Го января 23 г. записано л. ф. 8 страница
17 мая при обсуждении на Генуэзской конференции проекта пакта о ненападении Г. В. Чичерин заявил, что, если «пакт о ненападении будет покоиться на принципе уважения территориального статус-кво, это уважение не должно рассматриваться как равнозначащее признанию этого статус-кво... Уважение статус-кво между Украиной и Румынией, например, отнюдь не равносильно для России признанию нынешнего территориального статус-кво Румынии и, в частности, признанию теперешней оккупации Бессарабии Румынией» («Документы внешней политики СССР», т. V, М., 1961, стр. 401). —187.
548 ПРИМЕЧАНИЯ
126 Настоящий документ написан в связи с обсуждением вопроса о монополии внешней торговли, происходившим в руководящих кругах партии в конце 1921 ив течение всего 1922 года.
Монополия внешней торговли, установленная декретом СНК от 22 апреля 1918 года, неоднократно подтверждалась постановлениями Советского правительства. Переход к новой экономической политике и расширение торговых связей с заграницей вызвали необходимость дополнений к законодательству о внешней торговле. В подготовленных по поручению В. И. Ленина заместителем наркома внешней торговли А. М. Лежавой «Тезисах о внешней торговле» подчеркивалась необходимость укрепления монополии внешней торговли и определялись условия экспорта и импорта товаров в новых условиях. Тезисы были одобрены Лениным и 4 января 1922 года приняты Высшей экономической комиссией Совнаркома. Против сохранения монополии внешней торговли выступили Г. Я. Сокольников, Н. И. Бухарин, Г. Л. Пятаков. Сокольников предложил отменить монополию внешней торговли, заменив ее режимом торговых концессий. За ослабление монополии внешней торговли высказывались И. В. Сталин, Г. Е. Зиновьев, Л. Б. Каменев. Политбюро ЦК РКП(б) 4 марта 1922 года приняло с некоторыми поправками «Тезисы о внешней торговле». В окончательном виде тезисы были утверждены 10 марта. На их основе Президиум ВЦИК 13 марта 1922 года принял постановление «О внешней торговле» (опубликовано в «Известиях ВЦИК» № 60, 15 марта 1922 года).
Несмотря на решения Политбюро, Сокольников продолжал настаивать на своей точке зрения и выдвинул план разрешить трестам, кооперативам и др. закупку продовольствия за границей; заместитель наркома внешней торговли М. И. Фрумкин также выступил за ослабление монополии внешней торговли, предлагая оставить в руках государства на основе твердой монополии лишь оптовую торговлю 4—5 видами товаров.
15 мая, получив от полпреда РСФСР в Германии Η. Η. Крестинского документы, свидетельствующие об отрицательном влиянии внутрипартийной борьбы по вопросу о монополии внешней торговли на деловые переговоры с иностранными капиталистами, Ленин написал публикуемый проект постановления, а также письмо И. В. Сталину и М. И. Фрумкину, в котором указал, что «надо формально запретить все разговоры и переговоры и комиссии и т. п. об ослаблении монополии внешней торговли» (Ленинский сборник XXXVI, 1959, стр. 484). На письме Ленина Сталин написал: «Против «формального запрещения» шагов в сторону ослабления монополии внешней торговли на данной стадии не возражаю. Думаю все же, что ослабление становится неизбежным» (В. И. Ленин. Биография, М., 1963, стр. 600—601).
ПРИМЕЧАНИЯ 549
Проект постановления, предложенный Лениным, был 22 мая утвержден Политбюро. См. также настоящий том, стр. 333—337, 338—339. — 188.
127 Публикуемые документы были написаны В. И. Лениным в связи с разработкой Народным комиссариатом юстиции Уголовного кодекса РСФСР и обсуждением его на III сессии ВЦИК IX созыва, происходившей 12—26 мая 1922 года. Дополнения и первое письмо написаны Лениным на проекте «Вводного закона к Уголовному кодексу РСФСР», присланного ему народным комиссаром юстиции Д. И. Курским. После личной беседы с Курским по этому вопросу Ленин написал второе письмо с наброском дополнительного параграфа Уголовного кодекса. Предложения Ленина были учтены при дальнейшей разработке раздела Уголовного кодекса «О контрреволюционных преступлениях».
Уголовный кодекс РСФСР был утвержден III сессией ВЦИК и 1 июня 1922 года введен в действие (см. «Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства», М., 1922, № 15, 1 июня, ст. 153, стр. 202— 239). — 189.
12817 мая 1922 года III сессия ВЦИК IX созыва, обсудив вопрос о Генуэзской конференции, приняла постановление, основой которого явился ленинский проект (см. III сессия ВЦИК IX созыва. Бюллетень № 5, 19 мая 1922 г., стр. 15—17). — 193.
129 Придавая большое значение развитию радио — «газете без бумаги и «без расстояний»», В. И. Ленин уже в самом начале работы Нижегородской радиолаборатории, в феврале 1920 года, писал ее руководителю М. А. Бонч-Бруевичу: «Всяческое и всемерное содействие обещаю Вам оказывать этой и подобной работам» (Сочинения, 4 изд., том 35, стр. 372). 17 марта Ленин подписал постановление СТО, в котором говорилось: «1. Поручить Нижегородской радио лаборатории Наркомпочтеля изготовить в самом срочном порядке, не позднее двух с половиной месяцев, Центральную радиотелефонную станцию с радиусом действия 2000 верст. 2. Местом установки назначить Москву и к подготовительным работам приступить немедленно» («Воспоминания о В. И. Ленине», ч. 2, М., 1957, стр. 589—590).
27 января 1921 года Ленин подписал декрет о радиотелефонном строительстве, в котором намечалась широкая программа этого строительства и подчеркивалась его государственная важность и исключительная срочность. Изготовление радиотелефонных передатчиков и приемников было снова поручено Нижегородской радиолаборатории.
Особенное внимание Ленин уделял сооружению радиотелефонной станции в Москве. Он поручил управляющему
550 ПРИМЕЧАНИЯ
делами СНК и СТО Н. П. Горбунову специально проследить за этим делом и докладывать ему о ходе работы.
13 мая 1922 года, за несколько месяцев до пуска радиотелефонной станции, Ленин разговаривал по телефону с инженером В. А. Павловым, чтобы получить дополнительные разъяснения насчет стоимости станции, а позднее, 18 мая, попросил его выяснить у Бонч-Бруевича, какая сумма (в довоенных рублях) нужна была бы в итоге для хорошей постановки дела (см. Ленинский сборник XXXVI, 1959, стр. 482, 486—487).
Получив 19 мая сообщение Бонч-Бруевича, что для нормальной работы радиолаборатории необходим твердый бюджет, который может быть определен минимально в 7500 довоенных рублей в месяц (нормальным бюджетом, обеспечивающим дальнейшее развитие радиолаборатории, Бонч-Бруевич считал 20 тысяч довоенных рублей в месяц), Ленин внес в Политбюро ЦК РКП(б) предложение о дополнительных ассигнованиях для радиолаборатории из золотого фонда с тем, чтобы радиолаборатория максимально ускорила производство громкоговорящих аппаратов и радиоприемников. Предложение Ленина 22 мая было принято Политбюро.
В. И. Ленин высоко оценил деятельность Нижегородской радиолаборатории. 11 мая Ленин писал наркому почт и телеграфа В. С. Довгалевскому, что он считает необходимым поддержать ходатайство Нижегородского Совета перед ВЦИК о награждении Нижегородской радиолаборатории орденом Трудового Красного Знамени и о занесении профессоров Бонч-Бруевича и Вологдина на Доску почета (см. Ленинский сборник XXXV, 1945, стр. 348). 19 сентября 1922 года, после пуска Московской радиотелефонной станции, по постановлению ВЦИК Нижегородская радиолаборатория была награждена орденом Трудового Красного Знамени; в том же постановлении ВЦИК отметил деятельность научных руководителей лаборатории. —194.
130 Письмо «О двойном подчинении и законности» написано В. И. Лениным в связи с обсуждением проекта Положения об учреждении прокурорского надзора, внесенного Наркомюстом 13 мая 1922 года на III сессию ВЦИК IX созыва.
Проект подвергся на сессии резкой критике. Особенно острые прения вызвала пятая статья, по которой устанавливалось, что прокуроры на местах подчинены только прокурору республики, минуя исполкомы; назначение, увольнение, перемещение и отстранение прокуроров должно производиться также только прокурором республики. По докладу Н. В. Крыленко сессия большинством голосов приняла решение передать законопроект в качестве материала в специально избранную комиссию. Комиссия в большинстве своем вы-
ПРИМЕЧАНИЯ 551
сказалась за двойное подчинение прокуроров на местах — местным губисполкомам и центру (в лице прокурора республики). Такое же решение приняла и комиссия, созданная ЦК РКП(б) для руководства сессией ВЦИК. Принцип «двойного подчинения» отстаивали члены комиссии Л. Б. Каменев и А. И. Рыков. В. И. Ленин в публикуемом письме в Политбюро предложил отвергнуть этот принцип. 22 мая Политбюро большинством голосов приняло предложение Ленина и передало вопрос на рассмотрение коммунистической фракции сессии ВЦИК. В постановлении Политбюро говорилось: «Отвергнуть «двойное подчинение», установить подчинение местной прокурорской власти только центру в лице генерал-прокурора. Местные прокурорские власти назначаются генерал-прокурором под контролем Верхтриба, Наркомюста и Оргбюро ЦК. Сохранить за прокурорской властью право и обязанность опротестовывать все и всякие решения местных властей с точки зрения законности этих решений или постановлений без права приостанавливать таковые, а с исключительным правом передавать дело на решение суда».
Однако фракция выступила за «двойное подчинение». 24 мая Политбюро подтвердило свое решение от 22 мая, исключив из него слова: «а с исключительным правом передавать дело на решение суда», и постановило: «довести до сведения фракции сессии ВЦИК, что Политбюро считает необходимым проведение закона о прокуратуре в эту же сессию с тем, что опротестование фракции может быть перенесено на пленум ЦК и в случае изменения решения пленумом — на следующую сессию ВЦИК» (Центральный партийный архив Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС). Комиссия, избранная сессией, после длительного обсуждения приняла пятую статью в редакции Наркомюста, отвергающей «двойное подчинение». В таком виде «Положение о прокурорском надзоре» было утверждено сессией ВЦИК и, согласно декрету от 8 июля, было введено в действие с 1 августа 1922 года. — 197.
131 Письмо В. И. Ленина явилось ответом на запрос секретариата ЦК РКП(б), ставить ли на предстоящей III сессии ВЦИК IX созыва вопрос о сокращении численности Красной Армии. План сокращения численности Красной Армии разрабатывался Реввоенсоветом Республики в связи с поднятым советской делегацией на Генуэзской конференции вопросом о возможности всеобщего сокращения вооружений. В порядок дня сессии этот вопрос был внесен в предположительной, условной форме, в зависимости от результатов Генуэзской конференции. 24 мая 1922 года III сессия ВЦИК приняла постановление, в котором указывалось: «Генуэзская конференция, благодаря линии, защищавшейся нашей делегацией, дает основания надеяться на то, что серьезное
552 ПРИМЕЧАНИЯ
сокращение армии возможно». «Однако, — говорилось далее в постановлении, — Генуэзская конференция не дала разрешения даже самых неотложных вопросов из области взаимоотношений Советской республики и буржуазных государств, отложив разрешение основных вопросов до Гааги...» Ввиду этого вопрос о сокращении армии с повестки дня III сессии ВЦИК был снят. Сессия поручила правительству и Народному комиссариату по военным делам внести соответствующее предложение, когда определятся результаты Гаагской конференции (см. III сессия ВЦИК IX созыва. Бюллетень № 10, 26 мая 1922 г., стр. 18—19). — 202.
132Политбюро ЦК РКП(б), обсудив на заседании 26 мая 1922 года предложение В. И. Ленина, постановило передать его как материал в комиссию, созданную ЦК для руководства работой III сессии ВЦИК IX созыва. — 203.
133 Первый съезд трудящихся женщин Закавказья открылся 26 мая 1922 года в Баку. На съезде были за
слушаны следующие доклады: развитие женского движения в Советской России и во всем мире и за
дачи международного женского секретариата; труженица Закавказья и III Интернационал; о текущем
моменте и др. 30 мая съезд закончил свою работу.
Приветствие «Первому съезду трудящихся женщин Закавказья» написано в ответ на полученное В. И. Лениным сообщение от имени тружениц Грузии, Армении и Азербайджана о том, что он избран ими делегатом на съезд трудящихся женщин Закавказья.
Приветствие было зачитано на первом заседании съезда. — 204.
134 Имеются в виду переговоры о предоставлении концессии на разработку и добычу полезных ископае
мых английскому промышленнику и финансисту Л. Уркарту, бывшему до Октябрьской революции
председателем Русско-Азиатского объединенного общества и владельцем крупных горных предпри
ятий в России (Кыштым, Риддер, Таналык, Экибастуз).
Переговоры между народным комиссаром внешней торговли Л. Б. Красиным и Л. Уркартом начались в Лондоне в середине июня 1921 года. С августа по сентябрь 1921 года переговоры происходили в Москве. Советское правительство было готово предоставить на определенных условиях Уркарту концессию на предприятия, которыми он владел до Октябрьской революции. Ленин наметил основные условия концессии и внимательно следил за ходом переговоров (см. Ленинские сборники: XX, стр. 188; XXIII, стр. 63—69; XXXV, стр. 219—220, 221—222, 223; XXXVI, стр. 261 — 262, 311—312). В ходе переговоров был выработан проект концессионного договора. Однако в октябре 1921 года
ПРИМЕЧАНИЯ 553
Уркарт прервал переговоры и включился в антисоветскую кампанию, рассчитывая при помощи давления и шантажа получить от Советского правительства серьезные уступки.
По предложению Ленина ЦК РКП(б) создал комиссию под председательством И. К. Михайлова по обследованию намечавшихся к сдаче в концессию Уркарту предприятий. Комиссия пришла к выводу, что в разрушении указанных предприятий виноваты иностранцы, и высказалась против предоставления концессии Уркарту.
Публикуемые предложения в Политбюро ЦК РКП(б) В. И. Ленин написал, получив докладную записку комиссии Михайлова. Ленин указал в них, что концессия может быть дана Уркарту лишь при условии предоставления им Советскому государству большого займа.
Переговоры с Уркартом возобновились в 1922 году.
9 сентября 1922 года Красин подписал предварительный концессионный договор с Уркартом. Согласно договору, Уркарту предоставлялись в качестве концессии бывшие предприятия Русско-Азиатского объединенного общества на Урале и в Сибири (в районах Кыштыма, Таналыка, Риддера и Экибастуза) сроком на 99 лет (с правом Советского правительства по истечении 40 лет со дня подписания договора досрочно выкупить все концессионные предприятия).
По условиям договора, подписанного Красиным, советская сторона должна была оказать концессионеру материальное содействие для целей восстановления его оборотного капитала и самих предприятий в размере, который определялся по выяснении ущерба, понесенного концессионером в принадлежавших ему предприятиях в силу распоряжений, исходивших от Советского правительства. Однако оговаривалось, что общая сумма такого содействия «не будет превышать 20 млн. зол. руб.». В счет означенной суммы советская сторона соглашалась выдать концессионеру 150 тыс. ф. ст. в течение двух месяцев после окончательного утверждения договора. Остальная часть суммы выплачивалась концессионеру обязательствами 10 000-рублевого достоинства на предъявителя сроком на 15 лет, считая со дня утверждения договора. Через 3 года по подписании договора должно было начаться начисление концессионеру процентов по этим обязательствам из расчета 3% годовых. Концессионеру предоставлялось на территории концессии исключительное право использования лесных и ископаемых богатств, а также право продажи на определенных условиях добываемого сырья и производимых продуктов на внутреннем рынке (в РСФСР) или за границей. Концессионные предприятия освобождались от уплаты местных налогов и сборов, но подлежали обложению общими государственными налогами и сборами, установленными советским законодательством для предприятий государственной промышленности. Концессионер обязывался обеспечивать установленную для
554 ПРИМЕЧАНИЯ
него минимальную норму выплавки металлов и непрерывно повышать производство в гарантированных размерах, периодически отчитываясь об этом перед Советским правительством. В виде платы за предоставление концессии он обязывался ежегодно отчислять правительству РСФСР деньгами (в английской валюте) или натурой, по усмотрению Советского правительства: 6% от количества добываемых концессионером металлов и всякого рода ископаемых, идущих непосредственно в продажу; 6% от количества добываемых угля, торфа или сырья; 4% наличными деньгами от себестоимости остальных продуктов производства — «вырабатываемых материалов, фабрикатов, изделий и т. п.». Советскому правительству предоставлялось право покупки у концессионера «до 50% вырабатываемых им металлов и продуктов, добываемых ископаемых и прочих производимых им товаров». По истечении срока концессии все предприятия концессионера подлежали безвозмездной передаче Советскому правительству.
Договор подлежал утверждению Советом Народных Комиссаров в месячный срок после подписания.
Ознакомившись с договором, подписанным Красиным, Ленин расценил его как явно невыгодный для Советского государства и высказался против его утверждения (см. настоящий том, стр. 208). Вопрос о договоре с Л. Уркартом обсуждался на заседаниях Политбюро ЦК РКП(б) 14, 21, 28 сентября и на пленуме ЦК РКП(б) 5 октября 1922 года. Пленум ЦК принял постановление, в одном из пунктов которого говорилось: «I. а) Договор с Уркартом отклонить. Мотивом отклонения, между прочим, служит неустойчивость торгового договора с Англией, который может быть отменен Англией односторонним актом и в любой момент. Основным же мотивом является недопустимость для Советской России подписать исключительную по объему и значению концессию ввиду враждебной политики Англии в данный момент в жизненном для России вопросе о Дарданеллах. Этот мотив исключительно должен быть указан в официальном постановлении СНК». 6 октября договор был отклонен Советом Народных Комиссаров (см. «Известия ВЦИК» № 226, 7 октября 1922 года).
Ленин считал необходимым еще раз тщательно проверить все условия концессии (см. настоящий том, стр. 216). Он, в частности, предлагал уменьшение территории концессии и понижение сумм, которые должен был получить Уркарт (см. настоящий том, стр. 235).
Вопрос о причинах отклонения Советским правительством соглашения с Уркартом, а также о возможности возобновления переговоров с ним был затронут Лениным в его интервью корреспонденту английских газет «Обсервер» и «Манчестер Гардиан» Фарбману 27 октября 1922 года (см. настоящий том, стр. 242—243) и корреспонденту газеты «Манчестер Гар-
ПРИМЕЧАНИЯ 555
диан» А. Рансому 5 ноября 1922 года (см. настоящий том, стр. 264). — 205.
135 Пятый Всероссийский съезд профессиональных союзов состоялся в Москве 17—22 сентября 1922 года. На съезде присутствовало 970 делегатов (775 с решающим голосом и 195 — с совещательным), представлявших более 5 миллионов организованных рабочих. Съезд избрал В. И. Ленина почетным членом президиума.
В порядке дня съезда стояли следующие вопросы: 1) отчет ВЦСПС и доклад Ревизионной комиссии, 2) доклад об итогах проведения новой союзной политики и очередные задачи профдвижения, 3) доклад ВСНХ о положении промышленности, 4) доклад Наркомтруда, 5) организационное строительство союзов, 6) регулирование заработной платы и коллективные договоры, 7) культурно-просветительная работа профсоюзов, 8) социальное страхование, 9) информационный доклад о работе профсоюзов в связи с голодом, 10) доклад Профинтерна, 11) выборы.
Перед съездом, в начале сентября, председатель президиума ВЦСПС М. П. Томский обратился к Ленину с просьбой послать письмо съезду. Ленин ответил согласием. «С большим удовольствием исполню Вашу просьбу, — писал Ленин Томскому 9 сентября. — Черкните, пожалуйста, есть ли у Вас особые темы, которых я должен коснуться в своем письме, или нет. Отстал я сильно, и не знаю, удобно ли будет ограничиться общим и простым приветствием, или надо побеседовать более или менее обстоятельно о какой-нибудь специальной теме. С горячим коммунистическим приветом всему президиуму. Ленин». Проект письма, написанный 13 сентября, Ленин направил И. В. Сталину со следующей запиской: «т. Сталин! Покажите, пожалуйста, т. Томскому этот проект письма (а также, если понадобится, Каменеву, Зиновьеву, Рыкову ит. д.) и верните мне, пожалуйста, переписанным на машине завтра же. Я пришлю к съезду 16-го или когда будет надо. Ленин». На записке, возвращенной Ленину, имеются пометки членов Политбюро о согласии с текстом письма, а также замечание Томского: «Хорошо бы, если бы несколько рельефнее о рабочих пару слов на тему, что крупная промышленность есть база социализма». По-видимому, в связи с этим замечанием Ленин сделал вставку в проект письма: «а ведь именно эта промышленность, так называемая «тяжелая индустрия», есть основная база социализма».
Письмо Ленина было оглашено на первом заседании съезда, вечером 17 сентября; при этом по поручению Ленина и от его имени Томский устно передал съезду и в его лице всем работникам, организованным в профессиональные союзы, горячий привет Владимира Ильича и пожелания
556 ПРИМЕЧАНИЯ
успеха. Съезд послал В. И. Ленину ответное приветствие, в котором говорилось: «От одной мысли, что Вы опять с нами, что мы опять увидим Вас за рулем — наша бодрость увеличивается, и вера в окончательную победу превращается в уверенность». «Мы приложим все усилия к тому, — говорилось далее в приветствии, — чтобы наша крупная промышленность была в ближайшие же годы восстановлена в размерах, далеко превышающих довоенные. Съезд от имени организованных рабочих дает Вам в этом торжественное обещание, которое будет свято исполнено». — 209.
13610 августа 1922 года Политбюро ЦК РКП(б) предложило Оргбюро создать комиссию, поручив ей подготовить к очередному пленуму Центрального Комитета партии вопрос о взаимоотношениях РСФСР и независимых национальных советских республик. В комиссию Оргбюро ЦК, образованную 11 августа, вошли И. В. Сталин, В. В. Куйбышев, Г. К. Орджоникидзе, X. Г. Раковский, Г. Я. Сокольников и представители национальных республик — С. А. Агамали-оглы (Азербайджан), А. Ф. Мясников (Армения), П. Г. Мдивани (Грузия), Г. И. Петровский (Украина), А. Г. Червяков (Белоруссия) и др.
Сталин разработал проект резолюции комиссии — «О взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками», который предусматривал вступление Украины, Белоруссии, Азербайджана, Грузии и Армении в Российскую федерацию на правах автономных республик. Проект Сталина был разослан для обсуждения в ЦК компартий советских национальных республик. Его поддержали Центральные комитеты компартий Азербайджана и Армении. ЦК КП Грузии выступил против проекта, приняв на заседании 15 сентября 1922 года большинством голосов следующее решение: «Предлагаемое на основании тезисов тов. Сталина объединение в форме автономизации независимых республик считать преждевременным. Объединение хозяйственных усилий и общей политики считаем необходимым, но с сохранением всех атрибутов независимости». ЦК КП Белоруссии в своем постановлении высказался за сохранение договорных отношений между независимыми республиками. ЦК КП Украины не обсуждал проекта.
Заседания комиссии состоялись 23 и 24 сентября 1922 года и происходили под председательством В. М. Молотова. Комиссия (при одном воздержавшемся — представитель Грузии) приняла за основу проект Сталина. Специальным пунктом комиссия отклонила резолюцию ЦК КП Грузии. При обсуждении проекта Сталина по пунктам последние большинством голосов были приняты с некоторыми изменениями и дополнениями, не меняющими существа проекта. В частности, пункт второй — о том, что постановления ВЦИК, СНК и СТО РСФСР обязательны для соответст-
ПРИМЕЧАНИЯ 557
вующих учреждений национальных республик, — был принят 8 голосами против 1 (Мдивани) при 1 воздержавшемся (Петровский).
Окончательный текст резолюции комиссии, которую разбирает В. И. Ленин в публикуемом письме членам Политбюро, следующий:
«1. Признать целесообразным заключение договора между советскими республиками Украины, Белоруссии, Азербайджана, Грузии, Армении и РСФСР о формальном вступлении первых в состав РСФСР, оставив вопрос о Бухаре, Хорезме и ДВР открытым и ограничившись принятием договоров с ними по таможенному делу, внешней торговле, иностранным и военным делам и прочее.
Примечание: Соответствующие изменения в конституциях упомянутых в п. 1-м республик и РСФСР произвести по проведении вопроса в советском порядке.
2. В соответствии с этим постановления ВЦИК РСФСР считать обязательными для центральных
учреждений упомянутых в п. 1-м республик, постановления же СНК и СТО РСФСР — для объединен
ных комиссариатов этих республик.
Примечание: В состав Президиума ВЦИК РСФСР вводятся представители этих республик.
3. Внешние дела (Индел, Внешторг), военные дела, пути сообщения (за исключением местного
транспорта) и Потель (Народный комиссариат почт и телеграфов. — Ред.) упомянутых в п. 1-м рес
публик слить с таковыми РСФСР с тем, чтобы у соответствующих наркоматов РСФСР имелись в рес
публиках свои уполномоченные с небольшим аппаратом.
Уполномоченные назначаются наркомами РСФСР по соглашению с ЦИКами республик. Считать целесообразным участие представителей заинтересованных республик в соответственных заграничных представительствах НКИД и НКВТ.
4. Наркоматы финансов, продовольствия, труда и народного хозяйства республик формально под
чинить директивам соответствующих наркоматов РСФСР.
5. Остальные наркоматы упомянутых в п. 1-м республик, как-то: юстиции, просвещения, внутрен
них дел, земледелия, рабоче-крестьянской инспекции, народного здравия и социального обеспечения
считать самостоятельными.
1-ое примечание: Органы борьбы с контрреволюцией в упомянутых выше республиках подчинить директивам ГПУ РСФСР.
2-ое примечание: Предоставить ЦИКам республик право амнистии только по гражданским делам.
6. Настоящее решение, если оно будет одобрено Цека РКП, не публикуется, а передается нацио
нальным Цека, как циркулярная директива, для его проведения в советском порядке через ЦИКи или
съезды Советов, упомянутых
558 ПРИМЕЧАНИЯ
выше республик до созыва Всероссийского съезда Советов, на котором декларируется оно, как пожелание этих республик» (Центральный партийный архив Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС).
Предложение Г. И. Петровского — разрешить обсуждение принятых комиссией решений в бюро губкомов партия республик — было отклонено 5 голосами против четырех (Петровский, Червяков, Агамали-оглы, Мдивани); после этого Петровский предложил занести в протокол комиссии, что ЦК КП Украины не обсуждал вопроса о взаимоотношениях с РСФСР.
25 сентября материалы комиссии (проект Сталина, резолюция и протоколы заседаний комиссии, а также резолюции Центральных комитетов компартий Грузии, Азербайджана и Армении) были направлены Ленину в Горки. Одновременно, не дожидаясь указаний Ленина и без рассмотрения этого вопроса в Политбюро, секретариат ЦК разослал резолюцию комиссии всем членам и кандидатам в члены ЦК РКП(б) к пленуму, назначенному на 5 октября.
Ознакомившись с материалами комиссии, Ленин написал публикуемое письмо членам Политбюро. На письме стоит дата — 27 сентября; видимо, это описка, ибо в «Книге регистрации писем, записок и поручений В. И. Ленина» отмечено, что письмо Ленина было отослано членам Политбюро 26 сентября; кроме того, беседа Ленина со Сталиным, о которой говорится в письме, имела место 26 сентября; из этого можно сделать вывод, что письмо было написано Лениным 26 сентября.
В письме членам Политбюро Ленин выступил против идеи Сталина об «автономизации» самостоятельных национальных советских республик и указал принципиально иной путь их объединения, предложив создать Союз Советских Социалистических Республик (см. также письмо В. И. Ленина «К вопросу о национальностях или об «автономизации»» — настоящий том, стр. 356—362).
Сталин совершенно неправильно отнесся к критике Ленина по его адресу и к предложению Ленина об объединении советских республик на основе равноправия и сохранения их суверенитета. В письме членам Политбюро от 27 сентября 1922 года Сталин, не уяснив интернационалистской сущности идеи создания СССР, расценил позицию Ленина как «национальный либерализм». Сталин возражал против образования наряду с ВЦИК РСФСР союзного Центрального Исполнительного Комитета и предлагал преобразовать его в федеральный ЦИК. Но понимая, что Центральный Комитет партии поддержит Ленина, Сталин не решился настаивать на своей точке зрения и переработал резолюцию комиссии Оргбюро ЦК в соответствии со всеми предложениями Ленина. Новый проект за подписями Сталина, Орджоникидзе, Мясникова и Молотова был разослан членам и кандидатам в члены
ПРИМЕЧАНИЯ 559
ЦК. Однако в вводной части к проекту умалчивалось, что он был переделан на основании принципиальных указаний Ленина, смазывалась коренная разница между проектом «автономизации» и ленинским проектом образования СССР, утверждалось, что новая резолюция представляет собой лишь «несколько измененную, более точную формулировку» резолюции комиссии Оргбюро ЦК, которая «в основе правильная и безусловно приемлемая».
Текст новой резолюции гласил: