Концепция информационной войны

Концепция информационной войны во многом возникла по анало­гии с созданием эффекта гипнотического внушения по отношению к отдельному человеку. Процесс погружения в гипноз предполагает не­сколько важных принципов:

• гипнотизируемый должен находиться в расслабленном состоя­нии;

• необходимо внимательно слушать гипнотизера, не обращая вни­мания на других;

•нельзя анализировать слова гипнотизёра, надо только машиналь­но пассивно повторять;

•важно сосредоточить внимание на любом нейтральном предмете, помимо голоса гипнотизера.

Таким образом, процесс гипноза сопровождается погружением в сонное состояние, чтобы ослабить сознание и память, сохраняя при этом контакт с гипнотизером. При выполнении этих условий человек становится достаточно послушным объектом манипуляции.

Современные теоретики информационной войны по аналогии с методом гипноза редлагают такую концептуальную схему информа­ционного противоборства:

• расслабить общество — внушать через СМИ, что врагов больше нет и не будет, и для отвлечения обсуждать незначительные истори­ческие периоды и события, интересы отдельных малых народностей
(цель: общество как целое должно исчезнуть в качестве объекта со­ знания);

• заставить общество слушать только противника, например с помошью пропаганды его образа жизни, исключив опыт других стран и народов;

•заставить общество не размышлять над тем, что говорит против­ник, для этого исключить из СМИ серьезные аналитические переда­чи, сделав акцент на ярких развлекательных шоу;

•сосредоточить внимание общественности на каком-то отдель­ном предмете, помимо направленного манипуляционного потока,например на терроризме, чтобы подсистема защиты, ответственная
за анализ информации, не выполняла свою функцию и была дезори­ентирована;

•постоянно внушать, что само общество становится все лучше и лучше, чтобы снизить критические способности людей1.

Цель — создание пассивного состояния общественного сознания, при котором сохраняется возможность зависимости от информаци­онного воздействия противника.

Информационное оружие

Вопрос, что представляет собой информационное оружие, заслужива­ет отдельного внимания. Многие эксперты считают, что информаци­онное оружие — это средство искажения, уничтожения и хищения информации; средство преодоления систем защиты; средство ограни­чения доступа отдельных пользователей; средство дезорганизации действия технических средств, компьютерных систем.

Атакующим информационным оружием при этом считают:

• компьютерные вирусы;

•логические бомбы (программные закладки);

•средства подавления информационного обмена и фальсифика­
ции информации;

•средства нейтрализации текстовых программ;

•различного рода ошибки, сознательно вводимые в программное
обеспечение2.

Однако, если учесть, что пропаганда собственного образа жизни является одним из самых важных направлений современной инфор­мационной войны, такое узкое определение информационного оружия не дает возможности представить весь арсенал современных ин­формационных средств.

1 См.: Расторгуев С.П. Философия информационной войны. М., 2001. С. 147.

2 См.: ЧерешкинД.С., Смолян Г.Л., Цыгичко В.Н. Реалии информационной войны //
Конфидент. 1996. № 4. С. 22.

Поэтому более точным можно считать такое определение:

информационное оружие — это использование информационных тех­нологий и информации для разрушительного воздействия на информаци­онные системы и менталитет противника.

Информационное оружие обладает целым рядом новых особен­ностей. Трудно согласиться с теми авторами, которые считают информационное оружие мощнее ядерного, поскольку они имеют разные цели поражения. Гораздо важнее, что оно имеет ярко выра­женный наступательный характер, поскольку эффект информаци­онного удара заложен в его превентивности. Наступательный харак­тер информационного оружия во многом определяет лицо информационной войны и позволяет сразу определить информаци­онного агрессора.

Наступательность информационного оружия дает возможность измерить потенциал агрессивности, если определить объем информа­ции, целенаправленно транслируемой из одной страны в другую.

Эффект внезапности, превентивности информационного удара за­ложен сегодня в концепции глобального информационного лидерст­ва США, которую эксперты весьма точно охарактеризовали как «про­граммирующее лидерство». Эта стратегия сформировалась в начале 1990-х гг., в период правления Б. Клинтона, и сегодня эффективно ре­ализуется правительством Дж. Буша. Стратегия «программирующего лидерства» состоит в выдвижении международной повестки дня, включающей формулировку наиболее актуальных проблем в наибо­лее выигрышном для лидера формате, что предполагает некоторый спектр совместных действий ряда государств под руководством лиде­ра и в его интересах.

Стратегия «программирующего лидерства» состоит из нескольких программных принципов:

•опережающее внешнеполитическое планирование и вброс в по­литический дискурс идей и концепций, воплощение в жизнь которых отвечает интересам лидера;

•опережающее формулирование основополагающих целей меж­дународной повестки дня в выгодном для лидера ракурсе;

•решительное дистанцирование от «чужой игры» и игнорирова­ние целей других субъектов мировой политики;

•искусственное создание лидером условий, подталкивающих партнеров к инкорпорированию предлагаемой лидером повестки дня в их внешнеполитические программы.

Достаточно ярким примером последних лет является вброс в по­литический дискурс таких идей и концепций, как «столкновение цивилизаций» и «борьба с терроризмом», которые послужили осно­вой для последующего программирования операций в Югославии, Афганистане и Ираке. Авторитетный журнал «Foreign Affairs» опубликовал материалы, позволяющие предположить, что в Югославии были срежиссированы проблемы, связанные с албанскими этничес­кими меньшинствами на Балканах, что затем «потребовало» гумани­тарных бомбардировок и решительного вмешательства США в юго­славский кризис. Несколько позже в Ираке были срежиссированы проблемы, связанные с поисками ядерного арсенала С. Хусейна, ко­торый после антитеррористической операции США так и не удалось

никому отыскать.

Весьма инновационным фактором в среде вооружений является то, что долговременная эффективность информационного оружия во многом обратно пропорциональна его агрессивности: чем мягче и гуманитарнее методы информационного воздействия, тем они ковар­нее и разрушительнее в исторической перспективе. Компьютерные вирусы и логические бомбы действуют непосредственно и агрессив­но, но их можно достаточно быстро и эффективно обезвредить. Воз­действия на эмоции, чувства и мысли людей коварно и незаметно разрушают социум изнутри, и эти разрушения зачастую невосстано­вимы.

Важным фактором применения информационного оружия явля­ется принцип его тайного, незаметного использования. А.А. Зино­вьев, описывая действие «бомбы западнизации» в России, подчер­кивает: «Идеологически и в пропаганде это изображается как гуманная, бескорыстная и освободительная миссия Запада, который при этом изображается средоточием всех мыслимых добродетелей... намеченная жертва должна сама полезть в пасть да еще при этом ис­пытывать благодарность. Для этого и существует мощная система соблазнов и идеологическая обработка... Это — на словах. А на деле западнизация... имеет реальной целью довести намеченные жертвы до такого состояния, чтобы они потеряли способность к самостоя­тельному существованию и развитию, включить их в сферу влияния и эксплуатации западных стран, присоединить их к западному миру не в роли равноправных и равномощных партнеров, а в роли зоны колонизации»1.

1Зиновьев А.А. На пути к сверхобществу. М., 2000. С. 629—630.

Серьезным преимуществом информационного оружия многие \эксперты считают его относительную дешевизну по сравнению с другими видами вооружений, поскольку в него не надо вкладывать «энергию» для уничтожения противника. Предполагается, что противник обладает всеми необходимыми средствами для собственного уничтожения, поэтому эффективность применения информационно­го оружия состоит в том, чтобы помочь противнику направить имею­щиеся у него средства против самого себя — создать эффект самораз­рушения.

Наши рекомендации