Реформа полиции и тюремной системы
С целью усиления полиции были проведены следующие реформации:
1. В 1862 г. уездная и городская полиция уездных городов объединена и в каждом уезде создано единое полицейское управление во главе с исправником, который стал назначаться правительством.
2. Расширен низовой аппарат полиции: в 1878 г. учреждены должности участковых урядников и полицейский резерв в уездах – отряды сельской стражи.
3. Изменились принципы комплектования полиции. Если до военной реформы, когда нижние чины в армии служили 25 лет, она комплектовалась солдатами и унтер-офицерами старших возрастов, годными для службы в полевых войсках, то после военной реформы 1874 г. был введен принцип вольного найма по контракту, значительно увеличено жалованье, введены пенсии и иные льготы служащим полиции.
4. Полиция была освобождена от несвойственных ей функций: хозяйственные дела (после земской и городской реформ) перешли к органам местного самоуправления; предварительное следствие (после судебной реформы) передано судебным следователям.
5. В крупных городах вместо прежних управ благочиния созданы полицейские управления во главе с полицмейстерами, а в столицах (Петербурге и Москве) – обер-полицмейстерами (или градоначальниками). Города делились на части (районы) во главе с частными приставами, а те в свою очередь на участки и околотки с участковыми и околоточными надзирателями.
Вся губернская полиция подчинялась губернатору и генерал-губернатору. Вершину полицейской пирамиды завершал министр внутренних дел. Ему же подчинялись включенные в 1880 г. в единую полицейскую систему губернские жандармские управления.
7.Экономическая реформа Первый элемент реформы - ликвидация финансовой самостоятельности министерств и ведомств и введение единого общегосударственного бюджета и единой общегосударственной кассы укрепляло твердый порядок в расходовании средств. Государственный бюджет теперь калькулировался Министерством финансов, а рассматривался и утверждался Государственным советом.
Второй элемент реформы - отмена государственной кредитной монополии, что привело к созданию широкой сети коммерческих банков. Учреждение, помимо Госбанка, Крестьянского и Дворянского банков, также сети коммерческих банков отвечало потребностям капиталистического развития.
Третий элемент реформы - изменение налоговой системы. Один из главных источников доходов был "питейный сбор". Он давал до 40% доходной части бюджета. Государство обычно продавало с аукциона право продажи водки откупщикам, которые вносили всю сумму в бюджет, а потом торговали водкой по монопольной цене в свою пользу и наживали огромные деньги. Винные откупа вызывали наибольшую ненависть народа. С 1863 г. винные откупа были упразднены и введена свободная торговля водкой с уплатой акцизного сбора в казну. В дальнейшем (в конце XIX века) введена была вновь государственная монополия на водку, но с продажей ее в казенных лавках (без откупов). Упразднен также архаичный соляной налог. Подушная подать, которая бралась с мужских ревизских душ-крестьян и мещан (духовенство и дворянство были от нее освобождены), также была упразднена и заменена поземельным налогом для крестьян и землевладельцев и подоходным налогом для остальных налогоплательщиков. Таким образом, налоговая система также стала всесословной. Но основной доход все же давали не прямые, а косвенные налоги, которые ложились всей своей тяжестью на народные низы. Немалые средства извлекало государство и в виде натуральных повинностей (дорожной, гужевой и т. д.), распространявшихся также на крестьян.
8. Реформы системы просвещения и цензурыВ 1863 г. был утвержден новый университетский устав, который ввел автономию университетов. Ректоры стали избираться Советами университетов, а деканы – Советами факультетов.
В 1864 г. был утвержден новый устав гимназий и прогимназий (дававших неполное среднее образование), вводивший в средней школе всесословный принцип обучения, открыты были и женские гимназии.
В том же 1864 г. утверждено "Положение о начальных народных училищах". Народные училища открывались как Министерством прощения, так и земствами и частными лицами. Либерализация идеологического контроля в системе образования была дополнена некоторой либерализацией цензуры. Половинчатый характер цензурной реформы усугублялся тем, что цензура с 1863 г. была передана из Министерства народного просвещения в Министерство внутренних дел, в составе которого было создано Главное управление по делам печати.
В 1869 г. были открыты высшие женские курсы университетского типа в Петербурге (высшие Бестужевские курсы), а затем в Москве, Киеве и Казани. Начали работать врачебные женские курсы.
Контреформа
В 1884 г. Александром была предпринята университетская контрреформа, цель которой заключалась в воспитании послушной властям интеллигенции. Новый университетский устав резко ограничивал автономию университетов, ставя их под контроль попечителей.При Александре 3 началась разработка фабричного законодательства, которое сдерживало инициативу хозяев предприятии и исключало возможность борьбы рабочих за свои права.Итоги контрреформ Александра 3 противоречивы: стране удалось добиться промышленного подъема, удержаться от участия в войнах, но при этом усилились социальные волнения и напряженность.
В известной степени инициатива начала
“холодной войны” принадлежит странам Запада, для которых мощь СССР, ставшая
очевидной в ходе Второй Мировой войны, оказалась очень неприятным
сюрпризом.
Итак, “холодная война” возникла вскоре после окончания Второй Мировой
войны, когда союзники принялись подводить ее итоги. Что же они увидели? Во-
первых,. Пол-Европы оказалось в советской зоне влияния, и там лихорадочно
возникали просоветские режимы. Во-вторых, возникла мощная волна
освободительного движения в колониях против метрополий. В-третьих, мир
быстро поляризовался и превращался в двухполюсной. В-четвертых, на мировой
арене сформировались две сверхдержавы, военно-экономическая мощь которых
давала им существенное превосходство над другими. Плюс ко всему, интересы
стран Запада в различных точках земного шара начинают наталкиваться на
интересы СССР. Вот это новое состояние мира, образовавшееся после Второй
Мировой войны, быстрее других и осознал Черчиль, провозгласив “холодную
войну”.
После окончания Второй Мировой войны страны Западной Европы и СШАобъединились против СССР. Советский Союз же, стремясь обезопасить себя,создал вокруг своей границы своего рода буфер, окружив себя странами, вкоторых по окончании военных действий сформировались просоветскиеправительства. Таким образом мир был разделен на два лагеря:капиталистический и социалистический. И в том, и в другом были созданы такназываемые системы коллективной безопасности - военные блоки.а) Реформы П.А.Столыпина
1)аграрная реформа2)земство3)реформа промышленности4)национальный вопрос . Таким образом, реформы Столыпина были нацелены на то, чтобы положить начало культурной революции в российской деревне. Мыслилось, что именно такие меры, как рост образовательного уровня крестьянской массы, широкое участие крестьян в местном самоуправлении, уравнение их в правах с другими слоями населения, будут служить развитию частной и общественной предприимчивости, приблизят Россию к западной модели. Предполагалось такое же развитие реформ, как и в прошлом веке: начатые в 1861 г. с крестьянских преобразований, они получили свое продолжение в последующие 60—70-е гг. и включили в себя глубокие изменения в политической, культурной и других областях российской жизни. Однако проекты предполагаемых реформ Столыпина были отклонены Государственным советом.
б) Деятельность III Государственной думы. Итак, со времен великих реформ Александра II Россия начала движение от старого сословного общества к современному гражданскому обществу и правовому государству. Процесс этот был продолжен Манифестом 17 октября 1905 г.: народное представительство стало составной частью верховной власти страны. .Однако становление конституционного строя в России не состоялось. Отсутствие ответственного перед Думой правительства подрывало основу парламентаризма, так как оставляло всю исполнительную власть под безраздельным контролем императора. И только отрекаясь от престола, Николай II «заповедовал» своему брату, великому князю Михаилу Александровичу, «править делами государства в полном и нерушимом единстве с представителями народа в законодательных учреждениях, на тех началах, которые будут ими установлены...». Но было уже поздно.
Попытка обеспечить устойчивое экономическое развитие страны при сохранении самодержавия не увенчалась успехом. Российская модернизация не уложилась в оптимальные сроки — от 60-х гг. XIX в. до первой мировой войны. Россия в который раз оказалась не готовой к войне, что привело ее на грань национальной катастрофы.
43-
История как наука, ее предмет, цель и задачи.
История-рассказ,повествование о каком-либо событии. К истории следует подходить с 2-х сторон как процесс развития природы и общества и как наука об этих процессах. История общества-совокупность конкретных и многообразных действий и поступков как отдельных людей, так и целых коллективов, находящ. в определ. взаимосвязи, составляющих все человечество. Предмет изучения-деятельность и действия людей, вся совокупность отношений в обществе Содержанием истории как отдельной науки служит исторический процесс. Основа исторической науки-собирание, систематизация о обощение фактов. Отец истории-Геродот. Муза-Клио.
История, если это наука, а не набор мифов, способна сказать нам правду о нас самих, о нашем прошлом и настоящем. В этом смысле история – наука достаточно беспощадная, т. к. правду о себе мало любят и отдельные люди, и общества в целом.
Всё многообразие взглядов на исторический процесс, как правило, сводят к нескольким концепциям (направлениям, подходам, парадигмам). На наш взгляд, целесообразно выделить две основные концепции – линейную и цивилизационную.
Наиболее известными представителями линейной концепции (её разновидностей – христианской, формационной) были Августин Блаженный, Георг Гегель, Карл Маркс, Уолт Ростоу. Исторический процесс рассматривается сторонниками этого направления как поступательное движение от низших форм организации общества к более совершенным; народы, согласно этому подходу, проходят в целом одинаковый исторически прогрессивный путь.
Наиболее известные представители цивилизационной концепции (её разновидностей – циклической, культурно – исторической) – мыслители XIX - XX вв. – Николай Данилевский, Освальд Шпенглер, Арнолд Тойнби. Однако идеи исторических циклов высказывались и раньше – в Древней Греции (Гераклит), в средние века (Ибн Хальдун), в новое время (Фрэнсис Бэкон).
Термин «цивилизация», как правило, употребляется в двух значениях. Во-первых, для обозначения высшего уровня общественного развития и материальной культуры, достигнутого данной страной, исторически сложившимися общностями. Во-вторых, для обозначения своеобразия жизни стран, исторически сложившихся общностей в определённые исторические периоды (например, цивилизации Древнего Востока, цивилизация Византии, Российская средневековая цивилизация, цивилизация на постсоветском пространстве).
Согласно представлениям сторонников цивилизационного подхода, каждый народ проходит свой неповторимый путь, обусловленный уникальными природными условиями, религией, традициями национальной культуры, а исторический процесс – это смена ряда цивилизаций, существовавших в прошлом
Образование русского централизованного государства было сложным и длительным процессом. В начале XIV в. и особенно во второй его половине сложился ряд объективных предпосылок для централизации. После страшного татарского погрома восстанавливается экономика страны. Ощущается подъем в сельском хозяйстве, где утверждается трехполье, как основная система земледелия. Идет освоение новых земель. Заметен подъем ремесленного производства, особенно в отраслях, связанных с военным производством (в конце XIV в. появляется огнестрельное оружие). Развитие ремесел и хозяйственной деятельности стимулировало рост торговли и городов. Возрождаются и растут старые, появляются новые. Горожане - ремесленники и торговцы - нуждались в защите централизованного государства от произвола местных феодалов. Не могла нормально развиваться в условиях раздробленности торговля. В централизованном государстве существенно нуждались и феодалы: только сильная власть могла обеспечить дальнейшее закрепощение крестьян. Важным фактором была постоянная военная угроза, особенно со стороны татар. Их набеги и поборы наносили разрушительные удары по экономике. Разрозненные княжества с этой угрозой справиться не могли.
Во главе объединяющегося государства стало Московское княжество. Экономическому росту и политическому возвышению Москвы способствовало исключительно выгодное географическое положение. Она находилась в центре русских княжеств, которые прикрывали ее от ударов извне. В Москву со всех сторон стекались люди, ища убежища, и это увеличивало ее население. Москва стояла на перекрестке важнейших торговых путей.
Усиление Московского княжества происходило в условиях острой конкуренции с Тверью, которая также стремилась объединить под своей властью русские земли. После утверждения в 1304 г. Михаила Тверского на Великом Владимирском княжестве, в Твери вспыхнуло крупное народное восстание против татар (1327 г.). Московский князь Иван Калита (1325- 1340) предложил золотоордынскому хану свои услуги в подавлении восстания, а в награду получил в 1328 г. ярлык на великое княжение владимирское и право сбора татарской дани. С этого времени владимирский стол почти постоянно находился у московских князей.
Иван Калита проводил искусную политику усиления и расширения своего княжества. За скопидомство он получил прозвище Калиты ("кошель"), однако вошел в историю как "собиратель земли русской", положивший начало возвышению Москвы. Возвышения и расширения Московского княжества он добивался разными путями: устраивал браки местных князей с представительницами своего рода; назначал в отдельные княжества своих наместников; приобретал в других княжествах земли для себя и содействовал в этом своим боярам на началах частной вотчинной собственности.
Дальнейшее усиление Московского княжества происходит при сыновьях Калиты - Семене Гордом и Иване Красном. Выдающимся политическим успехом Москвы было отмечено княжение внука Калиты - Дмитрия Московского, прозванного за Куликовскую битву Донским. Его правление прошло в укреплении военной мощи Москвы. Во многом его деятельность продолжала политику Калиты. В 1367-1368 г. была построена каменная крепость в Москве вместо деревянного Кремля. Соперничество с Тверью в этот период достигло особой силы, так как последней помогала Литва. Литовцы трижды осаждали Москву, но взять ее не могли. В 1375 г. Дмитрий совершил успешный поход на Тверь. Это усилило Москву.
В Золотой Орде, ослабленной противоречиями, опасались потерять свою власть на Русью. Темник Мамай, ликвидировав усобицы в Золотой Орде и сосредоточив власть в своих руках, в 1378 г. совершает поход на Русь, чтобы восстановить статус-кво. Но на реке Воже (приток Оки) его войско было разбито московской ратью. В следующем году разъяренный Мамай совершил набег на рязанское княжество, разгромил его столицу, но быстро ушел в Орду, так как понимал, что для борьбы с Дмитрием ему необходимо собрать все силы.
В 1380 г. Мамай стал готовиться к большому походу на Русь, с тем чтобы вернуть ее к покорности, разорить и наложить тяжелую дань. Чтобы наверняка добиться победы, Мамай заключил союз с вели
В апреле 1985 г. руководителем страны стал М.С. Горбачев. В качестве государственной им была выдвинута концепция «нового политического мышления». Суть концепции сводилась к следующему.
Основные принципы «нового политического мышления» сводились к следующим:
отказ от вывода о расколе современного мира на две противоположные общественно-политические системы (социалистическую и капиталистическую), признание его единым и взаимозависимым;
объявление в качестве универсального способа решения международных вопросов не баланса сил двух систем, а баланса их интересов;
отказ от принципа пролетарского (социалистического) интернационализма и признание приоритета общечеловеческих ценностей над любыми другими (классовыми, национальными, идеологическими).
В политическом развитии страны можно условно выделить ряд этапов. Первый, с марта 1985 г. по январь 1987 г., проходил под лозунгом «больше социализма». Начались значительные изменения в руководстве КПСС. Развернулась борьба с коррупцией, злоупотреблениями, сменялись дискредитировавшие себя партийные руководители на местах. Началось переосмысление реального положения общества, переоценка исторического пути, пройденного страной, массовая реабилитация репрессированных деятелей партии и Советского государства, представителей интеллигенции, переосмысление их роли в истории страны. Вместе с тем политическая система общества оставалась неизменной, руководящая роль КПСС как единственной политической партии, авангарда всего народа, сомнению не подвергалась.
Уже в этот период начинаются разногласия среди самих сторонников перестройки. Руководящее ядро партии, сформировавшееся вокруг Горбачева, менее чем за два года, оказалось расколото на противостоящие друг другу группы. Необходимость перемен осознавали все, но понимали эти перемены по-разному. Ярко выраженным представителем первой группы был секретарь Московского горкома партии Б.Н. Ельцин, другой – второй секретарь КПСС Е.К. Лигачев.
Следующий этап, 1987–1988 гг., можно охарактеризовать как этап, проходящий под лозунгом «больше демократии», в котором классовое понятие демократии было заменено общечеловеческим (либеральным) пониманием. В июне–июле 1988 г. прошла XIX Всесоюзная партийная конференция, определившая пути преобразований. Основным направлением провозглашалась передача власти от партийных органов Советам народных депутатов, обеспечение полновластия Советов всех уровней.
Выборы в высшие органы власти открыли новый этап – этап размежевания в лагере перестройки (1989–1991 гг.). Б.Н. Ельцин уже открыто переходит на антикоммунистические позиции, начинает борьбу за власть. Ему удалось сплотить в единую коалицию силы совершенно различной политической ориентации на платформе общей борьбы против КПСС.
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ИВАНА ГРОЗНОГО И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ
Иван IV вступил на престол, будучи семнадцатилетним юнцом. 1547 год стал судьбоносным для Московского государства, поскольку в его истории начиналась новая эпоха, принесшая новые завоевания, реформаторские преобразования, горе и слезы преследуемым опричниной. Внешняя и внутренняя политика Ивана Грозного, получившего такое прозвище в народе из-за его жестокости к окружению, отличалась активными действиями: как в отношении других стран и кочевых народов, так и в плане преобразований, произошедших внутри государства.
Венчание на царство
Вступив на престол, князь не пожелал довольствоваться титулом, дарованным ему по праву наследования от отца Ивана III. По примеру западных стран, он пожелал признания божественного происхождения своей власти. Поэтому в 1547 году князь Иван IV был венчан на царство и получил от рук патриарха не только венец, но и титул "Князя всея Руси", тем самым изменив статус всего Княжества Московского на Царство.
Внутренняя политика и развитие Московского царства
Внутренняя политика Ивана Грозного характеризуется проведением многочисленных реформ, затронувших устои государства. В первую очередь царь приказал собрать воедино все законы, действовавшие на территории государства, и записать их в одну книгу, получившую название «Судебник». Это произошло в 1550 году и положило начало становлению правового института в государстве. Прецедента произошедшим событиям ранее не было. Это свидетельствует о том, что внутренняя политика Ивана Грозного в правовом поле была прогрессивным явлением.
Реформа органов управления: Земский собор и Приказы
Преобразования коснулись и органов управления. Были созданы так называемые Приказы, которые ведали хозяйственными делами в государстве и подчинялись воле царя. Земский собор стал совещательным органом при царе. Его первый созыв пришелся на 1549 год. Это стало началом централизации власти в государстве.
Создание регулярной армии: стрелецкие полки
Становление сильного государства не могло происходить без сильного войска, поэтому политика Ивана Грозного также нашла отражение и в военной отрасли. Были созданы стрелецкие войска. Они стали отдельным привилегированным сословием, находившимся на службе у государя.
Церковь и усиление царской власти
Внутренняя политика Ивана Грозного коснулась и церкви. На период 16 века церковь на Руси являлась собственником, в руках которого были сосредоточены огромные земельные владения. Это давало право митрополиту активно вмешиваться в дела государства и влиять на царя. По приказу царя был созван Церковный собор, который ограничил землевладения церкви и подчинил ее воле царя. Таким образом прошло становление и укрепление царской власти.
Внешняя политика
Во внешней политике Иван Грозный обратил свои взоры на Восток. После распада Золотой Орды русских правителей привлекали ее просторы. К этому времени там образовались небольшие княжества, одним из которых было Казанское ханство. В 1552 году Казань была захвачена. Через четыре года та же участь постигла Астрахань. Дорога в Сибирь была открыта, и вскоре туда направились первые казацкие дружины.
Ливонская война
Успешными восточными походами царь воодушевился и обратил внимание на западные страны. Балтика с ее землями давно привлекала внимание русских дворян, желавших расширить свои владения. С 1558 года начинается война с западными странами – Польшей, Литвой, Швецией. Ливонская война приобрела затяжной характер, а предательство русских князей привело к поражению.
Опричнина
Ответом на поражение в Ливонской войне и измену некоторых дворянских родов стала опричнина. С 1566 года практически все рода княжеского или дворянского происхождения содрогались при слове «опричник». Вся земля в государстве была разделена царем на земскую и опричнину. Последняя считалась собственностью царя. Все аристократы, проживавшие здесь ранее, подлежали переселению. Непокорные карались смертью либо ссылкой. Для исполнения воли царя было создано специальное подразделение войск – опричников.
Опричнина и ее последствия
Опричнина привела к серьезным разрушения
48
Первые попытки либерализации Советского общества: хрущевское десятилетие (1955-1964 гг.)
Posted on 30.03.2013 by admin
Политическое руководство страны, возглавляемое с 1955 г. Н. С. Хрущёвым, в первую очередь предприняло меры по оздоровлению партийной и государственной жизни. Партийные органы освобождались от наиболее одиозных фигур, не способных работать в новых условиях. Стали регулярно созываться пленумы партийных комитетов всех уровней. Большое значение придавалось улучшению работы государственного аппарата, было произведено сокращение численности штата административно-управленческих структур.
Огромное значение придавалось восстановлению законности и правопорядка. Были пересмотрены дела тех, кто был репрессирован в результате политических процессов в послевоенное время. Из тю рем и лагерей стали возвращаться десятки тысяч людей. В феврале 1956 г. на XX съезде партии Н. С. Хрущев выступил с докладом по разоблачению сталинизма. Вслед за этим принимаются новые шаги по демократизации политической системы. Расширялись права Советов всех уровней в решении хозяйственных и социальных проблем. Большие, чем прежде, права получили союзные республики. Увеличивались пра ва общественных организаций, в частности профсоюзов.
Нанеся удар по сталинизму на XX съезде партии, Хрущев вернулся к этой проблеме на ХХ II съезде КПСС. Критика Сталина на нем проз вучала открыто на всю страну.
Усилиями Хрущева СССР был избавлен от крайностей сталинизма, но не стал на путь глубоких демократических преобразований. Поли тическая жизнь государства несла на себе печать влияния традиций сталинизма. Высшее политическое руководство страны, его деятельность оставались вне сферы публичной критики. Институты, через которые могла осуществляться такая критика, не были созданы. Важные полити ческие решения принимались в узком кругу партийных и государствен ных руководителей, а нередко и единолично самим Хрущевым. Поэтому не случайно реформы 50-х — начала 60-х годов несли на себе печать этой по своему яркой, противоречивой личности. Выступая инициато ром многочисленных начинаний в области экономики, управления го сударством, Хрущев принёс в эту деятельность свойственные ему им пульсивность, непродуманность, поспешность, что и дало впоследствии основание для обвинений его в волюнтаризме и субъективизме.
Не оправдала себя перестройка управления народным хозяйством, при которой отраслевые министерства ликвидировались, а органи зационной формой управления становились советы народного хозяйства экономических районов (совнархозы). Разумные решения в аграрной политике нередко проводились в такой форме, что выхолащивалось всё позитивное содержание мер, направленных на подъём сельского хо зяйства страны. Это и освоение целины, и повсеместное распростра нение кукурузы, призванной стать основной кормовой культурой, и популяризация опыта передовиков, в числе которых был печально известный Т. Д. Лысенко, и кампания по преобразованию колхозов в совхозы и многое другое.
Сложными были отношения Хрущева с интеллигенцией. Понимая её огромную роль в обществе, в которой развивались процессы, поро жденные НТР, он тем не менее не смог преодолеть традиции сталиниз ма, которым было присуще недоверчивое отношение к интеллигенции. И поэтому, с одной стороны, началось оживление культурной жизни, названное современниками «оттепелью». Появились высокохудожест венные литературные произведения, в которых ставились острые воп росы общественной жизни. Среди них роман В. Д. Дудинцева «Не хлебом единым», поэма А. Т. Твардовского «Тёркин на том свете», повесть А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и др. С другой сторо ны, продолжалось давление на творческую интеллигенцию, которое особенно проявилось в ходе кампании 1958 г. против Б. Л. Пастернака, критики Хрущевым абстракционистов и формалистов во время осмотра выставки московских художников в 1962 г.
В результате процессы, разворачивавшиеся в духовной сфере общества, несли на себе печать половинчатости, нерешительности, опасения, что чрезмерная демократизация приведёт к непредсказу емым последствиям для общественно-политическо
Как и в Западной Европе после периода феодальной раздробленности, на Руси в XIV–XV вв. – время формирования единого российского государства.
В странах Западной Европы политическая раздробленность становится тормозом для развития экономики. Под влиянием экономических факторов политические границы были преодолены, произошло формирование единых национальных рынков и создание единых национальных государств (к XV в).
На Руси процесс объединения шел по-другому. Конечно, экономические связи между отдельными княжествами развивались, но общий экономический рынок возник только в XVII в. На первое место выдвигались не экономические, а политические причины.
В XIV– XV вв. очень остро встал вопрос о выживании русского государства, сохранении самобытности русского народа, его культуры и веры. Внешний вызов шел как с Востока – Золотая Орда, так и Запада – со стороны молодого и агрессивного Ливонского княжества.
Возможные центры централизации:
o Московское;
o Тверское;
o Новгородское княжества
Победу одержало Московское княжество. Особый вклад в усиление Московского княжества внесли: Даниил Александрович (1276– 1303) – сын Александра Невского, Иван Данилович Калита (1325–1340), Дмитрий Донской (1359–1389) и Иван III (1462–1505).
При князеДанииле произошло усиление Московского княжества, присоединение к Москве Коломны, Переславля, Можайска. Иван Калита ускорил процесс объединения русских земель: перехватил у великих князей «ярлык» на великое княжение, получил у Орды право сбора дани с русских земель, укрепил и отстроил столицу княжества – Москву, а в период его княжения митрополит переехал из Владимира в Москву.
При великом князе Дмитрии Донском произошли важные события в объединительном процессе. Москва стала крупным экономическим и политическим центром. Московский князь имел в своем распоряжении хорошо вооруженное войско. Усиление Москвы позволило Дмитрию Донскому вступить в открытую борьбу с монголо-татарами. Наибольшее значение для формирования единого русского государства имела его победа на Куликовом поле в 1380 г. В военно-политическом отношении Куликовская битва показала, что русская армия может сражаться на равных и побеждать такого сильного противника. Духовно-нравственный смысл победы – возрождение чувства национальной гордости и национального достоинства, единение русских земель на основе православной веры. Завершающая фаза в объединительном процессе связана с деятельностью Ивана III (1462–1505).
В этот период к Московскому княжеству были присоединены Ростов (1474), Великий Новгород (1478), Тверь (1485). Наиболее крупным достижением Ивана III было окончательное свержение татаро-монгольского ига в 1480 г.
Свержение монголо-татарского ига обеспечило Руси условия для интенсивного экономического, политического и культурного развития. Возрос авторитет московского княжества как на Востоке, так и на Западе. С этого времени Русь вновь стала существовать как независимое государство восточной Европы, появляется наименование государства «Россия» и российский герб – двуглавый орел. В 1457 г. был принят Судебник первого кодекса законов единой России, где было закреплено единое устройство и управление, введено единое московское войско, закреплен Юрьев день, положивший начало крепостному праву.
Таким образом, в целом централизованное Московское государство было создано, но оно значительно отличалось от европейских: в политическом устройстве, уровне развития экономических отношений, социальной структуре, религии. В московском государстве ярко преобладают черты восточной цивилизации. Это проявилось в том, что объем и авторитет княжеской власти возрастает, княжеский аппарат подминает под себя институты народного самоуправления – вече, были уничтожены городские вольности и привилегии. Отток денег в Золотую Орду препятствовал появлению «третьего сословия», опоры городской самостоятельности в странах Западной Европы.
Войны с монголо-татарами привели к тому что, в ходе их была уничтожена большая часть дружинников-феодалов.
Оценка: 0 Рейтинг: 0
Культура Киевской Руси унаследовала культуру восточнославянских племен, составивших ядро государства. Она испытывала несомненное влияние кочевых народов Степи и особенно Византии, из которой на Русь пришло христианство.
В 988 г. при Владимире 1, в качестве государственной религии было принято христианство. Христианство как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. В начале нашей эры апостол Андрей Первозванный - старший брат апостола Петра - отправился в Скифию. Как свидетельствует «Повесть временных лет», апостол Андрей поднялся до среднего течения Днепра, установил на Киевских холмах крест и предсказал, что Киев будет «матерью городов русских». Дальнейший путь летописца лежал через Новгород, где, по словам летописца, его привела в изумление русская баня, на Балтику и далее вокруг Европы в Рим. Рассказы о последующих крещениях отдельных групп населения Руси показывают, что христианство постепенно входило в жизнь древнерусского народа.
Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни утверждало идею равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт, как богатому вельможе, так и простолюдину, в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле.
Принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и античной культуры.
Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития. Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется равноапостольным.
Византийские мастера построили на Руси первые каменные храмы, интерьеры которых были украшены мозаиками и фресковыми росписями; из Константинополя в Киев и другие города были привезены первые образцы живописного искусства — иконы и миниатюры манускриптов.
Христианству на Руси чуть более тысячи лет и такие же древние корни имеет искусство иконописи. Икона (от греческого слова, обозначающего «образ», «изображение») возникла до зарождения древнерусской культуры, и получило широкое распространение во всех православных странах. Иконы на Руси появились в результате миссионерской деятельности византийской Церкви в тот период, когда значение церковного искусства переживалось с особенной силой.В этот период нигде в Европе церковное искусство не было так развито, как в Византии. И в это время новообращенная Русь получила среди прочих икон, как образец православного искусства, непревзойденный шедевр - икону Богоматери, получившую впоследствии наименование Владимирской.
Русь имела высокоразвитую художественную культуру. Все это способствовало тому, что сотрудничество русских мастеров с византийскими было исключительно плодотворным.
Новообращенный народ оказался способным воспринять византийское наследие, которое нигде не нашло столь благоприятной почвы и нигде не дало такого результата, как на Руси.
Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление о том, что задача живописи — «воплотить слово», воплотить в образы христианское вероучение. Поэтому в основе древнерусской живописи лежит великое христианское «слово». Прежде всего, это Священное Писание, Библия («Библия» по-гречески — книги) — книги, созданные, согласно христианскому вероучению, по вдохновению Святого Духа.
Культура Киевской Руси унаследовала культуру восточнославянских племен, составивших ядро государства. Она испытывала несомненное влияние кочевых народов Степи и особенно Византии, из которой на Русь пришло христианство.
В 988 г. при Владимире 1, в качестве государственной религии было принято христианство. Христианство как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. В начале нашей эры апостол Андрей Первозванный - старший брат апостола Петра - отправился в Скифию. Как свидетельствует «Повесть временных лет», апостол Андрей поднялся до среднего течения Днепра, установил на Киевских холмах крест и предсказал, что Киев будет «матерью городов русских». Дальнейший путь летописца лежал через Новгород, где, по словам летописца, его привела в изумление русская баня, на Балтику и далее вокруг Европы в Рим. Рассказы о последующих крещениях отдельных групп населения Руси показывают, что христианство постепенно входило в жизнь древнерусского народа.
Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни утверждало идею равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт, как богатому вельможе, так и простолюдину, в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле.
Принятие христианства сыграло большую роль в разв<