Киевская Русь. Иконопись, фреска, мозаика, книжная миниатюра.
XIV – XV вв. Расцвет иконописи в творчестве Феофана Грека, Андрея Рублёва («Троица»), Дионисия.
XVII в. Рождение светского жанра портретной живописи (парсуны).
XVIII в. Классицизм. А.М. Матвеев («Автопортрет с женой»). И.Н. Никитин («Портрет напольного гетмана»). Ф.С. Рокотов («Портрет Екатерины II», «Портрет А.П. Сумарокова»). Д.Г. Левицкий («Портрет П.А. Демидова»). В.Л. Боровиковский («Портрет М.И. Лопухиной»). А.П. Лосенко («Владимир и Рогнеда», «Прощание Гектора с Андромахой»). М. Шибанов («Крестьянский обед», «Празднество свадебного договора»). С.Ф. Щедрин (пейзажи Царского Села, Павловска, Петергофа). М.М. Иванов (баталист, штурмы Очакова и Измаила).
Первая половина XIX в. Отмирание классицизма и утверждение романтизма и реализма. Романтизм присущ портретам О.А. Кипренского, пейзажам С.Ф. Щедрина, А.Г. Венецианову, поэтизировавшему крестьянский быт. Элементы классицизма и романтизма переплелись в творчестве К.П. Брюллова («Последний день Помпеи»). Первым опытом реализма в живописи стали полотна П.А. Федотова («Свежий кавалер», «Сватовство майора», «Анкор, ещё анкор!»). Реализм присущ картинам А.А. Иванова («Явление Христа народу»).
Вторая половина XIX в. Жанризм. Портретный жанр особой глубины достиг в творчестве И.Н. Крамского («Неизвестная»), И.Е. Репина, В.Г. Перова и Н.Н. Ге. В историческом жанре лидировали В.М. Васнецов («Богатыри», «Витязь на распутье»), В.И. Суриков («Переход Суворова через Альпы», «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни»), Н.Н. Ге, в жанре бытовой живописи – В.Г. Перов («Тройка», «Сельский крестный ход на Пасхе»), Г.Г. Мясоедов, К.А. Савицкий. Великими пейзажистами были М.А. Айвазовский, И.И. Шишкин, А.К. Саврасов, А.И. Куинджи, В.Д. Поленов и И.И. Левитан. Евангельские темы развивали И.Н. Крамской, Н.Н. Ге и В.Д. Поленов. Война и жизнь народов Востока были темами картин В.В. Верещагина («На Шипке все спокойно», «Апофеоз войны»). Высочайших вершин в творчестве достиг И.Е. Репин («Бурлаки на Волге», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»).
Все значительные русские мастера этой эпохи в разное время входили в Товарищество передвижных художественных выставок, созданное в 1870 г. И.Н. Крамским при участии мецената П.М. Третьякова (отсюда обобщающее название этих художников – передвижники).
Музыка
XIX в. Основатель национальной музыкальной школы – М.И. Глинка, утвердивший в русской музыке принципы реализма и народности. Традиции продолжали композиторы «Могучей кучки»: М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин и Н.А. Римский-Корсаков (расцвет творчества пришелся на 60 – 70-е гг.). Центральная фигура музыкального Олимпа – П.И. Чайковский (симфонии, балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и др.).
Рубеж XIX – XX вв. Новая плеяда композиторов: А.К. Скрябин, С.В. Рахманинов, И.Ф. Стравинский.
1930-е годы. С.С. Прокофьев (балет «Ромео и Джульетта»), Д.Д. Шостакович, А.И. Хачатурян, И.О. Дунаевский (музыка к к/ф «Весёлые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Дети капитана Гранта»).
Скульптура
Первая половина XVIII в. Барокко. Б.К. Растрелли, основоположник русской монументальной скульптуры («Анна Иоанновна с арапчонком»).
Вторая половина XVIII в. Классицизм. Родоначальник русского скульптурного классицизма – М.И. Козловский (памятник А.В. Суворову, «Самсон, раздирающий пасть льву»). Э. Фальконе (памятник Петру I на Сенатской площади). Представитель реалистического направления – Ф.И. Шубин (скульптурные портреты Екатерины II, Павла I, М.В. Ломоносова).
XIX в. Отмирание классицизма и утверждение романтизма и реализма. И.П. Мартос (памятник К. Минину и Д. Пожарскому на Красной площади). П.К. Клодт (Аничков мост в Петербурге и др.). А.М. Опекушин (памятник А.С. Пушкину в Москве). О.М. Микешин (памятник «Тысячелетию России» в Новгороде).
В 30-е годы XX в. – возрождение роли и значения монументальной скульптуры. Социалистический реализм. В.И. Мухина («Рабочий и колхозница»).
Архитектура
Архитектурные памятники Древней Руси:
• «Золотые ворота» в Киеве (30-е гг. XI в.)
• Софийский собор в Киеве (1037 г.)
• Софийский собор в Новгороде (1045–1050 гг.)
• церковь Покрова на Нерли (1166 г.)
• Дмитриевский собор во Владимире (1194–1197 гг.)
• Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1230–1234 гг.)
Последняя треть XV в. Сильное влияние итальянского Ренессанса. По приглашению Ивана III работали итальянские мастера: Пьетро Антонио Солари (Московский Кремль, 1465–1495 гг.), Марко Руффо (Грановитая палата, 1467–1491 гг.), Аристотель Фиораванти (Успенский собор, 1475–1479 гг.), Бон Фрязин (храм-колокольня Иоанна Лествичника, 1505–1508 гг.), Алевиз Новый (Архангельский собор, 1505–1509 гг.).
Первая половина XVI в. Появление шатрового храма: церковь Вознесения в селе Коломенском (1530–1532 гг.), храм Василия Блаженного на Красной площади (Барма и Постник Яковлев, 1554–1561 гг.).
Вторая половина XVI в. Архитекторы: Фёдор Конь, Петрок Малый.
XVII в. Обмирщение архитектуры. Архитекторы: Б. Огурцов, А. Константинов, Т. Шатурин, Л. Ушаков.
Конец XVII в. Московское, или нарышкинское барокко – венец архитектурного обмирщения (церковь Покрова в Филях, зодчий Я. Бухвостов).
Первая половина XVIII в. Барокко. И.П. Зарудный (Меншикова башня). Д.А. Трезини (здание 12-ти коллегий, Александро-Невская лавра Петропавловской крепости, Летний дворец Петра I). М.Г. Земцов (Кунсткамера, Летний сад, дворцово-парковые ансамбли Петергофа). Ф.Б. Растрелли (Большой дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Красном селе, Смольный монастырь и Зимний дворец в Петербурге). Д.В. Ухтомский (колокольня в Троице-Сергиевой лавре).
Вторая половина XVIII в. Классицизм. В.И. Баженов (дом Пашкова в Москве, дворцово-парковый ансамбль в Царицыно под Москвой). М.Ф. Казаков (Голицынская больница, Московский университет, Сенат в Московском Кремле, здание Благородного собрания и Петровский дворец в Москве). И.Е. Старов (Таврический дворец в СПб.).
Первая треть XIX в. Ампир. А.Д. Захаров (здание Адмиралтейства в Петербурге). А.Н. Воронихин (Казанский собор в Петербурге). К.И. Росси (ансамбли Дворцовой и Сенатской площадей, Михайловский дворец).
Вторая треть XIX в. Эклектика. А. Монферран (Исаакиевский собор в Петербурге). К.А. Тон (храм Христа Спасителя в Москве).
Последняя треть XIX в. (пореформенный период). Ропетовский или псевдорусский стиль (разновидность эклектики). И.Н. Петров / псевдоним Ропет, основатель стиля («Терем» в Абрамцеве под Москвой). В.О. Шервуд (здание Исторического музея в Москве). Д.Н. Чичагов (здание Московской городской думы). А.Н. Померанцев (Верхние торговые ряды в Москве, ныне ГУМ).
Кино
1930-е годы. Создана собственная база кинематографии. Ведущая киностудия – «Мосфильм». Кинорежиссеры: С.М. Эйзенштейн («Броненосец Потёмкин», «Александр Невский»), М.И. Ромм («Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году»), С.А. Герасимов, братья Г.Н. и С.Д. Васильевы («Чапаев»), Г.В. Алексáндров (музыкальные кинокомедии). Кинокомедии «Весёлые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь» – о преимуществах социалистического строя. «Человек с ружьём», «Депутат Балтики» – об Октябрьской революции 1917 г. «Мы из Кронштадта», «Котовский», «Пархоменко», «Щорс», «Тринадцать» – о гражданской войне. «Семеро смелых», «Комсомольск» – о героических буднях тех лет.