В управлении делами государства
Право граждан на участие в управлении делами государства, обеспечивает включение граждан к участию в принятии и осуществлении государственных решени[48]. Конституция РФ в статье 32 закрепляет следующий перечень форм участия в управлении делами государства: право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления; право участвовать в референдуме; право на равный доступ к государственной службе; право участвовать в отправлении правосудия.
Многие авторы, исследующие вопросы, связанные с определением конституционно-правовых форм участия граждан в управлении делами государства в своих научных работах выражают позицию о том, что участие в управлении делами государства не может быть сведено только к совокупности политических прав, указанных в ст. 32 Конституции Российской Федерации. По их мнению, помимо перечисленных в Конституции РФ прав граждане РФ могут реализовывать свое право на участие в управлении делами государства и в других формах, причем число таких форм достаточно обширно.
По мнению Е. С. Фролова «одной из наиболее распространенных форм и гарантий участия граждан в управлении делами государства являются их обращения в государственные органы»[49]. Н. С. Бондарь среди форм реализации права на участие в управлении делами государства называет право граждан РФ на осуществление местного самоуправления[50]. А. Г. Головин, считает что, таковой выступает право на участие граждан в общественных объединениях и, в частности, политических партиях и т.д[51].
По мнению Липчанской М.А., участие граждан в управлении делами государства может быть реализовано также путем использования конституционных прав на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований; на информацию; на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и др [52]. Автор придерживается позиции о том, что участие граждан в управлении делами государства не может ограничиваться совокупностью конституционных прав, так как такое право охватывает более обширную сферу доступа граждан к публичному управлению, то есть участие граждан в управлении делами государства может быть реализовано в формах прямо не предусмотренных Конституцией РФ. В качестве примера, приводится право на равный доступ граждан к муниципальной службе, согласно которому граждане, владеющие государственным языком РФ, имеют право на равный доступ к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего[53]. Конституционный суд РФ, в своем постановлении обосновывая значение права на равный доступ граждан РФ к муниципальной службе, сделал это, в том числе, путем отсылки к ст. 32 Конституции РФ. Таким образом, право на равный доступ к муниципальной службе, напрямую не предусмотренное Конституцией РФ, выступает формой участия граждан в управлении делами государства [54].
Автор также относит право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов к формам реализации права граждан на участие в управлении делами государства [55]. Общественные объединения способствуют развитию политической активности и самодеятельности граждан, удовлетворению их многообразных интересов. Право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений. ФЗ «Об общественных объединениях» определяет содержание права граждан на объединение, основные государственные гарантии этого права, статус общественных объединений, а также особенности правового положения общественных объединений, являющихся юридическими лицами [56].
Создание общественных объединений способствует реализации прав и законных интересов граждан. Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов.
Среди системы общественных объединений, как и всей политической системе демократического государства, стоит уделить особое внимание политическим партиям. Политические партии создаются в целях осуществления политической деятельности, обеспечения участия в избирательных кампаниях, непосредственного участия в решении государственных проблем. Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами РФ права на объединение в политические партии, особенности их создания, регламентация деятельности, регулируются ФЗ «О политических партиях». Многие ученые разделяют правовую позицию об отнесении политических партий к формам участия граждан в управлении делами государства. ФЗ «О политических партиях» под политическими партиями признает «…общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан»[57]. В соответствии с указанной нормой можно придти к выводу, что политические партии являются только средством, содействующее обеспечению участия граждан в управлении делами государства, а не формой участия, так как они представляют собой коллективное выражение мнений входящих в партию граждан.
Одним из проявлений политической и социальной активности граждан, а также их воздействия на государственные управленческие процессы является право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия, пикетирование [58]. Реализация данного правва имеет широкое применение граждананми РФ. Свобода собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций предусматривалась Конституцией РСФСР, во всех редакциях, однако реализация такого права сводилась лишь к парадам, проводимые под строгим контролем государственной власти.
Право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам[59], также относят к формам реализации прав граждан на участие в управлении делами государства. По моему, мнению, данное право является важным средством проявления общественно-политической активности граждан, заинтересованности их в общественных делах, а также защиты ими своих прав. Обращения граждан можно рассматривать как канал укрепления связей государственного аппарата с населением, как источник информации, необходимой для решения текущих вопросов общественной жизни.
ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» закрепляет порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами [60].
Существуют многообразные спорные моменты понимания форм участия граждан в управлении делами государства. Несмотря на наличие большого литературного массива посвященного этому вопросу, не все правовые позиции авторов, об отнесении общественных институтов к формам участия граждан в управлении делами государства являются проработанными и достаточно аргументированными. Также можно сказать, что многие формы участия граждан в управлении делами государства в настоящее время не используются в достаточной мере эффективно. С одной стороны, об этом свидетельствует низкая активность избирателей на выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления, слабый интерес к деятельности избранного ими представителя, депутата, незначительное участие в общественных формированиях. С другой стороны, препятствием к реализации прав граждан на участие в управлении государственными делами являются высокий уровень бюрократизма в государственных органах, отсутствие достаточно действенной политики, направленной на развитие общественной активности граждан[61].