Особенности исторического развития России.
Коротко и ясно.
По географическому положению и по этническому составу Россия совмещает в себе Европу и Азию. На протяжении
многих столетий одни мыслители видели в России часть Европы (хотя и отмечали ее сравнительно с Западом медленное
развитие), другие решительно разъединяли Россию с Европой, утверждая самобытность российской цивилизации, ее
собственный исторический путь.
Особенности, влияющие на историю:
1. Вся история России - это непрерывный, затянувшийся на многие века процесс расширения географического
пространства. Россия постоянно сталкивалась с проблемой освоения новых земель по мере продвижения на Восток.
2. Большое влияние на развитие русской цивилизации оказало влияние татар, пришедших на Русь с Востока, причем
немаловажен тот факт, что татары были в целом нейтральной культурной средой, и это способствовало взаимной
ассимиляции двух культур (татарская дала Руси элементы государственности, «растворившись» затем в культуре русской).
3. Формирование российской государственности также во многом определялось византийским влиянием,
определившим идею монархической власти.
4. На становление ментальное™ российского народа влияние оказало то, что в России, в отличие от Европы, между
государством и обществом не устанавливалось таких отношений, при которых общество воздействует на государство и
корректирует его действия.
5. Длительное крепостное право на Руси не позволило развиться духу предпринимательства в российском народе.
Даже городское население долгое время находилось в зависимости, характерной для европейского Средневековья.
6. Принятое под влиянием Византии православное христианство формировало менталитет, во многом отличавшийся
от католического, а тем более протестантского.
7. Долгое время сохранявшееся общинное земледелие предопределило формирование в российском народе
коллективистских ценностей, во многом отличных от индивидуалистических западных. Таким образом, мы можем смело
сказать, что Россия не только объединила в себе цивилизационные черты Востока и Запада, но и дала особый вариант
развития, позволяющий выделить ее в отдельную цивилизацию - Российскую.
Более длинный вариант.
В ГХ-ХП веках экономику Древнерусского государства можно охарактеризовать как период раннего феодализма. В это
время еще только закладываются основы прочной системы взаимоотношений между государством, феодалами и сельским
населением по поводу производства продукции, сбора налогов, военной службы.
Первоначально великие киевские князья собирали дань - полюдье с подвластных им территорий, периодически
объезжая их или посылая туда своих наместников - «посадников», старших «мужей» - дружинников. Кроме полюдья
существовал повоз: население тех земель, куда князь и наместники ехать не могли или не хотели, должно было само везти
дань в Киев. Во время полюдья князь или посадники чинили суд и расправу по тем жалобам, с которыми население
обращалось к князю.
Такая форма сбора дани возникла еще в VI-VIII веках. Сохранялась она и в Древнерусском государстве. Размеры
дани, место и время сбора не определялись заранее, а зависели от случая. Позже из-за протестов населения княгиня Ольга
в 946 году установила «уроки», т.е. фиксированные нормы дани, время и место ее сбора. В этих же местах стали
собираться и торговцы. Единицей обложения были «дым» (двор, семья) или «плут» («рало»). Постепенно дань приняла
форму подати в пользу государства и форму феодальной ренты - оброка.
Известно, что основой феодального землевладения является полная собственность феодала на земельные угодья и
неполная - на зависимого (закрепощенного) крестьянина. Но следует отметить, что феодальные отношения в Киевской Руси
не были определяющими и еще долгое время сохранялась сильная патриархальная соседская община, что можно объяснить
различными причинами, в том числе и наличием свободных территорий, куда могли уйти общинники.
Сельские общинники на Руси назывались смердами, которые долгое время были юридически свободными. Они
состояли из смердов, зависимых только от государства, которому они платили налоги и отбывали различные повинности, и
смердов, зависимых от феодалов. Постепенно доля последних увеличивалась, поскольку их мелкое хозяйство было весьма
неустойчивым. Процесс разорения смердов происходил из-за непомерных государственных поборов, бесконечных военных
походов, набегов кочевников, неурожаев в засушливые и дождливые годы и пр. Общинники были вынуждены обращаться
за помощью к феодалу и заключать с ним особый договор - ряд, по которому они отрабатывали свой долг, выполняя
различные виды работ. На этот период свободные смерды становились рядовичами, которых можно условно разделить на
закупов и вдачей. Если рядович брал взаймы ссуду (купу), то на период отработки этой ссуды (деньгами, скотом, семенами)
он селился на земле феодала со своим инвентарем и становился закупом, или релейным закупом (ролья - пашня). После
выплаты купы с процентами закуп снова мог стать свободным смердом. Вдачи, или изорники, - это более обедневшие,
почти полностью разорившиеся, полусвободные смерды. Свой долг они отрабатывали на земле феодала его же орудиями
на условиях найма.
Следует отметить, что все рядовичи (закупы, вдачи, изорники) одновременно с экономической зависимостью
попадали и в юридическую зависимость от заимодавца, который мог с ними расправиться по своему усмотрению. Если
должник укрывался от выплаты купы, то после поимки его могли сделать рабом. Постепенно закупам и вдачам все труднее
было отдавать ссуды, и они становились неоплатными должниками, а временная юридическая зависимость превращалась в
постоянную. Смерды навсегда теряли положение свободных общинников и становились полностью зависимыми от
феодалов.
Еще в сельской общине имелись так называемые изгои, сироты, которые представляли ее малоимущие слои. Изгоями,
в частности, признавались выкупившиеся из неволи рабы, разорившиеся купцы, поповичи, которые не выучились грамоте,
а потому не имели права служить в храме и т.д.
Среди самых низших, бесправных слоев населения были холопы, или челядь, близкие по положению к рабам. Они
выполняли тяжелые работы по хозяйству в феодальной вотчине, в основном на полях (так называемые страдники). Были
также обельные (полные) холопы, холопы «по ряду», которые добровольно отказывались от личной свободы и поступали к
феодалу на основе договора - ряда.
На Руси также существовало и патриархальное рабство, но оно не стало преобладающей формой хозяйствования.
Рабы, в основном из военнопленных, со временем получали земельные наделы, «усыновлялись» общиной, поскольку
использование рабов было неэффективно. Многие благочестивые люди перед смертью отпускали часть своих рабов на
свободу или завещали их церкви. Такие рабы, отпущенные на волю по духовным завещаниям или завещанные церкви «на
помин души», назывались «задушными людьми»
Постепенное наступление на общину, закабаление смердов, захват общинных земель - все это приводило к росту
сопротивления земледельцев. Они убегали от феодалов на «пустоши», т.е. на свободные земли, поднимали стихийные
бунты, убивали представителей вотчинной администрации, устраивали массовые хищения имущества феодалов. Это
заставляло киевских князей уделять внимание разработке правовых норм внутригосударственной жизни. От этой эпохи до
нас дошло множество документов: уставы о церковных судах, кормчие книги, княжеские уставы и др. Среди них была
«Русская Правда» («Правда Роська») - важнейший свод норм древнерусского законодательства. Первый вариант этого
правового кодекса Киевской Руси («Древнейшая Правда») появился в 1016 году, но историки обычно связывают этот
документ с именем Ярослава Мудрого, при котором в 1030-х годах был основательно переработан и дополнен его текст.
Позже, в конце XI века, наследники Ярослава Мудрого выпустили вторую часть «Русской Правды» - «Правду Ярославичей».
В этих документах ограничивалась, а позже отменялась кровная месть как страшный пережиток первобытного общества,
определялась ответственность за кражу и порчу имущества, окота, за нападение на представителей вотчинной
администрации. Например, за убийство огнищанина (старшего дружинника), тиуна (приказчика), сельских старост
полагалось выплатить штрафы в размере 80 гривен, а за убийство смердов и холопов-страдников - 5 гривен.
В XI веке начали формироваться, наряду с княжескими, боярские вотчины. Это происходило несколькими путями:
1) князь жаловал своим дружинникам на определенный период территории для сбора дани - прокорма. Со временем эти
земли становились наследными владениями бояр; 2) князь награждал дружинников за службу государственной землей;
3) князь мог отдать своим приближенным часть своих владений.
Смерды, жившие на этих землях, становились лично зависимыми от новых собственников. Бояре осуществляли
наступление на сельскую общину такими же методами, как и князья, через постепенное их экономическое и юридическое
закабаление.
Следует отметить, что после принятия христианства на Руси церковь и монастыри также становились крупными
земельными собственниками. Процесс закабаления, характерный для вотчинников-феодалов, происходил и в церковных
вотчинах. Церковь принимала княжеские пожалования, она захватывала земли свободных общинников и т.д.
Развитие ремесленного производства и образование городов
Восточнославянские города возникли на месте небольших ремесленно-торговых поселений еще до образования
Древнерусского государства. Города чаще всего появлялись на торговых перекрестках и водных транспортных путях. На
пути «из варяг в греки», т.е. из Северной Европы в Византию, были расположены такие древние города, как Новгород
Великий, Смоленск, Чернигов, Киев, Любеч, Псков, Полоцк, Витебск и др. Позже великие киевские князья стали возводить
города-крепости на новых землях в целях защиты их от внешних врагов, для торгового обмена с завоеванными народами:
Ярославль, Ростов Великий, Владимир, Суздаль, Муром, Рязань. С распространением христианства на Руси города начали
возникать возле больших монастырей. Они образовывались также на месте племенных градов и центров языческих
поклонений, около крупных вотчинных усадеб.
Города становились административными, торговыми, ремесленными центрами, в них предпочитали ставить свои
дворы князья и бояре. Западноевропейские путешественники отмечали большое количество городов на Руси, они даже
называли ее «страной городариков» (или гардариков). Эти города постепенно подчиняли себе окрестные земли и таким
образом происходило первое административное и политическое деление Руси на городовые области, или волости, которые
уже почти не имели племенного происхождения. Так, в Чернигово-Северскую волость входили северяне, радимичи, вятичи
и т.д. В результате этого процесса племенное деление отходит на второй план, уступая место общегосударственному
устройству страны.
Ремесло первоначально зарождалось в патриархальных семьях как домашние промыслы для обеспечения себя и
родственников простейшими изделиями обихода: льняными тканями, кожей, посудой, обувью и др. Эти изделия не
выходили за рамки семьи и не продавались. В процессе дальнейшего общественного разделения труда домашние промыслы
выделялись в отдельную отрасль народного хозяйства - ремесленное производство. Ремесленники постепенно начинали
работать не только для внутреннего потребления патриархальной семьи, но и для обмена. Они все меньше занимались
земледелием и со временем теряли связь с сельским хозяйством, перебираясь в городские поселения.
Мастера семьями селились в городах отдельными посадами, слободами, улицами по определенному отраслевому
принципу: слободы гончаров, кузнецов, оружейников, кожевников и т.п. Ремесленные посады зачастую примыкали
вплотную к укрепленным кремлям-детинцам, как например, мастеровой посад около Московского Кремля, позже названный
Китай-городом.
Своего расцвета ремесленное производство достигло в период Х1-ХП1 веков, когда на Руси насчитывалось несколько
десятков специальностей. Из-за высокого спроса на изделия из железа (орудия для сельского хозяйства, металлические
доспехи, оружие для воинов) первое место среди ремесел занимала выплавка железа, которая в те времена часто
объединялась с кузнечным делом и металлообработкой. Особенно ценился труд оружейников, бронников, златокузнецов,
чьи слободы в городах занимали особое и почетное место.
Большое развитие получило плотницкое мастерство, поскольку и церковные храмы, и дома простых людей, и
боярские хоромы возводились преимущественно из дерева. Высокого качества достигло изготовление тканей, особенно из
льна и шерсти. С распространением христианства особым почетом стали пользоваться зодчие по возведению каменных
церквей и монастырей, а также художники по внутренней росписи храмов, иконописцы. Как известно из исторических
источников, в ХЛ-ХП веках среди населения Киевской Руси широкое распространение получила грамотность. В страну
поступали произведения зарубежных авторов (прежде всего книги духовного содержания), которые переводились на
кириллицу, переписывались во многих экземплярах и распространялись среди духовной и светской знати. Есть сведения о
том, что киевские князья владели иностранными языками, в том числе и латынью, и что возможно некоторые княжеские
сыновья учились в зарубежных университетах.
Торговля и денежное обращение
Достаточно высокий уровень развития земледелия, скотоводства и ремесла на Руси, оживленное строительство
городов привело к становлению торговых отношений. Но торговля еще не занимала заметного места в народном хозяйстве
Киевской Руси, которое оставалось в основном натуральным. Даже городские ремесленники работали, как правило, на
заказ, по которым заказчики часто расплачивались другой продукцией, т.е. осуществлялся натуральный обмен.
Тем не менее Киевская Русь уже имела определенные сложившиеся внутренние торговые связи между весьма
отдаленными друг от друга древнерусскими городами, где формировались местные рынки.
Традиционно торговля называлась гостьба, сами торговцы или купцы - гости, а места торговли - погосты. Позже,
после принятия христианства, при погостах стали строить храмы, около которых устраивались и кладбища. Кстати, в
каменных подвалах церквей купцы в целях безопасности зачастую хранили свои товары, различные торговые договоры и
документы, и за это церковь имела свой доход. Купцы-гости традиционно почитались, население и государство высоко
ценило их труд. В Х7.-ХП веках за убийство купца полагалось выплатить штраф в 12 гривен серебра.
Гораздо большее развитие получила внешняя торговля. Русские купцы торговали с Византией, Центральной Европой,
Скандинавией, Средней Азией, арабскими странами[2]. Кроме известного пути «из варяг в греки», купцы использовали
Дунай как традиционную артерию для торговли с Европой. Они плавали также по Балтийскому, Каспийскому, Азовскому,
Черному, Средиземному морям. Крупнейшими центрами международной торговли были Киев и Новгород. Особая роль
принадлежала здесь Новгороду, который можно назвать первым «окном в Европу» для всей Киевской Руси.
Основными экспортными товарами были меха, воск, мед, лен, кожа, пенька, ювелирные изделия, оружие, кольчуги и
др. Импорт составляли товары роскоши для знати: шелковые ткани, парча, бархат, оружие, благородные и цветные
металлы, пряности, драгоценные камки.
В результате развития торговли на Руси появились деньги. Деньги как средство обмена у восточных славян
существовали достаточно давно, задолго до образования Древнерусского государства. В древности южные славяне
использовали при обмене в качестве денег скот, поэтому позже металлические деньги тоже назывались «скот», а
княжеская казна - «скотница». В северных краях, где население занималось охотой, в качестве денег служил мех ценных
зверей, в частности, куницы - куна. Со временем это название перешло и на металлические деньги.
В Киевской Руси чеканкой денег почти не занимались, а во внешней торговле использовали в основном арабские и
византийские монеты из золота и серебра. Гораздо большее распространение внутри страны имели серебряные и медные
слитки. Так, с XI века известна единица гривна - слиток серебра весом 1 фунт, или примерно 400 г. Гривну рубили пополам,
и каждая половина гривны называлась рубль, или рублевая гривенка. На слитках ставилось княжеское клеймо с указанием
веса. Далее рубль делили на две части - две полтины и еще пополам - два четвертака. В названиях мелких денежных
единиц долго сохранялись отголоски так называемых «меховых денег»: резана, скора (шкура), бела (белка), ушки, мордки
и т.д. На протяжении столетий считалось, что на Руси нет залежей драгоценных металлов, и поэтому для изготовления
денег пользовались привозным сырьем.
Следует отметить, что в «Русской Правде» имелось много подтверждений того, что уже в XI веке в Киевской Руси
были достаточно развиты кредитные отношения. В тексте встречались такие понятия, как «одолжение по дружбе», «отдача
денег в рост», «процент», «торговля в кредит», «долгосрочный и краткосрочный кредит», «барыш» (прибыль),
определялся порядок взыскания долгов, различалась несостоятельность злостная и в результате несчастного случая и т.д.
Считалось не по-христиански брать высокие проценты за кредит. Когда в начале ХП века ростовщики стали взимать
до 50% годовых, население Киева в 1113 году выступило против таких грабительских условий, и великий князь Владимир
Мономах был вынужден вмешаться. Он ввел «Устав о резах» (процентах), в котором было указано снизить долговые
проценты до 20%. Было запрещено обращать в полное рабство полузависимых людей, отрабатывающих свой долг у
заимодавца. Этим же Уставом запрещалось заниматься паразитическим ростовщичеством. Устав Владимира Мономаха
законодательно завершил создание феодальной системы Древнерусского государства.
Итак, в начале ХП века Киевская Русь достигла наивысшего развития. Именно законодательное оформление
раннефеодальной империи стало началом ее раздробленности. По имеющимся законам местные князья и бояре получили
большую самостоятельность во всех делах, что привело их к борьбе с великим киевским князем и между собой. Начиная с
1130-х годов Киевская Русь распалась на несколько самостоятельных государств.
27. И с т о ки о т е ч е с т в е н н ой государственности.
Прогрессивные изменения в земледелии, превращение родовой общины в соседскую, возникновение
частной сскЗственности и связанная с этим самостоятельная хозяйственная деятельность отдельных семей
приводили к имущественному неравенству, появлению сильной в экономическом отношении племенной знати.
Судя по древним летописям, первоначально славянские племена не знали сословий, и свободные
жители пользовались одинаковыми правами. Но постепенно отдельные группы населения стали различаться
богатством и социальным положением. Представители знатных слоев назывались «лучшие», «лепшие»,
«большие», «старейшие», «передние», «нарочитые» мужи. Наиболее высокий статус среди них занимали
земские бояре (боляре), т.е. представители местной племенной аристократии, потомки древних родовых
старейшин, а также торговцы, жившие на пути «из варяг в греки». Наряду с ними в высшие социальные слои
входили и верховные дружинники, княжьи мужи, среди которых, кстати, было немало представителей
варягов-скандинавов, финнов, венгров и других народов. Они поступали на службу к князьям, постепенно
ассимилируясь со славянами. В течение ГХ-ХП веков шел процесс сближения земской и военной аристократии.
Они приобретали большие земельные угодья и становились крупными землевладельцами.
В это же время племенные вожди, старейшины вели активное наступление на общину. Они больше не
хотели возвращать в совместную собственность свои угодья, которые получали наравне с другими
общинниками. Таким образом возникала вотчина (отчина, дедина), или крупные хозяйства, переходившие по
наследству от отца к сыновьям и являвшиеся полной сскхтвенностью данной семьи. С другой стороны, эти
знатные люди стали постепенно присоединять к своим земельные наделы других общинников, особенно
обедневших, которые не могли расплатиться за долги с богатыми вотчинниками. Они же часто присоединяли
угодья рядовых общинников не только за долги, но и насильственным путем, заставляя их платить
натуральные подати (дань) и выполнять определенные повинности. Процесс превращения вотчинников в
крупных землевладельцев, а обедневших общинников - в феодальнозависимых, получил название
обояривания.
Крупные феодалы, князья были заинтересованы в создании определенных правовых норм для
юридического закрепления подобных отношений. Эти правовые нормы могла обеспечить только крепкая
государственная власть. Таким образом, множество социально-экономических предпосылок объективно
приводили сначала к созданию племенных союзов, а позже - к государственным образованиям.
Древние летописцы отмечали, что поляне, древляне, волыняне и другие славянские племена имели
государственные объединения во главе с княжескими династиями уже в VI-VIII веках. Так, у полян в среднем
течении Днепра княжил род Кия. Между князьями шла бесконечная борьба за присоединение ближних и
дальних земель. ВIX веке на некоторых территориях, находившихся на пути «из варяг в греки», образовалось
несколько княжеств, где князьями были варяжские военачальники: Рюрик в Новгороде, Аскольд и Дир в
Киеве, Рогволд в Полоцке и др.
В 882 году соратник Рюрика новгородский князь Олег с дружиной приплыл по Днепру к Киеву и,
уничтожив киевских князей, объединил новгородское, смоленское и киевское княжества в Древнерусское
государство - Киевскую Русь, провозгласив себя великим киевским князем.
Киевские князья на протяжении DC-X веков проводили активную политику по насильственному
присоединению восточных славян, что позволило превратить Киевскую Русь в одно из самых могущественных
государств средневековой Европы. Объединив под свою власть огромную территорию со славянскими и угро-
финскими племенами, киевские князья удерживали их в своем подчинении при помощи военной силы,
стараясь при этом организовать и хозяйственное управление на этих землях.
Огромное значение для начальной русской истории имели отношения со Скандинавией и Византией,
хотя с ними у Киевской Руси и не было общих границ. Скандинавия оказала существенное влияние на
становление политического и военного строя, а Византия - на развитие хозяйства, торговли, культуры,
религии.
По мере укрепления Древнерусского государства и преодоления племенной разобщенности все более
необходимым становилось принятие идеологии, которая смогла бы поддержать процесс объединения
восточных славян вокруг Киева. Тем более что язычество уже не способствовало интеграционной тенденции
на Руси, поскольку не имело в себе ничего общего с развитием крепкого централизованного государства. Еще
в 980 году великий князь Владимир попытался провести религиозную реформу по созданию единого пантеона
языческих богов, расположив их в стройную систему во главе с Перуном, но эта реформа ему не удалась.
Согласно летописи, Владимир обращался к различным религиям, изучал их основные принципы, но в
конце концов остановил свой выбор на христианстве, которое уже имело к тому времени большое
распространение в Европе. Известно, что княжеская знать в Киеве уже давно была знакома с христианством:
княгиня Ольга еще в 950-х годах приняла христианство, но не была в этом поддержана своими подданными. В
988 году произошло окончательное признание христианства официальной религией - Крещение Руси, а князь
Владимир получил прозвище Креститель. Христианство на Руси утвердилось достаточно быстро, примерно в
течение ста лет, в то время как во многих западноевропейских странах этот процесс занял от полутора до
двух с половиной столетий.
Принятие христианства имело большое значение для Руси не только в идеологическом аспекте. Это
означало кардинальные изменения и многих других сторон жизни. Так, поскольку христианская религия
категорически исключала многоженство, распространенное во времена язычества, то в хозяйственном плане
на первое место выступала моногамная семья. Отныне вся наследуемая собственность переходила лишь к
детям, рожденным в освященном церковью браке. Усиление христианства в качестве господствующей
религии способствовало дальнейшему укреплению государственности, так как создавалась широкая основа
для формирования единого древнерусского народа на базе общих духовных и нравственных устоев,
устранялись межплеменные различия.
Крещение Руси повысило ее международный авторитет, поскольку поставило ее в ряд с другими
европейскими державами. Киевская Русь стала считать себя полноправной составной частью христианского
мира, стремилась играть в нем видную роль, всегда сравнивала себя с Западной Европой. Киевские князья
могли теперь участвовать в династических европейских браках. Кроме того, христианство оказало большое
влияние на развитие культуры. Византийские монахи Кирилл и Мефодий способствовали распространению
письменности, на Руси стали возводить храмы, монастыри и т.д. Как правило, при монастырях создавались
общедоступные школы, в которых обучались мальчики и девочки из самых разных слоев населения.
Н е о б я з а т е л ь н ые п о д р о б н о с ти из К л ю ч е в с к о го
ОБРАЗОВАНИЕ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА КИЕВСКОГО. Из соединения варяжских княжеств и сохранивших
самостоятельность городовых областей вышла третья политическая форма, завязавшаяся на Руси: то было
великое княжество Киевское. Образование этого княжества было подготовлено указанными выше
экономическими и политическими фактами. На каких бы пунктах русского промышленного мира ни
появлялись варяжские князья, их постоянно тянуло к городу на южной окраине этого мира,
замыкавшему цепь торговых русских городов по греко-варяжской речной линии Днепра - Волхова, - к Киеву.
Здесь заморские искатели выгодного найма и торгового барыша могли поживиться всего более. Киев был
сборным пунктом русской торговли; к нему стягивались торговые лодки отовсюду, с Волхова, Западном
Двины, Верхнего Днепра и его притоков. Отсюда в летописном рассказе о событиях IX и X вв. довольно
явственно выступают два факта: тяготение варяжских пришельцев с Балтийского моря к Киеву и
экономическая зависимость русских городов от Киева. Кто владел Киевом, тот держал в своих руках
ключ от главных ворот русской торговли. Вот почему всех варяжских князей, появлявшихся на севере,
тянуло к Киеву. Из-за него они соперничали друг с другом и истребляли один другого. Так новгородский
князь Олег за Киев погубил земляков своих Аскольда и Дира, так и другой новгородский князь, Владимир, за
тот же Киев погубил своего родного брата Ярополка. С другой стороны, все торговые русские города
стояли в экономической зависимости от Киева. В Киеве сходились нити их благосостояния; он мог подорвать
их торговлю, перерезав главную артерию хозяйственных оборотов страны, не пропуская торговых лодок вниз
по Днепру к азовским и черноморским, рынкам. Поэтому общим интересом этих городов было жить в
дружбе с Киевом, чтобы из Киева иметь свободный выход на степные торговые дороги. Этот общий
интерес заметно сквозит в рассказе Начальной летописи о первых князьях, утверждавшихся в Киеве.
Аскольд с Диром, отделившись от дружины Рюрика, беспрепятственно спустились Днепром до Киев и без
заметной борьбы овладели им вместе со всею землею полян. Дальнейшая деятельность этих варяжских
викингов в Киеве объясняет причины их успеха.
Летопись замечает, что после Кия, основателя Киева, полян обижали древляне и другие окольные
племена. Поэтому Аскольд и Дир, как только утвердились в Киеве, вступили в борьбу с этими
племенами, древлянами, печенегами, болгарами, а потом, собрав варягов, предприняли поход на
Царьград. Современник и очевидец этого нападения, константинопольский патриарх Фотий говорит в
одной произнесенной по этому случаю проповеди, что Русь очень ловко смастерила набег, тихонько
подкралась к Константинополю, когда император Михаил III с войском и флотом ходил на сарацин, оставив
свою столицу беззащитной со стороны моря. Значит, Киевская Русь не только хорошо знала морской путь к
Царьграду, но и умела добывать своевременные сведения о делах Византии; сами греки дивились
нечаянности и необычайной быстроте нападения. Оно вызвано было, по словам Фотия, тем, что
греческий народ нарушил договор, предпринято было Русью с целью отметить за обиду, нанесенную
ее землякам, русским купцам, по-видимому, за неуплату долга, следовательно, имело целью силой
восстановить торговые сношения, насильственно прерванные греками. Значит, еще до 860 г. между
Русью и Византией существовали торговые сношения, закрепленные дипломатическим актом, и узлом
этих сношений был Киев, откуда вышел смелый набег 860 г. Узнаем далее, что эти сношения были
довольно давние, завязались еще в первой половине IX в. Послы от народа Руси, о которых говорит
Бертинская летопись под 839 г., приходили в Царьград для установления или восстановления дружбы, т. е.
для заключения договора. Такой же ряд явлений повторился и в истории Олега, шедшего по следам
Аскольда. Он также беспрепятственно спустился из Новгорода по Днепру, без особенного труда захватил
по дороге Смоленск и Любеч и без борьбы завладел Киевом, погубивши своих земляков Аскольда с
Диром. Утвердившись в Киеве, он начал рубить вокруг него новые города для защиты Киевской земли от
набегов из степи, а потом с соединенными силами разных племен предпринял новый поход на
Царьград, кончившийся также заключением торгового договора. Значит, и этот поход предпринят был с
целью восстановить торговые сношения Руси с Византией, опять чем-либо прерванные. Обоих вождей, по-
видимому, дружно поддерживали в этих походах все племена, заинтересованные во внешней торговле,
преимущественно обитавшие по речной линии Днепра - Волхова, т. е. обыватели больших торговых
городов Руси. По крайней мере в летописном рассказе о походе Олега читаем, что кроме подвластных
Олегу племен в деле участвовали и племена неподвластные, добровольно к нему присоединившиеся,
отдаленные дулебы и хорваты, жившие в области Верхнего Днестра и обоих Бутов, по северо-восточным
склонам и предгорьям Карпат. Охрана страны от степных кочевников и далекие военные походы на
Царьград для поддержания торговых сношений, очевидно, вызывали общее и дружное содействие во всем
промышленном мире по торговым линиям Днепра - Волхова и других рек равнины. Этот общий интерес
и соединил прибрежные торговые города под властью князя киевского, руководителя в этом деле по
положению, какое создавалось для него двояким значением Киева.
ДВОЯКОЕ ЗНАЧЕНИЕ г. КИЕВА. Киев служил главным оборонительным форпостом страны против степи и
центральной вывозной факторией русской торговли. Потому, попав в варяжские руки, он не мог остаться
простым местным варяжским княжеством, какими были возникшие в то же время княжества в Новгороде,
Изборске и на Белоозере или позднее в Полоцке и Турове. Завязавшиеся торговые связи с Византией и
арабским Востоком, с черноморскими, азовскими и каспийскими рынками, направляя народный труд на
разработку лесных богатств страны, стягивали к Киеву важнейшие хозяйственные ее обороты. Но для
обеспечения этих оборотов необходимо было иметь безопасные границы и открытые торговые пути по
степным рекам, даже производить иногда вооруженное давление на самые рынки для приобретения выгодных
торговых условий. Всего этого можно было достигнуть только соединенными силами всех восточных
славянских племен, т. е. насильственным подчинением тех из них, которые, живя в стороне от главных
торговых путей, не имели побуждений добровольно поддерживать князей киевских. Вот почему известия
свои и чужие говорят о воинственных делах первых князей киевских. Исследования академика
Васильевского о житиях святых Георгия Амастридского и Стефана Сурсокского достаточно убедительно
доказали, что Русь еще в первой половине IX в. делала набеги на берега Черного моря, даже южные. Но до
патриарха Фотия она не отваживалась напасть на самый Царьград. До Фотия дошли кое-какие слухи о
начавшемся важном перевороте на Руси, шедшем именно из Киева, и он в своих проповедях по случаю
нападения Руси на Царьград и в последовавшем затем окружном послании объясняет происхождение
этой русской дерзости. Народ, никем не знаемый до этого нападения, ничтожный, по словам Фотия, вдруг
стал пресловутым, прославленным после этого отважного дела, а отвага внушена была ему тем, что недавно
он поработил соседние племена, и этот успех сделал его чересчур гордым и дерзким. Значит, как только
основалось в Киеве варяжское княжество, отсюда началось сосредоточение сил страны и вышло
первое общерусское предприятие, вызванное общим интересом, обеспечением торговых сношений.
КИЕВСКОЕ КНЯЖЕСТВО - ПЕРВАЯ ФОРМА РУССКОГО ГОСУДАРСТВА. Таковы были условия, при содействии
которых возникло великое княжество Киевское. Оно явилось сперва одним из местных варяжских
княжеств: Аскольд с братом уселись в Киеве как простые варяжские конинги, охранявшие внешнюю
безопасность и торговые интересы захваченного ими владения. Олег шел по их следам и продолжал их
дела. Но военно-промышленное положение Киева сообщило всем им более широкое значение.
Киевская земля прикрывала собою с юга всю страну по греко-варяжскому пути; ее торговые интересы
разделяла вся страна, ею прикрываемая. Потому под властью киевского князя волей или неволей
соединились другие варяжские княжества и городовые области Руси, и тогда Киевское княжество
получило значение Русского государства. Это подчинение было вынуждено политической и экономической
зависимостью от Клева, в какую эти княжества и области стали с падением хозарского владычества в
степи. Поэтому появление Рюрика в Новгороде, кажется мне, неудобно считать началом Русского
государства: тогда в Новгороде возникло местное и притом кратковременное варяжское княжество. Русское
государство основалось деятельностью Аскольда и потом Олега в Киеве: из Киева, а не из Новгорода
пошло политическое объединение русского славянства; Киевское варяжское княжество этих витязей
стало зерном того союза славянских и соседних с ними финских племен, который можно признать
первоначальной формой Русского государства.
28. Организация государственной власти (IX - XI вв.)
Государство - особая политическая организация общества, имеющая власть над определенной территорией, ее население