Видыстимулированиятрудаиместомотивациивсистеме
Стимулированиетрудавыступает в роли внешнегопобуждения,элементатрудовойситуации,которое оказывает влияние наповедениечеловекавсферетруда,материальнаямотивациясотрудникам.Также оно может нести и нематериальнуюнагрузку,которая позволяет работникуреализоватьсебякакличностьиработникаодновременно.
Системастимулированиятрудаиспользует хорошопродуманныеипроверенные формыиметодыповышениятрудовойактивностиработников. Стимулирование труда делится на две группы:экономическиеинеэкономическиестимулы
Экономическиестимулы – она из группы стимулирование персонала, при котором сотрудник получает дополнительное преимущество, за выполнения обязательных работ.Такоепреимущество бывают двух типов: прямое – выступающее непосредственно в виде денежных вознаграждений; косвенное – преимущество, которое способствуют получению прямых.
Экономические стимулы в свою очередь делятся на несколько подгрупп: материально-денежныеисоциально-материальные.
Материально-денежноестимулирование – этопоощрениеперсоналаденежнымивыплатамив результате проделанной ими работами.При использовании данных стимулов можно позволит регулировать поведение сотрудника на основеиспользованияразличныхденежныхвыплатиштрафов.
Главнымфакторомматериальногостимулирования сотрудника являетсязаработная плата.
Заработнаяплата – этовознаграждениеперсонала за проделанную работу в зависимостиотего квалификации,сложности,качестваиусловийвыполняемойработы,атакжевыплатакомпенсацииипремий.
Зарплата – основная частьдоходалюдей. Она состоитиздвухчастей:фиксированнойипеременной.На нее оказывают влияние много факторов, например, совершенствованиенормированиятруда,внедрениенаучнойорганизации,модернизирование рабочихмест,сокращениеизлишнегоперсонала,заинтересованностьвперсонале с высшей квалификацией.
Заработок можно разделить на две части: постоянный и переменный. В отражении отработанного времени и уровня квалификации работника выступает постоянная часть заработка(тариф). Тарифная ставка может быть одинаковой у сотрудников данной квалификации. А переменная часть, в свою очередь, зависит отрезультатоввыполненияпроизводственногозадания. Переменная часть заработка может отличаться не только у сотрудников, но даже у одного человека в разные периоды времени.
Заработная платаявляетсяличнымдоходом работников,котораядолжнасоответствовать ихличномувкладуврезультатдеятельностипредприятия.Зарплата подразделяется на два вида:номинальнаяиреальная.
Под номинальнойзаработнойплатой понимается суммаденежныхсредств,получаемая сотрудником за свой труд, в течении определенногопериодавремени.
Реальнаязарплатапоказывает,сколькотоваровиуслугможно купитьзаноминальнуюзаработнуюплатуприданномуровнеценитарифов.
Общие принципы оплаты труда:
- с увеличением производительности труда, также растет и номинальная и реальная величина оплаты труда;
- соответствиеихличномувкладу;
- экономическаяипсихологическаяобоснованность;
- изменение состояния постоянного и переменного вознаграждениявзависимостиот различныхситуациях;
- использованиепередовыхтехнологий(например,участиявприбылях);
- информированиеобисточникахсредствнаоплатутруда;
- закрепления в договоре найма уровнязаработнойплатывдоговоре;
- справедливостьв оплате труда (при равном объеме работ, получать равное вознаграждение).
Фондоплатытруда служит в качестве источника, предназначенного для выплат заработной платы и социальных выплат.
Зарплата выступает в роли мотивирующего фактора только тогда, когда работник заинтересован в деньгах, премиях, и когда он может повышать свой доход.Приэтомвидеаленужно,чтобысотрудникзнал,сколько он может заработать при своей квалификации и какой фактический у него заработок.
Стимулирование является способом вознаграждения, которое состоит из двух моделей: тарифное и бестарифное.
Тарифнаямодель(система)представляет собой совокупностьнормативных документов, обеспечивающихне равнуюоплатутрудаработниковвзависимостиот его квалификации, сложностивыполняемойработы,условийтруда,природно-климатическихусловийвыполненияработы.
Тарифнаямодель может быть двух видов: повременнаяисдельная.Ихвыборзависитот следующих факторов:сферыдеятельности, в которой работает работник,спецификитехнологическогопроцесса,требований,предъявляемыхккачествупродукции.
Подповременнойформойзаработнойплаты понимается зарплата, с установленной определенной ставкой в час, день или месяц.Начисление зарплаты производится по количеству отработанного времени.
Повременнаясистемабывает двух видов:
- простая;
- повременно-премиальная.
Если работнику оплачивают фактически отработанное время – то такая система называется простойповременнойоплатойтруда.
Еслиработникуустановленачасовая или дневная ставка,тоегоежемесячнаязаработнаяплатаначисляетсясоответственно, затоколичествочасов, днейкотороеонфактическиотработалвконкретноммесяце. А если работнику установлен месячный оклад, то при условии отработки всех дней в месяце, размер его зарплаты не будет зависеть от количества рабочих дней в месяце. Если не выполняется данное условие, то зарплата начисляется по количеству отработанных дней.
Под повременно-премиальнойоплатойтруда понимается выплата не только зарплаты, но и премий. Премии могут быть в установленном количестве денежных средств, либо определенном проценте от оклада работника. Такая система оплаты труда отличаетсяотповременнойтолько тем,чтокставкеработника добавляется процентпремиипривыполнениипроизводственной задачи целым коллективом, цехом, либо самимработником.Ставка в этом случаи устанавливается не большая, а вот процент премий – значительный. Все делается для того, чтобы стимулировать персонал и также увеличивать производительность труда.
Сдельная жесистемаоплатытрудаподразумевает начислениезаработной платы сотруднику всоответствиисвыработкой.В таком случае напредприятиидолжныбытьустановленыи официальноутвержденырасценкинакаждуюотдельнуюоперацию,которые необходимыприизготовленииизделия. При этом должны учитываться несколько факторов: время, затраченное на изготовление данного изделия, сложность выполняемой работы, квалификация, необходимая для выполнения работ, атакжестоимостьматериала,из которого выполняетсяработа.
Взависимостиотспособаорганизациитрудасдельнаязарплатабываетиндивидуальнойиколлективной.
Коллективная оплата – это заработная плата, которая формируется на коллектив в целом, а дальше идет распределение с учетом коэффициента трудового участия(КТУ).
Виды сдельнойсистемыоплатытруда на Рисуноке1.5.
Сдельная форма |
Прямая сдельная Сумма заработка = сдельная расценка * *объем выполненной работы |
Косвенно - сдельная Сумма заработка определяется в процентах от з/п обслуживаемых рабочих |
Аккордная система Сумма заработка определяется за комплекс работ +премии за качество работ и сокращение сроков их выполнения |
Сдельно-премиальная Сумма заработка = прямая сдельная + премии за выполнение положений |
Сдельно -прогрессивная Сумма заработка = сумма заработка по прямой сдельной системе +сумма заработка по прогрессивной сдельной расценке за перевыполнение установленных норм |
Бестарифнаямодель(система)оплатытрудапредставляет собой систему, укоторойтрудоплачиваетсяисходяизрасчетатрудовоговкладакаждогоконкретногоработника.
Бестарифная модель вознаграждения труда показана на Рисунке1.6
Бестарифная система оплаты труда– основана на оценке конечныхрезультатов работы каждого работника и коллектива в целом |
Система, предусматривающая дифференциацию в определении з/п работника с помощью двух коэффициентов: коэффициента квалификационного уровня и коэффициента трудового участия в текущих результатах деятельности |
Система, предусматривающая определение ежемесячно коэффициента вклада работника с учетом уровня квалификации и трудового вклада |
Система плавающих окладов |
Оплата труда на комиссионной основе |
Система оплаты труда на предприятиях сервисного типа |
Другие системы |
Рисунок1.6. -Бестарифнаясистемаоплатытруда
Большую роль в стимулировании труда имеют дополнительные выплаты, такие как вознаграждения, премии, различные доплаты, надбавки и другие единовременные выплаты.
Бестарифные системы могутустанавливатьсятакжеколлективнымдоговором.
Доплатапредставляет собой один из разновидностейформвознаграждениязадополнительныерезультатытруда,полученныйнаконкретномучастке.Размер бонусов зависит от индивидуального труда конкретного работника и его вклад в коллективный результат. При увеличении этих факторов соответственно и увеличивается размер бонусов. А при снижении данных факторов доплаты и вовсе могут быть отменены.
Доплатывыступают в роли самостоятельного элемента зарплаты и находятся в промежуточном положении между тарифом и премиями.
Доплаты состоят из двух групп:
· Первая группа доплат – установлена законодательством и распространяется на всех работников. Размер таких доплат, не зависит от результатов труда. Доплаты первой группы выплачиваются в случае праздничных дней, работ в ночное, сверхурочное время.
· Вторая группа доплат – выплачивается тем работникам, у которых тяжелые условия труда, или которые работают в цехах, перевозят опасные грузы, работают на конвейерах, шахтах.
При совмещении нескольких должностей или профессий работнику начисляются надбавки.
Надбавки – это денежные выплаты к заработной плате, стимулирующие персонал к профессиональному росту, получению дополнительных образований, повышению квалификации.
Доплаты к тарифной ставке позволяют поощрить ряддополнительныхколичественныхикачественныххарактеристиктруда, которые не прописанных в тарифе.
Компенсациипредставляют собой денежные средства, которые выплачиваются работникам в целях возмещения затрат,связанныхсисполнениемтрудовыхилииныхобязанностей, которые предусмотрены федеральнымзаконом.
Премиальные – денежные средства, выдающиеся из прибыли компании, либо за счет сокращения затрат фирмой.
Премиибывают: предусмотренныеинепредусмотренные.
Премии, выплачивающиеся с определенной периодичностью определенным работникам наоснованииразработанных на предприятии конкретныхпоказателейтруда, называются премиями с предусмотренной системой оплатой труда.
Показателииусловияпремированиядолжныбытьсогласованыскомпаниейилиееподразделениямиизависетьоттрудовыхусилийвсего коллектива.Основныепараметрыиусловияпремированиявключаютростпроизводительноститруда;работыиуслуги;снижениесебестоимостипродукции;экономиюматериальныхресурсов;ростприбыли,дохода.
Выборкругапремируемогоперсоналаобеспечиваетсвязьпоказателейиусловийпремированиясконкретнымизадачамипроизводстваисодержаниемтрудовойдеятельностисотрудников,котораяимеетнепосредственноевлияниенапоследних.
Размер премии выражается в процентном соотношении и зависит от величины средств, которые были направлены на начисление премий. Премирование происходит периодом (раз в месяц, квартал, полгода), где срок выплат зависит от длительности рабочего труда, сезонности работы.
Основной источник, который осуществляет выплаты премий – фонд потребления предприятия. На предприятии выплат премий происходит из фонда оплаты труда, включающиеся в себестоимость продукции.
Также в организациях качестве поощрений применяют бонусы – денежные выплаты сотрудникам, у которых имеется большой стаж работы.
Выбор того, каким образом вознаграждать своих подчиненных в большинстве степени зависит от компании. Так, например, если в стабильно развивающейся организации есть дополнительная прибыль, то целесообразно направить ее часть на стимулирование сотрудников. Но, если организация решит расширять производство, то вознаграждать персонал можно, например, акциями компании.
Немаловажнымвидомматериальногостимулированияявляетсясоциально-материальное – это поощрениематериальнымивыплатамиисоциальнымиотношениямивколлективе, которые выражаются впризнательностируководствазаслугработника.
Виды поощрения при социально-материальномстимулирование показаны на Рисунке1.7.
Виды поощрений Социально - материального стимулирования |
Выделение работникам товаров, выпускаемых предприятием, в счет оплаты труда |
Покупка для работников на льготных условиях продукции широкого спроса других предприятий (машин, телевизоров и т.д.) |
Строительство и выделение в пользование работникам на бесплатной основе или частичной оплатой квартир, дач и т.д. |
Предоставление займов на льготных условиях |
Предоставление отсрочки платежей за товары и услуги на определенный период и др. |
оплата за обучение работников и членов их семей, оплата транспортных расходов; бесплатное пользование дошкольными учреждениями и другие социальные стимулирования. |
бесплатное питание на работе, бесплатное медицинское обслуживание работников и членов их семей |
Рисунок 1.7.- Видыпоощренийсоциально-материальногостимулирования
ДанныйвидсимулированияобладаетцелымрядомособенностейРисунок 1.8
Особенности социально - материального стимулирования |
Универсальность |
Многоразовое действие |
Деньги - не главное. |
Неденежные ценности - важнее |
Рисунок 1.8 - Основныеотличиясоциально-материальногостимулированияотдругихвидовстимулирования.
Большинствоматериальныхблагимеютсвоюденежнуюсоставляющуюавторитета,тоестьмогутбытьизмереныврублях.Сдругойстороны,рассматриваемаягруппастимуловуниверсальна,втомсмысле,чточеловекувсегдачто-нибудьнеобходимоизматериальныхблаг.Проблемасостоитвумеломихиспользованиикакбазыдлястимулированиятрудовойисоциальнойактивности.
Следующаягруппавыплат, носящая стимулирующийхарактер называется неэкономическая.Ониудовлетворяетследующиевидыпотребности:
- социальные,выражающие потребностьвсамоутверждении,достижению определенногосоциальногостатусаивласти;
- моральные, выражающие потребность вопределенных взаимоотношениях с людьми, обществом;
- творческие,позволяютнетолькоиспользовать,ноиувеличиватьпотенциаллюдей;
- социально-психологические,выражают потребность в общении.
Кнеэкономическим способам стимулированияотносяторганизационныеиморально-психологические.
Также существует стимулирование, которое объединяет экономические, организационные и моральные стимулы. Пример такого стимулирования может выступать повышение по карьерной лестнице, которое способствует повышению зарплаты, интересу к работе, и также повышает авторитет у коллег и начальства.
Но, тем не менее, данный способ мотивации является ограниченным, так как, во-первых, организация не может содержать всех сотрудников высших должностей, во-вторых, не у всех людей присутствуют организаторские способности, в-третьих, для получения высших должностей требуется переподготовка, а это нужны будут дополнительные траты для фирмы.
Втотпериодвремени,когдавакансиймало,присутствует страхпотерятьработу, который служит достаточнымстимулом,обеспечивающимхорошуюпроизводительность труда.
Также нужноиметьввиду,чтоорганизационныеиморально-психологическиефакторымотивируютнеодинаково, все зависитотвременинахождениявдолжности,но по истечению5лет,ниодинизданных факторовне могут мотивировать вдолжнойстепени,поэтомуудовлетворенностьработойуменьшается.
Перед рыночной экономикой стоит ряд задач, среди них наиболее важное – эффективное использованиекадровогопотенциала. Для решения данной задачи нужно хорошо разработать кадровую политику.
Кадровая политика организации – главное направление в работе с кадровым составом, набор принципов, реализующиеся кадровой службой организации. Также кадровая политика способствует созданию квалифицированного коллектива с большой производительностью труда, который будет быстро реагировать на постоянно изменяющиеся требования рынка.
Вширокомсмыслесловастимулированиепредставляет собойсовокупностьтребованийисоответствующаяимсистемапоощренийинаказаний.
Стимулированиетрудаоказывает целенаправленноеилинецеленаправленноевоздействиеначеловекаилигруппулицсцельюподдержанияопределенныххарактеристикихтрудовогоповедения,преждевсегомерытрудовойактивности.
Организация, прежде всего, должна привлечь и сохранить в своем составе как можно больше высококвалифицированных работников, повысить производительность труда, создать дружественный коллектив, где не будет внутренних конфликтов.
Системы стимулирования труда у каждой организации различны, все потому что данная система зависит от многих факторов, не только связанных со стимулированием персоналии и повышением производительности труда.
Системастимулированиясостоит из следующихпринциповпоказанных на Рисунке1.9.
Принципы основания системы стимулирования |
Средства на оплату труда должны быть заработаны, ее размер должен зависеть от результатов деятельности |
Методика расчета денежного вознаграждения должна быть понята и доступна каждому сотруднику |
Система стимулирования должна быть гибкой и соответствовать целям компании ее развития |
Рисунок1.9 -Принципыоснованиясистемыстимулирования
Чтобы сохранить составсотрудников,уменьшитьтекучестькадровневозможно обойтись без согласования некоторых факторов:
- доходкаждогоподразделенияиорганизациивцелом;
- организационнаяиуправленческаяструктурафирмы;
- особенностиработы(физическая,творческая,руководящая,административная);
- категориисотрудников(управляющийперсоналирядовыеменеджеры);
- квалификацияперсонала;
- степеньответственности, которая была возложенанаработника;
- сезонныеколебанияактивностилюдей,взаимоотношениямеждуработникамииотделами.
Соблюдениебалансаданныхфакторов-необходимоеусловиедлясозданияэффективнойсистемыстимулированиятруда.
Стимулами могут выступать материальныеидуховныеблага,которые созданыврезультатесовместнойдеятельностисоциальныхобъектоввобщественномпроизводстве.
Стимулы |
Рисунок 1.10.-Видыстимуловпохарактеруудовлетворяемыхпотребностей
Взависимостиотобъектавознагражденийстимулыразличаются: индивидуальныеигрупповые. Постепенипериодичностистимулы разделяются – нарегулярныеиэпизодические. А по широтеприменения делятся – намассовыеиэксклюзивные.
Стимулирование труда должно, главным образом, соответствовать потребностям и интересам сотрудника, то есть стимулирование должно быть адекватно механизму мотивации персонала.
Мотивация является системойфакторов,которая вызывает активностьорганизмаиопределяетнаправленностьповедениячеловека.
Формированиесистемымотивациипроисходитвпроцессесоциализациииндивидаподвоздействиемсоциальной, культурнойсредыжизни человека.В этомпроцессепроисходитусвоениесоциальныхценностей,нормиправилповедения,выработкаспецифическихценностныхориентацийиустановоквсферетруда.
Во многих организациях в России стимулирование происходит только лишь на ощущениях руководителя, которые основываются:
- на отношенииработника к выполнениюсвоихзадач;
- на анализе результатовтруда;
- на восприятииразличныхвысказыванийсотрудников по поводу существующейсистемыстимулированияиоплатытруда.
Мотивацияперсоналаявляется направлениемдеятельностиуправленцев,аумениемотивироватьподчиненных – большимискусством.Руководители компаний, которые овладели данным искусством, как правило, их компания занимает ведущие позиции на рынке.
Задуматьсяопроблемемотивацииперсоналанеобходимо:
- если работники думают, что их работа не так важна для компании;
- еслисотрудники недовольны карьерным ростомизарплатой;
- еслиработник говоритонедостаткесамостоятельностивработе;
- если у руководства компании нет четких требований;
- еслив компании происходят частый отдых, который мешает основной работе.
Создание и внедрение в организацию системы мотивации необходимо, если у многих работников происходит снижение профессиональной активности, теряется интерес к работе, либо происходит смена профессиональных интересов какими-либо другими, которые не связаны с работой.
Также, если в компании появляется большая текучесть сотрудников, то надо задуматься о мотивации персонала. «Норма текучести» составляет примерно от 8 до 20%. Внекоторыхкомпаниях в Россиитекучесть персоналадостигаетот100до250%.
Фактором неэффективной системы мотивации в компании является возникновение в ней враждующих группировок между молодым и зрелым поколением.
Длясозданияцелостнойсистемымотивации работников,учитывающейматериальныеинематериальныефакторы,идлятого,чтобы организацииразвиваться,ейнужнопонимать,почемулюдиработают, как мотивыпобуждаютихктемилиинымпоступкам. Зная это, компания может выстроить собственную стратегию управления работниками.
Потребность – этокакая-либонужда, которую испытывает человек.Потребность нельзя увидеть или измерить, ее можно только понять по поведению человека.Потребностислужатмотивомкдействию.
Мотивысвязаныспотребностямичеловекаипобуждаютегокопределеннойдеятельности.Мотивы-этоосознанныепотребности.Обычномотивыподразделяютна:
· низшие(биологические) – это желаниечеловека, которые отражают его физические потребности;
· высшие(социальные) – этоинтересы,идеалы,убежденияличности,играющиезначимуюрольвеежизни.
Мотивационныйпроцессможнопредставитьввиде схемы на Рисунке 1.11.
Первая стадия Возникновение потребностей |
Вторая стадия Начало действия мотивов, поиск путей устранения потребностей |
Третья стадия Определение направления действия |
Четвертая стадия Осуществление действия |
Шестая стадия Устранение потребностей |
Пятая стадия Получение вознаграждения за осуществление действия |
Рисунок1.11-Схемамотивационногопроцесса
Важными факторами, усложняющий процесс мотивации является, во-первых, неочевидность направленностимотивов, во-вторых, изменчивостьмотивационногопроцесса. Также фактором, при котором процесс мотивации дается уникальным для конкретной личности,-этоотличиеструктуры мотивацииотдельного человека,разная степень восприятия однихитехжемотивовнаразныхлюдей.
Существуютвсевозможные теориимотивации, которыебазируютсянаудовлетворениепотребности работника и побуждению его кдействиям.
Самые известные теории мотивации можно разделить на два типа:
· содержательные, к ним относя такие теории: Маслоу, Д. Мак-Клелланда, Ф.Герцберга
· процессуальные: теория ожидания, теория Адамса.
Содержательнаятеорияопределяет,какиепотребностиформируютистабилизируютповедение человека.
Процессуальная теория мотивации рассматривает поведение индивида как функцию его восприятия.
Данныетеориинеотрицаютсуществованияпотребностей,нообъясняютповедениенетолькоими.
Мотивация представляет собой внутренний процесс, при котором происходит выбор поведения, определяемый комплексным воздействием внешних и внутренних факторов.
Мотивациянаправленанаизменениесуществующегоположения;стимулирование-наегозакрепление данного положения. Эти дваметодауправлениядополняютдругдруга.
Заниматьсясовершенствованиемсистемыстимулированиябеззнаниямотивацииперсоналаэтовсеравно,чтоориентироватьеенанезнакомыхлюдей.