Социально-экономическая политика России 2000-2011 гг.
Социально-экономическая политика России в начале 2000-х годов базировалась на принципе децентрализации. Передача полномочий с федерального уровня на региональный позволяла более рационально решать социальные проблемы с учетом специфики регионов. В то же время финансовые поступления в региональные бюджеты не покрывали значительную часть необходимых расходов в социальной сфере, т.к. шоковая терапия привела к остановке большей части предприятий, и приоритет отдавался наполнению в первую очередь федерального бюджета.
После кризиса 1998 г. правительство России уделяло повышенное внимание социальной сфере, в результате чего реальная зарплата работников и пенсионное обеспечение повысились в 2,5 раза, в 2 раза снизился уровень безработицы. Для улучшения демографической ситуации было принято решение о выплате 250 тыс. руб. на рождение второго и последующих детей. Медицинские учреждения начали обеспечиваться современным диагностическим и медицинским оборудованием. Начала внедряться программа обеспечения жильем молодых семей, создавались условия для ипотечного кредитования.
Началась реформа образования с учетом международных стандартов и требований инновационного развития современной экономики, базирующегося на внедрении высоких технологий и фундаментальных научных исследований. Разработаны мероприятия, позволяющие стимулировать молодых ученых, активно занимающихся научной деятельностью.
Основным итогом периода между окончанием кризиса 1998 г. и началом глобального кризиса 2008 г. было достижение стабильности в социально-экономической сфере, что позволяло с оптимизмом смотреть в будущее. Но в стране большая часть населения продолжала оставаться в статусе малоимущих граждан, что требовало дальнейшего внимания государства к социальной сфере.
Государственную политику в социально-экономической сфере в РФ осуществляют федеральные, региональные и муниципальные органы власти.
На федеральном уровне вопросами социальной защиты населения занимаются Министерство здравоохранения и социального развития с Департаментом организации социальной защиты, Департаментом по делам инвалидов и Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, координационными и совещательными органами.
Минздрав курирует деятельность внебюджетных фондов, источником финансирования которых являются страховые взносы: Пенсионный, социального страхования и обязательного медицинского страхования. Подведомственны Минздраву и такие специфические учреждения, как Геронтологический центр, детский дом слепоглухих, протезно-ортопедические предприятия.
В субъектах федерации действуют соответствующие федеральным региональные органы власти, занимающиеся вопросами социальной защиты: министерства и главные управления социальной защиты, департаменты социального развития. Муниципальные органы самоуправления оказывают дополнительную социальную помощь и поддержку малоимущих граждан в пределах собственных финансовых возможностей.
После преодоления кризиса 2008-2009 г.г. государственные органы предпринимают новые шаги по усилению социальной защиты населения. На 2010-2013 г.г. разработан бюджет Фонда социального страхования, позволяющий улучшить обеспечение инвалидов путевками для курортно-санаторного оздоровления, техническими средствами передвижения и реабилитации. На эти цели выделяется почти 1,5 трлн. руб. на 3 года, с примерно равномерным распределением по планируемым годам.
Наиболее эффективно проводится эта работа в тех регионах, которые согласились получать субвенции из федерального бюджета и на региональном уровне осуществлять полномочия по обеспечению инвалидов и ветеранов.
Решение о проведении в г. Сочи зимней Олимпиады в 2014 г. способствует развитию не только профессионального, но и массового спорта, т.к. при подготовке к Олимпиаде строится значительное количество современных спортивных сооружений, катков, лыжных трас, спортивно-оздоровительных комплексов, а также реконструируются существующие спортивные объекты.
Учитывая уровень инфляции, ежегодно увеличивается размер материнского капитала. В 2007 г. он составлял 250 тыс. руб., в 2008 г. – 276,25 тыс. руб., в 2009 г. – 312,162 тыс. руб., в 2010 г. – 343,278 тыс. руб., в 2011 г. – 365,7 тыс. руб. Выдачу материнского капитала планируется производить до 2016 г. включительно. Законодатели упростили процедуру получения материнского капитала и четко определили сферу его использования: улучшение жилищных условий, образование ребенка и формирование накопительной доли пенсии матери.
Преодоление кризиса привело к росту ипотечного кредитования. В 2010 г. выдано ипотечных кредитов на сумму 370 млрд. руб., а в 2011 г. прогнозируется возрастание ипотечного кредитования до 600 млрд. руб., при этом уровень рублевых кредитов увеличивается, а долларовых – сокращается. Общий объем кредитов на жилищное строительство составил в 1-ом полугодии 2011 г. почти 1,4 трлн. руб.
Преодолеваются последствия глобального кризиса в сфере занятости. Количество официально зарегистрированных в службах занятости безработных сократилось до 1,4 млн. чел. и продолжает сокращаться быстрыми темпами. За 2 недели июля 2011 г. количество безработных сократилось на 0,8%. Но следует отметить, что существует большое количество безработных, не зарегистрированных в службе занятости.
Одним из основных факторов, характеризующих социально положение населения России, является уровень оплаты труда и пенсионного обеспечения. При прожиточном минимуме, который в 1 квартале 2011 г. составил 6473 руб. средний размер пенсии в июне месяце составил 8252 руб., при этом номинальная пенсия повышена почти на 9%, но реальная ее величина сократилась на 0,6%. Такой же разрыв наблюдается в реальной и номинальной величине доходов и среднемесячной заработной платы. Номинальные доходы на душу населения возросли почти на 10%, а реальные – на 0,7%. При росте номинальной зарплаты на 14%, реальная зарплата увеличилась только на 4,2%.
Условия развития современной экономики приводят к необходимости вклада субъектами экономики значительных инвестиций в человеческий капитал. Такие предприятия, как Газпром и другие крупнейшие компании России, ежегодно направляют значительные средства на образование, развитие науки, проведение культурных и спортивных мероприятий, строительство и реконструкцию спортивных и культурных объектов. Участие предприятий в качественно новой подготовке работников значительно сокращает расходы федерального и региональных бюджетов на социальные нужды, дает возможность перераспределить освободившиеся ресурсы на решение накопившихся социальных проблем.
История России — 1992—1999 гг.
1992, январь — либеризация цен правительством Ельцина—Гайдара.
1992, март — подписание Федеративного договора со всеми субъектами Российской Федерации, кроме Татарстана и Чечни.
1992—1994 — ваучерная приватизация госпредприятий.
1992, декабрь — отставка Е. Т. Гайдара. Назначение В. С. Черномырдина председателем правительства.
1993, 21 сентября — указ Б. Н. Ельцина о начале конституционной реформы. Роспуск Совета народных депутатов и Верховного совета РСФСР.