Особенности индустриализации в странах Западной Европы, США и Японии
Англия.
В Англии образовалась структура буржуазного индустриального общества. С помощью дешевых промышленных товаров буржуазия разрушила ремесленное производство. Возникли новые промышленные центры и в середине XIX в. почти половина Англии была занята в промышленности. Основным производителем стал промышленный рабочий, а место купца во главе буржуазного общества занял фабрикант. Промышленный переворот, как переход от мануфактурной к машинной, фабричной, стадии производства, явился подлинной революцией, которая происходит в истории каждой страны только однажды.
Франция.
Развитие индустрии способствовало урбанизации страны. Была сведена перестройка Парижа, который именно в те годы получил свое современное лицо и навсегда стал признанным центром мирового туризма. Однако к концу 1860 г. во Франции 60% промышленных рабочих продолжало работать на мелких предприятиях и мастерских. В стране все еще преобладала легкая промышленность. В XIX в. Франция так и не смогла превратиться в индустриальную страну.
Германия.
Создание капиталистической машинной индустрии в Германии произошло лишь во второй половине XIX в. Основная причина значительного отставания Германии заключалась в более сильном господством феодализма, и отсутствии единого государства. Внутри страны, дробленной на ряд независимых больших и малых государств, существовали таможенные и валютные барьеры. Первое таможенное объединение ряда германских государств было достигнуто только в 30-х годах XIX в., а окончательное политическое единение страны - лишь в 1871 г., с образованием Германской империи. Государственные реформы не ликвидировали ни феодальную монархию, ни землевладение феодального дворянства.
США.
Образование США создало благоприятные условия для промышленного переворота, который завершился в первой половине XIX в. В 1780 в Америке заработала первая текстильная фабрика, а через 50 лет - потребление хлопка на фабриках США возросло в 22 раза. Однако широкое внедрение паровых двигателей началось только с 40-х гг. XIX в."виновато" обилие водной энергии, поскольку водяной двигатель был сравнительно дешевым. Очень важную роль в ходе промышленного переворота в США ради железные дороги. В 1807 г. по реке зон уже ходил пароход. Механизация транспорта вызвала усиленный рост металлургии и добывающей промышленности. К середине XIX в. в США было собственное машиностроение.
Американцы справились и с другой проблемой экономики — недостатком капитала. В США рано начали создаваться акционерные компании, помогавшие аккумулировать мелкий капитал. Они особенно распространились во время войны 1812—1814 гг., чему немало способствовало также развитие в стране банковской системы.
Недостаток рабочей силы, профессионализма стимулировал изобретательство и внедрение новых технологий. Именно в США появился телеграф.
Немалую роль сыграли железные дороги, использование парового двигателя. Металл, паровозы, вагоны, рельсы, как и капиталы, шли из Великобритании. Америка и перед Гражданской войной оставалась аграрной страной, где 3/5 населения составляли сельские жители. Тем не менее в 1860 г. индустрия по стоимости продукции обогнала национальное сельское хозяйство.
Япония.
Отличительной чертой японского промьшленного переворота было непосредственное участие в этом процессе государства и иностранных капиталов. Например, английским компаниям было дано разрешение на создание концессий по добыче угля.
В 1860-1870- х годах государство, используя опыт других стран, стало быстро строить казенные «образцовые предприятия» в новых для Японии отраслях, приняв на себя основные затраты и риск.
Активно участвовало государство и в развитии банковского дела, создании по всей стране телеграфной сети и железных дорог.
В этот период правительство, придерживаясь патерналистской модели развития экономики, оказывало большую поддержку частному бизнесу: выдавались субсидии, предоставлялись правительственные заказы и налоговые льготы. В международной торговле государство проводило протекционистскую политику.
Новый этап в развитии японской экономики начался в 1880 - 1881 гг., когда правительство стало передавать «образцовые предприятия» в частные руки в разы дешевле, чем инвестировали, чтобы повысить их эффективность и снизить уровень инфляции.
В 1870-х годах началось железнодорожное строительство.
В начале ХХ века промышленный переворот вступил в решающую стадию. Так же, как в Европе и США, активно внедрялись паровые и электрические машины.
Но несмотря на высокие темпы развития, японская экономика оставалась типично аграрной: около 2/3 населения было занято в сельском хозяйстве. Крестьяне в основном не имели собственной земли, а обрабатывали земельные угодья на условиях аренды у крупных землевладельцев.