Права детей сирот и детей оставшихся без родителей в социальном обеспечении.
В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством (статья 20 Конвенции о правах ребенка). В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе. Для этого предусматривается комплексное осуществление мероприятий, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в общество.
Меры государственной поддержки предусмотрены Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в ред. от 7 августа 2000 года № 122-ФЗ ), в соответствии с которым сиротам предоставляются и обеспечиваются органами государственной власти следующие гарантии:
1. При получении образования. Для реализации права на образование гражданам, нуждающимся в социальной помощи, государство полностью или частично оплачивает расходы на их содержание в период обучения. Федеральные законы «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предусматривают прием детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов.
Лица данной категории зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими государственного или муниципального учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования. Кроме того, им выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении ( в области в высших учебных заведениях стипендия составляет 345 рублей в месяц, в средних специальных – 138 рублей ), а также выплачивается ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии.
2. В области труда и занятости. Главной задачей государства в сфере труда и занятости выпускников учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является предоставление им равных возможностей в реализации права на труд и выбор профессии с помощью различных мероприятий, включая профессиональную подготовку, установление квот, стимулирование работодателей к приему этих граждан на работу, а также резервирование отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан. Значительная роль в решении данной задачи принадлежит законодательству о труде молодежи ( в частности, статья 16 областного Закона «О молодежной политике в Московской области», Закон «О квотировании рабочих мест в Московской области»), содержащему дополнительные гарантии по охране труда, обеспечению занятости молодежи, в том числе и временной занятости путем привлечения молодых безработных граждан к выполнению общественных работ, имеющих социально полезную направленность (благоустройство территории, восстановление памятников архитектуры, уход за престарелыми и т.д.).
3. При медицинском обслуживании. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицамиз их числа, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующего бюджета.Кроме того, им предоставляются бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно - оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно– курортные учреждения при наличии медицинских показаний, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно.
4. В жилищной сфере. Одним из важнейших вопросов, с которым сталкиваются выпускники учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являетсявопрос обеспечения жилой площадью. Защита жилищных прав осуществляется в следующих направлениях: закрепление жилья, предоставление жилья и контроль за фактическим его использованием до наступления совершеннолетия выпускников, контроль при заключении сделок с жилыми помещениями, принадлежащихнесовершеннолетним выпускникам.
Дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах ВооруженныхСил Российской Федерации, на период нахождения вучреждениях, исполняющих наказание в виде лишениясвободы. А лица, не имеющие закрепленного жилогопомещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Наличие закрепленной жилой площади у выпускников детских государственных учреждений, тем не менее, не всегда решает жилищный вопрос, так как возврат в ранее сохраненные за ними жилые помещенияне способствует их нормальной дальнейшей жизни.Зачастую происходит возврат в асоциальную обстановку, к лицам лишенных родительских прав, страдающим алкоголизмом, наркоманией, ведущим аморальный образ жизни, психически больным, а также в жилые помещения, не отвечающие санитарным и техническим требованиям. Кроме того, пользуясь тем, что выпускники детских государственных учреждений в первые годы выпуска не адаптированы к условиям самостоятельной жизни, а получаемая выпускником заработная плата не дает возможности оплачивать полностьюрасходы по содержанию жилого помещения, криминальные элементы, недобропорядочные лица путем обмана, злоупотребления доверием сирот добиваются совершения ими сделок по обмену, приватизации и последующему отчуждению занимаемых жилых помещений или ухудшению их жилищныхусловий.
Все это ведет к росту числа лиц, утрачивающих постоянное место жительства, занимающихся бродяжничеством,попрошайничествоми совершением правонарушений.
Органамиуправления образованием и социальными педагогами учреждений образования осуществляется комплекснаяработа с родителями и детьми в целях возвращения детей в родные семьи; производится подбор лиц дляосуществления функций опекунов и попечителей, усыновителей, приемных родителей; осуществляется контроль за проживанием детей, оставшихся без попечения родителей, в семьях граждан; оказывается помощь лицам, заменяющим родителей, в воспитании, обучении и организации летнего отдыха детей.
В целом, очевидно, что проблемы, связанные с положением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требуют для их разрешения целенаправленных, скоординированных усилий государственных и общественных институтов. И, хотелось бы напомнить, что главной целью исследования является выработка предложений и необходимых мер по решению существующих проблем и улучшению ситуации, а также закреплениеих.