Проектная деятельность как средство развития рефлексивных способностей младших школьников
Специальность 050709 Преподавание в начальных классах | |
Студентка: Екатерина Сергеевна Гуськова | _______________________ (личная подпись) |
Руководитель: Т. А. Михайловская | _______________________ (личная подпись) |
Допущена к защите «_____»_____________2012г. Зам.директора по УМНР _____________ И.В.Гервальд | Выпускная квалификационная работа защищена с оценкой «_____________» «____»_____________________2012г. Председатель ГАК____________ |
Тольятти, 2012 г.
Содержание
Введение ……………………………………………………………………. | |||
Глава 1. Теоретические аспекты изучения рефлексных способностей младших школьников в процессе проектной деятельности................................................................................................... | |||
1.1. | Рефлексивные способности младших школьников в психолого-педагогической литературе……………………. | ||
1.2. | Особенности развития рефлексивных способностей младших школьников……………………………………….. | ||
1.3. | Методические подходы развития рефлексивных способностей младших школьников через проектную деятельность………………………………………………… | ||
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование развития рефлексивных способностей младших школьников через проектную деятельность ……………………………….……………….. | |||
2.1. | Методика опытно-экспериментального исследования и выявление уровня сформированности рефлексивных способностей младших школьников через проектную деятельность…………………………………………………. | ||
2.2. | Организация проектной деятельности младших школьников для развития рефлексивных способностей…. | ||
2.3. | Анализ и обобщение результатов исследования ..….…….. | ||
Заключение………………………………………………………………….. | |||
Список литературы……………………………………………………........ | |||
Приложение…………………………………………………………………. |
Введение
Актуальность исследования. Рефлексия рассматривается как универсальное свойство психики, значимое качество личности, способность, обеспечивающая успешность и результативность деятельности. Именно эта способность позволяет человеку самоопределяться в жизненном мире, включаться в существующие и творить новые виды деятельности и формы общения с другими людьми.
В работах многих отечественных авторов (В.В.Давыдов, Г.А.Цукерман, А.З.Зак, А.В.Захарова, Г.И.Катрич, П.В.Новиков, Л.И.Айдарова, М.Э.Боцманова и др.) рефлексия рассматривается как новообразование младшего школьного возраста. При этом ее исследуют, с одной стороны, как компонент теоретического мышления, а с другой стороны, как результат и показатель, сформированной учебной деятельности. Теоретические основания и организационно-методические условия развития рефлексии у младших школьников в процессе построения совместных учебных действий исследовались в работах Н.И. Поливановой, М.А. Семеновой под руководством В.В. Рубцова [8, с. 102-113]. Содержание рефлексии в младшем школьном возрасте, в основном, связывается со способностью ребенка анализировать основания собственной деятельности.
Наиболее эффективными методами, на основе которых должно быть построено обучение младших школьников, способствующее развитию у них рефлексивных способностей, являются активные методы обучения. Анализ работ авторов свидетельствует о стремлении младших школьников к самостоятельному осмысливанию не только содержания образовательной программы, но также и способов организации сотрудничества со сверстниками, налаживания с ними деловых и личных взаимоотношений, оценки собственных действий, и как следствие, осмысления представления о себе, своем "Я", способствующие развитию рефлексивных способностей школьников.
Особую популярность среди активных методов обучения в последнее время получил метод проектов, внедряемый в практику школы. Данный метод предполагает совместное обсуждение какого-либо проблемного вопроса и построение деятельности, направленной на его решение. Проектная деятельность с элементами коллективной практической и исследовательской работы вызывает познавательный интерес школьников, способствует интеллектуальному и личностному развитию. В современной педагогической литературе этим вопросам уделяется огромное внимание, что подтверждается многочисленными публикациями по теме. Младший школьный возраст считается способным для развития рефлексии. Вместе с тем, при организации проектной деятельности необходимо учитывать специфические возрастные особенности школьников.
Проблема исследованиязаключается в том, чторазвитие рефлексии у младших школьников в теории рассмотрено достаточно широко, однако недостаточно внимания уделено практическому решению данной проблемы.
Объект исследования -процесс развития рефлексивных способностей у младших школьников.
Предмет исследования -проектная деятельность как средство развития рефлексивных способностей младших школьников.
Цель исследования -развитие рефлексивных способностей младших школьников посредством участия в проектной деятельности.
Задачи:
1. Провести анализ научной и учебно-методической литературы по проблеме развития рефлексивных способностей младших школьников.
2. Рассмотреть основные аспекты метода проектов. Изучить возможности и особенности организации использования проектной деятельности в начальной школе.
3. Подобрать диагностический материал для изучения рефлексивных способностей младших школьников.
4. Апробировать метод проектов в работе с младшими школьниками, направленный на развитие их рефлексивных способностей.
5. Анализ результатов исследования.
Гипотеза исследованиязаключается в предположении о том, что процесс развития рефлексивных способностей у младших школьников будет успешным, если будут обоснованны и применены следующие педагогические условия:
- выявление методов развития рефлексивных способностей;
- определение диагностики рефлексивных способностей;
- включение младших школьников в проектную деятельность.
В процессе исследования использовались следующие методы:изучение и анализ психолого-педагогической, научной и методологической литературы, нормативно программной и учебно-планирующей документации, методических и учебных пособий; моделирование, проектирование, системный анализ, синтез; экспериментальное и практическое внедрение организационно-методического обеспечения (наблюдение за ходом работы, беседы с учениками и учителями школ города Тольятти); наблюдение и постановка педагогического эксперимента; статистическая обработка полученных результатов.
Исследование проводилось в четыре этапа.Основные этапы исследования:
На первом этапе(сентябрь-ноябрь 2011г.) – теоретическом – осуществлялись изучение и анализ психолого-педагогической, учебно-методической литературы по проблеме рефлексии, выбор основного подхода к разработке элементов содержания и технологии исследования метода проекта в образовательном учреждении, были сформулированы рабочая гипотеза, цель и задачи исследования.
На втором этапе(декабрь-2011-г.) – теоретико-проектировочном – проводился поисковый эксперимент: рассматривалось состояние проблемы в теории и практике общеобразовательных школ г. Тольятти, изучался опыт развития рефлексии в системе школы, разрабатывались основные положения экспериментальной методики.
На третьем этапе(март-апрель 2012г.) – опытно-формирующем – проведен формирующий эксперимент с целью проверки развития рефлексии у младшего школьника посредством включения в проектную деятельность. Проведена экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы и эффективности разработанного проекта.
На четвертом этапе(апрель-май 2012г.) – уточнены материалы исследования, обобщены его результаты, сделаны выводы, велось литературное оформление выпускной квалификационной работы.
Достоверность и обоснованность результатов исследования, теоретических выводов и рекомендаций обеспечиваются согласованностью методологических оснований, базирующихся на психолого-педагогических концепциях современного образования; адекватностью педагогических и психологических предпосылок; ведением педагогического исследования в единстве с практической деятельностью и ориентацией на нее; позитивными результатами исследования; вариативностью и возможной повторяемостью опытно-экспериментальной работы в новых условиях; результатами исследования, подтвердившими правильность выдвинутой гипотезы.
Апробация и внедрениеосуществлялись участием в III Научно – практической Internet - конференции «Методологическая культура выпускника специальностей педагогического профиля как фактор его профессионального становления» со статьей «Рефлексивные умения младших школьников в проектном обучении» в 2011г. с 21 ноября по 10 декабря.
Практическая значимость исследованиясостоит в том, что разработанный и апробированный проект может быть использован учителями начальной школы в учебно-воспитательном процессе.
Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список литературы из 25 источников, …..таблицы, ….графики, …приложение