ГЛАВА 3. Технологии и пути решения проблем в организации социально – воспитательной и досуговой работы с молодежью
Пути совершенствования организации социально – воспитательной и досуговой работы с молодежью в городе Новоалександровске.
Несмотря на различия в содержании и подходах, разнопрофильные социально-культурные центры выделяются общей для всех чертой — своей интегративной функцией в общественном воспитании молодёжи.
Деятельность культурно-досуговых центров по организации досуга молодежи в городе Новоалександровске подтверждает, что в настоящее время они переживают достаточно сложный период, который характеризуется следующими негативными процессами: недостаточное финансирование, падение интереса у населения к деятельности досуговых учреждений; следствие этого низкая их посещаемость, многие формы досуговых занятий просто устарели и др. Значительные социально-культурные и социально-педагогические ресурсы в формировании гражданских, личностных качеств молодежи заложены в досуговой сфере, которая является доминирующим элементом молодежной культуры. Социально – педагогическая ценность досуговой деятельности в значительной мере зависит от способности личности молодого человека саморегулировать эту деятельность.
Для решения задач по организации досуга молодежи и совершенствования работы в данном направлении нужны разработки новых форм и методов организации досуга молодежи. Совершенствовать и повышать эффективность деятельности культурно-досуговых центров по организации молодежного досуга в городе Новоалександровске, удовлетворение духовный потребностей, формирование у молодого поколения гражданской позиции личности, поиска новых форм и методов организации досуга молодежи. Создание единого банка данных талантливой молодежи города, поддержка юных дарований с целью развития интеллектуального и творческого потенциала города, повышение индивидуального мастерства. Удовлетворение потребностей молодежи в информации, создание городского информационного центра. Создание спортклуба, который позволит дифференцированно учитывать интересы и потребности, занимающихся спортом. Вести консультационную работу среди них, предоставить молодежи более широкие возможности для реализации своих способностей.
Проанализировав опыт работы Новоалександровских молодёжных организаций, таких как «РСМ», «Патриоты», Я - волнтёр», я выявил, что деятельность этих учреждений по организации досуга молодежи ведется в различных направлениях. В рамках государственной молодёжной программы я предлагаю проект «Правильный путь»
Проект «Правильный путь»
Важным направлением в системе предупреждения преступности является комплексная разработка проблемы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних. Предупредить правонарушение несовершеннолетних можно, если к профилактической работе привлечь семью, ближайшее окружение.
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом является поиск путей снижения роста преступлений среди несовершеннолетних и повышение эффективности их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена только тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних, криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления, и число их по итогам 2014 года возросло.
Такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия.
Интеграция усилий общества может осуществиться лишь в рамках научно обоснованной, обеспеченной эффективными технологиями системы перевоспитания личности несовершеннолетнего посредством последовательных педагогических и воспитательно-профилактических воздействий, обеспечивающих формирование личности с твердыми и правильными жизненными установками.
Наиболее существенной причиной правонарушений несовершеннолетних являются недостатки в их нравственном воспитании. Следовательно, предупреждение правонарушений несовершеннолетних лежит прежде всего в ориентации различных сфер нравственного воздействия в процессе воспитания детей и подростков на возрастные особенности несовершеннолетних, которые требуют психологически и методически грамотного подхода к этому контингенту.
Цель Проекта - решение вопросов по социальной адаптации и реабилитации несовершеннолетних и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.
Задачи Проекта:
обеспечение нормативно - правовой базы для реализации Проекта и государственного заказа на составляющие его мероприятия;
формирование реестра несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положение и трудной жизненной ситуации, несовершеннолетних матерей в Ставропольском крае;
создание площадок для социальной адаптации несовершеннолетних матерей;
поддержка семей, находящих в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации;
социализация и профессиональная ориентация несовершеннолетних;
поддержка несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной защите;
создание благоприятных условий и содействие полноценному отдыху несовершеннолетних;
максимальный охват целевой аудитории;
расширение сферы деятельности специалистов учреждений по работе с молодёжью по месту жительства;
повышение качества работы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов и городских округов Ставропольского края;
координация деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Ставропольском крае;
развитие межрегиональных связей с комиссиями по делам несовершеннолетних субъектов Российской Федерации.
Ожидаемые конечные результаты:
1. Поддержка несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации.
2. Социальная адаптация несовершеннолетних матерей.
3. Снижение уровня преступности, наркомании и алкоголизма в молодежной среде, профилактика правонарушений среди молодежи.
4. Содействие в организации досуга и внеучебного воспитания несовершеннолетних.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В каком направлении пойдет дальнейшее развитие России будет зависеть не только от успешного хода социально-экономических реформ, но и от того, насколько настроена к активному участию в них российская молодежь. В большинстве своем молодежь готова к выполнению тех непростых задач, которые требуется решить в ходе глобальной трансформации российского общества. Определим статус и положение молодежи в нашем обществе и задачи, на решение которых направлена деятельность социальных работников занятых в сфере работы с молодежью.
Отличительные особенности молодежи касаются в основном её качеств как работников, тесно связанного с этим материального положения молодежи, её морального облика и особенностей поведения, а также роли политики в её жизни. Молодежь выгодно отличается от старшего поколения уровнем квалификации, наличием тех знаний и умений, которые высоко ценятся на современном рынке труда, характером трудовых мотиваций, а также готовностью учитывать требования рынка, включая переквалификацию, если это необходимо. Частным случаем этой готовности выступает активность, с которой молодежь приобретает новые знания.
Огромный творческий и физический потенциал, заложенный в молодежи, является одним из основных источников нынешних и будущих преобразований. Именно молодым строить новую Россию. Поэтому обязательно надо стремиться к тому, чтобы нашей сегодняшней молодежи были близки и понятны такие нравственные категории, как патриотизм, почитание духовных и культурных традиций предков, национальная гордость, уважение к другим народам.
Любое цивилизованное общество, осознавая это, стремится - использовать концептуальный подход в формировании и осуществлении молодежной политики через государственные управленческие и общественные структуры, систему научных учреждений и информационных центров.
Сохранение и передача из поколения в поколение сложившихся молодежных традиций - не ностальгия по прошлому, а требование будущего, для того, чтобы в третьем тысячелетии Россия снова стала передовой державой.
Молодежь стратегический - ребус общества, нереализованный потенциал молодежи, нерешенные молодежные проблемы отбрасывают назад не только молодежь, но и все общество, становятся проблемой всех, а не только молодых.
Как было показано, Правительство Ставропольского края, Комитет по делам молодежи, министерства и другие комитеты Администрации, городские, районные общественные организации очень многое делают в сфере реализации молодежной политики в нашем крае. Естественно, что роль координатора в этой работе играет комитет по делам молодежи. По самым разным направлениям молодежной политики, в сфере конкретной работы с молодежью, достигнуты определенные результаты.
Для дальнейшего развития молодежной политики необходима общая концепция и идеология работы с молодежью, ее системообразующий принцип. Представляется, что таким принципом должно, стать понимание молодежной политики как работы по духовно-нравственному воспитанию, социализации всей молодежи, буквально начиная от раннего детства до 30 лет. Системный подход подразумевает рассмотрение объекта своего применения в единстве структурного, функционального и историко-динамического аспектов. Социальное обслуживание молодёжи, базирующееся на информационных и консультационных услугах – фундаментальная технология социальной работы, важнейшее звено информационно-социальной поддержки и защиты, механизм, позволяющий практически решать сложнейшие вопросы жизнедеятельности общества, семьи, молодого человека. Одновременно это и новый сектор социальной сферы общества, впервые конституционно закрепленный в статье 7 Конституции РФ, в которой Россия объявлена социальным государством.
Несмотря на то, что мы живем в век информации, и огромное её количество является полезной, она даётся в такой форме, что вызывает трудность в понимании у молодых людей. Поэтому консультант по ГМП становится крайне необходимым, а хорошая постановка информационной и консультационной работы, позволит установить прочную обратную связь с молодёжью.
Для успешной реализации государственной молодёжной политики необходимо поднять эффективность управленческой деятельности органов по делам молодёжи всех уровней, на качество решения влияют следующие факторы:
а) качество информации о молодёжи;
б) качество информации для молодёжи;
в) компетентность консультаций для органов по делам молодежи всех уровней;
г) компетентность консультаций для молодёжи.
Эти факторы позволяют принимать решения, изменяющие ситуацию в молодёжной среде на местах, заметно влиять на решение социальных проблем, повышать социальный тонус молодёжи.
Сегодня вся работа в молодежной среде рассматривается в свете Стратегии государственной молодежной политики в Российской федерации, эффективная молодежная политика должна стать политикой приоритетов.
Приоритетными должны стать такие направления, работа по которым позволит обеспечить молодежи возможности для самостоятельного и эффективного решения возникающих проблем, создания условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи. Только такой подход будет способствовать улучшению качества жизни подавляющей части молодого поколения.
Учитывая тенденции социально-экономического и общественно-политического развития России в среднесрочной перспективе, государственная молодежная политика в Российской Федерации должна реализовать три приоритета:
1) Вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях активности молодежи;
2) Развитие созидательной активности молодежи;
3) Интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.
Молодежная политика призвана объединить государственные и негосударственные ресурсы, адресно направить их в соответствии с указанными приоритетами и обеспечить:
1) Системное вовлечение молодежи в многообразные социальные практики и развитие навыков самостоятельной жизнедеятельности молодых жителей страны. Важнейшим инструментом вовлечения должно стать полноценное информирование всех молодых людей о возможностях их развития в России и в мировом сообществе, продвижения культуры применения созданных в стране возможностей личностного и общественного развития. Для этого предлагается создать условия и возможности по вовлечению молодежи.
Выявление, продвижение, поддержку активности и достижения молодежи в социально-экономической, общественно – политической, творческой и спортивной сферах. Это даст возможность молодым людям проявить себя, реализовать свой потенциал и получить заслуженное признание в России;
3) Вовлечение в полноценную жизнь молодых людей, которые испытывают проблемы в процессе интеграции в социум. К ним, прежде всего, относятся инвалиды, выпускники сиротских и коррекционных учреждений, образовательных учреждений закрытого типа, жертвы насилия, военных действий, катастроф, переселенцы и мигранты, лица, освободившиеся из мест лишения свободы, молодые люди и семьи, оказавшиеся в социально-опасном положении, безработные, ВИЧ - инфицированные и молодые люди зависимые от употребления психоактивных веществ. Это минимизирует издержки, которые понесут общество и молодой человек в процессе преодоления трудной жизненной ситуации, предотвратит объединение молодых людей по признаку неспешности, сократит базу различных фобий в общественном сознании. Кроме того, эта работа будет способствовать снижению нагрузки на социальную сферу, связанной с прямой финансовой поддержкой этих категорий жителей страны.
Такая система приоритетов максимально увеличивает вклад молодежи в успех и конкурентно способность области и в тоже время компенсирует и минимизирует последствия ошибок, объективно свойственных молодым людям.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Волгин Н.А. Социальная политика: учебник. - М.: Экзамен, 2002.
2. Волков Ю. Г. Социология молодежи. - Ростов-на-Дону: 2010.
3. Выборнова В.В. Социальная поддержка молодежи в контексте модернизации образования: Социология /У Полис. – 2010. 211 с.
4. Гарипов Н. Молодежь: проблема выживания /7 Татарстан. - 2010. 30 с.
5. Григорьев С.И.,Гуслякова Л.Г., Гусова С.А. «Социальная работа с молодежью». Издательство «Гардарики» г. Москва, 2011. 65 с.
6. Григорьева И.К. Модели социальной политики: одна, две или больше? // Муниципальная отрасль № 4, 2012. С. 15
7. Гудима Т.М. Состояние законодательства в сфере культуры // Ориентиры культурной политики № 3, 2011.
8. Гусев Б.Б., Лопухин А.М. Стратегия государственной молодёжной политики (с комментариями).- М.: Издательство РГСУ, 2011.148 с.
9. Дубровина И.Л. Профориентация - забота о занятости молодежи // Идель №5 (11), 2013. С. 18-19.
10. Зотов В.Б. и др. Муниципальное управление. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 95 с.
11. Зубок Ю.А. Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного общества. - М., 2014. 112-113 с.
12. Иванова В.Н. и др. Управление занятостью населения на местном уровне. - М.: Финансы и статистика, 2012. 243 с.
13. Игнатов В.Т. и др. Экономика социальной сферы. - Ростов н/Д: МарТ, 2011. 113 с.
14. Игорев Д.И. В помощь организатору социальных служб, работающих с молодежью: Методич. пособие. - Волгоград: Волгоградский институт молодежи, 2014. 43 с.
15. Иконникова С.Н., Кон И. С. Молодежь как социальная категория. - М.: 2012. 22 с.
16. Ильинский И.М.,Алешенок С.В., Володин И.А. Молодежь планеты, тенденции и перспективы. - М.: Голос, 2011. 143 с.
17. Ильинский И.М. и др. Молодежь России: тенденции, перспективы. - М.: 2013. 27 с.
18. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. - М.: «Дашков и К», 2011.352 с.
19. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. - М.: Голос 2011. 480-481 с.
20. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. - М.: Голос, 2011. 584 с.
21. Информационный портал молодёжи Ставрополья
22. Касьянов В.В. и др. Социализация молодежи: сущность, особенности, тендеции. - М.: 2014. 42-43 с.
23. Ковалева А.И. и др. Социология молодежи. Теоретические вопросы. - М.: Социум, 2011. 3 с.
24. Коханович Л.И. и др. Молодежь России - социальное развитие. - М.: 2012. 176 с.
25. Криворученко В.К., и др. Государственная молодежная политика: Региональный опыт реализации. - М.: Социум, 2011. 53-54 с.
26. Круглов А.Е. Интеграция молодежи в Российское общество: социальный анализ. - М.: 2010. 202 с.
27. Луков В.А. Государственная молодежная политика в Российской Федерации: Законодательство Российской Федерации и ведомственные нормативные акты. - М.: Институт молодежи, 2013.
28. Лукьянова И.Е., и др. Семьеведение. - М.: ИНФРА-М, 2010. 163 с.
29. Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике: Учеб.пособие для студентов высш.учеб. завед.- М.: Издательский центр «Академия», 2012. 368 с.
30. Мирсагатова М.Н. Девиантное поведение подростков - профилактика и реабилитация, защита прав несовершеннолетних. Опыт работы регионов Российской Федерации. - М.: Социум, 2010.
31. Митрохин В.И. Социальное партнерство. Учебно-методическое пособие. - М.: 2014. 21 с.
32. Молодежь России 2000-2025: Развитие человеческого капитала на правах рукописи МОСКВА, 2013. 187с.
33. Молодежь России 2000-2025: Развитие человеческого капитала на правах рукописи МОСКВА, 2013. 219с.
34. Молодежь России: воспитание жизнеспособных поколений: Доклад Комитета Российской Федерации по делам молодежи. - М.: Социум, 2015.
35. Молодежь Ставропольского края на рынке труда в 2012 году: экономическая активность, занятость, безработица, - Ставропольстат, 2011. 15 с.
36. Молодежь Ставрополья Ежегодный аналитический доклад / Реализация молодежной политики в Ставропольском крае за 2010 год - Ставрополь, 2011.
37. Образование в Ставропольском крае, Статистический сборник. -Ставропольстат, 2011. 44 с.
38. Положение молодежи в Российской Федерации и государственная молодежная политика: Государственный доклад / Государственный комитет Российской Федерации по делам молодежи. - М.: Институт молодежи, 2012.
39. Постановление РФ от 3 июня 1993г. № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» №13, 2010.
40. Ручкин Б.А., и др. Российская молодежь: десять главных проблем / НИЦ при Институте молодежи.- М.: Социум, 2014. 18 с.
41. Социологическое исследование. Минобразование России, - М.: 2014г. 57 с.
42. Стратегия развития молодежной политики в Ставропольском крае до 2020 года (проект) Ставрополь, 2010.15с.
43. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2010 г. № 1760-р (в редакции распоряжений Правительства Российской Федерации от 12 марта 2011 г. № 301-р, от 28 февраля 2010 г. № 251-р, от 16 июля 2010 г. № 997-р);
44. Федеральная программа «Молодежь России (2008-2011 годы)» 2011.
45. Федеральная целевая программа «Молодежь России (2006—2011 годы)»: эффективность и перспективы. Аналитический Вестник Совета Федерации. № 31 (251), - М.: 2011.
46. Филиппов Ф.Р., и др. Социальные проблемы молодежи, - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 412 с.
47. Филиппов Ю.В. и др. Основы развития местного хозяйства. - М.: Дело, 2011. 56 с.
48. Хорах И.А. и др. Молодежь и ее ценностная ориентация //Гуманизация образования № 2, 2015. С. 33-34.
49. Широков Д.А. Молодежная политика: проблемы выработки приоритетов // Власть №12 (6), 2012. С. 27–37.
50. Щенина О.Г. Молодежь в современной России, 2010. 92 с.
[1]Иконникова С.Н., Кон И. С. Молодежь как социальная категория. - М.:, 2012, с. 452
[2]Гусев Б.Б., Лопухин А.М. Стратегия государственной молодёжной политики (с комментариями).- М.: Издательство РГСУ, 2011, с. 148
[3]Филиппов Ю.В. и др. Основы развития местного хозяйства. - М.: Дело, 2011. с. 56
[4]Ильинский И.М. и др. Молодежь России: тенденции, перспективы. - М.: 2013, с. 27
[5]Волгин Н.А. Социальная политика: учебник. - М.: Экзамен, 2012, с. 116
[6]Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. М.: «Дашков и К», 2011, с. 352
[7]Гусев Б.Б., Лопухин А.М. Стратегия государственной молодёжной политики (с комментариями). - М.: Издательство РГСУ , 2011, с. 148
[8]Филиппов Ф.Р., Чупров В.И. Социальные проблемы молодежи, М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011, с. 412
[9]П.Григорьев С.И.,Гуслякова Л.Г., Гусова С.А. «Социальная работа с молодежью». Издательство «Гардарики» г. Москва, 2011, с. 216
[10]П.Григорьев С.И.,Гуслякова Л.Г., Гусова С.А. «Социальная работа с молодежью». Издательство «Гардарики» г. Москва, 2011. с. 219
[11]Криворученко В.К., и др. Государственная молодежная политика: Региональный опыт реализации. - М.: Социум, 2011, с. 53-54
[12] Лукьянова И.Е., и др. Семьеведение. - М.: ИНФРА-М, 2010., с. 163
[13] Круглов А.Е. Интеграция молодежи в российское общество: социальный анализ. - М.: 2010, с. 242
[14]Митрохин В.И. Социальное партнерство. Учебно-методическое пособие. - М.: 2014, с. 21
[15]Ручкин Б.А., и др. Российская молодежь: десять главных проблем / НИЦ при Институте молодежи.- М.: Социум, 2014, с. 18
[16]Филиппов Ф.Р., и др. Социальные проблемы молодежи, - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011, с. 412
[17]Круглов А.Е. Интеграция молодежи в Российское общество: социальный анализ. - М.: 2010, с. 202
[18]Лукьянова И.Е., Прохорова Э,М., Шиповская Л.П. Семьеведение. - М.: ИНФРА-М,2010, с. 42
[19]Социологическое исследование. Минобразование России, - М.: Росстат, 2014, с. 385
[20]Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике: Учеб.пособие для студентов высш.учеб. завед.- М.: Издательский центр «Академия», 2012, с. 368
[21]Луков В.А. Государственная молодежная политика в Российской Федерации: Законодательство Российской Федерации и ведомственные нормативные акты. - М.: Институт молодежи, 2013, с. 412
[22]Мирсагатова М.Н. Девиантное поведение подростков - профилактика и реабилитация, защита прав несовершеннолетних. Опыт работы регионов Российской Федерации. - М.: Социум, 2010, с. 39
[23]Мирсагатова М.Н. Девиантное поведение подростков - профилактика и реабилитация, защита прав несовершеннолетних. Опыт работы регионов Российской Федерации. - М.: Социум, 2010, с. 48
[24]Коханович Л.И. и др. Молодежь России - социальное развитие. - М.: 2012, с. 176
[25]Ручкин Б.А., Гришина Е.А., Серикова Н.А. Российская молодежь: десять главных проблем / НИЦ при Институте молодежи.- М.: Социум, 2014, с. 219
[26]Молодежь России 2000-2025: Развитие человеческого капитала на правах рукописи - М.: 2013, с. 187
[27]Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. - М.: Голос, 2011, с. 584
[28]Зотов В.Б. и др. Муниципальное управление. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012, с. 95
[29]http://www.kdm26.ru
[30]http://www.kdm26.ru