ханской власти, в Младшем жузе начался новый подъем народного движения. К этому времени большинство биев отошло от движения, а С.Датов перешел к партизанской борьбе.
В 1797 году повстанцы убили хана Есима. Ответной реакцией царского правительства, наряду с карательными операциями, стало создание в жузе ханского совета без хана, что вполне отвечало интересам султанов, биев и старшин и привело их к объединению и общему выступлению против продолжавшего борьбу казахского населения. Здесь проявилась непоследовательность С.Датова: 29 августа 1797 года он прибыл во главе большого отряда (1 тыс. человек) на заседание ханского совета и заявил о прекращении борьбы. За это его включили в состав ханского совета, а повстанцы лишились своего предводителя. Крестьянские выступления, длившиеся с перерывами около 14 лет, пошли на убыль и вскоре прекратились.
Восстание, поднятое Срымом Датовым в 1783-1797 годах, было широким массовым движением против царизма и его ставленников: ханов и султанов. Восстание отличалось тем, что, кроме крестьян, его основной движущей силы, в нем участвовала также патриархально-родовая знать, права которой в известной степени ущемлялись ханом и султанами.
Билет №9
1)Каракитаи или кара-кидани (что значит «чёрные кидани») — ветвь родственного монголам кочевого народа киданей, которая после разгрома государства Ляочжурчженями в 1125 году откочевала в Среднюю Азию, где заселила Таласскую и Чуйскую долины .
Елюй Даши, правитель 16 тысяч киданьских семей, которые жили в Средней Азии до прихода основной группы, ещё в 1124 году принял почётный титул гурхана, основав новое государство. Влияние гурханов на жизнь предшествовавшего им государства караханидов было весьма ограничено. Подданные исповедовали как буддизм, так и тенгрианство. По киданьской традиции, не раз во главе государства становились женщины.
К середине XII века каракитаи распространили свою власть на всю Среднюю Азию к югу от Балхаша и к востоку от Ферганской долины. Среди их данников оказались правители Балха, Хотана и Гаочана, а также хорезмшахи. Столицами служили Баласагун, Узген и Кашгар.
В 1211 г. бежавшие под натиском Чингисхананайманы наводнили Среднюю Азию и пленили гурхана, однако уже семь лет спустя Каракитайское государство вошло в состав Монгольской империи. Под властью монголов каракитаи растворились в окружающих племенах.
Ктаи (китаи), вошли в состав казахов, узбеков, ногайцев, каракалпаков, башкир и других народов.
Согласно переписи 1920 года ктаи (китаи) были наиболее многочисленной родовой группой узбеков в Катта-курганском уезде Самаркандской области. Их насчитывалось около 25,5 тысяч человек. Из этого числа свыше 20 тысяч проживала в волостях, расположенных между Ак и Кара-дарьей. [1].
Найманы — средневековый народ монгольского происхождения. Найманы вошли в состав монголов, казахов, каракаллпаков, киргизов, ногайцев и узбеков.
Найман (Nayman, от монг.найман "восемь") — группа племен, происхождение которых точно не выяснено. Существуют различные версии их происхождения. Одна из них, происхождение от монголоязычныхкаракитаев[1], которые, перейдя в Западную Монголию, после падения династии Ляо образовали союз родов или племен Найман.
По Аристову, имя "найманы" происходит от названия реки Найма, притока Катуни, где было первоначальное местообитание найманов.
Первые достоверные сведения о найманах — у Рашид ад-Дина (XIII в.), который, описывает их так: "Это племя степное: некоторые жили в крепких горах, другие в степях... Обитали Большой Алтай, Каракорум... горы Алуй-Сераса и Кук-Иртыша".
Найманы между тангутами, Тувой и Байкалом (территория западной Монголии)
В 8 веке в китайской истории найман упоминается как племя, живущее к югу от озера Байкал; в 850 годах обитали от верховьев Орхона до Таримского бассейна с одной стороны в Черного Иртыша с другой.
В 1007 найманы и кереиты приняли христианствонесторианского толка.
Ко времени Чингис-хана найманы были одним из самых сильных кочевых племен, и держали в страхе всех кто противостоял им
Первые достоверные сведения о найманах — у Рашид-ад-Дина (XIII век), который описывает их так: «Это племя степное: некоторые жили в крепких горах, другие в степях… Обитали Большой Алтай, Каракорум… горы Алуй-Сераса и Кук-Иртыша… у этих Н. племен были свои почтенные и сильные государи; они имели многочисленное и хорошее войско; обычаи и привычки их были подобны монгольским. Государей их в древние дни называли Кушулук-хан — сильный, великий государь. Из племен, близких к найманам и которых юрты соединялись с их юртами, было племя Бикин», (Бикин в русском переводе, в оригинале, видимо, Битикин, т.е. битегин). Их территория, по Аристову, простиралась от pp. Тамира и Орхона до Иртыша. Найманы были покорены Чингисханом и вошли в состав его государства.
Многие найманы вошли в состав Чагатайского улуса, они продолжали крепко сохранять своё племенное и родовое устройство. Группы найманов были отмечены источниками в Мавераннахре уже в XIV веке. Некоторые служили в войске Тамерлана. В числе эмиров Амир Тимура были найманы: Тимур ходжа, Латифаллах, Ак-Буга, Али Тутак и Саадат (История Казахстана в персидских источниках. Т.3. Му’изз ал-ансаб (Прославляющее генеалогии). Введение, перевод с персидского языка, примечания Ш.Х.Вахидова. Алматы: Дайкпресс, 2006, с.118). В период походов Тимура часть найманов, вместе с аргынами, занимали территорию от р. Ишим на юго-западе до Каратала и на запад до р. Нуры (Аристов).
Кереиты (другие названия — keried, kereid, кэриет, хэрээд, кэрээд, керәд, кэрэит, кераит, хэрэйд, керейт, гирей; от монг.кэрэ, хэрэ, «во́рон» и -ид, уд, д — монг. суффикс мн. числа) — союз монголоязычных племён, обитавших на современных территориях Забайкалья и Монголии в X—XIII веках. Имели свою письменность, государство и законы. Граничили на севере с енисейскийми киргизами, на востоке — с монголами, на западе — с найманами, меркитами, на юге — с татарами. Вопрос о происхождении кереитов остаётся открытым. По всей видимости кереитский союз выделился из группы кочевых племен известной в киданьских летописях под наименованием «цзубу», которая по мнению С. К. Хойта являлась одной из вевтвей шивэй, наряду с самими киданями и одноименной дальневосточной ветвью шивэй[1].
На XIII в., по сведениям, передаваемым Рашид ад-Дином, кереиты представляют собою «род монголов; их обиталище есть [по рекам] Онону и Кэрулэну, земля монголов».[2]«Сокровенное сказание» указывает, что ставка кереитского хана (Тогорила) находилась в Тёмном Бору на реке Толе.
По версии Авляева,[3] кераиты выделились во второй половине IX века из среды отуз-татар или шивэй. Г. О. Авляев делает приблизительную реконструкцию состава кереитского союза семи племён: монгольские элементы — собственно кереиты (занимали лидирующее положение), хиркун(?), альмад или албат, дунгхоит; тюрко-уйгурские — джиркин(?), сакаит; самодийские — тумат.[3], однако не объясняет на чем именно основан именно такой лингвистический состав кереитского союза[1].
Как сообщает арабский историк Абу-ль-Фарадж бин Харун, кереитский хан обратился в 1007 году к несторианскомумитрополиту в городе Мерв с просьбой принять его в христианскую веру вместе с народом. Хан при крещении получил имя Маргуз (Мэргус, Мархус, Маркус, Марк), всего было крещено около 200 тысяч человек. С учётом детей и стариков численность кереитов в начале XI века можно примерно определить в 400 тысяч.[4] Авляев приводит гораздо большую цифру [1].
В XII веке Кереитское ханство играло большую роль в степи, вело войны с утвердившейся в Северном Китае чжурчженьской династией Цзинь. Кереитского хана Маргуза, носившего титул Буюрук-хана, взяли в плен татары и отослали к Цзиньскому двору, где Маргуза казнили, пригвоздив к «деревянному ослу». Маргуз оставил двух сыновей, между которыми поделились кераитские роды.
Один из внуков Маргуза, Тоорил (Тогорил), получил титул Ван-хана. Вначале союзник Чингисхана, Ван-хан поссорился с ним, потерпел поражение, бежал к найманам и погиб. Кереиты подпали под власть Чингисхана, и с этих пор их самостоятельное существование прекращается.
Часть кереитов, бежавших от войск Чингисхана вошла впоследствии в состав различных, главным образом тюркоязычных народов. Часть кереитов, попавших в состав монгол, вошла в состав современных монголоязычных народов. При этом некоторые кереитские принцессы стали женами монгольских хаанов, кроме того правящие династии некоторых монгольских групп (например торгоуд, торгоут, торгууд) напрямую возводятся к Ван-хану или его ближайшим родственникам [1].
2)Материальная культура, сохраняя традиционные формы, несла на себе печать новых экономических реалий. Это выражалось в применении новых материалов, приемов обработки сырья, проникновения в казахское прикладное искусство заимствований из культур других народов.
Образование. В Казахстане было несколько видов школ: мектебе, существовавшие практически в каждом ауле, джадидские школы (в основном в центральном, западном и северо-восточном Казахстане), русско-казахские и русско-туземные школы (при администрациях, находились в городах).
Следующая форма образовательных учреждений – кадетские корпуса, в которых учились и юноши из богатых казахских семей. Неплюевский кадетский корпус открылся в Оренбурге в 1825г., а Омский – в 1846 г.
Престижным было обучение детей в гимназиях, например в Омской, основанной в 1876 году. Здесь преподавались такие предметы, как русский язык с церковнославянским, латинский, греческий, французский, немецкий языки, математика, история, география, естественная история, физика, рисование, черчение.
Действовали в Казахстане училища и семинарии. Туркестанская учительская семинария - 1879, Оренбургская, Актюбинская, Верненская, Семипалатинская, Уральская – готовили педагогов, были также сельскохозяйственные и фельдшерские школы.
Ко второй половине XIX века относится развитие женского образования в Казахстане. Инициатором открытия первых женских школ и училищ стал выдающийся казахский педагог Ибрай Алтынсарин. Первое было открыто в Иргизе в 1887 году, позже – в Тургае, Актюбинске, Кустанае.
В конце XIX века начали издаваться первые периодические издания на казахском языке – газеты «Дала уалаяты» и «Туркестан уалаяты». Они были приложением к официальным ведомостям Омской и Туркестанской администрации, но, тем не менее, сыграли большую роль в развитии духовной культуры.
Развивалось устное народное творчество и музыкальное искусство. Наиболее яркими представителями этих видов искусства были Жанак, Ахан-сере, Суюнбай, Жамбыл, Сара, Асет, Биржан, Курмангазы, Даулеткерей, Таттимбет, Ыхлас, Мади, Жаяу Муса, Сармалай и другие.
Особое место в развитии казахской культуры второй половины XIX века занимают Шокан Валиханов, Ибрай Алтынсарин, Абай Кунанбаев.
Параллельно развивалось творчество до сих пор недостаточно изученных поэтов – Дулата Бабатаева, Шортанбая Канаева, Мурата Монкина и других. Они внесли значительный вклад в развитие казахской культуры 19 века, но подвергались критике за неприятие перемен, происходивших в Казахстане в результате российской колонизации.
Таким образом, вы видите, что казахская культура встала на новую ступень развития, оставив неизгладимый след в мировой истории и культуре.
3)Баж (фр.Bages) — муниципалитет во Франции в регионе Лангедок — Руссильон , департамент Од.
Население — 817 человек (2006), площадь департамента — 12,53 км². Плотность населения — 65,2 чел/км².
Муниципалитет расположен на расстоянии[1] около 640 км к югу Парижа, 90 км юго-западнее Монпелье, 55 км восточнее Каркассонн.
Билет №10
Скотоводство
Основное занятие - экстенсивное кочевое и полукочевое скотоводство. Скотоводы, нуждаясь в пастбищах, вынуждены были совершать длительные переходы. Радиус кочевания был очень велик:
• Кыпчаки, обитавшие в Западном Казахстане, лето проводили в южных предгорьях Урала, а на зиму откочевывали в районы Аральского моря и в низовья Сырдарьи.
• О кочевых путях кыпчаков свидетельствует данные арабского географа Аль-Омари (XIV в.): «ханы кыпчаков проводят зиму в Сарае, летовища же их, как и не когда летовища царей Турана, находятся в области Уральских гор».
• Некоторые группы кимаков на зиму перекочевывали в степи между Уралом и Эмбой, а лето проводили в Прииртышье
• Часть огузов зимовала в низовьях Сырдарьи, а летовала в Прикаспийских степях.
В основном разводили лошадей, овец. Крупный рогатый скот и коз содержало в основном полуоседлое население, а верблюды были распространены в южных и западных районах края.
Основой имущественного неравенства была частная собственность - на скот. Знать сосредоточила в своих руках огромное количество скота, который было основным капиталом в степи. Плененный арабами тюргешский каган Кюль-чор предлагал за себя выкуп в 1000 лошадей и 1000 верблюдов.
Важную роль в жизни кыпчаков играла лошадь, которая давала мясо, жир, кобылье молоко - кумыс и кожу, использовавшуюся в домашних промыслах. Лошадь являлось и основным средством передвижения. Кони использовались также на войне и охоте. Нередко она служила тягловой силой. Говоря словами Аль-Джахиза (X в.), «тюрок сидел на спине лошади больше, чем на поверхности земли» Кыпчаки же славились своими прекрасными, породистыми конями.
Охота. Население каганатов также занимались охотой. Охотились на
семиреченских тигров, барсов, лис, добывали выдру, горностая, куницу, сурка. В Прииртышье найдена бронзовая бляха, на
которой изображен шмакский всадник в короткополой одежде, поражающей копьем тигра. Пушнина у карлуков, огузов и кимаков была одним из предметов торговли с другими странами.
На территории Западно-тюркского каганата охотились на мускусных газелей - кабаргу. По сведению Аль-Бируни (XI в.) Истеми каган послал в дар персидскому шаху Хосрову I Ануширвану 4 тыс. манов мускуса (3328 кг). Мускус применялся как ценное ароматическое вещество в парфюмерии, кулинарии, для приготовления лекарств.
Рыболовство. Немалую роль в бассейнах рек Или, Чу, Таласа, на среднем течении Сырдарьи играла рыбная ловля, особенно для бедняков.
Земледелие
Тюркские племена занимались земледелием. В IX-X вв. часть тюркских племен переходит к оседлости, приобщается к городской культуре. Оседание было вызвано в основном:
1. сокращением поголовье скота у части населения;
2. сосредоточением у кочевой знати огромного количества скота, лучших пастбищ и источников воды.
Земледелие было распространено в основном по берегам рек Сырдарьи, Чу, Таласа, Или и предгорьях Алатау.
Земледелие было поливным. Крупные оросительные системы в Южном Казахстане: Алтынтобе, Куюруктобе, Пышакшытобе, Актобе, Весидж, Жетиасар, Калмакарык.
Самый крупный центр поливного земледелия X-XII вв. - Отрарский оазис.
В своих путевых заметках Сюань-Цзянь (VII в.) отмечал, что на территории Семиречья возделывают пшеницу, просо, виноград. Арабский историк Абу-Дулаф (X в.) свидетельствует, что карлуки и кимаки употребляли в пищу горох, бобы и ячмень.
В оседло-земледельческих районах развивалось садоводство, виноградарство, огородничество и бахчеводство. Посол Рубрук писал, сообщая о Семиречье: «Я видел там лозы и дважды пил там вино».
Ремесло
Развитие ремесла связано с запросом городского населения и кочевого мира. Ведущие отрасли ремесла - гончарное дело, кузнечное дело, ювелирное дело, ткачество, ковроткачество, стеклоделие, резьба по кости, обработка по камню и дереву.
Высокого уровня достигло гончарное дело -изготовление керамической посуды, кухонной керамики, светильников.
Древние тюрки появились на исторической арене как искусные металлургии. Археологическими разведками обнаружены памятники металлургии VI-IX вв. Из высококачественного железа они изготовляли однолезвийные ножи, тесла-топора, стремена, удила, наконечники копий и стрел, сабли с малым изгибом и массовым клинком, котлы. Развитие металлургии позволило тюркским каганам перевооружить свою армию и создать отборные, ударные части из латной кавалерии.
Изкостей и рог в основном делались амулеты, рукоятки для ножей, заколки, булавки, пуговицы, игральные фишки.
Камень шел на изготовление распространенных в быту - зернотерок, жерновов, пестов и ступок.
Торговля
Раннесредневековые государства имели торговые связи с Византией, Ираном, Средней Азией, Кавказом, Алтаем, Восточным Туркестаном и Сибирью. В 568 г. Истеми каган направил два посольства в Иран для налаживания торговли.
Большую роль в торговле и культурном воздействии Запада на Китай играли согдийцы.
На важнейших караванных путях стояли караван-сараи, местом торговли и наиболее оживленной точкой в городе был базар.
Торговля развивалось в 3 направлениях:
1. Торговля между странами;
2. Торговля между городами и округами;
3. Торговля между городами и кочевой степью.
Большая роль в торговле прнадлежала городам, занимавшим узловое положение на караванных путях - Тар азу, Отрару, Сыгнаку, Койлыку. \
Обменная торговля с кочевникам осуществлялось на ярмарках, которые^ собирались в больших городах Испиджабе, Отраре и Дех-Нуджикесе.
Важным торговым центром был Тараз, о котором в источниках говорится как о «городе купцов». Крупным торговым городом Чуйской долины являлся Суяб, о котором сообщается, что «в нем смешанно живут торговцы из разных стран, а половину жителей города составляют купцы».
Денежное обращение
Торговля требовало развитого денежного обращения. В VI-VIII вв. представители влиятельных родов уже чеканили монету со своими тамгами.
В начале VII в. известны монетные выпуски тюргешских каганов. По сведению английского тюрколога Клоусона, первые тюргешские монеты чеканились в тАкбешиме (Суябе).
О наличии денежной торговли говорят находки монет, отчеканенных в городах Отрар, Суябе, Таразе - это монеты кангаров, тюргешей, тухусов. Для периода IX-XII вв. характерен рост товарно-денежных отношений, которые вытесняли товарный обмен. В крупных городах Казахстана - Испиджабе, Отраре, Будухкете и Таразе функционировали монетные дворы.
В IX-X вв. в обиходе жителей Казахстана находились монеты государства Саманидов -золотые динары, серебряные дирхемы и медные фельсы. Золотые динары, выполнявшие функции международной валюты, при караханидах стали средствами обращения.
В начале XI в. в обращении были высокопробные серебряные дирхемы, но уже с начала второго десятилетия XI в. известны монеты, в которых содержание меди доходит до 35%. Чеканка серебряных монет продолжалось до последней четверти XI в. Примерно с середины XI в часть монетных дворов Караханидского ханства выпускали дирхемы из меди и свинца. В XI-XII вв. дирхемы стали чеканить из меди, лишь сверху покрывая слоем серебра. Причина этого явления, называемого «серебряным кризисом», заключалась прежде всего в изменениях запасов серебра в Средней Азии.
2) В начале XX в. территория Казахстана находилась в составе различных административных центров Российской империи: Степного (Омск, Оренбург), Туркестанского, Астраханского генерал-губернаторств и Закаспийской области (территория расселения адаевцев была передана в 1872 г., после восстания). Ведущей тенденцией социально-экономического развития является все более интенсивное проникновение капиталистических отношений: патриархальные черты общества прикрывают суть капиталистической эксплуатации: «патриархально- родовые отношения при известных условиях проявляют необычайную способность приспосабливаться с своему антиподу, происходит нечто вроде капитализации родовых отношений» (В.Г.Соколовский). Социальные процессы в Казахстане не доросли до серьезных противоречий.
Начало проникновения банковского капитала в Казахстан и создание на его территории кредитной сети относится к концу XIX в. В это время стали распространяться новые формы кредита. Стал развиваться и капиталистический кредит. К началу Первой мировой войны на территории Казахстана, не считая казначейств, осуществлявших простейшие банковские операции, а также 345 кредитных и судо-сберегательных товариществ, действовало 44 банковских учреждения.
Основным банком на территории Казахстана в конце XIX начале XX в. был Государственный.
Филиалы Государственного банка в Казахстане предоставляли основную массу кредитов местной и российской торговой буржуазии. По сумме кредитов на первом месте стояла торговля скотом и мясом, на втором - хлебом, на третьем - «смешанными» товарами (мануфактура - рыба | скот, мануфактуращ рыба - хлеб и другие комбинации товаров).
В годы предвоенного промышленного подъема (1909-1913 гг.) наряду с филиалами Государственного и акционерных - коммерческих банков кредитование торговых и промышленных предприятий осуществляли местные кредитные учреждения - общества взаимного кредита и городские общественные банки. Представляя собой как бы среднее звено в кредитной системе, они обслуживали преимущественно среднюю и мелкую буржуазию.
Среди городских общественных банков Казахстана самыми крупными были Петропавловский, Семипалатинский и Вернинский.
По мере проникновения капиталистических отношений в деревню и аул здесь для мелких товаропроизводителей и сельской буржуазии создавались различные типы учреждений мелкого кредита, главным образом, в форме кредитных кооперативов, поскольку им банковский кредит был малодоступен.
В, начале XX в. значительное развитие на территории Казахстана получили сберегательные кассы.
Образование кредитно-банковской сети на территории Казахстана как части общероссийской кредитной системы и расширение кредитных операций не уничтожило ростовщичество, а только в известной степени ограничило его былое монопольное положение. Капиталистический банковский кредит не достиг ещё такого уровня, чтобы вытеснить разнообразные формы ростовщического кредита и существенным образом повлиять на величину ростовщического процента. Более того, торгово- промышленная буржуазия и кулацко-зажиточная верхушка учреждений мелкого кредита нередко использовали полученные в банках кредиты для ростовщических операций. Характерной особенностью кредитной сети, всех ей звеньев в Казахстане было теснейшее взаимодействие и переплетение капиталистического банковского кредита с различными архаическими формами кредита ростовщического.
Процесс развития кредита и кредитных учреждений в экономике дореволюционного Казахстана был внутренне противоречив. Диалектика этого противоречия состояла в том, что с одной стороны, смыкание банковского капитала с торгово - ростовщическим вело к консервации докапиталистических форм, с другой т к их разложению и распространению капиталистических форм эксплуатации.
Благодаря значительному развитию земледелия, промышленности, городов и переселенческого движения в Казахстане, социальная структура весьма усложнилась. Как предвестники новых социальных отношений появилась торгово- ростовщическая буржуазия, увеличилось численность работающих в различных отраслях горной промышленности, большое количество людей было занято промыслами. Образ жизни характеризуется переходными чертами, в основе которой лежит комплексная хозяйственная деятельность. Нет четко сформировавшихся социальных стартов. Значительным общественным событием XX века стал Манифест от 17 октября 1905г. На многочисленных митингах казахов поднимались вопросы национального характера: прекращения переселения крестьян, передачи земель в собственность казахов, открытия школ, свободы вероисповедания (особенно религиозные и земельные темы). Русская переселенческая деревня осталась безучастной к волнениям, охватившим различные регионы Казахстана.
3)Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) — самопровозглашённый орган в СССР, состоявший из ряда представителей руководства ЦК КПСС и правительства СССР, осуществивший 18—21 августа 1991 года «августовский путч» — попытку насильственного отстранения М. С. Горбачёва с поста Президента СССР, смены проводимого им курса и срыва намеченного на 20 августа1991 года подписания «Договора о Союзе Суверенных Государств». Действия ГКЧП были квалифицированы Президентом[2] и Верховным Советом СССР[3] как государственный переворот. После провала попытки переворота 21 августа1991 года все члены ГКЧП были арестованы, за исключением покончившего с собой министра внутренних дел СССРБориса Пуго.
Тоталитари́зм (от лат. totalis — весь, целый, полный; лат. totalitas — цельность, полнота[3][4]) — политический режим, стремящийся к полному (тотальному) контролю государства над всеми аспектами жизни общества. В сравнительной политологии под тоталитарной моделью понимается теория о том, что фашизм[5], сталинизм и, возможно, ряд других систем являлись разновидностями одной системы — тоталитаризма[6][7][8][9].
Тоталитаризм с точки зрения политологии — форма отношения общества и власти, при которой политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество, образуя с ним единое целое, полностью контролируя все аспекты жизни человека. Проявления оппозиции в любой форме жестоко и беспощадно подавляются или пресекаются государством. Также важной особенностью тоталитаризма является создание иллюзии полного одобрения народом действий этой власти.
По уставу «Область Сибирских киргизов» разделялась на внешние и внутренние округа. Во внешние округа, вошли казахи, кочевавшие на левобережье Иртыша. С 1822 г. по 1838 г. было образовано 7 округов - Каркаралинский, Кокчетавский, Аягузский, Акмолинский, Баян-Аульский, Сарысуский и Кокпетинский. Во главе округов стояли окружные приказы - «диван», где сосредотачивались администрация, полиция, суд. Приказы возглавляли ага-султаны, при нем работали 4 заседателя: 2 русских чиновника, назначенные губернатором, и 2 казаха, выбираемых на 2 года почетными биями-старшинами. Старший султан избирался по положениям Устава на собрании султанов на 3 года. Ему присваивалось на время службы звание майора. После 3 выборов, успешно их выдержавшие могли претендовать на диплом дворянина. В округ входило от 15 до 20 волостей. Во главе стояли султаны, правда за неимением их во многих родах на эту должность выбирали представителей черной кости. По своему положению они приравнивались к чиновникам 12 класса, их власть была исполнительного характера: выполнение приказов, постановлений «дивана» и исполнение судебных приговоров. Каждая волость состояла из 10-12 аулов. Аульные старшины избирались каждые три года й утверждались окружным приказом. Каждый из таких административных аулов объединял от 50 до 70 юрт-шаныраков.