История как наука, ее предметы, источники, методы.
Вопрос №1
История как наука, ее предметы, источники, методы.
История - наука о прошлом. Первая проблема: что такое прошлое? Прошедшая историческая эпоха. Как определить, прошла ли эпоха? Две точки зрения: в современных учебниках говорят о российской истории включая первое президентство В.В. Против такого подхода два соображения: 1) «лицом к лицу -лица не увидать»; 2) неизбежно «политический», пристрастный подход: старушки на крыльце в октябре 1993 г. Вторая проблема: закономерна ли история, или, другими словами, закономерно ли развитие общества? Две позиции. Генрих Риккерт: природа подчиняется определенным законам (падающая линейка - закон всемирного тяготения), в общественной жизни повторяемости событий, явлений нет - история феноменальна. Ответ историков Риккерту: важнейшие исторические процессы: образования классов, государства, возникновение религии, революции и проч. происходят в разное время во всех странах, у всех или у большинства народов, следовательно, повторяемость налицо, а значит общество, так же как и природа, развивается по определенным законам.
Источники - элементы материальной и духовной культуры прошлого: вещественные, письменные, фольклорные, лингвистические, этнографические. Историк обязан соблюдать два основных правила работы с источником. 1). Критика источника, сравнение его с другими - выявление противоречий, явных несообразностей и т.п. 2). Комплексный подход к источнику: источник должен быть изучен всесторонне.
Пример: бухгалтерские книги московских мануфактурных фирм начала XX века дают информацию не только о количестве сибирских покупателей, размерах их покупок, условиях продаж, географии сбыта московской мануфактуры - т.е. о том, что прямо в книгах указано, но и позволяют судить о «солидности» московских фирм (внешний вид книг, высокое качество бумаги, переплета и т.п.), характерных качествах московских торговцев (набожность, аккуратность ведения записей, умение учитывать некоторые профессиональные и национальные особенности покупателей -расходы на чай в балансовых отчетах).
Среди методов:
· проблемно-хронологический: выделяются основные элементы изучаемого явления, процесса и каждое изучается в развитии;
· историко-системный метод: изучаемое явление рассматриваем как систему составляющих ее элементов, смотрим, как они взаимодействуют друг с другом, обеспечивая развитие сиетемы в целом;
· историко-сравнительный: сравниваем, как развивается изучаемое явление в разных регионах,
странах, у разных народов. Это позволяет выявить общие закономерности и региональные, национальные и проч. особенности исторического развития.
Пример: Транспорт Западной Сибири конца XIX - начала XX вв.: 1). Выделяем его элементы: гужевой, водный, железнодорожный, прослеживаем развитие каждого на протяжении рубежа веков. 2). Смотрим, как они влияли друг на друга. Самым сильным было влияние железной дороги: гужевой трансконтинентальный Сибирский Московский тракт распался на отдельные участки, по которым осуществлялись после постройки железной дороги только местные перевозки. Водный транспорт, бывший «самодостаточным», после постройки железной дороги начинает играть вспомогательную по отношению к ней роль: подвоз сельскохозяйственных товаров для перевозки в Европейскую Россию, за границу, в Восточную Сибирь и транспортировка различных промышленных товаров от железнодорожных станций.
Вопрос № 2
Вопрос № 3
Вопрос № 4
Вопрос № 5
Русь в удельный период. Основные типы социально-политического устройства русских земель.Русь в удельный период.
К концу 11в. насчитывались 1,5 десятка земель государств, а в 14 в. 2,5 сотен. Выделяются 3 типа устройства власти:
1. галицко-волынская Русь (юг зап. Украины) хорошие условия для земледелия, поэтому дружина охотно сходится на землю, богатеет. И начинает конкурировать с князем за власть. Богатыми, а значит и политически влиятельными были здесь и города, поднявшиеся на пригнанной торговле. Поэтому власть князя здесь ограничена – это классическая раннефеодальная монархия.
Но эта система оказалась неэффектной в то время. Сил у князей оказалось мало, чтобы удержать финство Галицко-волынской Руси, которая уже в середине 13в. распалась на ряд псевдо государственных образований, попавшие под власть Польши. Аналогичным образом была образована власть по всей Руси.
2. Новгородская Русь. Главные богатства – лесные и водные угодья, принадлежащие новгородским боярам – потомкам «лучших», «сильнейших» славянских мужей до Рюриковой эпохи. (Боярин эпохи раздробленности – это дружинник, севший на землю).
Раз бояре богатые, значит и власть у них. Они осуществляют власть ч/з вече.
Вече – распорядительная власть. Здесь же бояре избирали исполнительную власть: посадник, из бояр (глава администрации), тысяцкого (помощник посадника), из купцов.
Новгородцы также избирали священника.
Князь в Новгороде служил по договору за плату:
1. читался главой Новгородской земли и т.о. олицетворял единство Новгорода с Русью. Но это главенство князя декоративно, национальное, а не настоящее.
2. суд. Охранял и защищал город.
Историки называли эти Новгородские порядки боярской республикой. Аналогичные порядки сложились в Вятке и Пскове.
3. Владимиро–Суздальская Русь. Условия для земледелия средние, поэтому дружина лишь частью села и частью продолжает ходить с князем. Города относительно небогаты, поэтому власть князя неограниченна – это деспотическая монархия. Эта система оказалась эффектной. В то время, когда другие княжества переживали распад, Владимиро-Суздальские княжества расцветали.
Вопрос № 6
Возвышение Москвы и начало складывания единого Русского государства Возвышение Москвы.
Объяснение причин возвышения Москвы Ключевского:
1. срединное положение Москвы, она как бы прикрыта другими русскими от степи, здесь безопасней.
2. приток населения с юго-востока на восток.
3. земледельцы быстро осваивают опалья, а население прибывает.
4. монастырско-крестьянская колонизация леса. Отсюда рост богатства Московского княжества.
5. на рубеже 13-14 вв. Москва неожиданно для себя получает военную силу.
6. Иван Калита 1325-1340гг. «купил» Москве право содержать митрополию.
Отношение русского народа к Москве не было одинаково на протяжении этого времени. В начале на Москву и ее князей смотрели, как на хищников, хватавших все, что плохо лежит. Ключевский действительно именно так характеризует московских князей, которые по ярославскому закону не имели права на получение великого стола, а потому вынуждены были пуститься во все тяжкие любой ценой, увеличивая богатство и могущество Москвы так, чтобы ордынцам ничего другого не оставалось, как отдать ярлык именно им. Отношение русского народа к Москве стало меняться с правлением Ивана Калиты. Политика его находила действительную оценку. С одной стороны люди осуждали ту жесткость, с которой он подавлял антиордынские выступления. Иван 1 обеспечивал Руси почти четверть века спокойствия, когда ордынцы, получая сполна выход и богатые подарки, сверху перестали заглядывать на Русь. Выросло целое поколение непуганых русских людей, дети этого поколения одержат в 1380г. победу на Куликовом поле. К концу 14в. отношение к Москве уже явно позитивное. Это видно из отношение людей к Донскому. Под его знамена встали рати из других русских земель. На Куликовом поле вышли эти разные отряды, а с Куликова поля вернулся русский народ, безоговорочно признавший Москву. В ходе борьбы за объединение русских земель, против Ордынского господства выделяются 3 этапа:
1. рубежа 13-14в. до Куликовой битвы. Основная борьба завязывалась между Москвой и Тверью за лидерство, и Москва выигрывает.
2. конец 14-середина 15в. Центр тяжести борьбы переносится внутрь самого Московского княжества. Московский князь стремится ограничить, ликвидировать уделы. Главным событием стала феодальная война 15в., а главным итогом становится новая модель передачи власти и земель княжества наследникам. Раньше князья смотрели на свои княжества, как на вотчину, и старались наделить всех сыновей уделами, теперь на княжество начали смотреть как на государство, которое может быть передано только одному сыну, остальным в лучше случае, даются совсем небольшие имения «в корм».
3. 1462-1505-1533гг. Процесс собирания русских земель резко активизируется, территория государства 400 тыс.кв.верст, достигает 2 млн.800 тыс. кв. верст к концу правления Василия 3. Именно Иван3 присоединил Тверь и, всегда державшись особняком Новгород. Одновременно решается важнейшая задача освобождения от ордынской власти. В 1480г. хан Ахмат, решивший показать Русь за отказ платить предпринимает поход, завершающийся на р.Угре. Ордынское государство распалось.
Вопрос № 7
Социально-экономическое развитие России в ХУ-ХУП вв. Основные группы населения средневекового общества. Новые явления в экономической жизни XVII века Социально-экономическое развитие России.
15-17вв. – это время, когда на Руси складываются основные классы сословия феодального общества.
Классы – большие группы людей, различающиеся друг от друга своим отношением к средству производства, ролью организации производства и той доли материальных благ, которой они располагают.
Сословия – большие группы людей, различающиеся друг от друга разным набором прав и обязанностей, зафиксированных в законе.
Общество:
1. тяглые (работают и платят казне): а) крестьяне:
- черносошные
- дворцовые
- владельческие
Б) посадские
2. служилые (ничего не платят в казну, но служат государству)
А) по прибору
Б) по отечеству:
- бывшие удельные князья
- бояре
- дворяне (сидят в поместье)
Положение владельческих крестьян было хуже всего, но говорить о том, что они подверглись жестокой эксплуатации нельзя. Само слово «крестьяне» появилось в русском языке в 15в. и первоначально значило крестьянин – земледелец => что в православной стране эти люди не могли занимать приниженное положение. Все наиболее тяглые работы выполняли не крестьяне, а задворные холопы. На протяжении 15-17вв. идет процесс сближения положения разных категорий тяглых – все они закрепощены. В лит-ре существует 2 концепции закрепощения тяглых:
1.указная – государство своими указами закрепостило тяглых. В нечерноземном центре – историческом ядре русского государства урожайность была невысокая, прибавочный продукт мал или отсутствовал, поэтому разного рода платежи и повинности производились из необходимого продукта, а поэтому крестьянство было склонно убегать, от этого страдала казна и феодалы, которые не могли привести в войско государя достойного количества воинов. Поэтому государство и закрепостило крестьян.
2. безуказная – правительственные указы не создали крепостных порядков, а лишь осветили, подтвердили их. Не столько крестьян закрепостили, сколько крестьяне сами закрепостились, попав в долговую зависимость, ищя могущественного покровителя.
Основные веки закрепостительного процесса:
1497г. – судебник Ивана3, первый свод законов русского государства.
1581 – 1582гг. – заповедные лета – законы – переходы запрещены даже в Юрьев день.
1565 – 1572гг. – опричнина Ивана 4.
1597-1598гг. – урочные лета.
1649г. – соборное уложение – запрещало всякое перемещение тяглых. Сыск беглых стал бессрочным.
Закрепощение сыграло решающую роль в складывании класса зависимых крестьян. На протяжении 15-17вв. идет процесс сближения положения разных категорий служил, в основе которого лежит постепенное стирание различий м/у вотчиной и поместьем. Вотчина начинает отбираться государями как будто это поместье, а поместье начинает продаваться и покупаться как будто это вотчина.
К концу 17в. 2 участка земли одинаковой площади и качества, вотчина и поместье – стоили почти одинаково, вотчина – чуть дороже. Раз исчезла разница м/у вотчиной и поместьем, значит исчезла м/у боярами и дворянами. Бояре численно заметно уступавшие дворянству, сильно побитые опричниной и смутой растворяются в массе дворян. Так сложилось более или менее единый класс сословия феодал.
Вопрос № 8
Развитие русской государственности в ХУ-ХУП вв.: от сословно-представительной к абсолютной монархии.Развитие русской государственности.
Во второй половине 15в., первой и третьей 16в. в России существовала диспатическая монархия, единое, но не вполне централизованное государство. Власть на местах принадлежала местным, бывшим князьям и боярам, чтобы установить собственный контроль над провинцией. Московские государи посылали на места наместников – кормленцев, которым разрешалось, наряду с выполнением государственных функций, кормиться за счет местного населения. Несмотря на то, что эта государственная система была достаточно сложной, централизацию властей и управления она не обеспечивала, даже при наличии одного общерусского судебника 1497г. В 16в., прежде всего в правлении Ивана4 российское государство строится в форме сословно – представительной монархии. С 1547г. государь начинает именовать себя царем, принимает помазание на царство, как и его предшественники, он не в состоянии управлять без опоры на знатное боярство, отсюда значительная роль боярской думы в системе управления страной. Как и его предшественники, Иван4 тяготит т зависимостью от бояр, стремится отодвинуть их от управления, но для этого ему нужна иная социальная опора, такую социальную опору он видит в растущем классе – боярстве. Отчасти может и в лице городов. Поэтому при Иване4 начинают собирать Земские соборы. Царь пытается опираться не столько на думу, сколько на соборы. Начинают собираться и освещенные соборы – собрание духовенства, которые корона также пытается использовать в борьбе за централизацию власти. Важным условием такой централизации было создание и центрального аппарата, который и возник при Иване4 - в виде приказа – учреждений, отвечавших за разные отрасли, территории государства, за администрацию, налоги и суд. Поскольку создавались приказы по случаю без общего плана, этот централизованный аппарат к концу 16в. оказался чрезвычайно громоздким, приказы работали не эффективно, тем не менее шаг к созданию централизованной администрации был сделан. Важной задачей правительства было превращение армии в эффективную полицейскую силу. Этой целью служила реформа избранной рады. Наряду с феодальной колонизацией – основой войска были созданы стрелецкие полки, поселившиеся в Москве, которые должны были обеспечить безопасность государя в случае народных волнений или заговора. Важным направлением внешней политики были попытки реформы суда, очищение его от взятки, несправедливости, а также введение новой налоговой системы – меры прописанные в судебнике 1550г. Еще одним важнейшим, но неудавшимся направлением стала реформа избранной рады, направленная на переделку местного самоуправления. Наместников – кормильцев решили заменить местными выборными, губными и земскими старостами, считалось, что местные быстрее наведут порядок, оплачивать их работу не предполагалось, денег в казне из – за частых воин не было. В итоге выборные отказывались выполнять свои обязанности, в конце концов от их услуг отказались, заменив их воеводами, которым в отличие от кормленцев запрещено было брать с местного населения.
Вопрос № 9
Реформа Петра I: причины, основные направления и значение Реформа Петра1.
В литературе проблема причин трактуется по-разному. Соловьев считал, что причины реформ лежат внутри самого русского Московского общества, которое переживало своеобразный нравственный интеллектуальный кризис и реформы это ответ на этот кризис. Ключевский видел причины реформ вне русского общества. Реформы породила война. В современной литературе утвердился взгляд, согласно которому реформы Петра были воплощением, выражением противоречивых тенденций социально – политического развития России 17в. С одной стороны на лицо некоторое распространение товара – денежных отношений, начала складывания всероссийского рынка, как системы торговых связей м/у областями, появление первых мануфактур, т.е. начала буржуазного развития. С другой стороны именно в середине 17в. оформляется крепостное право, которое ограничивает, сдерживает элементы капитализма. Эти социально – политические противоречия русского общества сделали противоречивой и политику Петра, который стремился поставить Россию на уровень Европейских держав с помощью крепостных приемов. Проблему планомерности, подготовленности петровских реформ первым поставил Ключевский, который считал, что никаких планов преобразований у Петра на самом деле никогда не было, все реформы – это импровизация. Такой же точки зрения поддерживался Милюков. Совершенно иначе рассуждает Павленко : все реформы Петра готовились заранее, был и общий замысел. Компромиссное мнение сформулировал Анисимов: Первые реформы Петра действительно импровизация, но с 1917-1918гг. т.е. с коллежской реформы преобразования уже планировались заранее. Это суждение Анисимого одновременно содержит и периодизацию петровских реформ с двумя периодами до и после Коллежской реформы. Реформу Петра судили по впечатлению, какое она о себе оставила, а впечатление воспринималось по настроению минуты, по общественной погоде, какая создавалась сторонними веяниями.
Вид №1 1. Петровские реформы были вызваны рядом факторов:
а) нарастало экономическое и военное отставание России от передовых европейских стран, что представляло угрозу национальному суверенитету;
б) служилое сословие по своему социально-политическому и культурному уровню не соответствовало требованиям общественного развития страны, оставалось патриархальной социальной общностью средневековой эпохи, имевшей смутное представление даже о своих сословных интересах;
в) социальная нестабильность порождала необходимость укрепления позиций правящего класса, его мобилизации и обновления, а также совершенствования государственного аппарата управления и армии;
г) необходимо было добиться выхода к морю.
Одним из условий начала реформ стала сама личность царя-преобразователя.
2. Непосредственная государственная деятельность Петра началась с организации в 1695 г. первого Азовского похода. Мощную турецкую крепость взять не удалось из-за отсутствия флота, способного ее блокировать с моря. Петр, осознав причины неудач, начал энергичную подготовку ко второму походу и благодаря действиям построенных на верфях Воронежа галер сумел в 1696 г. взять Азов.
Для.развития успеха и осуществления прорыва в Черное море Петр принял решение о создании мощного флота. Кроме того, он организовал в 1697 г. Великое посольство в Европу в целях приглашения на русскую службу специалистов, закупки вооружения, ознакомления с политической обстановкой, экономическими и культурными достижениями стран Западной Европы.
Толчком к проведению военной реформы стало неудачное начало Северной войны. Были изменены принципы комплектования и организации армии. Вместо дворянского ополчения и стрелецкого войска начинает создаваться регулярная армия. Вводятся рекрутские наборы. Для подготовки офицерского корпуса создаются специальные «школы. Возникает гвардия. Был создан сильный военно-морской
флот.
3. Реформа системы государственного управления, предпринятая Петром I, объясняется необходимостью создания нового государственного аппарата, отвечавшего духу времени и способного эффективно осуществлять руководство модернизирующимся обществом. В ходе губернской реформы 1708—1710 гг. страна была разделена на 8 губерний (позже — 11) во главе с генерал-губернаторами и губернаторами, назначавшимися царем из числа особо доверенных лиц. Губернаторы сосредоточили в своих руках высшие военные и гражданские функции и всю полноту судебной власти на местах. С1719 г. губернии стали делиться на 50 провинций, а последние — на уезды. С формированием коллегий реформа получила свое завершение, так как все местные органы стали подчиняться соответствующим коллегиям. Реформа привела к росту местного бюрократического аппарата.
В1711 г. создается Сенат. В 1718 г. на смену приказам стали приходить коллегии. Ведущими стали Военная, Адмиралтейская и Иностранная. В 1721 г. была создана Духовная коллегия, вскоре переименованная в Синод, организованный по образцу светских коллегий во главе с чиновником — обер-прокурором, назначаемым царем. В результате этой реформы церковь полностью подчинялась государству, превратившись по сути дела в часть его бюрократического аппарата. Структура и функции новых органов власти вплоть до организации делопроизводства, процедуры заседаний, штатного расписания были подробно разработаны в Генеральном регламенте и регламентах отдельных коллегий. В 1722 г. принята Табель о рангах — государственный закон, определяющий порядок прохождения службы и устанавливающий иерархию служебных разрядов. Теперь принцип занятия той или иной государственной должности по знатности заменялся бюрократическим. Продвижение по служебной лестнице зависело от выслуги, образования, а в итоге — от личных способностей дворянина. В трех разрядах службы — гражданской, военной и дворцовой — все должности разделялись на 14 рангов — от 1-го высшего, например, канцлера в гражданской службе, до 14-го низшего — коллежского регистратора. Табель о рангах отделила чиновный класс от низшей бюрократии. При Петре чиновник уже с 14-го ранга получал личное, а с 8-го (коллежский асессор) — потомственное дворянство. Для военных потомственное дворянство предоставлялось с 14-го ранга — низшего офицерского чина прапорщика. Это давало возможность наиболее способным представителям низов продвигаться вверх по социальной лестнице.
4. Промышленность пережила наиболее существенные сдвиги в связи с военными потребностями России и активной политикой государства, сумевшего мобилизовать природные и человеческие ресурсы страны. Было начато освоение нового промышленного района — Урала, ставшего вскоре центром металлургии. Легкая промышленность развивалась за счет строительства мануфактур, выпускавших продукцию для военных нужд и, в значительно меньшей степени, для внутреннего рынка. Всего в стране было основано около 200 мануфактур. Особенностью российской промышленности было то, что она создавалась преимущественно за счет казны и долгое время находилась под непосредственным государственным контролем. Другой особенностью промышленности было использование крепостнического труда на мануфактурах. С ростом промышленности на заводах обнаружился дефицит рабочих рук. Решение проблемы оказалось возможным лишь за счет использования подневольного труда. На вспомогательные работы привлекались государственные крестьяне, приписываемые целыми деревнями к тому или иному заводу и обязанные в течение 2—3 месяцев исполнять там свои повинности. А в 1721 г. Петр разрешил мануфактуристам покупать к заводам крепостных крестьян, которых стали называть «посессионными».
Выросло значение внешней торговли. Силовыми методами царь начал переводить торговлю из Архангельска на Балтийское море, что вызвало разорение многих купеческих фамилий. В 1724 г. в России был введен таможенный протекционистский тариф, призванный оградить русскую промышленность от иностранной конкуренции и содействовать установлению активного торгового баланса. На экспорт вводились низкие пошлины, чтобы стимулировать продажу русских товаров на внешних рынках. На ввоз устанавливалась высокая пошлина, если эта продукция производилась в России, и низкая, если она не производилась и была необходима для отечественной промышленности (краски, шерсть, сахар-сырец и др.).
5. В результате преобразований были созданы мощное промышленное производство, сильная армия и флот, что позволило России добиться выхода к морю, преодолеть изоляцию, сократить отставание от передовых стран Европы и превратиться в крупную державу. Однако форсированная модернизация и заимствование технологий осуществлялись за счет резкого усиления архаичных форм эксплуатации народа, оплатившего крайне высокой ценой положительные результаты реформ.
Реформы государственного строя придали новые силы служилому деспотическому государству. Европейские формы прикрыли и укрепили восточную сущность самодержавного государства, чьи просветительские намерения не совпадали с политической практикой.
Реформы в области культуры и быта, с одной стороны, создавали условия для развития науки, просвещения, литературы. Однако дворянство, воспринимая ценности европейской культуры, обособлялось от национальной традиции и ее хранителя — русского народа, чья привязанность к традиционным ценностям и институтам нарастала по мере модернизации страны. Это вызвало глубокий социокультурный раскол общества, во многом предопределивший глубину противоречий и мощь последующих социальных потрясений.
Вопрос № 10
Социально-политический смысл дворцовых переворотов. Социально – политический смысл дворцовых переворотов.
С 1725-1726гг. – это время, когда лица у власти менялись часто, обычно с использованием гвардии. Причины смены лиц: во взаимодействии и борьбе тех главных политических сил того времени – это корона, аристократия, дворянство.
Корона: государи, пришедшие на смену Петру, по масштабу личности, сильно уступали Петру, поэтому они часто прячутся за спины фаворитов, которых выносят на подмостки истории. Все их правления в смысле удержать корону.
Аристократия – остатки боярских рядов, иностранцы. Несмотря на то, что аристократия была раздираема борьбой группировок, в отношении короны она действовала солидарно, стремясь поделить власть с короной. В правлении Екатерины1 (1725-1727гг.) аристократия создает Верховный тайный совет, который фактически соуправлял вместе с Екатериной, а затем с Петром2. В 1730г. верховники решили пригласить на русский престол племянницу Анну Иоанновну, и при этом юридически оформить перераспределение власти м/у короной и советом. Анна в начале согласилась, но когда поняла, что это ограничение ее власти не поддерживает Московское дворянство, отказалась от кондиций. Кондиции стали самым крупным и одновременно последним политическим достижением аристократии. Для того, чтобы противостоять домогательствам аристократии корона пошла по пути сближения с дворянством как надежной опорой самодержавной власти. Анна устанавливает срок службы 25 лет, разрешает единственному сыну у родителей не служить, отменяет указ о едином наследии, распространяется практика записи младенцев в солдаты. При Елизавете Петровне дворянам были даны значительный экономические льготы, открыт земельный банк, дана монополия на винокурение. Наконец, Петр3 освободил дворян от необходимости служить. Все э то меры с одной стороны прочно привязали дворян к самодержавию, изолировали аристократию, а с другой стороны означает начало глобального раскрепостительного процесса, первым результатом которого стало освобождение дворян от обязательной службы.
Вопрос № 11
Государственно-правовые и социальные преобразования Екатерины П. «Просвещенный абсолютизм». «Золотой век русского дворянства». Есть в тетрадке.
1. «Просвещенный абсолютизм» — одна из форм государственной политики многих стран Европы, возникшая на определенной стадии их развития в результате укрепления позиций новых общественных сил, боровшихся за свои права с существующими абсолютистско-фе-одальными режимами. Эта политика формировалась под влиянием идей Просвещения, осуждавших сословное неравенство, произвол власти, католическую церковь и обосновывающих «естественные права» человека — свободу, равенство, право на частную собственность, а также принцип разделения властей, верховенство закона и др. Философы-просветители полагали, что «просвещенные монархи» с либеральными взглядами, проводя реформы, утверждая «разумные законы» и способствуя распространению знаний, смргут добиться экономического процветания, социальной гармонии и безопасности для своих народов,
В России политика -«просвещенного абсолютизма» объясняется следующими причинами: а) стремлением верховной власти привести существующие систему управления, уровень социально-экономического и культурного развития в соответствие с духом времени; б) остротой социальных противоречий и необходимостью принятия таких мер, которые бы смягчали недовольство низов; в) притязаниями России на ведущую роль в системе международных отношений.
Однако незрелость социальных и духовных предпосылок (отсутствие национальной буржуазии, непросвещенность основной массы дворянства, патриархальность населения) приводила к тому, что политика просвещенного абсолютизма носила поверхностный характер. Задачи политики просвещенного абсолютизма в России: а) укрепление самодержавия за счет модернизации и совершенствования системы управления, устранения ее наиболее архаичных элементов; б) расширение прав и свобод дворянства в целях его превращения в привилегированное и просвещенное сословие, способное не за страх, а за совесть служить интересам государства и всего общества; в) проведение мер, направленных, с одной стороны, на усиление власти помещиков над своими крестьянами, а с другой — призванных смягчить социальную напряженность; г) создание условий для экономического развития страны; д) распространение знаний, развитие европейских форм культуры и образования в стране; е) повышение авторитета России за границей, укрепление ее международного положения.
Вопрос № 12
Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в.: кризис феодальной системы и начало промышленного переворота. Социально-экономическое развитие в России в первой половине 19в.
Феодальная система основана на 3 принципах:
1. господство натурального хозяйства
2. рутийность техники
3. прикрепление производителя к средствам производства.
В первой половине 19в. эти признаки начали разрушаться и отмирать, в 30-е годы 20% хлеба становится товаром. Техника оставалась рутийной, потому что работник крепостной
1. Вне черноземной полосе рост оброка как следствие развития товара – денежных отношений заставляет крестьянина уходить в город на заработки.
2. В черноземной полосе помещик под воздействием товара – денежных отношений расширяет свою запашку.
И 1 и 2 имеют своим следствием падение урожая – это и есть кризис феодальной системы. Промышленный переворот – переход от мануфактур к фабрике, имеющий 2 стороны:
1. техническая – широкое распространение машин,
2. социальное – образование классов пролетариата и буржуазии.
В России переворот начинается в 30-50-е гг.:
1. появляется первая фабричная отрасль производства:
2. 1837г. первая железная дорога Петербург – Царское Село
3. 1850г. на реках Европейской России 100 пароходов.
Социальные перемены запаздывают, на фабриках не пролетариат, а крестьяне-отходники. Сами фабрики не были главным делом у предпринимательских купцов, получавших основную прибыль с торговли.
Это обстоятельство дало возможность Рындзинскому предпринимателю собственную датировку начала промышленного переворота.
Вопрос № 13
Самодержавие и его внутренняя политика в первой половине XIX в.: реформаторская и консервативная тенденции. Самодержавие или внутренняя политика первой половины 19в.
В условиях кризиса феодальной системы и начала капитализма на Западе произошли буржуазные революции, абсолютная монархия уступает место конституционной монархии или даже республике. В России революции не происходит. Буржуазия, сыгравшая революционную роль в Европе и Америке, в России такую роль сыграть не могла – слишком тесно она была связана с казной, выйдя из народа она сохранила присущее народу глубокую религию и цизоризм. Поэтому все планы государственных преобразований в конституционном духе в России так и остались не реализованными, а их авторы были не вождями революции, а политическими одиночками, в лучшем случае способны лишь на заговор – Сперанский, декабристы, Новосельцев. Максимум во что вылилась либеральная конституционная тенденция возможного развития российской государственности – это конституция Польши 1815г. Еще одним элементом конституции стало учреждение в 1850г. по проекту Сперанского – законовещательного органа власти. Со временем складываются традиции предварительного обсуждения всех важных проектов, решение которых не являлось обязательным. Поскольку конституционная тенденция возможного развития государства не осуществлялась, осуществлялась другая – прямо противоположная. Условия кризиса феодальной системы, начало революционного движения в стране заставили правительство пойти пути сверх централизации власти и управления, что наиболее ярко проявилось в правлении Николая1.
Инструментом такой сверх централизации стало Собственное Его Императорского Величия Канцелярия, подмявшие под себя все высшие и центральные органы управления и власти. Главными отделениями канцелярии были второе и третье. Второе отделение под руководством Сперанского, осуществляло кодификацию законов, вышедших в свет после 1649г. ПСЗ РИ (полное собрание законов российской империи). СЗ РИ (свод законов российской империи) – это высший шаг к сверх централизованной власти, теперь каждое учреждение, сословие, подданные точно знали свои права и обязанности. Третье отделение – политическая полиция Бекендерор, не допустить повторений декабристов. По выражению русского историка Преснякова: «при Николае1 самодержавие достигает высшей точки развития». Кризис феодальной системы сделал главным вопросом внутренней политики - вопрос с крепостном праве. И Александр1 и Николай1 хотели, но боялись отменить крепостное право отсюда полумеры непоследовательной политики. 1803г. указ о вольных хлебопашцах – помещикам предлагалось освободить своих крепостных с землей за выкуп. Однако этот закон не заработал. В 1815-1816гг. правительство ввело инвестиционные соглашения м/у крестьянами и помещиками Прибалтики. Эта мера ограничивала эксплуатацию крестьян. Однако вскоре в отношении крестьян начинается совсем иная политика о помещичьих крестьянах политика забывает, берется за переустройство государственной деревни, по инициативе фаворита Аракчеева в этой деревне создаются военные поселения. Замысел состоял в том, чтобы сохранить финансовое содержание армии, часть армии домой, военные поселения создаются как компенсация, крестьяне объявляются военнослужащими, в тоже время они себя содержат самостоятельно. Военные поселения бунтовали не переставая.
В 1842г. Николай подписал указ об обязательности крестьян. Помещикам предлагалось перевести крестьян на инвентари. Однако и этот закон не работал. В целом крестьянская политика первой половины 19в. оказалась неудачной, но она нашла формулы, которые впоследствии будут использоваться при подготовке реформы 1861г.
Вопрос № 14
Вопрос № 15
Общественная мысль 30-50-х гг. XIX в.: особенности, основные вопросы и направления.
1. Факторы, определявшие эволюцию общественного движения: кризис крепостнического строя, тормозившего развитие страны, что все яснее понимали мыслящие лю