Дальнейшие попытки урегулирования конфликта.
Желание стран Антанты урегулировать конфликт предпринимались с самого начала военных действий, и продолжались в течение всего конфликта.
Европейские державы так активно пытались найти компромиссное решение, возможно, чтобы предотвратить взрыв недовольства на Балканах. Такого мнения придерживается большинство историков[174]. Однако, еще в октябре-ноябре 1911г. были получены гарантии от обеих воюющих стран, о том, что конфликт не распространиться и никак не заденет Балканские государства, что им даются гарантии неприкосновенности их территорий, однако, само существование триполитанского вопроса ставило под сомнение силу власти османов, и движение на Балканах становится неизбежным. Новые восстания и недовольства приводят к кризису существующей политической системы в Турции[175].
Чувство напряженности в регионе продолжает оставаться. Между европейскими державами к тому же возрастает чувство усиления позиций России на международной арене, чего начинают опасаться. И уже к концу конфликта в Англии обсуждаются вопросы дальнейшего сотрудничества. Если Россия будет делать все, что она захочет на среднем и дальнем востоке, у нас будет мало возможности ей сопротивляться[176]. Тоже самое может случиться и с Францией, и тогда англичане окажутся в позиции изоляции, что принесет много трудностей для их будущей внешней политики.
Обстрел Дарданелл итальянцами было признано в международном сообществе как грубое нарушение нейтралитета проливов[177]. Что привело к необходимости собраться всем державам для обсуждения вопросов, связанных с дальнейшей политикой по отношению к конфликту, так как существует страх, что он может развиваться по неожиданному сценарию.
Турки заявляли уже в апреле 1912г., что готовы пойти на диалог с итальянцами, но последние выдвигали ряд требований[178], главное из которых было признать суверенитет территорий, на что никак не могли согласиться турецкие власти. Европейские страны обрушились шквалом нот на Италию с требованием пойти на уступки и разрешить ситуацию как можно скорее, но ничего не получилось. Итальянцы понимали, что у них есть возможность действовать согласно своим интересам, прислушиваясь к мнению держав, не нарушая ранее установленные договоренности, но все же действовать по своему желанию.
Движение на Балканах заставляло европейские государства искать пути окончательного разрешения конфликта. Европа активно выступает посредником в процессе заключения мирного договора[179].
Интересен документ посла Италии в Лондоне, который описывает сложившуюся ситуацию к сентябрю 1912г. в отношениях между Россией и Англией. А также их позицию по вопросу итало-турецкого конфликта, вопросов, связанных с Балканами[180]. В документе передан разговор посла с Сазоновым. В отношении Балкан они говорили прежде всего о предотвращении болгаро- турецкого конфликта, который набирает обороты, это было связано с желанием Болгарии отделиться от империи. Интересно, что о самих отношениях между двумя странами говорят как о странах, в отношениях которых всегда присутствует согласие.
После захвата Додеканесских островов сложилась такая ситуация, когда военные действия разворачивались в двух местах- это непосредственно сама Ливия и острова, которые пыталась отбивать у итальянцев Турция. Но основное внимание европейцев привлекали именно острова, так как здесь были интересы задеты непосредственно самих европейских государств.
Что касается территорий Северной Африки, то Джолитти говорил, что в отношении местных племен надо действовать по обстановке. Генерал Канева был назначен руководителем операции по продвижению вглубь страны. Однако, местные племена успешно продолжали вести партизанскую войну против итальянских захватчиков. Уже в янв. 1912г. лидер сенуситов в Киренаике Саид Ахмед эль-Шериф провозгласил джихад против захватчиков[181]. Основной упор теперь делался на то, чтобы продвигаясь вглубь попытаться завоевать местные племена, но не сил ни средств у итальянцев уже не оставалось, и силы были сосредоточены на другом районе боевых действий- это острова. Там же были и сосредоточены основные дипломатические усилия итальянцев. Именно там решалось дальнейшая судьба конфликта. Ощущение, что скоро свершиться подписания мира с Турцией[182], уже начинает витать.
Итальянцы понимали, что опасность конфликта, который они вели с Османской империей, заключается в том, что Балканы захотят отсоединиться от слабеющей Турции. И этот факт может повлиять на то, что европейские страны могут лишить Италию возможности продолжать более свою войны, они могут отвернуться от нее и встать на защиту османов. Поэтому с целью успокоения европейских государств, итальянцы направляют
8 октября 1912г. Черногория объявляет войну Турции, начинается первая балканская война. Чуть позже, 17 октября Сербия и Болгария объявят войну Турции, и начнется вторжение их войск в европейские провинции Турции.