Публичная государственная власть.
ЛЕКЦИЯ: СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА. МНОГОАСПЕКТНОСТЬ ПОНЯТИЯ
ГОСУДАРСТВА. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ
СОЦИАЛЬНОЙ ВЛАСТИ.
ПЛАН:
- Сущность государства: теоретические аспекты.
- Многоаспектность понятия государства. Признаки государства.
- Суверенитет государства, его соотношение с народным и национальным суверенитетом.
- Государственная власть как разновидность социальной власти.
– 1 –
Ещё древние мыслители различали две стороны государственности:
- Государство – это организованное насилие.
- Государство обеспечивает общее благо.
Эти стороны государства нельзя абсолютизировать. Всестороннее осмысление такой категории как сущность государства (сущность – это внутренняя природа государства, его служебная роль) позволяет сделать вывод, что существует диалектическая взаимосвязь между общечеловеческим и классовым в государстве. Например, истории известны случаи, когда диктатуры сменялись достижением определенного гражданского мира и согласия (унии).
ВАЖНО! Сущность государства заключается в том, что оно выступает не только как инструмент насилия, но и как средство социального компромисса, согласия, снятия или смягчения противоречий, введения их в цивилизованное русло с помощью Права.
Общество – это не безликая масса, его социальная структура неоднородна (предприниматели, военнослужащие, преподаватели, студенты, пенсионеры и т.д.). Все они имеют свои собственные интересы. Столкновение этих интересов – необходимое условие развития общества. При этом государство, испытывая давление различных социальных сил, противоборство политических партий, устанавливает цивилизованные рамки разрешения социальных и иных конфликтов.
ВАЖНО! Таким образом, государство выступает в роли арбитра, в целях поддержания гражданского мира и согласия путем поиска диалога (консенсуса). Например, переговоры с оппозицией, переговоры при разрешении коллективных трудовых конфликтов, политических и экономических забастовках.
– 2 –
Термин «государство» впервые был введен Николо Макиавелли в 16 веке.
Государство есть многоаспектное явление. В различные исторические периоды мыслители пытались дать свое определение государства:
I. С формально-логических позиций оценивали государство:
Ø Л.Люги: «Государство равно обществу, где существует дифференциация между теми, кто правит, и теми, кем правят, в виде политической власти».
Ø Г.Шершеневич: «Государство – объединение людей в границах одной территории под общей властью».
Ø Ф.Хайек: «Государство – это организация, созданная людьми, проживающими вместе, с целью одинакового управления».
II. Государство как производное от права явление оценивали:
Ø Г.Кельзен: «Государство – это персонификация правопорядка».
Ø И.Кант: «Государство – это объединение большого количества людей, подчиняющихся правовым законам».
Ø Г.Еллинек: «Государство – целевое единение людей, имеющих свойство юридических субъектов и являющихся носителями права».
III. Государство как производное от классовой природы общества явление (идея классовой диктатуры):
Ø Ф.Энгельс: «Государство – машина для подавления одного класса другим».
Ø В.Ленин: «Государство – машина для поддержание господства одного класса над другим».
IV. Иные взгляды:
Ø Гегель: «Государство – это высшая и совершенная форма общественной жизни, имеющая моральную направленность; порождение основных духовных начал человеческого бытия».
Ø М. Коркунов: «Государство – объединение свободных людей, где мирный порядок обеспечивается установлением монополии государственных органов на осуществление принуждения».
Ø Макс Вебер: «Государство – это отношение господства людей над людьми, основанное на легитимном насилии (те, кто подчиняются, признают власть господствующих в данный момент)».
Все многообразие дефиниций государства можно свести к таким основным подходам:
1. Теологический:
· христианское учение: государство – дар власти от Бога;
· мусульманское учение: государство – слуга религии.
2. Юридический:государство – это юридическое лицо, юридическая персонификация нации (Г.Кельзен).
3. Классический:государство = власть + территория + народ.
4. Кибернетический: государство – определенная система, в рамках которой движется информация: а) с прямыми связями (от государства к обществу): издание правовых актов, обращенных к членам общества; б) с обратными связями (от общества к государству): информация о состоянии управляемых систем, процессов.
5. Социологический:государство – это явление социальное, тесно связанное с обществом. При этом различают два течения: а) государство равно обществу (Аристотель, Кант, Коркунов); б) государство не совпадает с обществом, является относительно самостоятельным феноменом (разграничение гражданского общества и государства).
6. Классовый: марксистско-ленинское понимание.
Независимо от многообразия подходов к определению государства, в научной литературе преобладает взгляд на государство как общественное явление, в структуру которого входят:
· Главные элементы (территория + население + публичная власть) – правовой словарь Фишера.
· Второстепенные (производные) элементы: наличие чиновников, военных формирований, системы налогообложения, государственных символов.
Исходя из этого, в понятии государства выделяют:
o Функциональный аспект: государство – организация всего общества, а также его определенных групп и слоёв.
o Механизменный аспект: государство – это аппарат власти.
На современном этапе выделяют следующие концепции государства:
1. Либеральная (государство – ночной сторож) – Смит, Бентам. Государство не вмешивается в экономические, социальные отношения, а только устанавливает нормы права, охраняет правопорядок, определяет «правила игры».
Такое государство является минимальным – осуществляет лишь вспомогательную (служебную) функцию сторожа, охраняя сложившийся способ производства, свободную конкуренцию, свободу договоров, международную торговлю. Оно не вмешивается в экономику, не содействует развитию промышленности и сельского хозяйства, а занимается только поддержанием общественной инфраструктуры (мосты, дороги, каналы, линии связи и т.д.)
Вначале 19 века появляются работы экономистов Т.Карлейла, Ст.Милля, выступающих за ограниченное вмешательство государства в сферу экономики и социальных отношений с целью снижения социальной напряженности.
2. Государство всеобщего благоденствия (социальное государство) – Дж.-М.Кейнс. Активное вмешательство государства в экономику является панацеей от социальных невзгод, средством сглаживания общественных противоречий, оздоровления и стабилизации экономики. Причина появления концепции – Первая мировая война, кризис 1929 – 1933 годов. Государство должно стать максимальным, государством благоденствия для всех, благодаря перераспределению национального дохода, предоставлению социальных услуг (страхование на случай болезни, социальные пособия) и установлению прогрессивных налогов.
3. Государство – менеджер – государство нейтрально управляет общественными делами. На первый план выступает не принуждение, а кооперация государства в отношениях с частным бизнесом. Госслужащие рассматриваются как менеджеры, с ними заключаются контракты и особое значение придается моральным принципам (Кодекс чести госслужащего).
4. Государство – социальный арбитр. Общество неоднородно. Социальные группы имеют различные интересы, которые могут не совпадать и даже противоречить друг другу. На этой основе могут возникать конфликты, поэтому государство выступает как арбитр, разрешая их, сглаживая противоречия.
5. Государство – организованное насилие (Макс Вебер «Политика как призвание и профессия»): государство невозможно определить исходя из его целей или функций, поскольку невозможно исторически показать, что какая-либо конкретная задача или функция специфична для государства. Поэтому четко очерченный признак государства следует искать в средствах, которые оно использует. Данным средством, легитимное использование которого признаётся только за государством, является насилие (полиция, армия).
6. Концепция сильного государства – разрабатывается в настоящее время. В связи с активно проходящими процессами глобализации[1] актуальным становится поиск такой модели государства, которое отвечает интересам современности, может эффективно противостоять кризисным явлениям, сохраняет стойкость и способно надлежащим образом выполнять свои функции.
А.Д.Керимов выделяет следующие признаки сильного государства[2]:
Ø значительный властный потенциал (наличие административных, материально-финансовых, организационных, человеческих, информационных, технологических и др. ресурсов, позволяющих формировать надлежащий политический курс и следовать ему. Современное государство должно самостоятельно создавать не менее 50-70% ВВП, чтобы иметь возможность воздействовать на общественные процессы экономическими, а не силовыми, методами и не зависеть от транснациональных корпораций, навязывающих государству принятие политических и экономических решений через давление капитала);
Ø широкая сфера влияния государственно-властных структур (обеспечение безопасности личности и социума, активное вмешательство в экономику – макроэкономическое финансовое регулирование, социальная защита населения, охрана окружающей природной среды);
Ø высокая степень легитимности (т.е. поддержки со стороны большинства населения) власти – способность мобилизации граждан и социальных групп для активного, сознательного и добровольного участия в разрешении общественных проблем (Наполеон: «Слабость верховной власти – самое страшное из народных бедствий»).
Ø национальная ориентация и ответственность правящей элиты.
В основе сильного государства лежат признаки современности, стойкости и могущества.
Современность предполагает, что государство отвечает потребностям времени, может противостоять текущим кризисным явлениям, эффективно воздействует на экономические и иные общественные процессы.
Стойкость предусматривает наличие монопольной, сильной, легитимной, эффективно действующей государственной власти, которая контролирует правопорядок и деятельность негосударственных организаций и в необходимых пределах вмешивается в жизнь общества (преимущественно в экономических и социальных отношениях).
Могущество государства – возможность навязывать иным государствам свою волю, наличие большого военного, экономического, научного, человеческого и ресурсного потенциала.
Таким образом, дефиниции государства должны отражать его сущность в многообразном проявлении.
Подводя итог вышесказанному, следует дать определение государства:
ГОСУДАРСТВО – это публично-правовой союз народа (населения), созданный на определенной исторической территории и обладающий публичной государственной властью в целях решения общих задач в интересах этого народа. (Евграфов П.Б.)
При этом публично-правовой союз – это договор народа, основанный на праве, выражается в форме Конституции; а публичная государственная власть – власть, которая не совпадает с населением, а стоит над ним.
Признаки государства:
1. Территория – это пространственное бытие государства. Территория составляет уникальность государства, непосредственно связана с самосохранением народа как определенной культурно-исторической общности. Необходимый элемент территории – наличие границ, имеющих политико-стратегическое значение.
2. Народ – этническая общность, объединение людей, действующее в едином правовом пространстве и связанное государственной принадлежностью. Взаимосвязь народа и государства характеризуют: самосознание, идеалы, язык. Государство способствует гармонизации интересов народа. Чувство национальной принадлежности развивается у определенных групп населения путем идентификации на локальном, региональном, государственном уровне. Государство – ключевой элемент идентификации народа.
Национальная идентификация выступает как результат осознания принадлежности к одинаковым культурным, историческим, языковым традициям. Она связана с убеждением, что власть справедливо представляет интересы социальных групп на определенной территории (легитимность власти).
Народ связан с территорией государства в границах, признанных мировым сообществом.
Публичная государственная власть.
4. Налоги. Государство сильно не вооруженными силами, а искусством собирать налоги (П.Б.Евграфов).
5. Наличие особого аппарата управления (управленческого разряда людей).
6. Наличие вооруженных формирований, обеспечивающих внутреннюю и внешнюю безопасность, целостность и суверенитет государства.
Признаки государства, отличающие его от иных образований:
1. Только государство имеет институт гражданства (в монархиях – подданство – личная связь с монархом). Гражданство – это особая правовая связь гражданина с государством, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях.
2. Осуществление правового принуждения.
3. Издание общеобязательных правил поведения – норм права.
4. Обладание суверенитетом.
– 3 –
Теория государственного суверенитета была разработана Жаном Боденом в трактате «Шесть книг о государстве». По его мнению, государство обладает особым специфическим признаком, выделяющим его из всех других социальных организаций. Этим специфическим признаком является суверенитет, под которым понимается постоянная, независимая, единая и неделимая абсолютная власть над гражданами и подданными. Над ней нет никакой другой власти, кроме её самой, и её законы имеют обязательную силу для всех. Единый и неделимый характер абсолютной власти выражается в том, что она не может быть поделена или частично уступлена кому-либо. Таким образом,
СУВЕРЕНИТЕТ – это свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве этой власти над всякой иной властью в обществе; независимости этой власти от всякой иной власти как внутри государства, так и за его пределами.
Основные черты суверенитета:
1) Единство (государственная власть должна быть единой).
2) Неделимость власти.
3) Неотчуждаемость (её нельзя уступить или передать кому-либо).
4) Может упразднить любую другую власть.
Суверенитет и суверенные права государства.
Суверенитет может иметь две стороны: внутреннюю и внешнюю.
Формы выражения суверенной власти называются суверенными правами, которые выражаются в определённой возможности действия государственной власти:
А) внутренняя сторона:
1) право устанавливать законы;
2) право суда и помилования;
3) право иметь свою государственную символику;
4) право образовывать и упразднять государственные органы.
Б) внешняя сторона:
1) любое государство может открывать за границей любое представительство;
2) любое государство вправе заключать любые договоры с любыми государствами;
3) любое государство может входить в любые международные союзы и выходить из них.
ВЫВОД: абсолютного суверенитета, не связанного собственными законами, существующим конституционно-правовым строем, принципами и нормами международного права, в действительности нет.
Уважение суверенитета государства – основной принцип международного права и международных отношений (закреплен в Уставе ООН и других международных актах).
Виды суверенитета:
1) Народный – народу принадлежит высшее право на самоопределение, которое включает в себя следующие правомочия:
Ø свободно определять свой международный статус;
Ø свободно выбирать свою политическую, экономическую, социальную и культурную системы.
Различают: а) внешнее самоопределение – право народа суверенного государства быть свободным от любого вмешательства извне; б) внутреннее самоопределение – выбор народом формы внутреннего политического устройства, своей экономической, социальной и культурной системы, включая механизм защиты национальных меньшинств.
2) Национальный – полновластие нации, её политическая свобода, возможность самоопределения для сохранения своей самобытности, языка, культуры, истории; вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. При этом в соответствии с международными стандартами (фундаментальные принципы международного публичного права JUS COGENS), условием реализации права на отделение является нарушение стандартов в области прав человека, в том числе дискриминация по расовым, этническим и религиозным признакам. Национально-освободительное движение может быть признано мировым сообществом при условии, что это движение имеет единый центр и пользуется поддержкой большинства населения.
Нация – этносоциальная общность, у которой сформировано самосознание своей идентичности, языковое и хозяйственно-экономическое единство.
3) Государственный – исходящая от народа верховная власть, состоящая в самостоятельном осуществлении государством своих функций в рамках национального и международного права.
Соотношение суверенитета:
В суверенитете государства находит своё выражение полновластие народа, он производен от суверенитета народа, который един и неотчуждаем. Основой для суверенитета народа выступает суверенитет нации.
– 4 –
Термин «власть» имеет множество значений. Данная категория является предметом изучения не только теории государства и права, но и политологии.
С точки зрения политологов, власть – это возможность и способность оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение людей с помощью воли, авторитета, насилия, права и других средств.
Уникальность государства – в наличии у него публичной власти. С одной стороны, государство как общечеловеческая ценность выполняет регулирующую роль в различных сферах: экономические, социальные, политические и духовные отношения, при сохранении саморазвития, саморегуляции общества. С другой стороны, государство имеет тенденцию отчуждения от него (т.н. «отчужденное государство»). Власть объективно приобретает самодовлеющий характер, стремится усилить контроль над обществом. Достигая определенного уровня организации, власть возвышается над обществом, избегая его контроля. По выражению С.С.Алексеева, при этом она «становится тем демоном, который неотвратимо навязывает себя и не оставляет другого выбора, кроме подчинения».
Таким образом, сущность власти – насилие, подчинение.
Власть – это насилие одной части общества над другой с помощью правовых средств.
Власть всегда предполагает доминирование одной стороны, а любое отношение господства – это подчинение чужой воле.