Организация проектной деятельности младших школьников для развития рефлексивных способностей

На основе результатов анализа констатирующего эксперимента был разработан формирующий эксперимент.

Целью данного эксперимента является организация проектной деятельности младших школьников, направленных на формирование рефлексивных способностей. На данном этапе была организована проектная деятельность с учащимися, в которую были включены специальные задания, направленные на развитие рефлексивных способностей.

Данный эксперимент проводился с экспериментальной группой. На базе МБОУ СОШ № 3 г.Тольятти 3 "А" класса.

При работе над данным проектом предполагается прохождение следующих этапов.

І. Подготовительный этап

06.03.2012г. Занятие № 1.

Цель: составление замысла проекта.

Алина А., Лиза Б.,Данил Г.,Маша Д.,ДашаД.,Кристина Е.,Егор К.,Софья Л.,Кристина Л.,Кирилл М.,Даша М.,Геворг О.,Руслан П.,Настя Р.,Ксения С.,Настя С.,Дэнис Ф.,Оксана Ш., Юля К., Яна Г., Валя Б., Лёша К., Вика З., положительно приняли цель, поставленную перед ними, они с радостью и воодушевлением включились в обсуждение предстоящей работы, что необходимо создать собственную книгу. Они самостоятельно определили задания для каждого участника класса к следующему занятию над проектом. Алина А., Лиза Б.,Данил Г.,Маша Д.,ДашаД.,Кристина Е.,Егор К., взяли задания в свободное время найти интересные книги и изучить строение книг, их оформление, содержание, К.,Софья Л.,Кристина Л.,Кирилл М.,Даша М.,Геворг О.,Руслан П.,Настя Р. придумать название проекта, Р.,Ксения С.,Настя С.,Дэнис Ф.,Оксана Ш., Юля К., Яна Г., Валя Б., Лёша К., взяли задание найти интересные иллюстрации подумать о предстающем оформлении проекта. Дети с полной серьезностью и ответственностью отнеслись к работе.

II этап. Планирование.

07.03.2012г. Занятие № 2.

Цель: составление замысла проекта, обсуждение наработок детей, распределение индивидуальных исследовательских заданий между участниками класса, определение ролей.

На данном занятии К.,Софья Л.,Кристина Л.,Кирилл М.,Даша М.,Геворг О.,Руслан П.,Настя Р. были более активны в обсуждении выбора названия проекта, плана работы над ним, спорили, эмоционально высказывали протест, доказывали свою точку зрения, и в ходе этой живой дискуссии было решено назвать проект "Пасхальные сказка", т. е. создать книгу, в которую войдёт сказка, посвященные предстоящему празднику пасхи, сочиненные самими детьми. Оформлением книги было предложено заняться Ксения С.,Настя С.,Дэнис Ф.,Оксана Ш., Юля К., Яна Г., Валя Б., Лёша К..Ребята нашли интересные иллюстрации и картинки сказочных героев. Алина А., Лиза Б.,Данил Г.,Маша Д.,ДашаД.,Кристина Е.,Егор К. пришли к выводу, что каждый из них к определенному сроку должен выполнить самостоятельное исследование по проблеме, написать сказку.

В процессе данного занятия были использованы различные приемы, направленные на развитие рефлексивных способностей: дети были поставлены в проблемную ситуацию, которая направила их на осознание недостатка собственных теоретических знаний, на поиск путей решения данной проблемы. Все это позволило включить, как в ход занятия, так в его итог активное обсуждение проблемы, ходов ее решения. Хорошим показателем является неожиданно вспыхнувший спор, который поставил детей в активную рефлексивную позицию.

III этап. Исследование.

08.03.2012г. Занятие № 3

Цель: проведение исследования детьми по индивидуальным исследовательским и творческим задачам.

Алина А., Лиза Б.,Данил Г.,Маша Д.,ДашаД.,Кристина Е.,Егор К.,Софья Л.,Кристина Л.,Кирилл М.,Даша М.,Геворг О.,Руслан П.,Настя Р.,Ксения С.,Настя С.,Дэнис Ф.,Оксана Ш., Юля К., Яна Г., Валя Б., Лёша К., Вика З., находили самостоятельно информацию из разных источников, отбирали наиболее важную, обсуждали ее с классом и с родителями, затем, опираясь на найденный материал, писали собственную сказку, посвященные празднику пасхи. На этом же этапе происходило первичное оформление сказки.

В течение нескольких занятий были проведены новые упражнения, направленные на развитие рефлексивных способностей. Большую трудность вызвало упражнение "Протокол наблюдений". Наблюдение вел Лёша К. по желанию. Трудность заключалась в том, что Лёше К. было сложно сосредоточиться на работе и высказываниях всех ребят группы, правильно словесно оформить и донести до остальных свои наблюдения. Некоторые выводы были ошибочными и вызвали протест со стороны других ребят. Все это вновь послужило средством для активизации ребят, становлении их активной рефлексивной позиции. Валя Б. и Вика З.высказывали свою точку зрения, доказывали свое мнение.

На данном этапе было собрано достаточное количество теоретического материала, выполнена часть работы по достижению цели проекта. На этом этапе детям помогали родители.

IV этап. Предзащита.

09.03.2012г. Занятие № 4.

Цель: представление наработанного материала, его совместное обсуждение и оформление.

На данном занятии была проведена беседа по вопросам:

-Что нового ты узнал, работая над проектом?

Оксана Ш.,ответила на этот вопрос так, что прежде, чем писать сказку, нужно придумать сюжет сказки, а для Вики З., что главное в написании сказки, действующие лица.

-Какие уже имеющиеся у тебя знания, понадобились тебе при работе?

Валя Б., ответила, что владение интернетом помогло при написании сказки.

-Где во время работы над проектом ты чувствовал себя успешным, и у тебя все получалось хорошо?

Кристина К,ответила, что при работе над проектом при поддержке родителей я чувствовала себя более успешной и чувствовала себя уверенно.

-О чем ты думал во время работы?

Даша М.,считала,что сказка должна быть интересной и конец сказки был радостным.

Даша Д.,ответила,так,что иллюстрации сказки должны быть красочными.

Данил Г.,сказал, что действующие лица сказки, должны быть и добрые и злые.

-Что тебе понравилось при работе больше всего?

Кузнецов Е,ответил,что работать все вместе с классом очень интересно,выполнять обязанности,задания.

На данном занятии Алина А., Лиза Б.,Данил Г.,Маша Д.,ДашаД.,Кристина Е.,Егор К.,Софья Л.,Кристина Л.,Кирилл М.,Даша М.,Геворг О.,Руслан П.,Настя Р.,Ксения С.,Настя С.,Дэнис Ф.,Оксана Ш., Юля К., Яна Г., Валя Б., Лёша К., Вика З., представили наработанный материал в ходе индивидуального исследования - свою сказку, самостоятельно сделанные иллюстрации. Затем в ходе совместного обсуждения была выбрана форма и способы оформления книги, распределены индивидуальные задания по оформлению частей книги. В данное занятие были включены знакомые ребятам приемы, направленные на развитие рефлексивных способностей.

По результатам проведенного занятия можно сделать вывод, что Дима Ш. и Юля К. стали активнее и общительнее. Они стали проявлять все больший интерес к результатам совместной работы, стали внимательнее друг к другу, стараются оказать помощь, быть полезными. Некоторые дети выполнили больше работы, чем требовалось (написали несколько сказок вместо одной), что говорит о повышении активности ребят, их заинтересованности работой над проектом. Результаты рефлексивных упражнений, которые в начале работы вызывали наибольшие трудности у ребят, показали, что Алина А. и Вика З. стали успешнее в проведении рефлексии, стали требовательнее и внимательнее относиться друг к другу, к индивидуальной работе и заданиями, научились спокойно и доброжелательно принимать критику, высказывать и доказывать свою точку зрения.

V этап. Защита.

26.03.2012г. Занятие № 5.

Цель: отчет по работе над проектом, представление выставки, совместное обсуждение результатов, оценивание работы.

На данном занятии участники проекта: Алина А., Лиза Б.,Данил Г.,Маша Д.,ДашаД.,Кристина Е.,Егор К.,Софья Л.,Кристина Л.,Кирилл М.,Даша М.,Геворг О.,Руслан П.,Настя Р.,Ксения С.,Настя С.,Дэнис Ф.,Оксана Ш., Юля К., Яна Г., Валя Б., Лёша К., Вика З., защитили результаты своей работы в форме творческого отчета. У детей была масса впечатлений от проделанной работы, от успешного представления результатов, дети испытывали гордость за свой совместный труд. Рефлексия, проведенная в конце занятия с участниками группы, показала, что Алина А., Лиза Б.,Данил Г.,Маша Д.,ДашаД.,Кристина Е.,Егор К.,Софья Л.,Кристина Л.,Кирилл научались планировать собственную деятельность, М.,Даша М.,Геворг О.,Руслан П.,Настя Р.,Ксения С.,Настя С.,Дэнис адекватно оценивать результаты, Ф.,Оксана Ш., Юля К., Яна Г., Валя Б., Лёша К., Вика З.,высказывать отношение к работе других ребят, адекватно оценивать совместную работу всей группы, осознавать свои имеющиеся и потенциальные возможности.

Данное занятие было очень эмоциональным. В процессе рефлексии каждый из ребят хотел высказаться. О работе над проектом дети высказывались положительно, Ф.,Оксана Ш., Юля К., Яна Г., Валя Б., Лёша К., Вика З.,. предложили написать новую книгу, посвященную другому празднику. Все это говорит о том, что работа над проектом способствовала не только развитию рефлексивных способностей ребят, а также повысила их активность, успешность, общая проектная цель сблизила и сплотила ребят.

Наши рекомендации