Методы решения социального сиротства

В ходе метода решения проблемы социального сиротства, общественники пришли к выводу, что самый действенный метод решения проблемы – профилактика, помощь «проблемным» семьям. В группе риска, то есть в таких семьях, сейчас находится почти половина всех детей России. Но единственный существующий на данный момент метод помощи семье – «изъятие» ребенка. Это не может быть правильным решением, но государственной альтернативы такой мере пока нет.

Невозможно решить проблему сиротства в России без поддержки и укрепления института семьи. И если одни семьи будут принимать детей из других, так называемых «проблемных» семей, то мы никогда не сможем восстановить равновесие и построить здоровое общество.

Эта задача нелегка, поскольку требует и значительных изменений в работе органов опеки и попечительства, создания дополнительных институтов поддержки семьи и социальной работы и т. д.

Сегодня мы находимся на этапе осознания того, что изъятие детей от «плохих» родителей и направление в детские дома и так далее не решают проблемы.

Необходимы совершенно иные изменения, прежде всего, в уровне культуры и сознания в обществе.

Приложение 1.

Главными причинами социального сиротства 55% опрошенных считают распространение пьянства и наркомании, 49% - падение нравственности в семье и обществе. Значимых расхождений мнений у мужчин и женщин не наблюдается.

На третье место в рейтинге респонденты поставили рост разводов, увеличение числа неполных семей. А вот рост социального сиротства в настоящее время связали с экономической ситуацией в стране 31% женщин и 10% мужчин. Но ведь можно вспомнить о том, что после Великой Отечественной войны состояние экономики и, тем более, уровень жизни населения находились в весьма плачевном состоянии, но масштабы социального сиротства не физического были минимальны по сравнению с современными.

Приложение 2

Общий уровень детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Московской области высок - 80%. Необходимо отметить, что в наибольшей степени озабоченность данной проблемой характерна для женщин (86%), что объясняется их эмоционально-психологическими качествами, отзывчивостью, 5% опрошенных мужчин выбрали среди предложенных ответ «нет, это не мои проблемы».

Но можно предположить, что беспокойство носит скорее абстрактный характер и не связывается с личной готовностью к реальному действию. Об этом свидетельствуют ответы на последующий вопрос: «Могли бы Вы взять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей» (Приложение 4).

Число людей, согласных взять ребенка на воспитание, достаточно велико – 70% с учетом всех вариантов согласия, но доминирующей является позиция "Да, но в том случае, если это мой родственник" (40% респондентов). Количество людей Московской области, выбравших ответ «да, конечно» невелико - 12%. Не согласных ни при каких условиях взять на себя заботу о ребенке - 4% опрошенных. Люди в возрасте старше 50 лет проявляют меньшую готовность к принятию ребенка в семью, объясняя это тем, что не позволяет возраст. Другая проблема, которая снижает количество кандидатов в замещающие родители – это размышления следующего характера: «Я чувствую, что могу дать уход и заботу, но смогу ли я полюбить чужого ребенка?». В варианте "Другое" фигурировали следующие ответы: "не позволяют жилищные условия», "не могу решиться", "не позволяет материальное положение". 24% респондентов вообще затруднились ответить на вопрос.

Отношение к семьям, воспитывающим приемных детей, носит выраженный позитивный характер.

Заключение

Проблема социального сиротства сегодня приобретает еще большую остроту и актуальность, так как число детей-сирот не уменьшается, а непрерывно растет.

Сиротство как социально-политическая проблема актуализируется в конкретно-исторических условиях, при определенных экономических и политических предпосылках. Масштаб сиротства в современной России, границы и характер его воздействия на социальную сферу общества, позволяют утверждать, что сегодня это национальная проблема.Кризис современной семьи, констатируемый специалистами, негативно отразился на состоянии детства в стране, приведя к росту социального сиротства и увеличению числа таких специфических учреждений как детские дома и школы-интернаты. Впервые проблемой стало их переуплотнение.

Весьма широк спектр причин детского неблагополучия. В числе существенных факторов следует выделить кризисные явления в семье: нарушение ее структуры и функций, рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей; падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психо-эмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях; распространение жестокого обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях.

В настоящее время на государственном уровне принимаются меры, направленные на преодоление сложившейся ситуации. Идет активная работа по внедрению новых форм призрения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это семейный детский дом, патронатное воспитание, приемная семья и др.Ребенок, воспитывающийся в интернатном учреждении, лишен очень многого, что есть у обычных детей и без чего немыслимо полноценное развитие и становление его как личности. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и не получившие положительного опыта семейной жизни, не могут создать здоровую полноценную семью. Воспитываясь в государственных учреждениях, они часто повторяют судьбу своих родителей, лишаясь родительских прав, тем самым, расширяя поле социального сиротства, следовательно, с теоретической точки зрения,социальная работа не соответствует потребностям социального заказчика по работе с детьми - сиротами и детьми, оставшихся без попечения родителей, а также нуждается в дальнейшем в развитии специализированной подготовки таких социальных работников, чья деятельность будет направлена непосредственно на работу с данной категорией детей.

Усилия профессиональных работников, практически решающих проблемы семьи и детей и обеспечивающих выживание сирот, нуждаются в подкреплении соответствующими мерами социальной политики. Задача общества в этой ситуации - интегрировать детей в общество, дать жизненно необходимые навыки, которые облегчат процесс социализации.

Таким образом, можно сделать вывод, что основными проблемами социального сиротства как актуального явления в современной социально - политической практике, является недостаточная работа по организации воспитательного и психолого-педагогического процесса, а также усилия профессиональных работников нуждаются в подкреплении соответствующими мерами социальной политики.

На современном этапе развития России можно выделить следующие особенности социального сиротства:

1) постоянный рост численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

2) обострение проблемы жестокого обращения с детьми в семьях;

3) увеличение числа социально неблагополучных семей;

4) отмена или сокращение социальных льгот, присущих прежней системе, рост пособий и зарплат не поспевает за ростом цен, в результате снижается уровень жизни многих семей с детьми и ухудшаются возможности родителей в воспитании детей;

5) резкое увеличение количества безнадзорных детей, ухудшение криминогенной обстановки в среде несовершеннолетних;

6) низкий уровень предупреждения социального сиротства, неоперативное решение органами опеки и попечительства вопросов жизнеустройства, воспитания и дальнейшей судьбы детей.

В соответствии с требованиями международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который неможет оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

Отсутствие комплексного и своевременного решения проблем социального сиротства тесно связано с общей ситуацией в стране. Анализ сиротства как социально-политической проблемы отражает практическую потребность общества.

Полученные результаты и выводы исследования могут быть использованы в управленческой и политической практике для повышения эффективности социальной политики в стране и регионе.

Список используемой литературы

1. Конституция Российской Федерации, 2012-2014.

2. Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 с изменениями и дополнениями

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30.11.1994 с изменениями и дополнениями.

4. Федеральный Закон от 24.04.2008 N 48 - ФЗ "Об опеке и попечительстве".

5. Федеральный Закон от 16.04.2001 № 44-ФЗ"О Государственном Банке Данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

6. Федеральный Закон от 24.04.2008 № 49-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона "Об опеке и попечительстве".

7. Федеральный Закон от 29.12.2006 № 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий".

8. Федеральный закон от 21.12.1996 г. №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

9. Закон Московской области области от 18.04.2008 N 44/ 2008-ОЗ) "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству".

10. Закон Московской области от 6 ноября 2007 г.N 359-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству" .

11. Барябина Е.Н. Проблемы социализации выпускников детских домов и интернатов // Социальное неравенство и образование: проблемы, исследования, действия. - Москва, 2009 г.

12. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. - М.: Академия, 2009.

14. ПчелинцеваЛ.М. Семейное право России. - М, 2010 г.

15. Холостова Е.И. Технология социальной работы: Учебное пособие. - М., ИНФРА-М, 2009 г

15 . Под.ред. проф.А.И. Антонова. Социология семьи: 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА- М, 2008 г.

16. Павленок П.Д. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности – М.:Дашков и Ко – 2009 г

17. Положений детей в Российской Федерации. Государственный доклад 2009 г.

18. Положение детей в Московской области – Видное 2008 г.

19 . Постановление Правительства РФ от 17.07.2009 г. № 829 "О приемной семье"

20. Права ребенка: Сборник документов и. статей. — М.2008 г

21. Ст. 123 Семейного Кодекса РФ «Устройство детей, оставшихся без попечения родителей

22 Закон Московской области «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержки детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей»

23. Рошаль Л. М. Оказание социальной помощи детям. Дети в чрезвычайных ситуациях. - М., 2010 г.

24. Рыбинский Е. М. Сиротливое детство России. — М., 2009

25. Семья Г.В., Боровик В.Г. Вариативные технологии, способствующие профессиональному самоопределению воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. – М., 2009 г.

26. Семейный Кодекс Российской Федерации. - М, 2009 г.

27. Семенова Г. В. Дети-сироты в России. – М., 2010 г

28. Закон Московской области N 129/2010-ОЗ, от 30.06.2011 N 97/2011-ОЗ)

Наши рекомендации