Символический капитал культуры в виртуальной борьбе за пространство
Долгое время идея культурного превосходства в классической геополитике была достаточно маргинальной. Ключевая идея западной геополитической школы от А. Мэхена и X. Маккиндера до Г. Киссинджера состояла в выявлении зависимости политических решений и их последствий от географического положения стран и народов.
1 См.: Там же. С. 467-468.
Однако после «холодной войны» идея культуры проникает в западные геополитические концепции и получает свое распространение вначале в рамках цивилизационного подхода. Концепция «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона предполагает, что «бархатный занавес» культуры играет роль не столько символа веры, сколько разделительного рубежа при столкновении цивилизаций. Поэтому роль культуры в этой парадигме скорее конфликтогенная, чем конструктивная.
Принципиальные изменения произошли в геополитической стратегии с развитием информационной революции. Именно в этот период идея культурного превосходства начинает занимать важное место в постклассических геополитических теориях. В концепции американского глобального превосходства, сформулированной 3. Бжезинским в одной из его последних крупных работ, среди четырех имеющих значение областей мировой власти называется также и культура (наряду с военной сферой, экономикой и технологиями)1. Но сам Бжезинский все время оговаривается: культурное превосходство является недооцененным аспектом американской глобальной мощи. И что бы ни думали «некоторые» о своих эстетических ценностях, американская массовая культура излучает магнитное притяжение, особенно для молодежи всего мира2.
На первый взгляд решающее значение имеет тот общеизвестный факт, что в мировых каналах коммуникаций американские телевизионные программы и фильмы занимают почти три четверти мирового рынка (хотя сам Бжезйнский говорит о их «некоторой примитивности»). Известно, что американская популярная музыка лидирует в хит-парадах, язык Интернета — английский, наконец, Америка превратилась в Мекку для тех, кто стремится получить современное образование: выпускников американских университетов можно найти на всех континентах, в каждом правительстве. Стиль многих зарубежных демократических политиков все больше походит на американский: в конце 1990-х гг. стремление копировать популистское чувство локтя и тактику отношений с общественностью американских президентов становится «хорошим тоном» для весьма многих политических лидеров «большой семерки».
1 См.: Бжезйнский 3. Великая шахматная доска. М., 1998. С. 36.
2 См.: Там же. С. 38.
По мнению Бжезинского, все это является условием установления «косвенной и на вид консенсуальной американской гегемонии»1.
Однако только на первый взгляд информационное лидирование может сыграть роль культурного превосходства в информационном обществе. На самом деле значение символического капитала культуры в геополитике значительно глубже. Какую же роль играет символический капитал в структуре современного геополитического могущества?
Обратимся к политической истории. Прошлое мировых империй свидетельствует, что удержать огромное пространство одной только силой никогда не удавалось. Недаром политологи оперируют понятием «легитимность власти» — идеей добровольного признания большинством граждан существующей системы политического господства. Римская империя обеспечивала свое геополитическое могущество не только с помощью более совершенной, чем у других народов, военной системы, но и с помощью культурной гегемонии. Особую геополитическую миссию империи обеспечивали высокая притягательность римской культуры, высокие стандарты жизни, высокий статус римского гражданина в глазах чужестранцев.
На других принципах покоилась имперская власть Китая: здесь решающее значение имел эффективный бюрократический аппарат, система единой этнической принадлежности и только потом — система военной организации. Но Китайская империя также укрепляла систему имперского господства за счет сильно развитой идеи культурного превосходства.
Известно, что в Новое время Британская империя, господствовавшая на морях благодаря могучему флоту и развитию торговли с колониальными странами, опиралась в значительной мере на идею культурного самоутверждения английской нации. Наконец, в Новейшее время-СССР, возглавивший мировую систему социализма, в основу своего геополитического контроля над пространством положил идею господства «передовой» марксистской идеологии, впервые отказавшись от идеи прямого культурного превосходства. Можно предположить, что именно это было одной из главных ошибок советских лидеров: исчерпать запас идеологических аргументов значительно легче, чем запас национального культурного творчества. Вероятно, поэтому предыдущие империи существовали веками, а СССР едва достиг 70-летнего рубежа.
Какими бы ни были принципы имперского господства, финал мировых империй был одним: все они исчезали с геополитической карты мира, исчерпав свой символический капитал — утратив идею культурного (идеологического) превосходства.
1Там же. С. 39.
Наступившая культурная деградация, культурный гедонизм элиты, больше не способной поддерживать идею духовного превосходства, сильнее подтачивали стены мировых империй, чем полчища варваров или армии неприятелей. Весьма показательно* что СССР пал без единого выстрела со стороны НАТО, добровольно признав идеологическое поражение в «холодной войне».
В истории геополитики «холодная война» стала первым сражением, когда в борьбе за пространство доминировали и определили победу не военные, а культурно-информационные технологии, цель которых — лишить противника символического капитала его власти над пространством. Сегодня очевидно, что овладеть территорией врага легче всего именно таким путем: достаточно духовно обезоружить элиту, заставить ее отказаться от национальной системы ценностей в пользу политической идеологии противника, и элита превратится в «пятую колонну» в тылу собственного народа — начнет сокрушать национальные святыни, высмеивать национальных кумиров, восхищаясь всем иностранным и высокомерно третируя исконно-почвенническую отсталость. И народ будет дезориентирован, духовно сломлен, морально подавлен и сокрушен — а, значит, защищать пространство родной цивилизации станет некому.
Следовательно, проблема символического капитала в геополитике — это проблема высокого престижа ценностей и принципов, на которых организовано пространство власти, что заставляет живущий на этом пространстве народ и все окружающие его народы уважать сложившуюся систему геополитических сил. Современная политическая история знает два пути завоевания символического капитала в геополитике — через овладение символизмом культуры и через овладение символизмом идеологии. Несомненно, эти пути во многом альтернативны, и глубже всех эту проблему осознал Ф.М. Достоевский.
В творчестве Достоевского ключевое место занимают вопросы свободы выбора человека и народа в истории. Размышляя над ними, он впервые раскрыл два альтернативных пути к политической власти, причем к политической власти мирового масштаба — две главные формулы мирового господства в геополитике: путь Бледного узника и путь Великого инквизитора. К легенде о Великом инквизиторе обращались многие известные русские философы и писатели, но именно Достоевскому удалось наиболее полно раскрыть драматургию альтернативных путей человеческого выбора.
Согласно легенде страшный и умный дух, дух самоуничтожения и небытия, подсказывает Великому инквизитору, что есть три силы, единственные три силы на земле, могущие навеки победить и пленить человечество: чудо, тайна и авторитет. Ибо все, что ищет человек на земле, — это то, перед кем поклониться, кому вручить совесть и как устроиться всемирно. Так раскрывает Достоевский идею символического капитала мировой власти Великого инквизитора: знамя хлеба земного, символ Рима и меч кесаря. Но главная тайна этой власти — тайна обретения хлеба земного из камней, тайна овладения Римом и мечом кесаря — служение силам зла под видом добра.
В мировой политике первыми реализовали проект Великого инквизитора коммунисты. Именно они перевели аллегории символического капитала мировой власти Великого инквизитора — чудо, тайну и авторитет — в категории вполне земной политической идеологии. Вожди коммунистов хорошо понимали: идеи становятся материальной силой, когда овладевают массами (В.И. Ленин), и в этом — вечный «идеализм» геополитики, невозможной без «символического капитала». Именно поэтому на красном знамени Коммунистического Интернационала были начертаны слова: социальная справедливость, всемирная революция и коммунистический идеал.
В интерпретации коммунистических идей знамя хлеба земного превратилось в идеал уравнительного распределения — социальную справедливость, авторитет был подкреплен «научно доказанной» теорией коммунистического общества, а тайна скрывалась под лозунгом «всемирной революции рабочего класса», призванной освободить всех трудящихся: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Только на самом деле речь шла о завоевании всемирной власти, а идеалы гуманизма лишь прикрывали истинную цель; и во имя этих гуманных идеалов разрешено было использовать любые средства: «нравственно то, что служит делу рабочего класса» (В.И. Ленин).
Во время революции этот символический капитал марксистской теории стал той страшной силой, которая позволила «кучке заговорщиков» в России захватить власть: империя рухнула — да здравствует империя! Но теперь уже речь шла о создании мировой системы социализма. И такая система была создана, хотя и просуществовала недолго, несколько десятков лет — с 1945 г. по 1991 -и. Дело в том, что большевики оказались плохими учениками Великого инквизитора. Несмотря на то что он завещал им прежде всего беречь символический капитал власти — чудо, тайну и авторитет, — они как раз о нем меньше всего заботились, увлекаясь соблазнами земной власти: использовали аппарат насилия, репрессии, учредили спецраспределители, а потом и вовсе встали на путь откровенных привилегий для номенклатуры.
Так был разрушен символический капитал власти: тайш развеялась, авторитет пошатнулся и чудо не состоялось.
Однако на этом путь Великого инквизитора еще не был исчерпан лавры мировой империи не давали покоя не только коммунистам, но v либералам. В конце XX в. после крушения коммунистической империи либеральная идеология также была конвертирована в проект завоевания всемирной власти («конец истории») по тому же универсальному рецепту Великого инквизитора: чудо, тайна и авторитет. Однако в либеральной версии знамя хлеба земного превратилось в проект потребительского общества (с эмблемой «Кока-Колы» — потрясающий синтетический вкус и всего 0 калорий! — действительно, хватит на всех), авторитетом стала концепция «прав человека», а тайна — тайна была завуалирована лозунгом глобального мира. За кулисами либерального проекта скрылось откровенное стремление к мировому господству, для завоевания которого опять были разрешены любые средства (во имя гуманизма и торжества прав человека!), начиная с «гуманитарных» бомбардировок.
Сегодня уже очевидно, что либералы оказались еще более бездарными учениками Великого инквизитора, чем коммунисты, поскольку они еще быстрее истратили символический капитал своей власти в погоне за соблазнами земного могущества с помощью силы. После окончания «холодной войны» прошло только пятнадцать лет, но как мало осталось тех, кто верит в «конец истории» — Ёо всемирную эру торжества либеральной демократии. И вновь тайна раскрылась, авторитет исчез и чудо опять не состоится. Все больше сторонников набирает движение антиглобалистов, но главное — на пути либеральной империи встал многомиллионный Китай, отвергнувший рецепты либеральной модернизации.
Хочется надеяться, что падение либеральной империи символизирует, наконец, исчерпанность пути Великого инквизитора в мировой геополитике и человечество обратит внимание на альтернативу, избранную Бледным узником, — альтернативу не идеологического, но культурного творчества.
Напомним, что легенда о Великом инквизиторе заканчивается весьма символически: после страшных слов инквизитора о том, что он собирается сжечь Христа и уверен — люди по первому мановению бросятся подгребать горячие угли к этому костру, — тот молча приближается к старцу и целует его в бескровные девяностолетние уста.
Вот и весь ответ. Но как велика сила этого ответа!
Поцелуй горит на сердце Великого инквизитора, и хотя он продолжает оставаться в прежней своей вере, но хорошо понимает, какова сила Бледного узника — какова сила этого смирения, этой любви, этой веры, которая способна на подвиг!
Исторический путь Христа велик и трагичен: он полагал, что только с помощью веры, любви и подвига можно завоевать сердца людей, обманутых Великим инквизитором. Но именно по этому пути со времен христианства развивается культура, утверждая: не хлебом единым жив человек. Высокий символизм культуры служит тем знаменем веры, с помощью которого народ легитимирует или отвергает власть кесаря.
Во все времена несла это знамя веры духовная элита общества, которая защищает и оберегает национальные святыни, укрепляет духовные бастионы цивилизации. Пространство власти во всех культурах стоит на трех китах: его освящает Жрец, кормит Пахарь и охраняет Воин. Если эту триаду покидает Жрец — во имя чего Пахарь станет кормить, а Воин — защищать?
Классики русской школы геополитики хорошо осознавали важность символического капитала культуры в геополитической борьбе. Известно, что русская интеллигенция в дореволюционной России высоко ставила идею служения своему народу, и пока она несла это знамя — пространства России расширялись и укреплялись. Как только знамя культуры сменилось знаменем марксистской идеологии — империя рухнула. И тогда в русскую историю пришел Великий инквизитор... Но память о пути Бледного узника — о пути великих побед цивилизации — эту память продолжает хранить русская школа геополитики, золотой фонд нашей культуры.
Хочется подчеркнуть, что в известной геополитической триаде — вера, почва и кровь — русская геополитическая традиция делает акцент на символе веры. И именно этим она принципиально отличается -бт континентально-европейской и атлантической (англо-американской) школ, которые выделяют в этой триаде либо почву (борьба за пространство), либо кровь (борьба за национальные интересы).
Приоритеты русской школы геополитики со всей определенностью обозначили уже славянофилы и евразийцы. Г.В. Флоровский пророчески писал: «...есть бесспорная правда в живом пафосе родной территории, — дорога и священна родимая земля, и не оторваться от нее в памяти и любви. Но не в крови и почве подлинное и вечное родство. И географическое удаление не нарушает его, если сильны и крепки высшие духовные связи»1.
1 Флоровский Г.В. Евразийский соблазн // Из прошлого русской мысли. М., 1998. С. 342.
Идеи крови и почвы — это мечтательный и страстный пафос плоти, болезненная торопливость «сесть на землю», наивное языческое ожидание чудес от земли. Не случайно для евразийцев такое «кровяное почвенничество» — символ внутренней бездомности и беспочвенности, отражение психологии людей, связанных со своей страной только через территорию. Поэтому подлинная связь возможна для русского человека только через веру, рождающую любовь, и подвиг, без которых невозможно удержать русское пространство.
Классики русской школы геополитики утверждали, что пафос русских геополитических побед рождается из народного духа. Русский символический капитал в геополитике — это вера в возможность последнего слова народа в борьбе за пространство, в реальность исторической удачи, сопутствующей сражениям за правое дело. Такая вера включает в себя допущение, что возможно полное исчезновение противоположности должного (геополитическое задание) и действительного (победа) через любовь и подвиг. Здесь происходит принципиальное приравнивание ценности (идеала) и факта. В этом смысле можно говорить об этическом натурализме русской геополитической школы.
Несомненно, есть своя правда в этой натурализации ценностей. Этический натурализм выступает здесь этикой геополитической во-' ли, а не этикой регистрирующей оценки. Речь идет о предельной действенности добра как силы, о превращении геополитического императива (задания) в историческое предсказание через волевое действие народа. И чтобы это произошло, духовная элита, интеллигенция должна сказать свое слово: вдохнуть в народ пафос веры, выковать волю к победе.
История русских геополитических побед убедительно свидетельствует, что их корень -- в волевом самочувствии народа. Именно поэтому геополитическая карта мира открывается русскому человеку каждый раз в меру его исторической зоркости и волевой собранности — он видит в ней на каждом этапе истории то, что сам в силах в нее внести. Вот почему русская триада символического капитала в геополитике тождественна пути Бледного узника — вера, любовь и подвиг. Расшифровать эту символическую формулу можно так: только тогда народ способен на подвиг, когда духовная элита высоко держит знамя любви и веры — к родной культуре, к своему народу.
Невзирая на то что символический капитал культуры неосязаем и невеществен, его сила — в мистических межиндивидуальных взаимодействиях, его нити уходят в неведомые тайники народной души. Вот почему духовное самоубийство России равносильно ее геополитическому самоубийству.
Во все времена в русской культуре «нация есть начало духовное», поэтому формулой русского геополитического возрождения стали слова Г.В. Флоровского: «Или мы можем культурно возродиться и восстать в духе, или Россия уже погибла»1.
Невозможно победить под русским трехцветным знаменем, пока оно выступает только символом государственной или национальной мощи. Оно неизменно должно стать в глазах народа символом веры, поэтому такое важное значение в России всегда имела национально-государственная идея, которую создавала интеллигенция. Геополитическая борьба за пространство перестает быть междоусобицей в глазах русского человека только тогда, когда ведется за что-то (вера, идея), а не только против геополитического соперника. И если сама воля к культуре заслоняется злобою дня, внутреннее обнищание и духовная гибель нации становятся неизбежными.
Поэтому сегодня культурное возрождение в России — более насущное национальное дело, чем текущая политическая и геополитическая борьба. В те исторические эпохи, когда задача государственного и экономического восстановления России вытесняла из фокуса народного сознания проблему русской культуры, окончательное оди1чание становилось «только вопросом времени и сроков»2.
Приоритет символического капитала культуры в геополитике очевиден, потому ни экономики, ни государственности, ни нации, ни мировой геополитической системы нельзя создать только по рациональному плану, поскольку единственная реальность и нации, и международного права, и мировой геополитической системы — в переживании людей, творящих эти процессы (экономический, государственный, правовой, геополитический). Именно поэтому геополитика начинается с культурного обновления, а не с экономической или' государственной реставрации. Напомним, что немцы после поражения в Первой мировой войне усиленно распространяли в армии и в народе сочинения «романтика народного духа» Фихте; они понимали: возродится немецкий дух — возродится и немецкое государство.
Многие известные русские философы отмечали: в России чем сложнее политическая конъюнктура, тем сильнее клонит к догматическому сну, тем могущественнее тяга к экономическим программам и политическим реформам. Когда в русской геополитике начинает доминировать его величество Проект — в стихийном преображающем порыве, в вожделении водительства и власти стремительно угасает воля к очищению и подвигу, иссякает вера — и территория распадается. Вполне знаменательно, что внутреннее бессилие России и ее геополитический распад неизменно совершались в период наивысшего раскрытия ее международной мощи, накануне, казалось, реализации ее предельных великодержавных, имперских мечтаний. Так было в 1917 г., так было и в 1985 г.
1 Флоровский Г.В. Письмо к П. Струве об евразийстве // Из прошлого русской мыс
ли. С. 126.
2 Там же. С. 125.
С этой точки зрения трагедия русских геополитических поражений — это не трагедия столкновения с могущественной силой, а трагедия свободы выбора русской интеллигенции. Крушение русских геополитических притязаний происходит не в итоге столкновения с более сильным противником, а в итоге «интеллигибельной ошибки» политической элиты, роковым образом ошибшейся в выборе: в 1917 г. — марксистско-ленинского проекта, в 1985 г. — либерального. Трагедия свободы.— вот главная трагедия русского культурного, политического и геополитического развития.
В начале XXI в. русский человек стоит у алтаря вечных ценностей родной культуры в полной растерянности: почему никто не восхищается этими святынями? Где Жрец, столько лет освящавший пантеон великих ценностей родной цивилизации? Еще вчера весь мир говорил о русской культуре как величайшем завоевании человечества, а сегодня на русского человека смотрят как на варвара и отщепенца мировой периферии. Либеральные идеологи прельщают его плодами потребительского общества, на обертке которых символ Макдональдса со всеми прелестями бутербродной «роскоши для бедных».
Серьезные сомнения одолевают русского Воина и русского Пахаря: так ли высоки истины Веры, Любви и Подвига, если Жрец, столько лет певший осанну этим святыням, покинул национальный пантеон и служит официантом в Макдональдсе? Кого теперь защищать Воину и кого кормить Пахарю? Иссякла Вера — и разошлись в разные стороны Жрец, Воин и Пахарь — распалось русское пространство...
Кто вернет веру и достоинство русскому человеку? Это сегодня главный геополитический вопрос в России. Пока русских воинов и пахарей одолевают сомнения, русское пространство будет продолжать сжиматься как шагреневая кожа. Пора осознать, что в XXI в., в эпоху информационной революции, победу в борьбе за пространство определяют не военные, а культурно-информационные технологии.
Само пространство в информационном обществе — понятие прежде всего информационное. Это определяет главный геополитический закон в эпоху информационной революции: тот, кто контролирует источники информации на данной территории, — тот контролирует и саму территорию.
Согласно этому закону, символический капитал в геополитике приобретает значение решающего ноосферного оружия: тот, кто владеет символическим капиталом культуры, — обладает решающими преимуществами в информационном пространстве — а значит, и на геополитической карте мира.
Слово в русской культуре обладает огромной притягательной силой, в особенности если это слово Правды, Добра и Красоты, Все русские победы начинались с возрождения русского духа. Поэтому обращение к символическому капиталу культуры способно сыграть решающую роль в информационной борьбе за пространство.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1.Каково значение информационной войны как войны гражданской?
2.В чем суть концепции информационной войны?
3.Каковы особенности информационного оружия?
4.Какие институты информационной войны являются наиболее важными?
5.В чем значение концепции «программирующего лидерства» как информационной стратегии?
6.Можно ли победить в информационной войне?
7.Каким образом происходит превращение «перегретого» средства коммуникации в свою противоположность?
8.Как повлияла информационная революция на становление новой, постклассической картины политического пространства?
9.В чем значение символического капитала культуры в информационной борьбе за пространство?
ГЛАВА 5