Глава 12. международное морское право 2 страница
Вне зависимости от указанных случаев государство порта осуществляет уголовную юрисдикцию, если получена просьба со стороны капитана иностранного судна, или главы дипломатического представительства, или консульского учреждения принять меры в отношении лиц, совершивших преступления на борту этого судна.
В иностранном порту лица, входящие в состав экипажа военного корабля, при их нахождении на берегу пользуются иммунитетом от местной судебной и административной юрисдикции при исполнении служебных обязанностей. Вне службы в случае совершения такими лицами правонарушения они не пользуются иммунитетом и подпадают под действие судебной и административной юрисдикции государства пребывания. Офицерский состав, как правило, освобождается от местной судебной юрисдикции. Однако за совершение тяжких преступлений, относящихся к такому составу, лица могут нести ответственность по законам страны пребывания. В каждом конкретном случае вопрос об ответственности офицера решается через дипломатические каналы.
Члены экипажей военных кораблей, не являющиеся военнослужащими, во время пребывания в иностранном порту, находясь на берегу, не пользуются иммунитетом от иностранной юрисдикции даже при исполнении служебных обязанностей. При совершении ими правонарушений они могут быть подвергнуты судебному и административному преследованию <1>. Однако осуществление указанных мер не распространяется при нахождении перечисленных лиц на борту военного корабля или же государственного судна, эксплуатируемого в некоммерческих целях (таможенные, полицейские и другие суда).
--------------------------------
<1> См.: Международное морское право: Справочник / Под ред. Г.С. Горшкова. М., 1985. С. 269.
Иностранный военный корабль не может использоваться как территория для предоставления убежища лицам, совершившим преступление в прибрежном государстве. Хотя следует заметить, что во многих латиноамериканских государствах практика предоставления дипломатического убежища существует. Однако она касается отдельных преступлений, имеющих политический характер.
12.3.2. Международные морские каналы
На территории отдельных государств расположены международные морские каналы (Суэцкий, Панамский, Кильский, Коринфский). Они представляют собой искусственные сооружения, соединяющие части моря, и используются для международного морского судоходства. Такие каналы являются или единственными, или просто удобными с точки зрения затрат морскими путями. Несмотря на то что международные каналы лежат в пределах территории государств и являются их водной территорией, т.е. находятся под суверенитетом государств их местонахождения, их внутренними водами, такого рода каналы имеют наряду с национальным правовым режимом и специфический международно-правовой режим ввиду их большого значения для международного судоходства. Поэтому эти воды рассмотрим как отдельный вид пространств в пределах территории государств с правовым режимом, отличным от того, который свойствен в целом внутренним водам.
Суэцкий канал. Канал был открыт в 1869 г. и соединяет Красное и Средиземное моря. Конвенция о Суэцком канале, регулирующая режим плавания в нем, была заключена в 1888 г. и действует поныне <1>. Она установила, что канал открыт для плавания судов всех стран на равных основаниях как в мирное, так и в военное время. Суэцкий канал является нейтрализованной территорией - в самом канале и в 3-мильной зоне вокруг выхода из него запрещено ведение военных действий. Блокада канала запрещена, равно как и любые действия, которые могут нарушить плавание по нему. Согласно законодательству Египта управление и эксплуатация канала возложены на египетскую администрацию Суэцкого канала, которая издает и правила плавания по нему. Проход по каналу платный и осуществляется с лоцманской проводкой. Взимаемые сборы должны идти на улучшение условий судоходства, содержание необходимого персонала и т.п. Эти сборы равны для всех государств. За нарушение режима прохода по каналу взимается штраф.
--------------------------------
<1> Настоящую Конвенцию подписали Великобритания, Франция, Россия, Австро-Венгрия, Германия, Испания, Италия, Голландия, Турция, представлявшая одновременно Египет. В дальнейшем к Конвенции присоединились Греция, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция, Китай и Япония.
Панамский канал. Панамский канал соединяет Атлантический и Тихий океаны и официально открыт для международного морского судоходства с 1920 г. Судоходство по Панамскому каналу регулировалось договорами между Панамой и США. В 1977 г. правительства Панамы и США подписали Договор о Панамском канале (в настоящее время не действует) и Договор о постоянном нейтралитете и функционировании Панамского канала. Эти договоры отменили все предыдущие. С 1 января 2000 г. согласно договору между этими государствами канал и все его сооружения перешли под юрисдикцию Панамы. На срок действия Договора США сохраняют "право" на размещение в зоне канала своих вооруженных сил. Но при этом канал является открытым для судоходства на прежних условиях. При проходе по каналу обязательны лоцманская проводка, санитарный досмотр. Для судов, осуществляющих иную деятельность, чем транзитный проход, взимается плата. За нарушение режима прохода судна панамским законодательством предусмотрена уголовная и административная ответственность.
Кильский канал соединяет Балтийское и Северное моря и проходит по территории Федеративной Республики Германии. Открыт для судоходства с 1896 г., режим которого устанавливается законодательством Германии. В настоящее время действуют Правила плавания 1939 г., в которые были внесены отдельные изменения. Канал открыт для прохода судов всех стран. За проход взимается установленный сбор. Однако проход иностранных военных кораблей возможен на основании разрешения, запрашиваемого для каждого отдельного случая по дипломатическим каналам. Власти ФРГ могут приостановить проход судов по соображениям безопасности или для осуществления мер по поддержанию канала в эксплуатационном состоянии. Лоцманская проводка обязательна для судов большого водоизмещения.
Коринфский канал проходит полностью по территории Греции. Он соединяет Эгейское и Ионическое моря и открыт для торгового судоходства всех стран. Режим канала регулируется законодательством Греции. Проход разрешительный на основании заявки.
Сайменский канал не относится к числу международных морских каналов. Он соединяет систему озер Сайма с Финским заливом. Канал проходит по территории Финляндии и Российской Федерации. Его режим определен Договором между СССР и Финляндской Республикой о передаче в аренду Финляндской Республике советской части Сайменского канала и острова Малый Высоцкий от 27 сентября 1962 г. В настоящее время с истечением срока его действия разрабатывается новый договор.
12.3.3. Архипелажные воды
Ряд государств, состоящих из множества островов, исторически или при определенных условиях, предусмотренных международным правом, могут иметь архипелажные воды (Багамские Острова, Индонезия, Острова Зеленого Мыса, Фиджи и др.). Для целей Конвенции 1982 г. "архипелаг" означает группу островов, включая части островов, соединяющие их воды и другие природные образования, которые настолько тесно взаимосвязаны, что такие острова, воды и другие природные образования составляют единое географическое, экономическое и политическое целое или исторически считаются таковыми. В свою очередь, "государство-архипелаг" означает государство, которое состоит полностью из одного или более архипелагов и может включать другие острова. Государство-архипелаг может проводить прямые архипелажные исходные линии, соединяющие наиболее выдающиеся в море точки наиболее отдаленных островов и осыхающих рифов архипелага. Критерии их проведения закреплены в международных обычаях и в Конвенции 1982 г.
Суверенитет государства-архипелага распространяется на воды, ограниченные архипелажными исходными линиями воды, называемые архипелажными водами, независимо от их глубины или расстояния от берега. Указанный суверенитет распространяется на воздушное пространство над архипелажными водами, а также на их дно и недра, равно как и на их ресурсы.
Государство-архипелаг может устанавливать морские коридоры, приемлемые для непрерывного и быстрого прохода иностранных судов через его архипелажные воды и прилегающее территориальное море. Все суда пользуются правом архипелажного прохода по таким морским коридорам, а летательные аппараты - правом архипелажного пролета по таким воздушным коридорам. Указанный проход в соответствии с Конвенцией 1982 г. представляет собой осуществление права нормального судоходства и пролета единственно с целью непрерывного, быстрого и беспрепятственного транзита из одной части открытого моря или исключительной экономической зоны в другую часть открытого моря или исключительной экономической зоны.
Государство-архипелаг, которое устанавливает такие морские коридоры, может также предписывать схемы разделения движения для безопасного прохода судов по узким фарватерам в их пределах. Если морские (воздушные) коридоры не устанавливаются, архипелажный проход (пролет) может осуществляться по путям, обычно используемым для международного судоходства.
В пределах своих архипелажных вод государство-архипелаг может иметь внутренние воды, пределы и режим которых устанавливаются в соответствии с обычным в международном праве порядком.
Таким образом, несмотря на суверенитет государства-архипелага над своими водами, они имеют своеобразный правовой режим, отличный от правового режима внутренних вод.
12.3.4. Территориальное море (территориальные воды) <*>
--------------------------------
<*> Несмотря на все большее употребление термина "территориальное море", термин "территориальные воды" еще распространен в международном праве. См., например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии о предотвращении инцидентов на море за пределами территориальных вод и в воздушном пространстве над ним (Токио, 13 октября 1993 г.) и т.п.
Суверенитет прибрежного государства распространяется за пределы его сухопутной территории и внутренних вод, а в случае государства-архипелага - его архипелажных вод, на примыкающий морской пояс, называемый территориальным морем. Его ширина, согласно Конвенции 1982 г., не должна превышать 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий <1>, определенных в соответствии с Конвенцией <2>. У государств-архипелагов ширина территориального моря отмеряется от архипелажных исходных линий. Указанный суверенитет распространяется на воздушное пространство над территориальным морем, равно как на его дно и недра.
--------------------------------
<1> Согласно Федеральном закону "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" исходными линиями, от которых отмеряется ширина территориального моря, являются: линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально изданных в Российской Федерации морских картах; прямая исходная линия, соединяющая наиболее удаленные в сторону моря точки островов, рифов и скал в местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов; прямая линия, проводимая поперек устья реки, непосредственно впадающей в море, между точками на ее берегах, максимально выступающими в море при наибольшем отливе; прямая линия, не превышающая 24 морские мили, соединяющая точки наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, берега которых принадлежат Российской Федерации; система прямых исходных линий длиной более чем 24 морские мили, соединяющих пункты естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, исторически принадлежащими Российской Федерации. Перечень географических координат точек, определяющих положение исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, прилежащей зоны Российской Федерации, утверждается Правительством Российской Федерации и публикуется в "Извещениях мореплавателям".
<2> Однако до сих пор существуют государства с иной шириной вод территориального моря: США, ФРГ - 3 мили, Норвегия - 4 мили, Греция - 6 миль. Наоборот, в Анголе она составляет 20 миль, в Нигерии и Того - 30, в Камеруне - 50, а в ряде латиноамериканских стран (Панама, Эквадор и др.), в Сомали достигает 200 миль.
В пределах своего территориального моря прибрежное государство устанавливает правовой режим по своему усмотрению, так как оно находится под суверенитетом прибрежного государства. Однако допускаются изъятия из национального правового режима территориального моря в соответствии с общим и конвенционным международным правом. Поэтому правовой режим территориального моря в ряде моментов отличается от правового режима внутренних морских вод. Эти отличия заключаются в следующем.
В соответствии с Конвенцией 1982 г. суда всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, пользуются правом мирного прохода через территориальное море. Это правило применяется ко всем судам. При этом под проходом понимается плавание через территориальное море с целью пересечь это море, не заходя во внутренние воды или не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод; или пройти во внутренние воды, или выйти из них, или стать на таком рейде или у такого портового сооружения.
К проходу предъявляются следующие требования. Проход должен быть быстрым и непрерывным. Однако он может включать остановку и стоянку на якоре. Но это касается только тех случаев, когда они связаны с обычным плаванием или необходимы вследствие непреодолимой силы или бедствия. Это также распространяется на случаи оказания помощи лицам, судам или летательным аппаратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие. Проход является мирным, если только им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства. Такой проход должен совершаться в соответствии с Конвенцией 1982 г. и другими нормами международного права.
Проход иностранного судна через территориальное море прибрежного государства считается нарушающим мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства, если в территориальном море оно осуществляет любой из следующих видов деятельности:
- угроза силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости прибрежного государства или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН;
- любые маневры или учения с оружием любого вида;
- любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности прибрежного государства;
- любой акт пропаганды, имеющий целью посягательство на оборону или безопасность прибрежного государства;
- подъем в воздух, посадка или принятие на борт любого летательного аппарата или любого военного устройства;
- погрузка или выгрузка любого товара или валюты, посадка или высадка любого лица вопреки таможенным, фискальным, иммиграционным или санитарным законам и правилам прибрежного государства;
- любой акт преднамеренного и серьезного загрязнения вопреки Конвенции 1982 г.;
- любая рыболовная деятельность;
- проведение исследовательской или гидрографической деятельности;
- любой акт, направленный на создание помех функционированию любых систем связи или любых других сооружений или установок прибрежного государства;
- любая другая деятельность, не имеющая прямого отношения к проходу.
Прибрежное государство в случае необходимости и с учетом безопасности судоходства может потребовать от иностранных судов, осуществляющих право мирного прохода через его территориальное море, пользоваться установленными морскими коридорами и схемами (системами) разделения движения, которые оно может установить или предписать для регулирования прохода судов <1>. В частности, в отношении танкеров, судов с ядерными двигателями и судов, перевозящих ядерные и другие опасные или ядовитые по своей природе вещества или материалы, может быть выдвинуто требование следовать по таким морским коридорам.
--------------------------------
<1> Прибрежное государство указывает установленные морские коридоры и схемы разделения движения на морских картах, которые должным образом опубликовываются. Морские коридоры и схемы разделения движения в территориальном море Российской Федерации разрабатываются Минобороны России, утверждаются Правительством РФ и публикуются в "Извещениях мореплавателям". См.: Схемы разделения движения в территориальном море Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 2 сентября 2006 г. N 1226-р) (с изменениями от 29 июня 2011 г.).
Прибрежное государство не должно препятствовать мирному проходу иностранных судов через территориальное море, за исключением случаев, предусмотренных Конвенцией 1982 г. Это государство может принимать в своем территориальном море меры, необходимые для недопущения прохода, не являющегося мирным.
Прибрежное государство может без дискриминации по форме или по существу между иностранными судами временно приостанавливать в определенных районах своего территориального моря осуществление права мирного прохода иностранных судов, если такое приостановление существенно важно для охраны его безопасности, включая проведение учений с использованием оружия. Такое приостановление вступает в силу только после должного его опубликования <1>.
--------------------------------
<1> Так, в соответствии со ст. 12 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" 1998 г., в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, а также в целях проведения учений с оружием любого вида федеральный орган исполнительной власти по обороне или федеральный орган исполнительной власти по безопасности могут временно приостановить в определенных районах территориального моря осуществление права мирного прохода через территориальное море для иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов. Такое приостановление вступает в силу после заблаговременного объявления об этом в "Извещениях мореплавателям".
Согласно ст. 27 Конвенции 1982 г. уголовная юрисдикция прибрежного государства может осуществляться на борту иностранного судна (торгового судна или государственного судна, эксплуатируемого в коммерческих целях), проходящего через территориальное море, для ареста какого-либо лица или производства расследования в связи с любым преступлением, совершенным на борту судна во время его прохода:
- если последствия преступления распространяются на прибрежное государство;
- если преступление имеет такой характер, что им нарушается спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море;
- если капитан судна, дипломатический агент или консульское должностное лицо государства флага обратится к местным властям с просьбой об оказании помощи; или
- если такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами.
Однако это не затрагивает права прибрежного государства принимать любые меры, разрешаемые его законами, для ареста или расследования на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море после выхода из внутренних вод. То есть прибрежное государство может устанавливать и осуществлять на борту такого судна свою юрисдикцию в отношении любых преступлений и иных правонарушений, предусмотренных его законодательством <1>.
--------------------------------
<1> В Российской Федерации это законодательство, касающееся обеспечения безопасности судоходства и регулирования движения судов, оказания помощи и спасания, использования радиосвязи, защиты навигационных средств, оборудования и сооружений, подводных кабелей и трубопроводов, проведения морских научных исследований, изучения, использования и охраны водных объектов, недр, водных биологических ресурсов и других природных ресурсов территориального моря, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также охраны памятников истории и культуры; пограничные, таможенные, налоговые (фискальные), санитарные, иммиграционные, ветеринарные, фитосанитарные, навигационные и другие правила, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; правила, установленные для морских портов; правила въезда в морские порты, пребывания в них и выезда из них иностранных граждан и лиц без гражданства, действующие на территории Российской Федерации; другие правила, установленные законодательством Российской Федерации, а также международные нормы и стандарты, установленные международными договорами Российской Федерации.
Если какой-либо военный корабль не соблюдает законов и правил прибрежного государства, касающихся прохода через территориальное море, и игнорирует любое обращенное к нему требование об их соблюдении, прибрежное государство может потребовать от него немедленно покинуть территориальное море. Государство флага несет международную ответственность за любой ущерб или убытки, причиненные прибрежному государству в результате несоблюдения каким-либо военным кораблем или другим государственным судном, эксплуатируемым в некоммерческих целях, законов и правил прибрежного государства, касающихся прохода через территориальное море, или положений Конвенции 1982 г., или других норм международного права.
Правовой режим территориального моря Российской Федерации регламентируется Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".
12.4. Правовой статус и режим морских пространств,
находящихся вне пределов территории государств
Морская территория, находящаяся вне границ государств, не принадлежит ни одному из них и не находится под их суверенитетом. К ней традиционно относят воды открытого моря, дно и недра, находящиеся под ним. Такая территория имеет международно-правовой режим, который государства могут устанавливать только сообща в соответствии с международным правом. Однако режим такой территории не однороден по своему составу. В целом в ее пределах действует режим открытого моря. Однако в отдельных ее районах (международный район морского дна, воды Антарктики и др.) действуют международно-правовые режимы, отличающиеся от этого общего режима и установленные отдельными универсальными международными договорами, многие нормы которых уже стали международными обычаями. Кроме того, несмотря на то, что Конвенция 1982 г. подтвердила, что никакое государство не вправе претендовать на подчинение открытого моря суверенитету какого-либо государства, в части его наряду с нормами международного права действуют нормы законодательства прибрежных государств, но в пределах, допускаемых международным правом (прилежащая зона, исключительная экономическая зона, континентальный шельф). Такие пространства в доктрине получили наименование территорий со смешанным правовым режимом.
12.4.1. Открытое море
Под открытым морем понимаются морские пространства, которые находятся за внешней границей территориального моря государств и, таким образом, не входят в состав территории ни одного из государств. Это сложившаяся обычная норма международного права.
Согласно ст. 1 Женевской конвенции об открытом море 1958 г. открытое море означает все части моря, которые не входят ни в территориальное море, ни во внутренние воды какого-либо государства. Заметим, что существует и иная точка зрения, закрепленная в Конвенции 1982 г., согласно которой положения ее части VII "Открытое море" (ст. ст. 86 - 120) применяются ко всем частям моря, которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальное море или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные воды государства-архипелага. Здесь не дается определения открытого моря ввиду имевшихся разногласий на III Конференции ООН по морскому праву, а только указывается сфера применения указанной части. В то же время в части V "Исключительная экономическая зона" (ст. ст. 55 - 75) Конвенции 1982 г. отмечается, что в исключительной экономической зоне все государства, как прибрежные, так и не имеющие выхода к морю, пользуются, при условии соблюдения соответствующих положений настоящей Конвенции, указанными в ст. 87 ("Свобода открытого моря") свободами судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и другими правомерными с точки зрения международного права видами использования моря, относящимися к этим свободам, такими, как связанные с эксплуатацией судов, летательных аппаратов и подводных кабелей и трубопроводов, и совместимыми с другими положениями настоящей Конвенции. Статьи 88 - 115 части VII ("Открытое море") и другие соответствующие нормы международного права также применяются к исключительной экономической зоне постольку, поскольку они не являются несовместимыми с частью VII Конвенции 1982 г. В свою очередь, суверенитет прибрежных государств над их внутренними водами, территориальным морем, государств-архипелагов над их архипелажными водами особо отмечается в Конвенции 1982 г. Таким образом, положения Конвенции 1982 г. не изменяют статус открытого моря, его месторасположение, а лишь подчеркивают отличительные особенности правового режима его вод в пределах исключительной экономической зоны, о которой пойдет речь далее.
В соответствии с международным правом открытое море открыто для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. Основополагающим принципом международного морского права, регулирующим деятельность государств в его пределах, считают принцип свободы открытого моря. Формирование данного принципа имеет долгую историю. Всеобщее признание он получил только в начале XIX в., а договорное закрепление - в 1958 г. в Конвенции об открытом море. В последней редакции содержание принципа свободы открытого моря сформулировано в ст. 87 Конвенции 1982 г. <1>. Согласно ее положениям свобода открытого моря включает, как для прибрежных государств, так и для государств, не имеющих выхода к морю, свободу судоходства и свободу полетов. Это основные элементы этого принципа. Однако этот принцип включает в себя также свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы, возводить искусственные острова и другие установки, допускаемые в соответствии с международным правом, а также свободы рыболовства и научных исследований. Но эти свободы осуществляются с соблюдением ряда конкретных условий, предусмотренных положениями Конвенции 1982 г. и другими нормами международного права. Введение подобных ограничений свобод открытого моря вызвано возрастанием роли исключительных экономических зон и континентального шельфа в жизни всех прибрежных государств, необходимостью проведения в их пределах научных исследований, сохранения живых ресурсов открытого моря и управления ими. Ввиду этого отдельные права прибрежных государств в отношении их деятельности в пределах этих районов были расширены на международном уровне.
--------------------------------
<1> Настоящая Конвенция имеет преимущественную силу в отношениях между государствами-участниками перед Женевскими конвенциями в области морского права, заключенными в 1958 г. Она не изменяет прав и обязательств государств-участников, которые вытекают из других соглашений, совместимых с настоящей Конвенцией, и которые не затрагивают осуществления другими государствами-участниками своих прав и выполнения ими своих обязательств по настоящей Конвенции.
Конвенция 1982 г. закрепила, что открытое море резервируется для мирных целей. Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету. Все государства независимо от того, являются ли они прибрежными или не имеющими выхода к морю, имеют право на то, чтобы суда под их флагами плавали в открытом море.
Каждое судно, кроме исключительных случаев, прямо предусмотренных в Конвенции 1982 г. или в других международных договорах, подчиняется его исключительной юрисдикции в открытом море. Военные корабли, а также принадлежащие государству или эксплуатируемые им и состоящие только на некоммерческой государственной службе пользуются в открытом море полным иммунитетом от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства флага.
В пределах открытого моря допускается осуществление преследования по горячим следам за нарушение законов и правил прибрежного государства <1>, а также в ряде случаев, предусмотренных международным правом. В частности, преследование по горячим следам осуществляется прибрежным государством за нарушение режима государственной границы, нарушение таможенных, портовых и иных правил на территории государства.
--------------------------------
<1> В соответствии со ст. 111 Конвенции 1982 г. преследование по горячим следам иностранного судна в открытом море, в частности, может быть предпринято, если компетентные власти прибрежного государства имеют достаточные основания считать, что это судно нарушило законы и правила этого государства. Такое преследование должно начаться тогда, когда иностранное судно или одна из его шлюпок находится во внутренних водах, в архипелажных водах, в территориальном море или в прилежащей зоне последующего государства, и может продолжаться за пределами территориального моря или прилежащей зоны только при условии, если оно не прерывается. Не требуется, чтобы в то время, когда иностранное судно, плавающее в территориальном море, получает приказ остановиться, судно, отдающее этот приказ, также находилось в пределах территориального моря. Право преследования по горячим следам прекращается, как только преследуемое судно входит в территориальное море своего государства или в территориальное море какого-либо третьего государства. Преследование по горячим следам считается начатым только при условии, если преследующее судно удостоверилось при помощи находящихся в его распоряжении и практически применимых средств, что преследуемое судно, или одна из его шлюпок, или другие плавучие средства, которые действуют совместно и используют преследуемое судно в качестве судна-базы, находятся в пределах территориального моря. Преследование может быть начато только после подачи сигнала остановиться, зрительного или звукового, с дистанции, позволяющей иностранному судну увидеть или услышать этот сигнал.