Организационные – направлены на реализацию положений научной организации деятельности в целях безопасности.
14. Основными функциями системы безопасности являются:
выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;
создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;
управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;
осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;
участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией
15. Основными задачами Совета безопасности Российской Федерации являются:
определение жизненно важных интересов личности, общества и государства и выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности;
разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности Российской Федерации и организация подготовки федеральных программ ее обеспечения;
подготовка рекомендаций Президенту Российской Федерации для принятия решений по вопросам внутренней и внешней политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;
подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь существенные социально-политические, экономические, военные, экологические и иные последствия, и по организации их ликвидации;
подготовка предложений Президенту Российской Федерации о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения;
разработка предложений по координации деятельности органов исполнительной власти в процессе реализации принятых решений в области обеспечения безопасности и оценка их эффективности;
совершенствование системы обеспечения безопасности путем разработки предложений по реформированию существующих либо созданию новых органов, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства.
16. личную тайну;
тайну переписки;
телефонных и иных переговоров;
семейную тайну;
тайну голосования;
тайну усыновления;
тайну исповеди.
17. Информация ограниченного доступа, включающая государственную тайну
и конфиденциальную информацию, имеет особую важность для государства
и общества. В той или иной мере правовые институты тайн есть во всех развитых демократиях мира.
18. Документы по защите государственной тайны по функционально-целевому назначению подразделяются на следующие основные классы:
- нормативные правовые;
- организационно-распорядительные;
- нормативные;
- плановые;
- информационные.
19. Гри́ф секре́тности — свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемый на самом носителе и/или в сопроводительной документации на него.
20. Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:
1) о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их
официальных прогнозах и последствиях;
2) о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
3) о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;36
4) о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
5) о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах РФ;
6) о состоянии здоровья высших должностных лиц РФ;
7) о фактах нарушения законности органами государственной власти и их
должностными лицами.
21. Использование компьютеров и автоматизированных технологий приводит к появлению ряда проблем для руководства организацией. Компьютеры, часто объединенные в сети, могут предоставлять доступ к колоссальному количеству самых разнообразных данных. Поэтому люди беспокоятся о безопасности информации и наличии рисков, связанных с автоматизацией и предоставлением гораздо большего доступа к конфиденциальным, персональным или другим критическим данным. Электронные средства хранения даже более уязвимы, чем бумажны: размещаемые на них данные можно и уничтожить, и скопировать, и незаметно видоизменить.
22. Основными целями контроля и надзора являются:
- обеспечение выполнения единых правил и норм в организации работ по
защите государственной тайны;
- своевременное выявление предпосылок к утечке информации, составляющей государственную тайну.42
Основными задачами контроля и надзора являются:
- оценка полноты и качества выполнения органами, организациями и должностными лицами, осуществляющими деятельность в области защиты государственной тайны, возложенных на них обязанностей и функций;
- оценка целесообразности и обоснованности принимаемых управленческих решений и мер по защите государственной тайны с целью предупреждения возможных неблагоприятных последствий их выполнения;
- выявление нарушений установленных требований или норм по защите государственной тайны, установление их причин, подготовка в необходимых случаях материалов для привлечения виновных к ответственности;
- профилактика различных видов нарушений;
- выявление нерешенных проблем и противоречий в правовом, организационном, научно-техническом, информационном и других видах обеспечения
эффективной защиты государственной тайны.
23. Конфиденциальная информация – достаточно широкое понятие, поскольку к этой категории (за исключением сведений, относящихся к государственной тайне) относятся все виды информации ограниченного доступа, защищаемой законами.
24. Банковская тайна – защищаемые банками и иными кредитными организациями сведения о банковских операциях по счетам и сделкам в интересах клиентов. К основным объектам банковской тайны относятся: тайна банковско-
го счета, тайна операций по банковскому счету, тайна банковского вклада,
тайна частной жизни клиента.
25. Адвокатская тайна – сведения, сообщенные адвокату гражданином в связи
с оказанием ему юридической помощи.
Процессуальные тайны – тайна совещания судей, тайна совещания присяжных заседателей, данные предварительного следствия (дознания) -содержат в
себе признаки как служебной тайны, так и профессиональной.
Первые два вида направлены на обеспечение невмешательства в отправление правосудия и представляют из себя административно-правовой запрет на контакт с судьями в период их совещания по поводу вынесения приговора (вердикта, решения).
Тайна страхования – это разновидность служебной, а также коммерческой
тайны. Страховщик не вправе разглашать полученные им в результате своей
профессиональной деятельности сведения о застрахованном лице, о состоянии его здоровья, а также о его имущественном положении.
26. Документы, содержащие служебную информацию ограниченного распространения, должны иметь пометку «Для служебного пользования» (ДСП).
Содержащие служебную тайну документы:
- печатаются в специально выделенной комнате;
- учитываются, как правило, отдельно от несекретной документации;
- передаются работникам подразделений под расписку;
- пересылаются сторонним организациям фельдъегерской связью, заказными или ценными почтовыми отправлениями;
- размножаются только с письменного разрешения соответствующего руководителя;
- хранятся в надежно запираемых и опечатываемых шкафах.
27. сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях; сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства; служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (служебная тайна); сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т. д.); сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (коммерческая тайна); сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.
28. Законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;
документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом; документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии
экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;
документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.
29. В условиях рыночного хозяйствования коммерческая тайна защищает производителя от недобросовестной конкуренции, к которой относятся противоправные действия в виде скрытого использования торговой марки, подделки продукции конкурента, обманной рекламы, подкупа, шантажа и т. п.
30. Информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства) – сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.
31. Разглашение информации, составляющей коммерческую тайну – действие
или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в
том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.
32. Ознакомить под роспись работника, доступ которого к информации, составляющей коммерческую тайну, необходим для выполнения им своих трудовых обязанностей, с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты;
2) ознакомить под роспись работника с установленным работодателем перечнем сведений, составляющим коммерческую тайну, с режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за его нарушение;
3) создать работнику необходимые условия для соблюдения им установленного режима коммерческой тайны.