Развитие церковно-религиозных отношений в ВКЛ.
В жизни средневекового общества церковь играла значительную роль. Она определяла и регулировала многие стороны средневекового мира, господствующими в котором были религиозное мировоззрение и идеология.
В ХП-ХШ в.в. Беларусь находилась под монопольным влиянием православия. Правящие круги поддерживали православную церковь, так как она освящала великокняжескую власть.
Католицизм на территории ВКЛ начинает проникать в ХШ в. В его распространении были заинтересованы: Ливонский орден, Рижское архиепископство, Ватикан, Польское королевство. Кревская уния нарушила монополию православия. В ХΙV – середине ХVΙ в. в. расширяет свое влияние западное христианство, но по-прежнему в восточных регионах ВКЛ тон задавало в духовной жизни общества православие, несмотря на то, что его позиции все более потеснялись [2, С. 184 -197].
К середине ХVΙ в. позиции православия и католицизма уравновесились: на западе ВКЛ действовала Виленская каталитическая епархия, приходы, монастыри; на востоке оставалось влиятельной идеологией православие. Среди шляхты удельный вес католиков в первой половине ХVΙ в. был незначительным.
Отношения между православием и католицизмом приобрели различные формы: литературная полемика, парламентская и вооруженная борьба.
В 1432 и 1436 гг. были приняты два привилея, которые уравняли в экономических правах православную и католическую знать.
В ХVΙ в. христианство постиг кризис: в католицизме он проявился Реформацией, в православии – ересями. Часть шляхты под влиянием общественно-политического и идеологического движения в Западной Европе начинает критически воспринимать католические культы, политику костелов, выступает за богослужение на родном языке. Особенность Реформации на Беларуси в том, что в отличие от Европы она не стала народной, а охватила только высшие слои общества. Феодальная знать хотела укрепить свое социально-экономическое положение за счет костелов, монастырей. Крупные магнатские роды – Радзивиллы, Ходкевичи, Сапеги – примкнули к реформаторскому движению из политических соображений: хотели отгородиться от католической Польши и закрепить самостоятельность ВКЛ.
Наибольшее распространение получил кальвинизм: создается 50 кальвинистских общин, храмы, школы, типографии, приюты. Реформация привела к развитию толерантности в княжестве.
В 1564 г. орден иезуитов появился в ВКЛ. Правящие круги Речи Посполитой способствовали укреплению позиций католической церкви и оказывали ей все возрастающую поддержку. Интеллектуальную часть белорусско-украинского общества иезуиты привлекали в костелы богословской наукой, хорошо налаженной системой образования. Обновленный и усиленный католицизм вытеснил не только протестантизм, но и православие. Процесс окатоличивания высших слоев, втянутых ранее в Реформацию, приобрел массовый характер.
К середине ХVΙ в. польские короли подчинили себе православную церковь: не только утверждали на соборе епископов, но и назначали их без ведома церкви; король становился судьей над православными священнослужителями, передавал церкви и монастырям под опеку светских лиц.
В ХVΙ в. возникают религиозно-культурные организации – братства, объединявшие православное население. В них входили ремесленники, купцы, шляхта, частично духовенство. Братства открывали школы, типографии, стремились сохранить чистоту православного учения.
Балансирование Беларуси на протяжении столетий между православием и католицизмом обусловило необходимость поиска компромиссов.
Брестская церковная уния
Наступление католицизма в Речи Посполитой вылилось в заключение в 1596 г. Брестской церковной унии. Идея унии появилась еще в период раскола христианской церкви на православную и католическую (1054 г). В середине ХV в. на Флорентийском соборе провозглашена уния, объединявшая два направления христианства, однако она не была поддержана православным населением ВКЛ. После заключения Люблинской унии и создания Речи Посполитой верховная власть видела возможность объединения всего населения страны с помощью единой религии – католичества. Католическое руководство надеялось на победу над православием и расширением своего влияния в Восточной Европе. Руководство православной церкви надеялось через унию вернуть себе ведущее положение [8, С. 78 – 82; 10, С. 129 - 136].
В 1595 г. папа римский в Ватикане торжественно провозгласил унию православной и католической церкви. Предусматривалось признание верховной власти Ватикана и католических догматов при сохранении православной обрядности и богослужения на церковнославянском и родном языках.
Инициатива со стороны католической церкви была поддержана многими руководителями православной церкви ВКЛ, в частности епископом Ипатием Потеем, ставшим одним из организаторов унии.
Подготовка унии продолжалась 5 лет, было подготовлено 8 вариантов текста. Ее возглавили епископы владимирский и брестский, И. Потей, луцкий и острожский К. Терлецкий. На первом этапе их подержал весьма авторитетный в православном мире магнат К. Острожский. Были выработаны условия объединения, получены гарантии их соблюдения в Ватикане.
6-9 октября 1596 г. на церковном соборе в Бресте на основе белорусско-украинского православия было сформировано новое направление в христианстве – униатство. Оно сохраняло прежнюю обрядность, юлианский календарь, традиционные праздники, но признавало верховенство католического вероучения. Так началась крупная церковная реформа, которая повлекла за собой переориентацию духовной жизни Беларуси с Востока на Запад и преобразование многих сторон жизни общества.
В конце ХVΙ в. – первые десятилетия ХVΙΙ в.в. униатство как новая религия нередко навязывалась силой: закрывались православные церкви и школы, в униатских церквях стали использовать польский язык вместо старобелорусского. Уния не объединила, а разъединила людей. Убит один из униатских епископов И. Кунцевич, который жестокими методами вводил новую веру в Полоцке и Витебске.
Правящие круги Речи Посполитой изменили тактику: остановили давление на православную церковь. Судьбу униатства определил выбор народа. В условиях давления со стороны московского православия и польского католицизма он остановился на униатстве как наиболее отвечающим его национально – культурным запросам. В униатских церквях более широко, чем в храмах других компрессий, использовался белорусский язык. На рубеже ХVП-ХVШ в.в. количество униатов на Беларуси превзошло число православных, а к концу ХVШ в. достигло 2/3 населения, в основном крестьян [2, С. 197 - 199].