Образование и письменность
В литературе XVII в. черты обмирщения особенно заметны. Герои литературных произведений обретают индивидуальные характеры. Ценятся ловкость, предприимчивость. Литература стала проявлять интерес к внутреннему миру человека, его личным переживаниям. В «Повести о Тверском отроче монастыре» рассказывается о страданиях княжеского отрока, у которого князь отнял невесту. Повествование заканчивалось, однако, во вполне традиционном духе: несчастный по велению Богородицы основывает монастырь.
В «Повести о Горе-Злосчастии» молодой человек, отвергший традиции патриархальной родительской семьи, терпит бедствия и уходит в монастырь. Монастырская келья понимается не как желанная тихая пристань, а как вынужденное и безотрадное пристанище. Литература XVII в. лишь начинала преодолевать традиции. В повестях начала XVIII в. герои будут побеждать в любых жизненных коллизиях.
В литературе XVII в. появились новые жанры: сатира, драма, поэзия. В сатирических повестях о Ерше Ершовиче, о Шемякином судеобличался неправедный и корыстный суд. Судья Шемяка, надеясь на подношение, решал дело в пользу бедняка, который из-под полы показывал ему обернутый в платок камень. Мелкую рыбешку Ерша, спорившего с сыном боярским Лещом, судьи – великие господа Осетр, Белуга и Белая рыбица – судили «по мзде» и признали виновным. Тогда «плюнул Ерш судьям в глаза и скочил в хворост: только того ерша и видели».
В «Калязинской челобитной» и других произведениях высмеивались нравы духовенства. В «Повести о бражнике» пьяница доказывал, что имеет больше прав на райское блаженство, чем святые, перечисляя грехи библейских героев.
Появление русской поэзии и драмы связано с именем Симеона Полоцкого. Симеон писал пьесы («О Навуходоносоре царе» и «Комедия притча о блудном сыне») и торжественные силлабические стихи.
Автобиографический жанр пришел в русскую литературу благодаря «Житию»протопопа Аввакума. Аввакум выступил не только как публицист, но и как реформатор литературного языка, смело вводя в письменную речь просторечие.
Архитектура
Зодчество XVII в. претерпело значительные изменения. Начали строиться жилые и гражданские каменные здания. Изменился и внешний вид церквей: они стали менее суровыми и аскетичными, приобрели нарядный праздничный вид, украсились цветным кирпичом и изразцами. Для храмов XVII в. характерны купола луковичной формы, удлиненные подкупольные барабаны, кокошники, наличники, колонки.
Нарядный, «пряничный» вид имел кирпичный Теремной дворец Московского Кремля (30-е гг. XVII в.).
Богатым декором отличалась и построенная в те же годы церковь Троицы в Никитниках. Одним из поздних образцов шатрового зодчества является церковь Рождества Богородицы в Путинках (два из ее шести шатров венчают внутренние помещения церкви, один – колокольню, а три – декоративные).
В середине XVII в. шатровое храмовое строительство прекратилось по требованию Никона, считавшего этот стиль не имеющим аналогов в греко-византийской традиции и потому неканоничным. В постройках второй половины XVII в. ощущаются черты нового. Так, в пятиглавом соборе Валдайского Иверского монастыря огромные оконные проемы, не характерные для зодчества предшествующих столетий.
В стремлении Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря, который, по замыслу Никона, должен был символически воспроизвести Храм Гроба Господня в Иерусалиме, использовались цветные изразцы.
В 80-х гг. XVII в. сложился новый стиль – «узорочье»( середине – второй половине XVII в. архитектурный стиль, для которого характерно украшение стен, наличников, колонок и других деталей здания в целях придания сооружению нарядности, многоцветия и т. п. Типичными примерами применения узорочья в архитектуре могут считаться Теремной дворец Московского Кремля, церковь Николы в Хамовниках и т. д.), характерными образцами которого могут считаться московские церкви Воскресения в Кадашах и Николая Чудотворца в Хамовниках.
В самом конце XVII в. появился стиль нарышкинского (Московского) барокко(Основное стилевое направление в искусстве Европы конца XVI – середины XVIII в. Ему свойственны стремление к величию, торжественности и пышности, обилие декора, изогнутые линии). Его черты – живописность, усложненность плана, сочетание красного (кирпичная кладка) и белого (каменная резьба) цветов фасада. Образец этого стиля – церковь Покрова в Филях.
Жилые каменные дома в XVII в. строились в два-три этажа. Они напоминали деревянные хоромы: переходы, сложный силуэт, живописные крыльца. Пример таких построек – палаты Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной в Москве. К концу XVII в. жилые постройки стали походить на европейские городские дома и дворцы.
Башни Кремля получили шатровые завершения, приобретя современный облик. В 90-х гг. XVII в. была построена и Сухарева башня у Сретенских ворот Земляного города.
Продолжало развиваться деревянное зодчество, одним из ярчайших шедевров которого стал начатый постройкой в 1667 г. дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском(«Восьмое чудо света»- дворец Алексея Михайловича в Коломенском.(Семен Петров и Иван Михайлов), к сожалению, не дошедший до наших дней.
5. Изобразительное искусство
В изобразительном искусстве XVII в. сохранялось сильное влияние традиции, тем не менее, в XVII в. (в рамках общего обмирщения культуры) на иконопись начинает сильно влиять европейская светская живопись.
Эти тенденции заметны в творчестве одного из крупнейших иконописцев XVII столетия – Симона Ушакова. На его иконе «Спас Нерукотворный» лик Христа изображен уже не условно-схематически (как было принято прежде), а в довольно реалистической манере. Любопытна и икона «Насаждение древа государства Российского», сочетающая в себе церковный (образ Богородицы в окружении московских князей и святых) и светский (Иван Калита и митрополит Петр, поливающие дерево, рядом с деревом – царь Алексей Михайлович) сюжеты.
В XVII в. было положено начало портретной живописи. Известны парсуны – изображения князя Скопина-Шуйского, царя Алексея Михайловича, его сына Федора Алексеевича, патриарха Никона. Правда, еще ощущается сильное влияние иконографии. Для парсун характерно сочетание портретного сходства с плоскостным изображением. Но это был уже значительный шаг к портретному искусству XVIII в.
Мелкотоварное производство
Хозяйственная специализация
Мануфактура
Ярмарка
Всероссийский рынок
Протекционизм
Торговый устав
Воевода
Полки иноземного строя
Самодержавная монархия
Крепостное право
Экстенсивный
Интенсивный
Церковный раскол
Никониане и старообрядцы
Гетманство
Автономия
Колонизация
Ясачное население
Тягло
Барщина
Оброк
Обмирщение
1632-1634 – Смоленская война
1637-1642 – «Азовское сидение»
1648 – Соляной бунт
1649 – Соборное уложение
1649 – Зборовский мир
1651-Белоцерковский мир
1653 – реформа Никона
1653– последний Земский собор
1654-1667 – Русско-польская война
1654 – присоединение Левобережной Украины
1661 – Кардисский мир
1662 – Медный бунт
1667 – Новоторговый устав
1668-1676 – восстание Соловецкого монастыря
1670-1671 – восстание С. Разина
1676-1781 – Русско-турецкая война
1682 – отмена местничества
1682и 1689 – стрелецкие бунты
1686 – «Вечный мир» с Польшей
1687-1688 – походы Голицына в Крым
1695, 1896 – Азовские походы
1698-1699 – реформирование стрелецких полков
Михаил Федорович (1613-1645)
Алексей Михайлович (1645-1676)
Федор Алексеевич (1676-1682)
Иван V и Петр I при регентстве Софьи (1682-1689)
А.Л. Ордин-Нащокин
Степан Разин
Патриарх Никон
Протопоп Аввакум
М.Б. Шеин
Владислав IV
Богдан Хмельницкий
Витус Беринг
Василий Поярков
Ерофей Хабаров
В. В. Атласов
http://a-elita.net/all_russian_olympiad/task_2_step_history/ олимпиады