Дипломная тема : Права детей – сирот и детей , оставшихся без родителей в социальном обеспечении

Диплом

Дипломная тема : Права детей – сирот и детей , оставшихся без родителей в социальном обеспечении

Студентки группы ЮР-11

3 курса

Егоровой Екатериы

Видное 2014

Содержание.

Введение 3 – 5 стр

Глава 1. Права детей-сирот и детей оставшихся без родителей в социальном обеспечение

1.1. Проблемы социального сиротства в России 6 – 20 стр

1.2.Формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 20 - 22 стр

1.3Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей 22 - 26

Глава 2. Особенности организации социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

2.1.Меры по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 27 – 28 стр

2.2. Дополнительные гарантии детей – инвалидов и детей оставшихся без родителей 28 - 31 стр

2.3.Гражданско-правовые способы защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при внеочередном предоставлении жилья 31 – 33 стр

2.4.Права детей сирот и детей оставшихся без родителей в социальном обеспечении 33 – 37 стр

Глава 3. Пути и методы решения социального сиротства в России.

3.1 Пути решения проблем социального сиротства в России 37 – 39 стр

3.2 Методы решения социального сиротства в России 39 – 40 стр

Список используемой литературы 47 – 49 стр

Приложения 41 – 42 стр

Заключение 44 – 46 стр

Введение

Ни для кого не секрет, что в последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По статистическим данным их общее количество составляет сейчас более 700 тысяч человек. Причем лишь небольшое число этих детей остались без попечения в результате смерти их родителей. Остальные относятся к явлению так называемого "социального сиротства", то есть являются сиротами при живых родителях, и число их растет катастрофически. Основными причинами увеличения числа детей-сирот при живых родителях являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни.

Неутешительна и статистика о тех, кто вырастает и покидает детские дома и интернаты. Каждый третий становится алкоголиком или наркоманом, 40 процентов – преступниками, десятая часть юношей и девушек кончают жизнь самоубийством. И только 10 процентам удается адаптироваться в обществе.

Результаты психологического обследования свидетельствуют о значительных проблемах развития личности большинства воспитанников детских домов во всех возрастных группах. Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности наблюдаются в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности и целеустремленности, что приводит к значительному ослаблению "силы личности", подобного рода нарушения проявляются чаще всего в повышенной тревожности. Негативные тенденции развития личности воспитанников сохраняются во всех возрастных группах и в старшей возрастной группе проявляются, в частности, в снижении профессиональной пригодности ко многим видам профессиональной деятельности, особенно интеллектуального характера и социального взаимодействия.

В России существует четыре формы семейного устройства детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. По их приоритетности перечень такой – усыновление, опека (попечительство), приемные семьи, детские дома семейного типа.

Семейные формы устройства обеспечивают социальную защиту, защиту имущественных и жилищных прав ребенка, уход, воспитание, коррекцию и компенсацию развития, решения медицинских проблем, преодоление психологических травм, удовлетворения ежедневных потребностей ребенка, оставшегося без попечения родителей, ребенка-сироты и ребенка, лишенного родительской опеки, формирования его личности в условиях семейного попечительства в России начата работа по созданию института приемной семьи.

Учитывая актуальность проблем детей-сирот и детей, лишенных попечения, определена тема нашего исследования: "Дети-сироты в современном российском обществе".

Актуальность данного исследования заключается в том, что дети-сироты лишенные родительской опеки.

Цель выпускной квалификационной работы определить состояние детей-сирот в современном российском обществе, найти пути решения сиротских проблем.

Для достижения этой цели поставлены задачи:

- проанализировать нормативно-правовую базу социально-правовой защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки;

- определить социально – психологические характеристики детей – сирот и детей, лишенных родительской опеки;

- дать анализ семейным формам устройства детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки;

- оценить потребности ребенка и приемной семьи.

Сегодня приоритетными направлениями государственной политики являются становление альтернативных форм опеки, законодательные изменения, направленные на государственную поддержку семейных форм воспитания, новые возможности и риски, связанные с созданием и развитием института приемной семьи и детских домов семейного типа.

Социальные работники, которые непосредственно принимали участие в становлении механизма новой государственной системы, вполне справедливо констатируют, что эксперимент, который был одобрен соответствующим правительственным постановлением, должен распространить в России международный опыт семейного воспитания детей-сирот еще не заработал на полную мощность. Запланированного результата не было достигнуто – приемные семьи и дома семейного типа не получили необходимой популярности и имиджа в нашем обществе.

По моему мнению, существует три причины медленной адаптации международного опыта:

- Отечественная нормативно-правовая база не была приведена в соответствие с реальными потребностями новой системы;

- Профессиональная состоятельность и компетентность самих социальных работников еще недостаточна для реализации поставленных задач;

- Они, как и общество в целом, не были готовы к восприятию и внедрению такой альтернативной формы как приемная семья.

После Указа Президента решения этой проблемы приобрело статус государственной программы. Это значит, что государство взяло на себя реальную помощь таким семьям. Было проведено значительное количество встреч, круглых столов, семинаров и совещаний, нормированы законодательные аспекты деятельности альтернативных форм семейного воспитания, механизм внедрения этого института. Комплекс мероприятий дает право говорить о том, что для внедрения апробированного практикой института приемных семей открыта широкая дорога.

Приложение 1.

Главными причинами социального сиротства 55% опрошенных считают распространение пьянства и наркомании, 49% - падение нравственности в семье и обществе. Значимых расхождений мнений у мужчин и женщин не наблюдается.

На третье место в рейтинге респонденты поставили рост разводов, увеличение числа неполных семей. А вот рост социального сиротства в настоящее время связали с экономической ситуацией в стране 31% женщин и 10% мужчин. Но ведь можно вспомнить о том, что после Великой Отечественной войны состояние экономики и, тем более, уровень жизни населения находились в весьма плачевном состоянии, но масштабы социального сиротства не физического были минимальны по сравнению с современными.

Приложение 2

Общий уровень детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Московской области высок - 80%. Необходимо отметить, что в наибольшей степени озабоченность данной проблемой характерна для женщин (86%), что объясняется их эмоционально-психологическими качествами, отзывчивостью, 5% опрошенных мужчин выбрали среди предложенных ответ «нет, это не мои проблемы».

Но можно предположить, что беспокойство носит скорее абстрактный характер и не связывается с личной готовностью к реальному действию. Об этом свидетельствуют ответы на последующий вопрос: «Могли бы Вы взять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей» (Приложение 4).

Число людей, согласных взять ребенка на воспитание, достаточно велико – 70% с учетом всех вариантов согласия, но доминирующей является позиция "Да, но в том случае, если это мой родственник" (40% респондентов). Количество людей Московской области, выбравших ответ «да, конечно» невелико - 12%. Не согласных ни при каких условиях взять на себя заботу о ребенке - 4% опрошенных. Люди в возрасте старше 50 лет проявляют меньшую готовность к принятию ребенка в семью, объясняя это тем, что не позволяет возраст. Другая проблема, которая снижает количество кандидатов в замещающие родители – это размышления следующего характера: «Я чувствую, что могу дать уход и заботу, но смогу ли я полюбить чужого ребенка?». В варианте "Другое" фигурировали следующие ответы: "не позволяют жилищные условия», "не могу решиться", "не позволяет материальное положение". 24% респондентов вообще затруднились ответить на вопрос.

Отношение к семьям, воспитывающим приемных детей, носит выраженный позитивный характер.

Заключение

Проблема социального сиротства сегодня приобретает еще большую остроту и актуальность, так как число детей-сирот не уменьшается, а непрерывно растет.

Сиротство как социально-политическая проблема актуализируется в конкретно-исторических условиях, при определенных экономических и политических предпосылках. Масштаб сиротства в современной России, границы и характер его воздействия на социальную сферу общества, позволяют утверждать, что сегодня это национальная проблема.Кризис современной семьи, констатируемый специалистами, негативно отразился на состоянии детства в стране, приведя к росту социального сиротства и увеличению числа таких специфических учреждений как детские дома и школы-интернаты. Впервые проблемой стало их переуплотнение.

Весьма широк спектр причин детского неблагополучия. В числе существенных факторов следует выделить кризисные явления в семье: нарушение ее структуры и функций, рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей; падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психо-эмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях; распространение жестокого обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях.

В настоящее время на государственном уровне принимаются меры, направленные на преодоление сложившейся ситуации. Идет активная работа по внедрению новых форм призрения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это семейный детский дом, патронатное воспитание, приемная семья и др.Ребенок, воспитывающийся в интернатном учреждении, лишен очень многого, что есть у обычных детей и без чего немыслимо полноценное развитие и становление его как личности. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и не получившие положительного опыта семейной жизни, не могут создать здоровую полноценную семью. Воспитываясь в государственных учреждениях, они часто повторяют судьбу своих родителей, лишаясь родительских прав, тем самым, расширяя поле социального сиротства, следовательно, с теоретической точки зрения,социальная работа не соответствует потребностям социального заказчика по работе с детьми - сиротами и детьми, оставшихся без попечения родителей, а также нуждается в дальнейшем в развитии специализированной подготовки таких социальных работников, чья деятельность будет направлена непосредственно на работу с данной категорией детей.

Усилия профессиональных работников, практически решающих проблемы семьи и детей и обеспечивающих выживание сирот, нуждаются в подкреплении соответствующими мерами социальной политики. Задача общества в этой ситуации - интегрировать детей в общество, дать жизненно необходимые навыки, которые облегчат процесс социализации.

Таким образом, можно сделать вывод, что основными проблемами социального сиротства как актуального явления в современной социально - политической практике, является недостаточная работа по организации воспитательного и психолого-педагогического процесса, а также усилия профессиональных работников нуждаются в подкреплении соответствующими мерами социальной политики.

На современном этапе развития России можно выделить следующие особенности социального сиротства:

1) постоянный рост численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

2) обострение проблемы жестокого обращения с детьми в семьях;

3) увеличение числа социально неблагополучных семей;

4) отмена или сокращение социальных льгот, присущих прежней системе, рост пособий и зарплат не поспевает за ростом цен, в результате снижается уровень жизни многих семей с детьми и ухудшаются возможности родителей в воспитании детей;

5) резкое увеличение количества безнадзорных детей, ухудшение криминогенной обстановки в среде несовершеннолетних;

6) низкий уровень предупреждения социального сиротства, неоперативное решение органами опеки и попечительства вопросов жизнеустройства, воспитания и дальнейшей судьбы детей.

В соответствии с требованиями международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который неможет оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

Отсутствие комплексного и своевременного решения проблем социального сиротства тесно связано с общей ситуацией в стране. Анализ сиротства как социально-политической проблемы отражает практическую потребность общества.

Полученные результаты и выводы исследования могут быть использованы в управленческой и политической практике для повышения эффективности социальной политики в стране и регионе.

Список используемой литературы

1. Конституция Российской Федерации, 2012-2014.

2. Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 с изменениями и дополнениями

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30.11.1994 с изменениями и дополнениями.

4. Федеральный Закон от 24.04.2008 N 48 - ФЗ "Об опеке и попечительстве".

5. Федеральный Закон от 16.04.2001 № 44-ФЗ"О Государственном Банке Данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

6. Федеральный Закон от 24.04.2008 № 49-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона "Об опеке и попечительстве".

7. Федеральный Закон от 29.12.2006 № 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий".

8. Федеральный закон от 21.12.1996 г. №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

9. Закон Московской области области от 18.04.2008 N 44/ 2008-ОЗ) "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству".

10. Закон Московской области от 6 ноября 2007 г.N 359-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству" .

11. Барябина Е.Н. Проблемы социализации выпускников детских домов и интернатов // Социальное неравенство и образование: проблемы, исследования, действия. - Москва, 2009 г.

12. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. - М.: Академия, 2009.

14. ПчелинцеваЛ.М. Семейное право России. - М, 2010 г.

15. Холостова Е.И. Технология социальной работы: Учебное пособие. - М., ИНФРА-М, 2009 г

15 . Под.ред. проф.А.И. Антонова. Социология семьи: 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА- М, 2008 г.

16. Павленок П.Д. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности – М.:Дашков и Ко – 2009 г

17. Положений детей в Российской Федерации. Государственный доклад 2009 г.

18. Положение детей в Московской области – Видное 2008 г.

19 . Постановление Правительства РФ от 17.07.2009 г. № 829 "О приемной семье"

20. Права ребенка: Сборник документов и. статей. — М.2008 г

21. Ст. 123 Семейного Кодекса РФ «Устройство детей, оставшихся без попечения родителей

22 Закон Московской области «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержки детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей»

23. Рошаль Л. М. Оказание социальной помощи детям. Дети в чрезвычайных ситуациях. - М., 2010 г.

24. Рыбинский Е. М. Сиротливое детство России. — М., 2009

25. Семья Г.В., Боровик В.Г. Вариативные технологии, способствующие профессиональному самоопределению воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. – М., 2009 г.

26. Семейный Кодекс Российской Федерации. - М, 2009 г.

27. Семенова Г. В. Дети-сироты в России. – М., 2010 г

28. Закон Московской области N 129/2010-ОЗ, от 30.06.2011 N 97/2011-ОЗ)

Диплом

Дипломная тема : Права детей – сирот и детей , оставшихся без родителей в социальном обеспечении

Студентки группы ЮР-11

3 курса

Егоровой Екатериы

Видное 2014

Содержание.

Введение 3 – 5 стр

Наши рекомендации