Международная экономическая интеграция: причины развития, основные центры «притяжения», общее и особенное между этими центрами

Международная экономическая интеграция — это процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах. На микроуровне этот процесс идет через взаимодействие отдельных фирм близлежащих стран на основе формирования разнообразных экономических отношений между ними, в том числе создания филиалов за границей. На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик.

Самая простая и наиболее распространенная форма экономической интеграции — зона свободной торговли, в рамках которой отменяются торговые ограничения между странами-участницами, и прежде всего таможенные пошлины.

Другая форма — таможенный союз — предполагает наряду с функционированием зоны свободной торговли установление единого внешнеторгового тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран.

Таможенный союз часто дополняется платежным союзом, обеспечивающим взаимную конвертируемость валют и функционирование единой расчетной денежной единицы.

Более сложной формой является общий рынок, который призван обеспечивать его участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешнеторговым тарифом свободу передвижения капитала и рабочей силы, а также согласование экономической политики.

Высшей формой межгосударственной экономической интеграции является экономический и валютный союз, совмещающий все указанные формы интеграции с проведением общей экономической и валютно-финансовой политики. Евросоюз.

Экономическая интеграция имеет в своей основе ряд объективных факторов, среди которых важнейшее место занимают:

глобализация хозяйственной жизни

углубление международного разделения труда

общемировая по своему характеру научно-техническая революция

повышение открытости национальных экономик. Все эти факторы взаимообусловлены.

Европейский союз.

Официально до 1 ноября 1993 г. ведущая интеграционная группировка западноевропейских стран называлась Европейские сообщества, так как она появилась после слияния в 1967 г. органов трех ранее самостоятельных региональных организаций.

Во-первых, деятельность ЕС в области экономической интеграции соединялась с европейским политическим сотрудничеством в единый процесс. Было предусмотрено создание Европейского союза, который должен был обеспечить не только высокую степень экономического, валютно-финансового, гуманитарного сотрудничества стран-участниц, но и согласование внешней политики и обеспечение безопасности. Реализация Единого европейского акта приведет к тому, что Европейский союз будет иметь структуру федеративного типа.

Во-вторых, в Едином европейском акте была поставлена задача завершения создания в рамках ЕС единого внутреннего рынка как пространства без внутренних границ, в котором обеспечивается свободное движение товаров, капиталов, услуг и гражданских лиц, что и было достигнуто.

Развитие интеграции в рамках ЕС прошло ряд этапов, характеризующихся как ее углублением, переходом от низших форм (зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок) к высшим (экономический и валютный союз), так и увеличением числа участников.

НАФТА.

Вся территория Северной Америки является зоной свободной торговли, называемой официально Североамериканским соглашением о свободной торговле (НАФТА), объединяющим США, Канаду и Мексику и функционирующим с 1994 г. Длительное время интеграционные процессы протекали здесь на фирменном и отраслевом уровнях и не были связаны с государственным и межгосударственным регулированием. На государственном уровне американо-канадское соглашение о свободной торговле было заключено лишь в 1988 г. Мексика присоединилась к нему в 1992 г.

Существующая структура североамериканского интеграционного комплекса имеет свои особенности по сравнению с европейской моделью интеграции. Главное отличие — асимметричность экономической взаимозависимости США, Канады и Мексики. Взаимодействие хозяйственных структур Мексики и Канады далеко уступает по глубине и масштабам канадо-американской и мек-сикано-американской интегрированности. Канада и Мексика скорее являются конкурентами на американском рынке товаров и рабочей силы, соперниками по привлечению капитала и технологий американских корпораций, чем партнерами по интеграционному процессу.

АСЕАН.

В Юго-Восточной Азии сложилась довольно развитая структура — Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в которую входят Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Таиланд, Бруней, Вьетнам, Мьянма и Лаос. Ассоциация возникла в 1967 г., но лишь в 1992 г. ее участники поставили перед собой задачу создать к 2008 г. зону региональной свободной торговли путем поэтапного снижения тарифов внутри нее. Каждая из стран — членов АСЕАН связана с экономикой Японии, США и с новыми индустриальным странами Азии. Значительная часть азиатско-тихоокеанской торговли (в том числе и внутри АСЕАН) приходится на торговлю между местными филиалами японских, американских, канадских, тайваньских и южнокорейских корпораций. Растет значение Китая, особенно в странах конфуцианской культуры.

МЕРКОСУР.

Экономическая интеграция латиноамериканских стран имеет свою специфику. Для Латинской Америки на первом этапе (70-е гг.) было характерным создание многочисленных экономических группировок с целью либерализации внешней торговли и защиты внутрирегионального рынка посредством таможенного барьера. Многие из них формально существуют и сейчас.

К середине 90-х гг. интеграционные процессы усилились. В результате заключенного в 1991 г. и вступившего в силу с 1 января 1995 г. торгового пакта между Аргентиной, Бразилией, Уругваем и Парагваем (МЕРКОСУР), образовался новый крупный региональный торгово-экономический блок, в котором около 90% взаимной торговли освобождается от любых тарифных барьеров и устанавливается единый таможенный тариф в отношении третьих стран.

СНГ.

Содружество Независимых Государств — региональная международная организация, призванная регулировать отношения сотрудничества между странами, ранее входившими в состав СССР.

Цели:

сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;

всестороннее развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции;

обеспечение прав и свобод человека;

сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения;

взаимная правовая помощь;

обеспечение прав и основных свобод человека;

координация внешнеполитической деятельности;

сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, таможенной политики;

сотрудничество в развитии систем транспорта, связи;

охрана здоровья и окружающей среды;

вопросы социальной и миграционной политики;

борьба с организованной преступностью;

сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.

25. 1. Естественно-географические отличия России от Западной Европы.

Границы государства. С М. Соловьев, В.О. Ключевский в своих трудах отмечали, что географические условия

Восточной Европы заметно отличаются от условий Западной Европы. Берега Западной Европы сильно изрезаны

внутренними морями и глубокими заливами, усеяны множеством островов. Близость к морям является характерной чертой

западно-европейских государств.

Рельеф Западной Европы резко отличается от рельефа Восточной Европы. Поверхность Западной Европы крайне

неровна. Кроме массивного хребта Альп, почти в каждой европейской стране имеется горная цепь, которая служит

своеобразным остовом, или «хребтом», страны. Так, в Англии проходит цепь Пеннинских гор, в Испании — Пиренеи, в

Италии — Апеннины, в Швеции и Норвегии — Скандинавские горы. В европейской же части России нет точки выше 500

метров над уровнем моря. Гряда Уральских гор оказывает слабое влияние на характер поверхности.

С М. Соловьев обращает внимание, что границы западно-европейских государств очерчены природными границами —

морями, горными хребтами, многоводными реками. Россия также имеет природные границы: по периметру России

расположены моря, реки, горные вершины. На территории России расположена обширная полоса степей — Великая Степь,

протянувшаяся от Карпатских гор до Алтая. Великие реки Восточно-Европейской равнины — Днепр, Дон, Волга — были не

препятствиями, а скорее дорогами, соединявшими различные районы страны. Их густая сеть пронизывает огромное

пространство, позволяя достигать самых отдаленных его уголков. Вся история страны связана с реками — именно по этим

«живым дорогам» осуществлялась колонизация новых территорий. В.О. Ключевский писал: «История России есть история

страны, которая колонизуется».

Хозяйственная деятельность. Россия представляет собой обширную равнину, открытую северным ветрам, которым

не препятствуют горные цепи. Климат России относится к континентальному типу. Зимняя температура понижается по мере

продвижения в восточном направлении. Сибирь с ее неистощимым запасом пахотной земли по большей части не пригодна

для земледелия. В восточных ее районах земли, расположенные на широте Шотландии, возделывать вообще нельзя.

Так же как Внутренняя Азия, Африка и Австралия, Россия находится в зоне резко континентального климата. Разница

температур между временами года достигает 70 и более градусов; распределение осадков крайне неравномерно. Осадки

обильнее всего на северо-западе, вдоль балтийского побережья, куда их приносят теплые ветры; по мере продвижения к

юго-востоку они уменьшаются. Иными словами, осадки обильнее всего там, где почва всего беднее, поэтому Россия вообще

страдает от засухи — в Казани, например, выпадает вдвое меньше осадков, чем в Париже.

Важнейшим следствием географического положения России является чрезвычайная краткость периода, пригодного для

сева и уборки урожая. Вокруг Новгорода и Петербурга земледельческий период длится всего четыре месяца в году, в

центральных областях, около Москвы, он увеличивается до пяти с половиной месяцев; в степи он продолжается полгода. В

Западной Европе этот период длится 8—9 месяцев. Иными словами, у западно-европейского крестьянина почти вдвое боль­

ше времени на полевые работы, чем у русского.

Насколько неприбыльным занятием было в России земледелие, можно понять из подсчетов Августа Гакстгаузена —

прусского агронома, побывавшего в России в 1840-х гг. Он сравнивал доход, приносимый двумя хозяйствами (размером в

1000 га каждое), одно из которых находится на Рейне, а другое — в Верхнем Поволжье. Свои подсчеты он заключил

советом: если вам подарят поместье в России, лучше всего отказаться от подарка, так как из года в год оно будет

приносить убытки. Согласно Гакстгаузену, поместье в России могло стать доходным лишь при двух условиях: при

использовании труда крепостных (что освободит помещика от расходов по содержанию крестьян и скота) или сочетании

земледелия с мануфактурой (что поможет занять крестьян, сидящих без дела в зимние месяцы).

Тем не менее известно, что царская Россия в достаточно больших объемах вывозила зерно за границу. На рубеже ХГХ—

XX вв. зерно составляло 47% всего экспорта страны. Менее известно другое: после вывоза на каждого жителя империи

оставалось по 15 пудов (240 кг) хлеба в год. В странах же, закупавших русское зерно (Дания, Бельгия, США и др.), на

каждого жителя приходилось от 40 до 140 пудов хлеба. Русский крестьянин вез зерно на рынок от нужды и экономил на

своем питании. Не случайно государственные службы торопились собрать налоги немедля после уборки урожая, не без

оснований полагая, что иначе крестьяне сами все съедят.

Политическая система. На территории Восточной Европы и Северной Азии хозяйственная деятельность требует

усилий большого количества людей, подчиняя их единой воле. Она исторически сформировала деспотическую форму

государственной власти и коллективистскую психологию народа. Семейная община славян — это объединение многих

родственников как совместных владельцев земли. В Восточной Европе возникла политическая система, основанная на

общинной собственности на землю, а в Западной Европе — на частной собственности. В Германии община-марка являлась

добровольным объединением самостоятельных общинников, индивидуально владеющих земельными участками. В Западной

Европе, где природно-климатические условия давали возможность ведения индивидуального хозяйства, возникли демокра­

тические традиции власти и сложился индивидуалистический характер людей.

Современный американский историк Ричард Пайпс отмечает, что скудость земли и суровые природно-климатические

условия (только 1% сельскохозяйственных угодий в России имеют оптимальное соотношение качества почвы, тепла и

влаги, а в США — 66 %), систематически повторяющиеся неурожаи давно приучили крестьян к работе и жизни сообща, к

совместному преодолению безжалостных сюрпризов погоды. Решение всех вопросов на сельском сходе, общинное владение

землей, совместное выполнение всех повинностей и уплаты налогов сформировали в течение столетий коллективистскую

психологию россиянина. Общинная жизнь большей части населения страны породила уникальную в своем роде советскую

власть. Советы оставались все теми же сельскими сходами, только переименованными.

Большинство крестьян примирилось с коллективизацией, так как ее идея чем-то напоминала хорошо знакомую

общинную коллективность. Невозможно себе представить, что власть была в состоянии превратить крестьян в колхозников

без опоры на общественные идеалы, без использования неприязни крестьян к богачам. В стране, где крестьянство

составляло большинство (в 1926 г. в деревне проживало 82% населения), единодушное сопротивление коллективизации

могло бы вмиг смести государство с лица земли. Да и вряд ли нашлось бы такое правительство, которое попыталось бы

совершить такой шаг, не будучи уверенным в значительной поддержке.

Общинное владение землей не способствовало формированию чувства хозяина, уважительного отношения к частной

собственности. Наоборот, веками оно формировало уравнительные тенденции, направленные, прежде всего, на защиту

бедных, на помощь им за счет зажиточных крестьян

Наши рекомендации