Новый глобальный беспорядок как фактор гегемонии
Необходимо подчеркнуть, что идея «нового глобального беспорядка» умело используется американскими геополитиками для обоснования мирового лидерства США в новой геополитической ситуации. 3. Бжезинский весьма откровенно пишет об этом в своей очередной книге: «Внезапный конец американской гегемонии, без сомнения, погрузил бы мир в хаос, в обстановке которого международная анархия сопровождалась бы взрывами насилия и разрушениями подлинно грандиозного масштаба»1. Он использует библейский образ Армагеддона — «конца света», описанный в последней книге Нового Завета, как картину возможного планетарного ядерно-бактериологического самоубийства. Такие сильные эмоциональные средства убеждения в планетарной миссии США для англо-американской геополитической школы прежде не были характерны: здесь господствовала прагматическая аналитика. Но современная геополитическая ситуация предельно обострила эмоциональный накал страстей и востребовала самые радикальные геополитические сценарии.
В число этих сценариев, по Бжезинскому, входит семь вариантов эскалации насилия в духе поистине «манихейских страстей»:
1)стратегическая война между США и Россией либо, предположительно через 20 лет — между США и Китаем, а также между Китаем и
Россией;
2)крупные региональные войны с применением наиболее смертоносного оружия (между Индией и Пакистаном, Израилем и Ираном);
3)этнические военные конфликты (Индия, Индонезия);
4)«национально-освободительные движения», подобные палестинскому в Израиле или чеченскому в России;
5)неожиданное применение ОМУ слаборазвитыми государствами против сильных;
6)террористические операции в духе 11 сентября 2001 г.;
7)кибернетические атаки против высокоразвитых стран с целью погрузить их в состояние хаоса2.
Сама возможность осуществления таких сценариев, по мнению Бжезинского, привела к пересмотру американской стратегической доктрины. В 2002 г. в Уэст-Пойнте была сформулирована новая доктрина внешней политики США, которая получила название концепции «единоличного гарантированного уничтожения». Стратегия сдерживания, на которой базировалась прежняя доктрина безопасности, отвергалась как неадекватная угрозам терроризма и распространения ОМУ.
1 Бжезинский 3. Указ. соч. С. 14—15.
2 Там же. С. 26-27.
Была провозглашена идея «упреждающей интервенции», которая переносит сражение на территории противника, срывает его планы и противостоит наиболее серьезным угрозам еще до их появления. При этом президент Дж. Буш так и не назвал противника, оставив за собой полный простор для произвольного выбора мишеней.
Многими европейскими и американскими геополитиками переход к доктрине «единоличного гарантированного уничтожения» воспринимался как стратегический регресс. США стали сравнивать с античным Римом: «Мировые державы, не имеющие себе равных, составляют самостоятельный класс... У них уже больше нет врагов, а есть только бунтовщики, террористы и государства-изгои. Они уже не воюют, а только карают. Они искренне возмущаются, когда вассалы отказываются вести себя так, как это положено вассалам»1.
Бжезинский занял осторожную позицию комментатора, прогнозирующего возможные негативные тенденции новой стратегии: он подчеркнул, что отказ от разграничения двух видов действия — «упреждения» и «предотвращения» со стороны сверхдержавы — способен вызвать цепную реакцию односторонних «предотвращающих войн», маскирующихся под «упреждающие акции», что в итоге способно нанести наибольший урон самим США2.
Таким образом, эскалация конфликтов низкой интенсивности сегодня во многом провоцируется также новой стратегией «упреждающей интервенции» американской внешней политики. Нельзя не согласиться с мнением ведущих российских геополитиков, что новые положения стратегической концепции американской внешней политики несут дополнительную военную угрозу. Среди них:
•отказ от приверженности принципу стратегического баланса сил;
•неадекватность имеющихся сил и средств блока НАТО заявленным угрозам безопасности (локальные конфликты, международный терроризм, распространение оружия массового уничтожения и пр.);
•намерения применять военную силу в миротворческих операциях без санкции ООН3.
1 Bender P. America: The New Roman Empire? // Orbis. Winter. 2003. P. 155.
2 См.: Бжезинский З. Указ. соч. С. 58.
3 См.: Ивашов Л.Г. Россия или Московия? Геополитическое измерение национальной безопасности России. М., 2002. С. 197.