Понятие права граждан на участие в управлении делами государства и его место в системе основных прав и свобод

Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными без какого бы то ни было различия, в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете[2].

Конституция РФ закрепляет: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства»[3].

Предопределенно, что государство обязанно создавать условия для реализации гражданами своих прав, обеспечивать защиту прав в случае нарушения или необоснованного ограничения. Закрепленное положение определяет взаимосвязь государства с каждым участником гражданского общества.

На определенном этапе развития общества, его члены, наделяются статусом – гражданина. В результате данного процесса человеку принадлежат права полноправного члена государства. Гражданством является правовая связь лица с конкретным государством, что приводит к установлению взаимных прав и обязанностей, прежде всего к обязанности государства защищать права и свободы данного лица в полном объеме. Права человека – абсолютные права, присущие как человеку, так и гражданину, но с приобретением гражданства права дополняются и расширяются[4].

В соответствии с Конституцией гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Конституция РФ провозглашает, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. Российская Федерация - является демократичным, федеративным, правовым, социальным и светским государством с республиканской формой правления»[5].

В Конституции РФ реализована концепция прав человека в зависимости от содержания, в соответствии с которой сначала указаны личные, затем политические, а за ними социально-экономические и культурные права и свободы. Именно такая последовательность присуща Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей Организации объединенных наций 10 декабря 1948 года[6].

Глава 2 Конституции РФ закрепляет положения регулирующие «Права и свободы человека и гражданина» и включает 48 статей, большая часть которых посвящена правам и свободам. Основные права и свободы, закрепленные на уровне национального законодательства своим содержанием, не должны отрицать или умалять другие общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Гарантии основных прав и свобод - это те условия и средства, которые обеспечивают их реализацию. Они включают в себя общие государственные гарантии прав и свобод человека и гражданина, а также специфические юридические гарантии их защиты.

Конституция РФ в своих формулировках гарантирует защиту прав и свобод человека и гражданина за любым человеком, находящимся на территории России, независимо от того, имеет он гражданство РФ, является ли он иностранцем или лицом без гражданства. Личные права - это права, присущие человеку как биосоциальному существу, обеспечивающие свободу и автономию индивида как члена общества, защищающие его от любого незаконного внешнего вмешательства в частную жизнь. К данной группе прав относятся: право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на честь и достоинство, на гражданство и другие[7].

Конституция РФ закрепляет права, принадлежащие исключительно гражданам РФ - политические права гражданина, обеспечивающие возможность участия граждан в общественной и политической жизни страны, в осуществлении государственной власти. Обязательным условием применения политических прав является наличие гражданства РФ. Конституция РФ закрепляет следующий перечень политических прав граждан РФ: право собраний, митингов, демонстраций; право участвовать в управлении делами государства; избирать и быть избранным; право равного доступа к государственной службе; право на участие в отправлении правосудия; право на обращение [8].

Политические права и свободы человека и гражданина наполняют личные права конкретным содержанием, являются гарантией и условием реализации отдельных личных прав и свобод граждан. К примеру, свобода манифестаций не может осуществляться без права каждого человека на свободу и личную неприкосновенность[9].

Согласно ФЗ «О выборах Президента РФ» не допускается участие иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, международных организаций и международных общественных движений в осуществлении деятельности, способствующей либо препятствующей подготовке и проведению выборов Президента, выдвижению, регистрации и избранию того или иного кандидата[10].

ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» закрепляет, что утрата депутатом законодательного органа власти гражданства РФ, приобретение им гражданства иностранного государства либо получение им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, является основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий [11].

Наряду с этим Конституция РФ и Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» закрепеляют, что иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами[12].

В соответствии с заданной темой, рассмотрению подлежат политические права, а именно право граждан на участие в управлении делами государства. Данное политическое право является важнейшим правом, в системе политических прав, так как существование демократического государства, становится невозможным, без «основной формы и способа мирной борьбы за обладание государственной властью».

Конституция РФ, закрепляет основу правомочий, позволяющие воплотить возможности граждан, объединений и организаций принимать участие в управлении делами государства, в осуществлении власти народа [13]. Данное право является сущностью демократической идеи народовластия.

Право на участие в управлении делами государства характеризует субъективные правопритязания – возможность воздействовать на обстановку в стране, выражает потребность в эффективной системе публичной власти[14]. Данное право содержит частные и публичные начала, соотношение которых позволяет определить статус гражданина в политической деятельности и сущность определенной сферы отношений. Обладание частными и публичными качествами политического права одновременно, позволяет получать реализацию, как на индивидуальной, так и коллективной основах[15]. Данное положение подтверждаются практикой Конституционного Суда, который, применительно к избирательным правам неоднократно указывал на то, что в силу взаимосвязанных положений ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 3 и ч. 1 и 2 ст. 32 Конституции соответствующие права как права субъективные выступают в качестве элемента конституционного статуса избирателя, частью публично-правового института выборов, в которые воплощаются как личный интерес каждого конкретного избирателя, так и публичный интерес, реализующийся в объективных итогах выборов и формировании на этой основе органов публичной власти [16].

Субъектом, в процессе управления делами государства выступают совершеннолетние граждане РФ, обладающие политической правоспособностью, а объектом являются дела государства. «Управление делами государства, есть только там, где имеет место совместная деятельность людей»[17]. Дела государства - деятельность государства в лице органов власти по реализации его задач и интересов: обеспечение целостности и сохранности государства, обеспечение прав и свобод человека и гражданина на территории этого государства, развитие экономики, а также поддержание свободы, суверенитета и исторического существования народов своего государства в рамках мирового сообщества[18].

Народовластие, являясь одной из основ конституционного строя РФ, реализуется через признанное и гарантированное государством местное самоуправление. Народ избирает органы местного самоуправления, легитимирует их полномочия и контролирует в предусмотренных законом формах их деятельност[19]. Право на участие в управлении делами государства находит свое дополнительное обоснование и конкретизацию в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов РФ, предусматривающие дополнительные гарантии его защиты.

Рассматривая уровень развития в нашей стране демократических институтов 6 февраля 2012 года Президент В.В. Путин в статье «Демократия и качество государства» отметил: «Подлинная демократия – это непременное условие построение государства, нацеленного на служение интересам общества. Осуществление такой возможности является основой для построения системных государственных и общественных институтов, развития политического плюрализма, многопартийности и гражданского общества, укоренение демократических ценностей, нравственности в сфере государственного и муниципального управления»[20].

Согласование интересов граждан РФ, общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления с целью разрешения наиболее значимых вопросов, касающиеся экономической, социальной политики, безопасности государства, защиты прав и свобод граждан, конституционного строя и демократических принципов гражданского общества в РФ, тем самым обеспечивают гарантии реализации права граждан на участие в управлении делами государства. Реализация перечисленных направлений не возможна, если отсутсвует баланс между интересами личности, общества и деятельностью государства. Равновесие достигается посредством обеспечения политических прав, так и через наложение ограничений на действия государственных органов, как со стороны граждан, так и на действия граждан со стороны государства.

Согласно Всеобей Декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. каждый человек, при осуществлении своих прав, и свобод должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. Из этого следует, что размер и допустимость свободы, предоставляемые человеку и гражданину, влияют на уровень демократичности и справедливости государства.

Ограничение права, может осуществляться исключительно с соблюдением слудующих условий: ограничение прав и свобод устанавливается только федеральным законом; возможность временных и постоянных ограничений; ограничение прав и свобод только в той мере, в какой это необходимо; ограничение прав и свобод возможно в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны, обеспечения безопасности государства; недопустимость ограничения законодательных гарантий или снижения их уровня; ограничения прав и свобод должны быть справедливыми, стабильными и соответствовать принципу соразмерности. Нарушение перечисленных условий может привести к повышенному натиску государства, распространению власти на частную жизнь участников гражданского общества, что приведет к нарушению работы рыночных механизмов внутригосударственной экономики, произвольному ограничению и ущемлению прав и свобод личности.

Однако в случае преобладания гражданского общества над государством, происходит ослабление авторитета государства, повышается количество совершенных противозаконных деяний, что влечет за собой возникновение угрозы для безопасности всего общества. По мнению С. Франка: «государственная власть должна быть по необходимости ограничена наличием гражданского общества, а деятельность этой власти никогда не должна переходить пределы, в которых она совместима с самим гражданским обществом и нарушение которых угрожает самому бытию последнего»[21].

На открытии Гражданского форума в ноябре 2001 г. Президент В. Путин открыто заявил, что «…власть не собирается подчинять себе гражданское общество и делать его управляемым; наоборот, она заинтересована в диалоге с ним и налаживании партнерства. Когда социальная политика государства нерезультативна, а финансовых ресурсов недостаточно, государству следует частично, а иногда, возможно, и полностью передать свои полномочия в определенных сферах структурам гражданского общества. Благодаря этому повысится уровень участия граждан как в обсуждении и принятии государственных решений, так и в контроле «снизу» за их исполнением».

Можно подвести итог о том, что реализация конституционного права граждан на участие в управлении делами государства - это фактическая и юридическая составляющие демократии. Данное право является неотъемлемым элементом демократического гражданского общества, позволяющим оказывать воздействие на определение значимых государственных направлений, осуществлять контроль за процессом управления, тем самым обеспечивая эффективность реализации действий государственной власти и осуществлять пресечение злоупотребления власти.

1.2 Нормативное содержание и структура права граждан

Наши рекомендации